Аннотация: Информационная война: аспекты борьбы за сохранение российской исторической памяти
Информационная война: перспективы и стратегии
Автор: кандидат философских наук Юрий Колин
Статья опубликована в журнале "Научная мысль Кавказа" N1, 2003.
Современное общество входит в новую эпоху, когда кардинальным образом меняются наши представления о мире. Смена мировоззренческой парадигмы напрямую связана с развитием информационных технологий, интеграцией и глобализацией мировой экономики. Национальные государства все больше становятся частью глобальных структур: политических, экономических и информационных.
Особую значимость приобретает анализ последствий информационной революции, превратившей земной шар в "глобальную деревню". Благодаря современным коммуникационным технологиям, виртуальная реальность, создаваемая СМИ, часто становится более правдоподобной, привлекательной и достоверной в глазах массовой аудитории, чем подлинная реальность.
Одним из основных свойств информационного пространства является открытость, отсутствие определенных национальных границ, характерных для национальных территорий. Это обстоятельство делает общество уязвимым для манипуляций и деструктивного влияния со стороны сил, заинтересованных в культурной, экономической и политической гегемонии.
Понятие "информационная война" становится все более актуальным в наше время. Эволюция информационных технологий способствует тому, что методы информационного воздействия становятся более точечными, ориентированными на ключевых информаторов и лиц, принимающих решения. Если раньше пропаганда была ориентирована на захват и манипулирование всем сознанием человека, вовлеченным в драматургию массового психоза (вспомним реакции, которые вызывали выступления Гитлера, который хорошо владел технологиями воздействия на массовое сознание), то в настоящее время происходит захват и манипулирование одной из сторон личности, когда в целом человек остается абсолютно нормальным, трезво оценивающим окружающую реальность.
Примером здесь могут служить технологии избирательных компаний, технологии паблик рилейшнз, чаще аппелирующим к скрытым механизмам подсознания и глубинным архетипам, чем к здравому смыслу граждан. Примером хорошо организованного массового психоза может служить деятельность финансовых пирамид, когда образованные люди (по данным статистики среди вкладчиков "МММ", Хопер-инвест" и т.д. преобладали люди с высшим образованием), стояли в очередях, чтобы отдать свои деньги абсолютно неизвестным структурам с сомнительной репутацией.
Манипуляция есть преднамеренная подмена в массовом сознании содержания или смысла явления его квазиформой, когда при сохранении идентичных внешних признаков, явление приобретает деструктивный смысл или ассоциируется с ним. Примитивизация и иррационализация ситуации, смысла понятия или символа, редукция его к архетипическим и иррациональным структурам. Разрыв между формой и содержанием, символом и его смыслом. Примером здесь может служить понятие "авторитет", которое в настоящее время в массовом сознании российского общества ассоциируется с лицом, принадлежащим к высшей иерархии криминального мира.
Сложность идентификации манипуляционных технологий заключается в возможности неоднозначных интерпретаций результатов их применения, трудности выявления всех элементов манипуляционной программы, сложности доказательства преднамеренности той или иной манипуляции.
Одним из основных условий развертывания манипуляционной программы является отсутствие альтернативной информации, информационный вакуум по определенной проблеме, когда целевой аудитории всеми возможными способами навязывается только одна модель решения, внушается ее безальтернативность и неизбежность. В этом отношении, отсутствие публичного анализа альтернатив есть один из основных признаков манипуляции.
Другим признаком манипуляции является создание ситуации искусственного дефицита времени, когда навязываемое решение должно быть принято без должного анализа альтернатив в чрезвычайно ограниченный период времени в силу тех или иных мифических причин (формирование в массовом сознании ощущения надвигающейся катастрофы, чудовищного кризиса от которого только и можно спастись единственно верным решением и т.д.)
Примером здесь может служить обоснование в СМИ модели "шоковой терапии", которая рассматривалась как единственно верный, безальтернативный способ выхода из ситуации надвигающейся катастрофы. Почему единственно верный? В тот момент уже существовали далеко не радужные результаты применения "шоковой терапии" в Польше.
Демократическое общество, с одной стороны, открывает возможность для рядового гражданина влиять на принятие ключевых для общества решений, с другой стороны, свобода СМИ делает возможным широкое применение технологий формирования общественного мнения, навязывания гражданину тех или иных мифологических представлений. В современном обществе СМИ формируют образ реальности, на основе которого свободный гражданин делает свой выбор.
