Коляков Александр Михайлович : другие произведения.

2. Новая история старых событий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
ОЧЕРК II
  
Новая история старых событий
  
Сон разума рождает чудовищ. (Испанская поговорка)
  
История средневековой Руси не нуждается в выдуманных невеждами проблемах: в ней более чем достаточно проблем реальных (и куда более интересных, чем мифические). (А. А. Горский)
  
   Немного о криминалистике. Исторические сказки. Разрушенные фильтры. Новые пророки и 'историки-новаторы'. И снова 'сверхчеловеки' и арийцы. Иерусалим - славянский город?! Амазонки - 'українськi дiвчата'?! Будда, Заратустра, Один - 'українськi хлопцi'?!
  
  
1. КРАСИВЫЕ СКАЗКИ ИЛИ ОПАСНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ?
  
Правду так тяжело удержать, а мифы и выдумки так легко смешиваются с реальностью, что выглядят, в конце концов, куда более логичными, чем реальность. (К. Саймак)
   Фантазируйте, придумывайте, мечтайте, пишите романы, но и называйте это романами! Имя Истории свято - не оскверняйте его! (А. Шлецер)
  
   В процессе написания настоящей книги автор далеко не сразу пришел к выводу о необходимости посвятить 'имперскому источниковедению' отдельный очерк. Тема эта в сравнении с войнами, заговорами и т. п. 'action' может показаться многим читателям достаточно скучной и малоинтересной. Однако по зрелому размышлению стало понятно, что, только ознакомившись, хотя бы кратко, с имеющимися в руках историков 'уликами', читатель сможет понять, откуда берутся 'пазлы' для создания картины исторического прошлого.
  
   Улики?! Мы не оговорились. Сравнение историков со следователями, пытающимися с помощью прямых и косвенных 'улик' восстановить картину произошедшего, отнюдь не оригинально, но очень точно передает особенности труда добросовестных 'реставраторов' нашего прошлого. Подчеркнем, именно добросовестных, ибо прежде чем перейти непосредственно к описанию имеющихся в нашем распоряжении источников по истории Евразийской империи, мы расскажем о 'реставраторах' недобросовестных, о так называемых историках-новаторах. И имя им - легион.
  
   Можно было бы и не отвлекаться от основной линии нашего изложения. Любителей пофантазировать на тему 'людей-грифонов', 'гипербореев', 'атлантов' и т. п. хватало во все времена. Но по мере развития исторической науки, накопления ею новых фактов, и, соответственно, постепенной ликвидации имеющихся лакун поле для подобных измышлений сначала сузилось, а затем практически исчезло. Возможно, не последнюю роль в этом сыграла и общая рационализация общественного сознания - массового запроса на 'фэнтези' подобного рода не было. Однако, начиная с 90-х годов XX века, положение неожиданно изменилось. Правда, лишь на 1/6 территории нашей планеты.
  
   Древнее китайское проклятие гласит: 'Чтоб ты жил в эпоху перемен!'. Хорошо известно, что в 'эпоху перемен' лихорадит не только государственные институты и экономику. Сильным, а для многих и запредельным нагрузкам подвергается психика людей. Рушатся старые, прочно въевшиеся в сознание, идеалы, подвергаются сомнению, казалось бы, незыблемые истины... Меняются сами 'правила игры', и то, что еще вчера было предосудительным, сегодня становится доблестью, а то, что считалось доблестью, в новых условиях вызывает лишь снисходительно-ироническую усмешку.
  
   В этот период 'безвременья', когда старые идеалы разрушены, а новые еще не сформированы, освободившееся пространство заполняется самой настоящей 'чертовщиной'. Именно на конец 1980 - начало 1990-х годов пришелся пик увлечения оккультизмом, мистикой, экстрасенсорикой, самолечением etc. Проникла эта 'чертовщина' и в мир исторической науки.
  
