В 90х годах работал я в несуществующей ныне компании. Оказалось, что в нашем управлении есть сразу несколько служивших в десанте, один из которых всерьёз достаточно увлёкся любительским парашютным спортом. Купил свой купол, потом ещё купол, ездил каждые выходные на аэродром, в заезд по несколько прыжков.. Вот он и решил зазвать соратников на День ВДВ прыгнуть, провести время продуктивно и безалкогольно.
Поддержали идею многие к теме отношения не имевшие, и желавшие разок попробовать. Приехали с жёнами, кто и с детьми, но.. погода, будь она неладна... Протусили полдня, услышали официальное, что "сегодня уже не светит", и разъехались.
На следующие выходные на фоне разговоров об экстазе свободного (а в реальности не вполне) падения народу собралось ещё больше. Но погода опять не благоприятствовала.
На третий раз были уже только два сотрудника, прежде никогда прыжков с парашютом не совершавшие. Результат - у одного перелом, у другого сильное растяжение.
Парня с растяжением увозит домой жена. А организатор везёт в больничку поломанного, потом возвращается на аэродром, чтобы забрать его машину. И там у него завязывается разговор с клубным медиком, которому интересно как и что. Верно ли он решил, что осколочный, в какую больницу определили, какие условия, и прочие немаловажные профессиональные интересности. Орг подробно рассказывает: кости собрали на аппарат, лежит на растяжке, больно, жара, пот течёт, запахи не самые лучшие, мухи в палате, занять себя нечем. И тут доктор убивает наповал, произнося с мечтательной с растяжкой:
- Да уж... А вчера вот у нас Лукойл прыгал. Так у них в палате и телевизор, и кондиционер!
+ + +
Сразу комментирую.
В советское время прыгнуть можно было через ДОСААФ или в армии. Травмы были редкостью. В армии травма проходила в качестве ЧП с лишением ответственных лиц премий - солдат лешился боеспособности. Дрессировали старательно. При переводе парашютизма из ДОСААФа в коммерческое русло подготовка стала формальностью, когда за час вываливают массу основной информации и не вырабатывают навыки. Травм стало много, и не всегда это физически слабые люди. Причина проста - не тренированный приземлению человек приземляется на одну ногу со скоростью ~5+ м/с. А нужно на две, не пытаться устоять, и желательно перекатиться. Риск после часа подготовки в целом заметный.