Манипуляция ориентирована на элиминацию логики, критического анализа и примитивизацию мышления целевой группы, подмену логической связи устойчивой ассоциациативной связью, когда то или иное явление ассоциируется с навязываемым деструктивным образом. В этом аспекте самостоятельный взгляд на мир, попытки независимого мышления на основе здравого смысла, а не в рамках навязываемой мифологической парадигмы, мифологического образа мира и укорененных в нем стереотипов поведения и ценностей - представляет основную опасность для любой манипуляционной программы.
Элементами манипуляционной программы являются мифы, в том числе мифы о всемирном заговоре, предрешенности судьбы и т.д., что внушает мысль о покорности и бессмысленности критического анализа существующего порядка вещей.
Уязвимое место любой манипуляции - это альтернативные источники информации, альтернативный взгляд, умение гражданина критически анализировать предложенный вариант решения проблемы.
В этом аспекте интересно проследить процесс развертывания рекламы финансовых пирамид, когда в российских СМИ определенный период времени (первая половина 19994г. - 4-6 месяцев, когда и происходил основной сбор капитала) не было в СМИ ни одного негативного или критического отклика на деятельность этих структур, хотя финансовые пирамиды изобретение далеко не новое и примером здесь могут служить громкие процессы по разоблачению финансовых пирамид в 70-е гг. 20в. в США.
Глобальное коммуникативное пространство лишает смысла все попытки построения "железного занавеса", поэтому государства должны быть готовы защищать свою систему ценностей и образ жизни не с помощью простого запрета, а более эффективными методами информационного противодействия.
Массовое сознание общества организовано с помощью различных моделей мира, которые служат информационными фильтрами, обрабатывающими, синхронизирующими и организующими информационные потоки. Модели мира транслируются с помощью СМИ и неофициальных каналов информации.
Любое общество не является однородным и те или иные его группы имеют специфические интересы и производную от них модель мира. В силу этого массовое сознание современного общества представляет собой констелляцию и иерархию различных моделей мира и представленных в них систем групповых ценностей, объединенных доминирующей моделью мира.
Иерархичность информационного пространства нашла свое воплощение в фреймовой структуре доминирующей модели мира, производной от совокупности социально-исторических и природных условий существования общества.
Модель мира объединяет на основе глубинных прототипических образов как реликтовые, так и новые элементы: представления, стереотипы, психологические установки, ценности, прототипические образы, служащие опорными точками национальной ментальности (Kroeber,1953; D'Andrade, 1992).
Основной функцией доминирующей модели мира и основанной на ней национальной ментальности - служит формирование на основе прототипических образов представлений, интегрирующих общество и преодолевающих ассиметрию в интерпретациях исторического опыта, а также обосновывающих национальную систему ценностей и способствующих сохранению уровня общественной самооценки.
Примером преодоления ассиметрии в интерпретации исторического опыта может служить широко распространенный миф об американских индейцах, которые снимали скальпы с белых поселенцев, однако, согласно историческим фактам, скальпы снимали с индейцев белые.
Верхний уровень модели мира является более подвижным, связанным с сиюминутными изменениями информационной среды, в то время как глубинный уровень более устойчив и укоренен в архетипических структурах массового сознания.
В случае адекватной историческим условиям существования общества национальной идеологии, эти два уровня взаимодополняют друг друга, составляя единое целое. В противном случае происходит отторжение рациональной компоненты массового сознания и переход общества на прототипические иррациональные модели поведения, укорененные в глубинном уровне модели мира, что происходит, например, во время массовых волнений, стихийных бедствий и т.д.
Параметры информационного пространства задаются всем многообразием геополитических, природных, исторических и социальных условий существования общества. Доминирующая модель мира должна быть адекватной этим условиям. В противном случае, несмотря на поддержку СМИ, происходит процесс отторжения и разрушения модели мира, претендующей на доминирующую роль и формирование более адекватной историческим и социальным условиям модели.
В психологии употребляется термин "психологическая защита", когда человек часто на подсознательном уровне защищается от информации, могущей повредить или разрушить его личностное ядро. Похожий процесс психологической защиты происходит на уровне общественного сознания, когда общество, чтобы сохранить свое единство, должно девальвировать и вытеснять чуждые национальному образу мира и общественной ментальности ценности на периферию общественной саморефлексии, поддерживать иммунитет против любой деструктивной информации.