   Тому есть несколько причин. С одной стороны, измученным социальными неурядицами людям захотелось 'красивой сказки' - ведь как прекрасно ощутить себя, например, потомками атлантов, ариев, воинов Чингисхана... С другой - в образовавшихся на постсоветском пространстве новых государствах возник запрос на 'собственную историю' и, соответственно, 'собственных героев', что наряду с серьезными исследованиями академических ученых вызвало появление на свет 'псевдопатриотических сказок. К тому же были разрушены 'фильтры', отделяющие академическую историческую науку от псевдонаучного исторического фэнтези, и, как следствие, на головы читателей немедленно обрушилась лавина соответствующей литературы.
  
   Да и сама академическая историческая наука в СССР, базирующаяся на историческом материализме, зачастую представляла собою разновидность такого же 'околонаучного фэнтези'. Речь идет, конечно, не о самом 'истмате', являющемся одним из наиболее рациональных методов изучения истории человечества, сколько о его партийно-имперском варианте, ставшем с начала 1930-х годов 'единственно правильным' направлением в советской исторической науке. 'История становилась частью идеологии, а идеология, которая официально именовалась теперь 'марксизмом-ленинизмом', начинала превращаться в светскую форму религиозного сознания...'1
  
   Таким образом, на смену одним историческим мифам пришли другие. Поэтому не следует удивляться тому, что среди 'историков-новаторов' нередко можно встретить бывших 'пламенных борцов за идеалы коммунизма', равно как и тому, что многие нынешние политики (и 'имперцы', и 'националисты'), а также новоявленные 'ударники капиталистического труда' - обладатели партийных и комсомольских билетов не в столь далеком прошлом. Подобная мимикрия всегда была отличительной чертой такого рода прагматиков всех времен и народов.
  
   Начиная с 90-х годов XX века, без всякого преувеличения можно говорить о форменном засилье псевдоисториков. И это наиболее корректный термин, характеризующий многочисленную рать дилетантов и сознательных 'спекулянтов от истории', которые с завидным постоянством совершают все новые и новые 'исторические открытия', искажая факты в угоду политическим или экономическим резонам.
  
   Такие 'историки-новаторы' также вполне сравнимы со следователями, только - недобросовестными. И тех, и других можно разделить на две категории. Первые подобно своим 'коллегам' из НКВД 1930-х годов, выдумывающих несуществующие заговоры, шпионские и террористические организации, предпочитают вообще не принимать во внимание какие-либо факты, полностью отпуская на волю свою необузданную фантазию. Вторые действуют более тонко, смешивая в разных пропорциях факты и вымысел, а затем используя образовавшуюся амальгаму в качестве доказательной базы для своих, на первый взгляд достаточно обоснованных (особенно для неискушенных читателей) построений. Обе разновидности 'историков-новаторов' достаточно востребованы на постсоветском пространстве, но все же 'фантазеры', без сомнения, пользуются гораздо большим успехом. Обратимся к рассмотрению творчества некоторых наиболее известных украинских и российских мастеров этого жанра.
  
  ----------------------------------------------------------------
  1. Медведев Ж. А., Медведев Р. А. Неизвестный Сталин. Москва: Время, 2007. C. 166
  
  
2. 'НОВАТОРЫ' УКРАИНСКИЕ
  
В любом обсуждаемом вопросе профессионал (если он действительно профессионал, а не просто носитель казенных титулов) в нормальном случае более прав, чем дилетант. (А. А. Зализняк)
  
   Среди украинских историков-фантазеров в первую очередь следует отметить Л. Т. Силенко, объявившего себя ни много, ни мало 'пророком' новой религии, так называемой РУНВiри (Рiдна Українська Нацiональна Вiра) - своеобразной смеси древних языческих верований и строгого монотеизма. В своем пространном трактате 'Мага Вiра' (Нью-Йорк, 1979), что переводится с санскрита как 'Могучая Вера', ставшем своего рода 'библией' последователей новой национальной религии, Л. Т. Силенко убеждает читателей, что в период обледенения жизнь на территории нынешней Восточной Европы не исчезла: 'Выжили избранные, которых можно назвать сверхлюдьми того времени...'1 От этих 'избранных', которых Л. Т. Силенко, собственно, и считал древними украинцами, отождествляя при этом с ариями, происходили, по его мнению, создатели первой цивилизации в Месопотамии - шумеры, гиксосы, завоевавшие Египет и основавшие Русалем (Иерусалим!)2, знаменитые амазонки, этруски, а также ... Будда и Заратустра.
  
