. |
Обзор конкурса "Анти-детская НЕ-Фантастика-2014"
Зашел в Интернете на конкурс детской фантастики. Редкая книга о детях и для детей нынче долетает до середины бурного мутного половодья современной литературы.
В конце обзора хочу пожелать всем авторам ДОБРА. Конкурс сейчас напоминает корзину со сливами после долгого путешествия по плохим дорогам.
Радует каждый сохранивший душевную щедрость природы плод. Мне - хватило.
Если человек ПИШЕТ - значит это кому-нибудь НАДО. Пусть даже ему самому
Честно - здесь!
61 Холоденко Игорь: "Как Найти Кургина"
60 Белова Алла Алексеевна: "Охотники за каштанами"
59 Hellios: "звездный друг"
58 Мякин Сергей Владимирович : " Лисёнок и зайчонок"
57 Васильев Сергей Васильевич: "Истории из истории."
56 Лескова Марина Васильевна: "Матершинники"
55 Сергеева Елена Сергеевна: "Эльзарин Часть 1. В поисках друзей."
54Свительская Елена Юрьевна: "И никто не расскажет"
53Зейналов Марат Григорьевич: "Владыка"
52Ткаченко Людмила: "Тимофей Цупиков хочет в будущее"
51Жидкова Елена Адольфовна: "Пещера страха"
50Клеандрова Ирина Александровна: "Небесный пастух"
49Ледовский Вячеслав Анатольевич: "Правильный подход"
48Копаенко Ирина: "Котя"
47Быстров Василий Сергеевич: "Тайны Города Семи Дорог"
46Молотов Владимир: "Усачи и монстры"
45 Смелик Эльвира Владимировна: "Полный Ноль"
44 Аникина Елена: "Симон"
43 Грищенков Сергей Афанасьевич: "Беспокойные гости"
42 Аринин Дмитрий Евгеньевич: "Песочная страна"
41 Дэвос Оля : Невероятные приключения Сёмки Резникова
40Горностаев Игорь: "Хиж-4: Золотые слитки"
39Южная Юстина: "Люси с улицы Пения птиц"
38Динь Динь: "Аквари"
37Васильева Наталья: "Спасти Друга"
36Снегова Светлана: "Быть свободным"
35Сорокин Александр Викторович: "Дружба"
34Добрушин Евгений Григорьевич: "Тень Ван-Гога"
33 Зволинская Александра Варья: "Клубничный сок"
32Капустин Вад: "Цель"
31Fray, Anita: "Приключения свиньи Агаты"
30Книга Игорь: "Тени забытых эпох"
29 Гисматуллин Ринат Абдуллаевич: "Звездочка в доме"
28Голованова Наталья Владимировна: "Универальный конгломератор"
27Васильев Ярослав: "Звёздная дорога"
26Бычкова Мария: "Спасти Вовку"
25Никитин Дмитрий Николаевич: "Но вот пришла лягушка"
24Пэт Анзор: "Волшебное главное чувство"
23Быстров Василий Сергеевич: "Гримёр"
22 Градов Игорь: "Чудик"
21 Мудрая Т.А. Винтаж 15k "Рассказ" Фантастика
20Трищенко С.А. Ворота вторжения 13k "Рассказ" Фантастика
19Корр Э. Дерево мира 19k Оценка:10.00*5 "Рассказ" Фантастика
18Шауров Э.В. Эверест на двоих 42k Оценка:10.00*3 "Рассказ" Фантастика
17Маверик Д. До свиданья, дядя Лео! 10k Оценка:9.00*3 "Рассказ" Фантастика
16Аникина Е. Брат 28k "Рассказ" Детская, Фантастика
15Ермакова М.А. Пятачок 15k "Рассказ" Проза, Фантастика, Юмор
14Лисаченко А.В. 01_Земля зверей: полёт страуса. 53k "Рассказ" Фантастика
13Ваганова И.Л. Гений 25k "Рассказ" Фантастика
12Ерошин А. Адвокатские штучки 16k "Рассказ" Детская, Фантастика
11Никитюк В.Ю. Неподтверждённый случай 23k Оценка:7.87*7 "Рассказ" Фантастика
10Костенко О.П. Визит магистра 19k "Рассказ" Фантастика
9Львова Л.А. Синичкин вагон 22k "Рассказ" Фантастика
8Васильева Т.Н. Такси в сказку 10k "Рассказ" Фантастика
7Шуваев М.А. Жестянка 23k Оценка:9.15*7 "Рассказ" Фантастика
6Плюс Д. Драконы Ханта 12k "Рассказ" Фантастика
5Лушин А.В. Звездный цветок 15k "Рассказ" Фантастика
Лобода А. Смотритель маяка 11k Оценка:7.10*27 "Рассказ" Фантастика