Целью информационной войны является прорыв психологической защиты общества и продвижение диссонирующих фактов и интерпретаций с периферии общественной саморефлексии в центральное ядро модели мира с целью разрушения системы ценностей общества, его дестабилизации на духовном, политическом и экономическом уровне. (1,3)
Теоретическим базисом информационной войны служит теория
" культурного ядра" А.Грамши, бихевиористские концепции, теории когнитивного диссонанса, концепция поступенчатого распространения информации Лазерсфельда и т.д.
Опасность информационной атаки ставит защиту информационного пространства в число стратегических приоритетов современного общества. Не случайно все крупные державы мира придают исключительное значение развитию технологий информационной войны: "Информационная война является центральной проблемой национальной безопасности 21столетия, и США должны создать согласованную политику национального уровня по военному и стратегическому использованию этих новых технологий и возможностей в дни мира и войны" (Stein G. Information War- Cyber war Netware//http://www.infowar.com/mil_c4i/stein1.html-ssi.)
К сожалению, в российской научной литературе (за редким исключением: 1, 3, 4) недостаточно серьезно анализируются практические подходы и модели информационной войны с точки зрения оценки ее способности изменить структуру массового сознания и вместе с ней всю структуру общества. Именно в быстро развивающейся области исследований форм и методов информационной войны наблюдается отставание российской науки от западных передовых разработок.
Примером успешного применения тотальной информационной атаки может служить процесс перестройки в СССР, который начался с нагнетания антикоммунистической истерии в СМИ, способствующей изменению ценностных приоритетов советского общества.
Анализ телепередач и печатных изданий за период 1985-1991 показывает, что массированная антикоммунистическая компания развивалась по нарастающей, продолжаясь в СМИ из номера в номер, из одной телепередачи в другую, разрушая общепринятую картину мира и внедряя в массовое сознание мысль о преступности не только всей советской истории, но и российской истории вообще, что значительно облегчило "имплантацию" в массовое сознание российского общества чуждой ему системы ценностей.
Одним из основных признаков информационной атаки является тоталитарность воздействия: резкий дисбаланс позитивных и негативных сообщений в подборке материалов, исключение широкого и корректного обсуждения противоположных мнений и точек зрения, когда в СМИ вытесняется рациональная компонента и дискуссия идет на уровне эмоций, наклеивания ярлыков и личных обвинений, что способствует формированию в массовом сознании совокупности мифов, производных от интересов влиятельных социальных групп.
Демократичность и открытость СМИ, в противоположность тоталитарности, проявляется в широком и компетентном обсуждении проблем с учетом всех существующих точек зрения, а не в вытеснении оппонентов на периферию общественной саморефлексии и пропаганде мифов в ситуации искусственно созданного дисбаланса и информационного вакуума. Отсутствие в СМИ (особенно в электронных СМИ) плюралистической аналитической информации, черно-белое видение мира, - является одним из симптомов тоталитарности средств массовой информации, их подверженности манипулятивным технологиям.
Необходимо отметить, что информационная атака на российское массовое сознание, историческую память и укорененную в ней национальную модель мира, - еще не окончена, а, наоборот, приобретает все больший размах, что доказывается обилием в российской прессе фальсифицированных и мифологических материалов о российской истории.
Особенно дисбаланс в освещении российской истории заметен в электронных СМИ, которые сочетают программы, рекламирующие величие западных политических деятелей ("Золотой шар") с передачами, показывающими те или иные темные пятна отечественной истории, при этом такие передачи и статьи полны различных фальсификаций и манипуляций. Например, передачи Э.Радзинского о загадках российской истории.
Парадоксально выглядела бы на основном канале американского или английского канала хвалебная передача о том или ином российском деятеле, тем более серия передач. Еще более нелепо это выглядело бы в сочетании с осмеянием и очернением своей собственной истории, лишающим общество основы для эффективного функционирования как целостности.
Довольно часто в материалах Э. Радзинского делается акцент на подробностях частной жизни великих общественных деятелей России, поиске компромата в их личной жизни, при этом абсолютно элиминируется объективная оценка их общественной деятельности, оценка их вклада в защиту национальных интересов России.