   Отождествлял 'древних украинцев' с ариями и С. П. Плачинда, который считал себя учеником и последователем 'пророка' и пошел едва ли не дальше своего учителя в возвеличивании украинской нации, развивая его идеи в 'Словаре древнеукраинской мифологии'3. Для примера приведем несколько отрывков из этой книги:
  
   'Амазонки (косачи, косачки) - воинственная община древнеукраинских женщин III-I тысячелетия до н. э. ... По современной гипотезе, А. - основательницы украинской козацкой вольницы.
  
   Анты - объединение древнеукраинских племен, которые в III-VIII вв. н. э. создали могущественное, стабильное и первое в истории украинского народа объединенное Украинское государство...
   Согласно административно-территориальному устройству Антское государство было первым в истории древней УКРАИНЫ унитарно-централизованным государством, что позволило объединить все древнеукраинские племена от Венедского (Балтийского) до моря Эвксинского (Черного) и от Лабы (Эльбы) и Одра (Одера) до Дона. Столицей Антии-Украины был Киев.
  
  ----------------------------------------------------------------
   1. Силенко Л. Т. Мага Вiри. Нью-Йорк, 1979. C. 65. Сразу оговоримся, мы критикуем лишь историческую часть учения Л. Т. Силенко. Что же касается философской части 'Мага Вiри', то предоставим ее оценивать профессионалам. Тем не менее, для Украины некоторые идеи Л. Т. Силенко в настоящее время приобрели особую актуальность:
   'Завоеванный народ (подчиненный духовно, милитарно, экономически) не имеет права на своей родной земле творить свою историю, у него отобрано право быть творцом - он поставлен в положение потребителя чужих идей; потребляя чужое духовное достояние, он сам себя обезличивает и превращает в чужака, а, значит, омертвляет, превращает в покорную тягловую силу, в пушечное мясо, в народ холуев, денщиков, бездумных певцов и танцоров, верующих в судьбу, в возможность 'хорошо жить' под опекой завоевателей'. (Мага Вiри. Нью-Йорк, 1979. C. 73).
   'Дети, души которых искалечены школой чужой веры, повзрослев, не проявляют умения логически и самостоятельно мыслить, утверждать свою духовно-национальную сущность. Их мысли - бескрылое и беспорядочное нанизывание слов в основном в таком направлении: 'Да Украину я люблю, а кто же ее не любит? Земля богатая, может ее кто-нибудь и сделает свободной, но украинскими делами я не интересуюсь, ибо знаю, что и так из этого ничего не получится'. (Мага Вiри. Нью-Йорк, 1979. C. 99).
  
   2. По Л. Т. Силенко, хананеи (доеврейское население Палестины) называли гиксосов русами, а построенный ими город 'Руса салем' - 'Русов постой' (Мага Вiри. Нью-Йорк, 1979. C. 155).
  
  3. Плачинда С. П. Словник давньоукраїнської мiфологiї. Київ: Український письменник, 1993. С. 8, 24-26, 39-40.
  ----------------------------------------------------------------
  
   Этруски (русины, русы, 'из русинов') - древнеукраинское племя, которое переселилось из Прикарпатья и Галиции в Северную Италию и создало государство Этрурию за 1300 лет до н. э. ...Этрурия породила два великих государства - Древнюю Грецию и Римскую империю.
  