4Бэд К. Верь Приходящему! 10k "Рассказ" Фантастика
3 Кузина Л.В. Те, кто рядом с нами 28k Оценка:9.00*3 "Сборник рассказов" Детская, Фантастика
2Чернышева Н. Морского неба звезды 14k "Сборник рассказов" Фантастика
1Мых и.Н. Пройти по радуге 20k Оценка:8.22*16 "Рассказ" Фантастика
Как говорят нынешние самописцы - не до детей нынче, между собой бы разобраться. Мол, за сурьезную писанину нынче не плотят, токмо за свои могем книжонку в мятой, тьфу, в мягкой одёжке издать, кто ж за дитячьи слюнявки денюжку дасть писарюге горемычному, затурканному, властями забытому и соратниками забитому? Вопрос, конечно, интересный.
В советские времена на писательской кухне царил мир и порядок. Почему? Потому что народ беспрекословно верил: раз напечатали в книге или в газете - значит, это святая правда.
Когда после провала перестройки в стране непуганых идиотов законодательно приказали усиленно думать по-заграничному, у многих стали возникать провокационные вопросы с экстемистским душком: а все ли напечатанное правда? А тому ли мы учим наших детишек? Дабы искоренить поганой метлой сумление народа срочно было велено переписать все учебники и сделать книжную ревизию.
Многие исполнители царской воли, вляпавшиеся одной ногой в демократию и держа вторую над пропастью, ужаснулись, когда вот в таком раскоряченном виде стали перечитывать советскую классику
Читали стихи и рассказы признанных советским правительством поэтов и писателей и спрашивали сами себя - как мы таким несъедобным дерьмом столько лет кормили наших детей?
Сначала вдумались в Корнея Чуковского:
Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбегает умывальник И качает головой...
Даже у ребенка возникнут вопросы:
- почему из спальни выбегает умывальник, разве ему там место?
- почему из маминой, а где папина?
- почему он кривоногий и хромой? Конечно, если нет папы, то понятно.
Это у детей такие вопросы. У взрослых возникают еще более страшные ассоциации:
"...Как из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает вдруг начальник и бежит к себе домой. Вслед за ним плешивый слесарь, почтальон с одной ногой, редкозубый хмырь профессор и вспотевший постовой. Кто-то лезет из-под шкафа, кто-то спрятался в матрас. А куда же смотрит папа или он уже без глаз?"
Ревизия была сделана, из школьной программы вычистили советскую идеологию и почти всю классику. Начали создавать классику демократическую, оказавшуюся дерьмократической, ибо писали ее уже далеко не классики, а все, кто мог держать в руках перо.
Свобода ведь - пишут все, попробуй запрети. И не запрещают. От полок с детскими книгами в магазинах такая прет вонища...
Чтобы народ случайно не узнал, чему теперь учат в школе, туда запретили вход даже родителям, потом там начали сокращать врачей и психологов. Следующими шагами, видимо, будет несколько рядов колючей проволоки и часовые по углам школы на вышках.
Из школы сделали зону с особым режимом, а учителям-надсмотрщикам дали столько власти, что ученики стали их отстреливать за издевательство над детскими душами.
Все беды с воспитанием детей свалили на Интернет с его стрелялками, на зарубежные фильмы-боевики и... на плохих родителей. То есть, как всегда, как и при решении любых других проблем в России - хорошей власти достался плохой народ. Вот если его поменять на япошек...