Одним из примеров формирования негативного образа российской истории служит клевета Э.Радзинского на известного исторического деятеля А.Орлова. Э.Радзинский описывает, как тот устраивал "шоу" для итальянцев, воспроизводя чесменский пожар на море и рискуя жизнями матросов. В то время как А. Орлов и в подлинной Чесме приказал спасать всех тонувших - и своих, и пленных турок. Более подробную информацию о манипуляциях с изображением российской истории Э.Радзинского и других фальсификаторов российской истории можно найти в издании профессиональных историков "История России в мелкий горошек" /Д.Володихин, О.Елисеева, Д.Олейников "История России в мелкий горошек."- М. -2000./
Одним из ярких примеров фальсифицирования российской истории могут служить произведения В.Суворова (Резуна) и академика Н.Фоменко. Несмотря на многочисленные опровержения, их работы продолжают печататься огромными тиражами. Например, произведения В.Суворова были изданы общим тиражом около 100000 экз. и переведены на несколько языков, несмотря на многочисленные фальсификации, очевидные фактические несоответствия и форму изложения, основанную на художественном вымысле. (2)
Популярность произведений подобного рода свидетельствует о слабости и размытости структуры ценностей российского массового сознания, его дезорганизованности, что является необходимой основой любых информационных операций.
Помимо прямой фальсификации исторических фактов, манипуляторы используют прием, который в общественных науках получил название "презентизм", когда то или иное событие оценивается с точки зрения сегодняшнего дня, без учета реалий конкретного исторического времени. Например, жестокость Ивана Грозного рассматривается Э. Радзинским как проявление азиатчины, дикости, извечно присущей русскому народу, в то время как в тот же исторический период в Европе происходили еще более кровопролитные междоусобицы, повлекшие за собой неизмеримо большее количество жертв по сравнению с эпохой правления Ивана Грозного.
Рассмотрение того или иного явления с точки зрения абстрактных понятий вне конкретного исторического контекста и, тем более вне сравнительного анализа данного феномена с другими подобными феноменами, происходящими в тот же исторический период в других социокультурных общностях - один из наиболее часто используемых приемов манипуляции общественным мнением.
В широкий арсенал манипуляционных приемов входит также наклеивание ярлыков, подтасовка фактов, приписывание российской ментальности тех или иных изъянов, якобы извечно присущих национальному образу мира русского народа с целью формирования в обществе комплекса вины и чувства собственной неполноценности.
Одним из наглядных примеров здесь может служить статья А.Ванденко "Виктор Ерофеев: Что за зверь: любовь по-русски?" //Аргументы и факты N12, 2002г.(Международное издание). В этой статье делается попытка анализа русских сказок с целью обоснования тех или иных изъянов российского народа, укорененных в его ментальности на уровне архетипов восприятия мира.
При этом используется распространенный набор манипуляционных приемов: игнорирование исторического контекста, широкие обобщения на основе единичных случаев, игнорирование неудобных фактов, "наклеивание" ярлыков, зачастую полное отвлечение от элементарного здравого смысла и т.д. Интересна в этом аспекте также статья "Любовь по-царски", ("Аргументы и факты" N22, 2002г.(Международное издание), а также книга А. Етоева "Душегубство и живодерство в детской литературе".- Санткт-Петербург.- 2001г.
По своей форме манипуляционные тексты не могут быть как строго научными (за недостатком фактов), так и откровенно мифологическими, так как в этом смысле они не будут иметь влияние на общество. Поэтому они носят смешанную псевдонаучную форму, ориентированную на обыденное сознание и построенную на произвольном подборе фактов, часто фальсифицированных, и их комментариях в том или ином, заранее заданном идеологичском ракурсе.
Наиболее ярким примером такого рода служит "Новая хронология" А.Фоменко. Его книга "Реконструкция всеобщей истории. Новая Хронология. Исследования 1999-2000гг." издана под рубрикой "Научное издание" (А.Т.Фоменко, Г.В.Носовский. Реконструкция всеобщей истории. Исследования 1999-2000гг. Новая хронология. М.-2000. Деловой экспресс). Однако в аннотации к книге написано, что большинство положений в книге высказывается в виде гипотез, т.е. без научного обоснования.
Парадоксальным образом книга вообще не содержит никаких обоснований, а в аннотации к книге автор делает ссылку на свои предыдущие "исследования" как обоснование высказанному в книге в форме гипотез... Вероятно, обоснованием нового "исследования" служат скандально известные "исследования", которые были разоблачены как инсинуации и фальсификации на научных конференциях и семинарах, в том числе и на конференции историков в Московском университете.
Остается добавить, что в добротно изданной книге Н.Фоменко в выходных данных почему-то не указывается тираж, хотя согласно российскому законодательству эти данные должны быть.
Широкий поток подобной литературы позволяет сделать вывод, что делается серьезная попытка мистификации и фальсификации российской культуры и истории, ее примитивизации и девальвации ценностей, которые в ней содержатся, что ведет к разрушению национальной модели мира российского общества. Здесь можно привести слова А.Пушкина, который писал, что "Уважение к минувшему - вот черта, которая отличает гуманность от варварства".