   Один - бог света, добра и ума у древних скандинавов. О. - историческая личность, украинский воевода II-III вв. н. э. - повел свою молодую общину из Поднепровья в поисках 'новых земель' не на юг, как это делали все его предшественники, а на север, в Скандинавию...
   О. научил скандинавов строить крепкие ладьи и плавать на них... Родовой злато-синий (знак Солнца и воды) штандарт Одина стал национальным флагом шведов... О. первый указал и проложил путь 'из варягов в греки'. После смерти вошел в пантеон скандинавских богов. Киевские князья из династии Рюриковичей - потомки Одина.
  
   Ории (арии) - самое древнее название давних украинцев. Первые землепашцы мира. Приручили лошадь, изобрели колесо и плуг. Первыми в мире окультурили рожь, пшеницу, просо. Свои знания о земледелии и народных ремеслах понесли в Китай, Индию, Месопотамию, Палестину, Египет, Северную Италию, на Балканы, в Западную Европу, Скандинавию. Племена ориев стали основой для всех индоевропейских народов'.
  
   Схожие взгляды обосновывал и Ю. М. Каныгин в своей книге 'Путь Ариев', в которой самым решительным образом отверг многие ключевые постулаты всемирной истории. В частности, территория Украины, по его мнению, - не больше и не меньше, как 'то мистическое место на Земле, где происходит передача эстафеты знаний от последовательно сменяющих друг друга рас: лемурийской, атлантической, арийской'1. Эта мысль перекликается с высказыванием Л. Т. Силенко: 'Геология, геоботаника, зоология, палеонтология, антропология и другие науки, стремящиеся читать книгу планеты Земля, дают мне право утверждать, что наиболее благоприятным местом для рождения и становления человека была та часть Земли, которая находится к северу от Черного моря'.2 Кроме того, благодаря Ю. М. Каныгину 'выяснилось', что Иисус Христос -галичанин и является предком всех украинцев (о 'доморощенной лингвистике', основанной в данном случае на созвучии названий Галилея и Галиция, мы поговорим ниже), что Моисей и фараон Эхнатон - одно лицо; а Ганнибал - славянин... Другие утверждения этого автора, например, о том, что Святослав не является сыном княгини Ольги, а Ломоносов, напротив, - тайный внебрачный сын Петра Великого, на этом фоне шокируют уже не так сильно.
  
  
3. 'НОВАТОРЫ' РОССИЙСКИЕ
  
Я открыл, что Китай и Испания совершенно одна и та же земля, и только по невежеству считают их за разные государства. Я советую всем нарочно написать на бумаге Испания, то и выйдет Китай. (Н. В. Гоголь)
  
  
Брюкву не следует рвать руками, от этого она портится. Лучше послать мальчика, чтобы он залез на дерево и осторожно потряс его. (Марк Твен)
   Теперь, чтобы избежать обвинений в предвзятости, 'уравновесим' украинских 'новаторов' их российскими коллегами. В первую очередь следует назвать, конечно же, А. Т. Фоменко и его последователей. Их 'научные открытия' не менее революционны и еще более масштабны, чем Л. Т. Силенко и Ю. М. Каныгина. Программным трудом стала книга Г. В. Носовского и А. Т. Фоменко 'Новая хронология', в которой была переписана вся мировая история, именно вся, начиная с Древнего Египта и заканчивая средневековой Русью, и которая положила начало издательскому проекту с тем же названием.
  
  ----------------------------------------------------------------
   1. Каныгин Ю. М. Путь Ариев: Украина в духовной истории человечества: роман-эссе. Киев: А.С.К., 2004. С. 69.
  
   2. Силенко Л. Т. Мага Вiри. Нью-Йорк, 1979. C. 59.
  ----------------------------------------------------------------
  
   Правда, во взглядах на происхождение и деяния Иисуса Христа Г. В. Носовский и А. Т. Фоменко категорически не согласны с Ю. М. Каныгиным, хотя отстаиваемая ими версия также радикально отличается от классической библейской истории. В соответствии с их 'историческими открытиями', Спаситель жил и проповедовал не в Иудее, а в Константинополе, и не в I веке н. э., а ровно тысячу лет спустя, войдя в западноевропейские хроники под именем папы Григория VII Гильдебранда, и именно там, в столице Византии, он и нашел свой мученический конец1.
  
