Стихотворение Владимира Владимировича Маяковского "О дряни" было написано на стыке 1920 и 1921 годов и впервые опубликовано на страницах журнала "Бов" Љ1 за 1921 год. Со времён октябрьского вооруженного переворота прошло более трёх лет, и Маяковский восторженно принявший романтику революционных перемен, постепенно переходит от безудержного восхваления героев к критике околореволюционного быта.
В стихотворении "О дряни" сатирические стрелы автора летят в сторону нового советского мещанства, причём не в рядового обывателя - мещанина, а в чиновников - бюрократов всех мастей. Неистребимость бюрократической трясины - проблема любого развивающегося государства. Россия того времени переходила от разрушений, сметания всех старых устоев, гражданской войны, к построению абсолютно нового государства. Любое государство невозможно без аппарата чиновников, которые в свою очередь заинтересованы в умножении своих рядов, увеличении своего веса в обществе, что и приводит к возникновению бюрократической прослойки. Парадокс в том, что именно эта новая бюрократия и становится тормозом революционных перемен.
Маяковский весьма живописно показывает процесс появления в советских учреждениях старорежимных бюрократов, легко и быстро прижившихся и приспособившихся к новой реальности. В голодной и полуразрушенной стране они вполне благополучно работают на себя и живут для себя. "Свили уютные кабинеты и спаленки". Бюрократия абсолютно аполитична во все времена от царя Гороха и до сегодняшней как бы демократии. Её цель - воспользовавшись своим положением и властью, урвать (не заработать!) свой кусок хлеба с маслом и, желательно, икрой.
В наше время ситуация не изменилась, по крайней мере в лучшую сторону. Большинство демократических преобразований последнего десятилетия тормозятся бюрократической прослойкой, оставшейся по сути неизменной со времён СССР, и, прежде всего, государственным аппаратом. Чиновники, "сильные мира сего" активно продвигают всюду удобных им людей, родственников, детей, воспитанных по образу и подобию родителей. Причём вся эта трясина помимо традиционной бюрократии, распространяется и на другие сферы жизни. И появляются у нас бюрократы от бизнеса, образования, культуры, спорта (и т.д., и т.п., и др.). И приобретают себе новые хозяева жизни уже не "тихоокеанские галифища" и не "с эмблемами платья", а модные заграничные автомобили, огромные квартиры в престижных районах, дворцы в пригороде. И контролируют "детишки" доходные отрасли бизнеса, президентствуют в популярных футбольных клубах, играют попсу в модных группах. И всё это, разумеется, на деньги родителей - бюрократов, украденные из кармана рядовых россиян.
Почуму? Стихотворение Маяковского, к сожалению, не даёт ответа. И сразу возникают в памяти классические вопросы русской интеллигенции. Что происходит? Кто виноват? Что делать? То, что происходит в целом описано выше. Виноваты те, кому это выгодно, кто привык к существующему положению вещей, кому нет дела до простого человека, живущего в России, как Бог даст. Кто это? На мой взгляд, комментарии излишни. Но если вы интересуетесь, то посмотрите портреты в газетах, главные репортажи на государственных телеканалах... Верховная государственная власть должна ограничивать бюрократическую машину, не давать ей развернуться во всей красе. Должна! Ну, а если не может, то.... Такая уж у нас власть.
И всё - таки, что делать? За десяток лет до "Дряни", у замечательного русского поэта Саши Чёрного чижика просто не кормили. В 1920 у Маяковского портрет Маркса призывает свернуть головы канарейкам, как символу обывательщины, мещанства, бюрократизма (сомнительный символ, однако). Нам же остаётся дождаться приказа иконы Путина и, с небывалым воодушевлением, подрезать языки попугаям или крылья голубям.