Манипуляции исторической памятью, порожденные российскими СМИ, тиражируются также в зарубежных изданиях. Например, в статье "Энергия заблуждения" //Новости недели./За рубежом, Иерусалим -9 мая 2002г.//, автор статьи К. Кедров пишет, что "основным противником Д.Донского была генуэзская конница, завербованная самозванцем Мамаем, бежавшем из Золотой Орды, где, кстати, не было ни татар, ни монголов, а большая часть войска состояла из русских, не признававших абсолютной власти московского князя."
В этом отрывке находятся сразу несколько скрытых манипуляций:
1) "самозванец Мамай" - контекст: победа над Мамаем не была победой над Золотой Ордой. 2) В Золотой Орде не было татар и монголов, а значит не было и татаро - монгольского ига. 3) "большая часть войска Мамая состояла из русских" - контекст: русские воевали против русских как смысл Куликовской битвы.
Данные мифы рассчитаны на обыденное сознание тех, кто не очень хорошо знает историю России, ее культуру, на молодежь с еще несформировавшимся мировоззрением. Для манипуляторов главное - это породить миф, а дальше уже не важно был ли Мамай самозванцем или действительно послан с карательной миссией усмирения русских и что это была не последняя карательная экспедиция (вспомним последовавшее за Мамаем, нашествие Тохтамыша).
Для создателей мифа совершенно безразлично, что Золотая Орда действительно существовала и вела захватнические войны, о чем существует тысячи дошедших до нашего времени исторических свидетельств и, что населяли ее татаро - монгольские племена. Тем более фантастически выглядит положение, что большую часть войска Батыя составляли сами русские, так как войско Мамая формировалось на территории самой Золотой Орды и основной костяк его составляли татаро-монгольские воины.
Главная задача этого мифа - принизить великую роль Куликовской битвы, способствующую освобождению русских от татаро-монгольского ига, разрушить один из высших символов доблести русского народа.
Однако, парадоксальным образом информационная атака на историческую память российского общества вызывает гораздо большее сопротивление со стороны профессиональных израильских, американских и европейских историков, чем, собственно, в самой России. (Новаковский В. Домыслы вместо фактов //"Новости недели" / "Семь дней". - Иерусалим, 17.января.- 2002г.; Гольбрах Е. Хрупкий лед под "Ледоколом" В.Суворова // "Новости недели"/ Семь дней, Иерусалим, - 12декабря 2001г.; Городецкий Г. Миф "Ледокола".- Нью-Йорк -2000г.; Мадиевский С. Чистый вермахт": конец легенды.// "Секрет" N412, 24-30.03.2002. - Иерусалим.)
Ярким примером последовательной попытки разрушения и девальвации априорных символов высшей доблести российского народа, разрушения национального образа мира, опорных точек национального самосознания, - может служить мощная информационная атака российских и зарубежных СМИ на абсолютный факт решающего вклада СССР в победу над фашистской Германией. Даже в некоторых современных российских учебниках по истории этот непреложный факт ставится под сомнение, повторяя распространенный миф о решающем вкладе США в победу во Второй мировой войне.
При этом элиминируется тот факт, что именно против СССР в течение всей войны выступали основные силы фашистской Германии (около 220 дивизий) и именно здесь она понесла самые большие потери. Атака на высший символический смысл Победы осуществляется также с другого направления. В прессе раскручивается следующий миф: За победу была заплачена слишком большая цена: 26 миллионов человек, в то время как немцев погибло около 9 миллионов человек, что свидетельствует о неумении управлять войсками и безразличном отношении к человеческим жизням со стороны советских полководцев. В этой интерпретации исключаются следующие факты:
- Против СССР воевали войска не только фашистской Германии, но и стран-сателлитов.
- Согласно альтернативным оценкам военных экспертов из различных стран, в том числе Германии и Великобритании - боевые потери Советской Армии составили от 8 до 8,5 миллионов человек. (Мировая война.1939-1945г.Сб. статей.-Штутгарт, 1957г., с.149 )
Другие потери связаны с геноцидом мирного населения на оккупированных фашистами территориях. Наиболее ярко говорят об этом документальные свидетельства, собранные в современной ФРГ. Одним из свидетельств может служить, подготовленная в 1995г. гамбургским Институтом социальных исследований, выставка: "Война на уничтожение. Преступления вермахта в 19941- 1945гг." , где собраны около 10000 документальных свидетельств преступлений вермахта на оккупированных территориях.