   Дружно критикуя академическую историографию, 'новые историки' не всегда приходят к общему взгляду и по многим другим вопросам. Например, А. А. Бушков утверждает, что никакого монгольского нашествия на Русь не было, как, собственно, и самой Монгольской империи, а Батый - вымышленная фигура, 'которой частью приписаны деяния Ярослава, частью Александра по захвату власти в Северо-Восточной Руси2. А. Т. Фоменко, также отрицая факт монгольского нашествия, отождествляет Ярослава с Иваном Калитой, а Александра - с Симеоном Гордым, отцом и братом Дмитрия Донского. А самого Дмитрия Донского - с... Тохтамышем3. Из других многочисленных 'открытий' А. Т. Фоменко в области истории Древней Руси можно отметить его неординарный взгляд на Куликовскую битву, которая, по его мнению, 'была сражением волжских и сибирских казаков во главе с Дмитрием Донским с войском польских и литовских казаков, возглавляемых Мамаем'. И состоялась она не в верховьях Дона, а в пределах Москвы, которой, как считает А. Т. Фоменко, к моменту сражения... еще не существовало4.
  
   'Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно', - писал, правда, совсем по другому поводу, М. Ю. Лермонтов. В самом деле, становится грустно от 'тотального непрофессионализма, разъедающего все сферы общества - от его властных структур до системы образования'5. Результаты этих исторических 'новаций' довольно быстро выплескиваются за пределы популярной литературы на историческую тематику в литературу учебную. В Украине, в частности, идеи Силенко - Плачинды уже проникли на страницы книг, официально рекомендованных Министерством образования и науки для внеклассного чтения.
  
   Мы привели всего лишь несколько наиболее показательных примеров. На самом деле несть им числа, и поэтому, на наш взгляд, не лишне понять, какие причины вызывают появление подобных теорий. О социальном и политическом заказе мы уже говорили. Существуют и более прозаические причины. Например, желание создать перспективный 'долгоиграющий' научно-литературный бизнес. Так, цикл работ по 'Новой хронологии' уже давно стал бестселлером и сделал его авторов миллионерами, а над новыми книгами жанра работают уже целые авторские команды. Наконец, есть и такая причина, как банальная графомания.
  
  ----------------------------------------------------------------
   1. Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Какой сейчас век? Москва: Аиф-Принт, 2002. С. 331-365.
  
   2. Бушков А. А., Буровский А. М. Россия, которой не было. Красноярск: БОНУС; Москва: ОЛМА-пресс, 2000. С. 146-147.
  
   3. Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Какой сейчас век? Москва: Аиф-Принт, 2002. С. 366.
  
   4. Там же. С. 367-413.
  
   5. Янин В. Л. 'Зияющие высоты' академика Фоменко. Вестник Российской Академии наук. 2000. Т. 70. ? 5. С. 392.
  ----------------------------------------------------------------
  
   Увы, какими бы мотивами ни руководствовались 'новаторы', в любом случае их деятельность способствует 'рождению чудовищ'. Псевдоистория, как результат такого исторического ревизионизма (негационизма), далеко не так безобидна, как это может показаться на первый взгляд. Подобные 'научные открытия' являются одной из составных частей пропагандистского оболванивания и зомбирования и без того не обладающих сколько-нибудь серьезными познаниями в области истории масс и используются нечистоплотными политиками всех мастей в собственных интересах. 'Ну и что, что власти погрязли в коррупции, цены выросли, а дороги разбиты? Зато мы, в отличие от живущих в изобилии граждан соседних стран, происходим от атлантов...', - вот к какого рода 'глубокомысленным' выводам подталкивают людей подобные псевдонаучные теории.
  
   И ведь это еще, так сказать, цветочки. На самом деле, все может обстоять и гораздо хуже. Именно на такой 'унавоженной' подобными псевдо-открытиями почве и произрастают глобальные идеи шовинизма, ультранационализма, фашизма, ксенофобии, мистического вождизма с непременными претензиями на роль 'богоизбранности', а также производные этих идей - китайская 'Срединная империя', шведская 'Гиперборея', польский 'сарматизм', Тысячелетний Третий Рейх с его противопоставлением арийцев унтерменшам, 'Москва -третий Рим', РУНВiра, пантюркизм и панисламизм, японский милитаризм, etc, etc...
  
   История, к сожалению, тем и отличается от точных наук, что ни одну из ее теорий невозможно проверить с помощью самого надежного критерия истины - опыта, этого своего рода скальпеля, отсекающего истину как от добросовестных заблуждений, так и от злонамеренных инсинуаций. И, возможно, именно поэтому 'красиво упакованные' псевдонаучные теории и схемы, которые чаще всего обращены далеко не к самым лучшим чертам человеческой личности, столь популярны у 'почтеннейшей публики'. Этой популярности способствует и наличие научных степеней у многих 'новых историков'. Тот же А. Т. Фоменко - доктор физико-математических наук, академик РАН, Ю. М. Каныгин - доктор экономических наук. Обратите внимание - физико-математических и экономических. Интересно, как бы отнесся автор 'Новой хронологии' к заявлению какого-нибудь доктора исторических наук о том, что на основании неких секретных знаний или божественного откровения тот вдруг понял, что веками неизменная и общепринятая таблица умножения выдумана коварными математиками, стремящимися утаить от людей подлинные правила умножения чисел? Почему-то думается, что... никак. В лучшем бы случае отметил, что у историка плохо с чувством юмора, в худшем - посоветовал бы обратиться к психиатру. К сожалению, аналогичную реакцию на труды 'новых историков' проявляют представители академической исторической науки, считая ниже своего достоинства тратить время на опровержение подобной чепухи.
  
   Между тем историей увлекается значительно большее количество людей, чем математикой. Но, в отличие от математики, считается, что 'в истории, как и в футболе, разбираются все'. Если же принять во внимание присущий большинству людей повышенный интерес к иррациональному, то популярности и, соответственно, коммерческому успеху 'новых историй' ничего не угрожает: 'Общество, воспитанное на скандалах, припавшее к экрану телевизора, жаждет негатива и эпатажа. Оно любит фокусы Дэвида Копперфильда и Анатолия Тимофеевича Фоменко'.1
  
  ----------------------------------------------------------------
  1. Янин В. Л. 'Зияющие высоты' академика Фоменко.
  ----------------------------------------------------------------
  
   На тему столь популярного ныне негационизма можно рассуждать бесконечно1. Но, думается, что сказанного вполне достаточно. С большой долей вероятности можно прогнозировать, что и читатели, мыслящие рационально, и поклонники псевдоисторического 'фэнтези' останутся при своем мнении. Мы же лишь добавим, что, не претендуя на безупречность своей классификации, условно разделили авторов-негационистов на три категории: 'циники', 'верующие' и... 'шутники'. С первыми, которые и составляют основную массу 'новых историков', все понятно: ради собственного паблисити и, соответственно, последующего просперити они готовы написать, что угодно и на любую тему, прекрасно понимая при этом, что к науке их опусы не имеют никакого отношения.
  
   Ко второй мы отнесем тех авторов, которые черпают материалы для своих псевдоисторических произведений из, условно говоря, 'божественных откровений'. Здесь тоже все более или менее ясно: давно известно, что спорить с 'пророками' с помощью научных аргументов, как минимум, не рационально. Как, впрочем, и с уверовавшими в них адептами...
  