Другое направление дезавуирования Великой Победы - это представить Великую Отечественную войну только как результат борьбы двух тиранов: если бы Гитлер не напал бы на СССР, то Сталин первым напал бы на Германию. Одним из представителей этого направления фальсификации истории, является В.Суворов (Резун), книги которого издаются тиражами в десятки тысяч экземпляров.
В концепции В. Резуна делается попытка дезавуировать великую освободительную миссию Советской Армии, освободившей Европу от фашизма и внесшей решающий вклад в разгром фашистской Германии.
Однако данный миф исключает несколько самоочевидных фактов:
- Если бы Гитлер не имел никаких захватнических планов по отношению к СССР и война началась в качестве "упреждающего удара", то Гитлер никогда не пошел бы на провокационное и демонстративное нарушение Договора о ненападении от 1939 года, выразившееся в аннексии Югославии, с которой у СССР был договор об обеспечении взаимной безопасности.
- Анализ плана "Барбароса", в котором Гитлер планировал захватить СССР в течение нескольких недель, свидетельствует, что Гитлер не принимал всерьез военную и экономическую мощь СССР и эта страна казалась ему довольно легкой добычей, чтобы соблюдать какие-либо договора и воздерживаться от нападения.
-Детальный план нападения на СССР "Барбароса" был создан задолго до обострения обстановки на западной границе СССР.
- Несмотря на концентрацию немецких войск на западной границе СССР, И.Сталин не стал выдвигать войска к западной границе, опасаясь провокаций.
- Завоевание "восточных земель", включающих в себя СССР было намечено в программной работе Гитлера "Майн кампф"
Информационная атака, направленная на мифологизацию и фальсификацию российской истории ведется также против А.Невского, К.Жукова, других видных российских исторических деятелей, прославивших Россию. Историческая память служит основой культуры и общественной ментальности, и разрушение исторической памяти превращает общество в "Иванов, не помнящих родства", в толпу, которая с легкостью идет за своим новым кумиром.
Есть много желающих эксплуатировать склонность российского общества к самобичеванию, превращая трагедию в повод поиздеваться над проблемами российского общества. Из трагедии сталинских репрессий хотят вывести эсхатологический порок российской ментальности, сформировать универсальный комплекс вины для всех последующих поколений российского общества.
Проблема заключается в том, что отношение к исторической памяти - это не только проблема рационального исторического анализа, но также проблема обоснования ценности национального существования, для чего должен соблюдаться символический баланс восприятия обществом своей собственной истории, сохраняющий у общества гордость и самоуважение.
Преувеличение одной стороны исторических событий и нивелирование, фальсификация или недооценка другой его стороны разрушает символический баланс, без которого, говоря словами Питирима Сорокина, национальный флаг превращается в обычную палку, на которой висит кусок материи.
Массовизация общества, примитивизация национальной культуры и попытки управления массовым сознанием с целью ориентации его на чуждые и примитивные нормы и ценности есть основная цель информационной войны. Подмена культурных ценностей квазиценностями и пропаганда основанных на них моделей поведения.
Однако процесс массовизации общества всегда имеет и свою оборотную сторону, которая превращает общество с разрушением его культуры в неуправляемую стихию, поглощающую своих создателей, что является непроизвольным результатом любой манипуляции как формы насилия над человеческим сознанием. Проблема "бумеранга" становится все более острой в современном обществе.
Информационная атака на историческую память российского общества является одной из сторон общего процесса "переписывания" и пересмотра всемирной истории, который сейчас происходит в современном мире. Симптоматично, в этом аспекте выглядит борьба в Германии против антифашистской выставки "Война на уничтожение. Преступления вермахта в 1941- 1944", подготовленной гамбургским Институтом социальных исследований.
Выставка вызвала ожесточенные столкновения, доходящие до уличных столкновений. Экспозиция, представленная на выставке, развенчала миф о том, что преступления совершали гестапо, СС и зондеркоманды, а рядовые солдаты вермахта честно выполняли свой долг. 10000 фотоматериалов, документов и кинохроники доказали, что рядовые солдаты вермахта были непосредственными участниками и часто прямыми инициаторами военных преступлений. В 1999 выставка была закрыта, чтобы открыться только через два года на основе совершенно иной концепции, перекладывающей всю ответственность за преступления на высшие чины немецкой армии.