   А вот о 'шутниках' следует поговорить подробнее. И, по нашему мнению, одним из первых 'подозреваемых' в принадлежности к этой категории является не кто иной, как сам А. Т. Фоменко. Во всяком случае, очень тяжело заподозрить блестящего математика в отсутствии логического мышления, незнании методов научных исследований, а также принятых в науке критериев доказательной силы того или иного утверждения. Между тем в опусах А. Т. Фоменко отсутствует и то, и другое, и третье. Более того, они демонстративно эпатажны. Чего стоит только замах на переписывание всей мировой истории 'оптом', а не какого-либо отдельного исторического периода. При этом на критику своих концепций со стороны научно-исторического сообщества А. Т. Фоменко предпочитает отвечать не контраргументами, а новыми, еще более экзотическими идеями, словно говоря: 'Ну, когда же вы, наконец, поймете, что я это не со зла и не всерьез'? Во всяком случае, в процессе ознакомления с работами из цикла 'Новая хронология' возникает стойкое ощущение, что А. Т. Фоменко просто откровенно издевается над читателями, показывая до каких пределов может простираться человеческая... (употребим здесь политкорректный термин) 'доверчивость', а заодно блистательно пародирует своих коллег из гуманитарного цеха, зачастую строящих свои теории на песке. (Такой стиль ведения 'научной полемики', вполне возможно, был позаимствован А. Т. Фоменко у С. Клеменса и Я. Гашека, чьи персонажи трудились в области 'нового сельского хозяйства' и 'новой зоологии'2.)
  
   Своими сомнениями автор 'Очерков' решил поделиться лишь после того, как убедился, что они возникли не только у него:
'Признаюсь, я сам не могу до конца отделаться от мысли, что для А. Т. Ф. его сочинения на гуманитарные темы - это забавный, хотя и изрядно затянутый, фарс, мефистофелевская насмешка математика над простофилями гуманитариями, наука которых так беспомощна, что они не в состоянии отличить пародию от научной теории. Если это так, то главные кролики этого изысканного эксперимента - его (А. Т. Ф.) последователи'.3
  
   Вряд ли можно найти лучшее завершение для рассказа о 'новых историках', чем эти едкие слова академика А. А. Зализняка4. Хотя, возможно, следует все же отдать предпочтение следующей замечательной фразе Б. Рассела из его лекции 'Свободомыслие и официальная пропаганда'. Произнесенная в далеком 1922 году, она и сегодня очень и очень актуальна:
'Одно из основных препятствий для развития интеллекта - доверчивость, а доверчивость можно в значительной мере уменьшить с помощью разоблачения широко распространенных форм лжи. Доверчивость - гораздо большее зло в наши дни, чем прежде, потому что благодаря росту образования стало гораздо легче, чем это было когда-либо, распространять ложь через средства массовой информации, находящиеся в руках власть предержащих'.5
Предлагаем читателям самим сделать выбор.
  
  ----------------------------------------------------------------
   1. В частности, можно добавить, что историкам 'академического' направления следует чаще сходить со своего научного Олимпа и принимать более активное участие в просветительской работе в области истории и, соответственно, развенчании псевдонаучных теорий, хотя бы по той простой причине, что ученые-гуманитарии 'наряду с изобретателями ядерной бомбы и экспериментаторами в области генной инженерии - несут немалую долю ответственности за происходящее в современном мире'. (Дементьев И. Труд заглянуть в первоисточник. Гефтер: интернет-журнал. 2014.22.10. URL: http://gefter.ru/archive/13367)
  
   2. Марк Твен. Как я редактировал сельскохозяйственную газету. Собрание сочинений. Т. 10. Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1961 год. С. 143-149. Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны. Москва: Художественная литература, 1977. С. 206-209.
  
   3. Зализняк А. А. Лингвистика по А. Т. Фоменко. УМН. 2000. Т. 55. Вып. 2(332). С. 166.
  
   4. Зализняк А. А. (род. 1935) - академик РАН, крупнейший специалист в области исторической лингвистики и грамматики.
  
   5. Рассел Б. Искусство мыслить. Москва: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 231.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"