Информационная операция малоэффективна без системы отвлекающих мероприятий, призванных дезориентировать общество, затруднить рациональный анализ происходящих событий. Для выполнения этой задачи существует своеобразная "культура шума": набор разрозненных сообщений, часто внутренне противоречивых, которые не несут самостоятельной смысловой нагрузки, а призваны завуалировать смысл ключевого сообщения, способствовать его прохождению через информационные фильтры общества.
Интересно отметить, что период перестройки в СССР сопровождался сильной "шумовой завесой", когда СМИ были полны самых фантастических материалов об инопланетянах, магах и чародеях, сдобренных тщательным смакованием подробностей самых ужасающих преступлений и криминальных разборок.
Апелляция к чувствам и аффектам людей, вне какого - либо осмысления на рациональном уровне, является одним из основных признаков реализации манипуляционной программы.
Манипуляция как один из видов информационной атаки заключается в плавной и почти незаметной подмене, переходе (всегда с отвлекающими эффектами) - от действительно справедливого разоблачения нелицеприятных фактов, преступлений, злоупотреблений, устаревших традиций и т.д. - к критике всей модели мира и укорененной в ней системы ценностей.
Демонтаж системы ценностей начинается с выявления уязвимых мест в смысловом пространстве противника, определения диссонирующих фактов, стереотипов и представлений, которым затем с помощью пропагандистской компании в СМИ придается фундаментальное значение. При этом в качестве альтернативы обществу предлагается новая модель мира, основанная на иллюзиях и стереотипах данного общества, но не укорененная в его исторической памяти, национальных традициях, глубинных психологических установках и прямо противоречащая социально-историческим условиям его существования.
Для того, чтобы результат был более эффективен, любая манипуляция имеет строго определенного адресата, социально-психологический "портрет" которого исследуется с помощью фокус-групп и глубинных интервью. Все разведки мира работают над составлением психологического портрета своего вероятного противника, выявляя его наиболее уязвимые места. В том числе и ЦРУ во время "холодной войны" вело среди эмигрантов из бывшего СССР исследовательскую работу по выявлению их наиболее глубинных психологических установок, стереотипов, мифов и ценностей.
Условием эффективности манипуляции служит выведение массового сознания за привычные рамки норм, ценностей и стереотипов, дестабилизация массового сознания с помощью пропагандистских и отвлекающих мероприятий. Степень эффективности манипулирования зависит от глубины и точности сканирования ментальных структур группы: ее норм, ценностей, стереотипов, глубинных психологических установок и архетипов.
Исследователи выделили характерную особенность человеческого восприятия, заключающуюся в том, что человек лучше усваиваивает ту информацию, которая похожа на уже существующие у него представления.
Основные средства информационной войны ориентированы на этот феномен. Любые манипуляции и пропагандистские компании основаны на "эффекте резонанса", когда "имплантируемая" информация, направленная на изменение поведения общности, маскируется под знания и стереотипы, уже существующие в конкретной социальной общности на которую направлена пропагандистская компания.
Целью манипуляции является асинхронизация представлений группы-адресата с помощью "эффекта резонанса" и перевод ее на другие модели поведения, ориентированные на совершенно иную систему ценностей.
Примером здесь может служить "перестройка", декларированной целью которой было улучшение уже существующего строя, а не его отмена. Постепенно, пройдя через несколько последовательных этапов, результат был достигнут: разрушение СССР.
"Эффект резонанса" достигается когда тому или иному факту, проблеме или психологической установке придается искусственно преувеличенное значение, которое по мере продвижения в культурное ядро, диссонирует и разрушает существующую в обществе систему ценностей.
Например, факт сталинских репрессий резко диссонировал с образом советской истории и последовательное раскручивание этой темы призвано было сначала заслонить, а затем девальвировать в массовом сознании достижения советского периода, разрушив тем самым существующую в обществе систему ценностей.
Анализ советских изданий и телепередач 1989-1991г. показывает, что проблема заключается не в самом факте правдивого описания явления, а в том, что описание сталинских репрессий стало вдруг главной темой почти всех газет и электронных СМИ, продолжавших эту компанию из месяца в месяц, раздувая волну антикоммунистической истерии, которая затем была трансформирована в нагнетание националистических настроений.
Искусственное раздувание в прессе национальных ценностей и стереотипов, нагнетание националистических настроений послужило одной из причин разрушения общего коммуникативного пространства СССР, что создало информационный базис для "парада суверенитетов", обострения национальных противоречий и разрушения общего пространства Советского Союза. Не случайно, что первые волнения на национальной почве произошли в регионах, где националистическая пропаганда была наиболее сильной: Казахстане, Азейрбаджане и Армении.
Победа в информационной войне достигается, когда деструктивная система ценностей воспринимается целевой аудиторией как "путь к свободе", а носители этих ценностей как "ОСВОБОДИТЕЛИ". В этом отношении, информационная война является главным элементом в современном геополитическом разделе мира, когда военно-политическая и экономическая экспансия с целью захвата важнейших сырьевых ресурсов воспринимается массовым сознанием как освобождение от тоталитарных режимов. (Югославия, Афганистан, Ирак, Ливан, Украина и т.д.).
Проблема заключается в том, чтобы свобода слова не превращалась в истерию, формирующую у общества однобокое и негативное представление о своей истории, традициях и образе жизни.
Исторический опыт цивилизованных стран свидетельствует, что все попытки построения национальной идеологии вне национальной модели мира и укорененной в нем системы ценностей - обречены на неудачу, несмотря на любые информационные компании. Историко-социальные условия существования общества активизируют в массовом сознании процесс регенерации национального образа мира, национальной культуры и воплощенного в ней общественного интеллекта, что способствует отторжению любых чуждых обществу ценностей, норм, установок и моделей поведения.
В этом отношении, национальную модель мира можно искоренить только вместе с самим народом. Именно в силу этих обстоятельств, для того, чтобы успешно противостоять манипуляционным технологиям, необходимо взвешенное и компетентное исследование национальной модели мира российского общества.
Примером цивилизованного отношения к своей истории могут служить США и Англия, другие западные страны, которые целенаправленно культивируют в обществе патриотизм и традиционные ценности и не допускают пересмотра своей исторической парадигмы. Возможно, это является одной из причин их экономической и политической стабильности. "В отличие от других народов, склонных к пересмотру своей истории, англичане проявляли здесь необычайное постоянство. Все, что было связано с военными успехами, не подлежало ни забвению, ни пересмотру, ни скептицизму.
Эта страна продолжает культивировать свои победы и по-прежнему, чего не скажешь о ее соседях на континенте, восхищается своими героями, любовно полируя старые мифы и не пытаясь рассмотреть историю "под микроскопом". И причина тому, по выражению Лоуренса Джеймса, - "смесь практических и идеологических факторов с представлениями о предназначении своей страны. (Робин Найт. Британия на тропе войны.// Тайм. 4.01.2001г.)
Здоровый консерватизм по отношению к своей истории позволяет культивировать патриотизм нации, настроенность на победу, что позволяет преодолеть болезнь "борьбы за свое наследие", борьбы за интерпретацию своей истории. Несмотря на то, что история стран сложена не только из побед, но и позорных поражений и вообще "темных" страниц, а также чудовищных преступлений, цивилизованному обществу хватает мудрости гордиться своими победами и извлекать уроки из поражений без самобичевания и самоуничижения.
Любая манипуляция бессмысленна в обществе, где историческая память и культурные ценности культивируются на государственном уровне.
Развитие средств и технологий информационной войны делает все более актуальным разработку средств противодействия манипуляционным технологиям, а также развитие методов управления и защиты информационного пространства, основанных на демократических нормах свободы слова.
Литература
--
Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М., 2000.
--
Помогайло А. Псевдоисторик Суворов и загадки Второй мировой войны. - М., 2002
--
Почепцов Г. Информационные войны. - М. - 2000
--
Почепцов Г. Психологические войны. - М. -2000
--
D'Andrade, Roy G., and Strauss, Claudia (eds). Human Motive and Culture Models. Cambridge: Cambridge University Press, 1992.
--
Bettinghaus E.P. Persuasive Communication. - New York etc., 1968
--
Campaign 92: New Frontiers in Political Communication // American Behavioral Scientist. - 1993. - N 2.
--
Denning D.E. Information Warfare and Security. - Reading, Mass.etc., 1999
--
Forno R., Baklarz R. The Art of Information Warfare. Insight into the Knowledge of Warrior Philosophy. - 1999
--
Gilmore A.B. You Can't Fight Tanks with Bayonets. Psychological Warfare Against the Japanese Army in the Southern Pacific. - Lincoln etc., 1998
--
Lashmar P., Oliver J. Britain `s Secret Propaganda War. - Phoenix Mill etc., 1998
--
Kroeber A.K. (ed.). Anthropology Today. Chicago, Ill.: The University of Chicago Press, 1953.