Да кто ж дасть?
После чистки советской литконюшни никто не спросил - а что же читают сейчас наши дети? Как современная литература с грифом "ДЛЯ ДЕТЕЙ", ставшая предельно доступной и бесплатной, влияет на их воспитание? Какие сейчас книжные герои бегают по страницам, чему учат новые рассказы и стихи, какой положительный настрой формируют?
Мне, как психологу, работавшему в центре реабилитации, приходилось встречать там немало, а вернее, очень много, совершенно сбитых с толку нашей современной действительностью детишек.
Поэтому хотелось бы увидеть в современных конкурсных произведениях осознание ответственности за детские души, за их воспитательный потенциал.
Мне же, как психологу, хочется оценить не писательские достоинства рассказов и повестей, а влияние предлагаемых сюжетов и их героев на психику ребенка.
Ну, а писатели и читатели в своих обзорах оценят стиль, язык, фабулу,сюжет, концепцию, приемы и методы писательского мастерства. Каждый, так сказать, внесет лепту оценки в той области, в которой больше разбирается.
Как слово новописное отзовется - в головах детей? Та ли кашка варится для них на писательской кухне? Ведь в литературе для детей, как и у врачей, главный принцип:
"НЕ НАВРЕДИ СЛОВОМ!".
Поэтому критерий моего интереса - влияние текста на психику ребенка. НЕ все писатели могут и хотят подняться до уровня детей, а ведь плохим варевом можно и отравить незащищенное детское сознание.
Так как рассказы пишут для разных возрастов от 7 до 15 лет, то постараюсь, сразу определиться - для какой категории текст и все остальное буду рассматривать, отталкиваясь от этого.
Авторов на СИ я не знаю, комментарии не читаю, на странички к авторам не хожу. Меня интересует только представленный ТЕКСТ, а не прошлые заслуги "хороших человеков".
- --
Мых и Натка: "Пройти по радуге"
Для детей увлекательно с первого абзаца: "..."секретное расследование и поиск", как он вчера назвал свой план...".
Ну, вот, первое словосочетание, которое позволяет определиться, на какой возраст рассчитан текст: "...мушкетерский рыцарь". Два иностранного происхождения слова в связке уже требуют и знания истории средних веков, и чтения или просмотра фильмов про мушкетеров. А это уже не раньше восьмого класса.\
План оказался неинтересным - поиск пропавшей кошки в подвале. А вот чудеса с говорящим котом Пиратом и полет на радуге детям понравится безусловно.
Неубедительно прописана сцена раскаяния хулигана Митьки, убившего дворового кота и последующая дружба.
Порадует детей и описание плавания по радужному морю. Невнятное описание Тучи, испугавшейся детских криков. Красочное описание рая для умерших кошек.
И в финале друзья находят брошенного котенка. Сашка забирает его домой с разрешения родителей.
И овцы сыты, и волки целы. Видимая идея проста - не убивайте кошек, подбирайте бездомных котят домой и будет вам, детки, счастье и ночные полеты на радуге в рай для умерших кошек.
Вреда для детской психики, конечно, никакого, как и пользы.
2.Чернышева Ната: "Морского неба звезды"
Два рассказа. Первый "Таискины фонарики".
Уже первое предложение со словом "термояд" безоговорочно относит рассказ для чтения самого старшего класса в последние дни перед выпуском.
Слово "киборг" дети еще поймут, а вот "боевой искин"? Это из какой космооперы?
Дальше - неприличная шутка юмора
- А пушка где?- ржала Кармелька.- В одном месте?
Очень смешно, особенно для мальчиков, которые будут мысленно искать ЭТО место у девочек, куда бы им всунуть пушку?
Красочный персонаж: Баба Ира - лошадь, с гранатометом вместо носа.
Дети поверят и поймут это буквально. А что? Говорящая лошадь, нормально. Это же не описание невесты, это описание того, во что невесты превращаются. Детям это обязательно надо знать, а то еще взбредет дурь в голову - жениться. На будущей лошади. Просыпаешься после брачной ночи, а рядом - голая лошадь в парандже, тьфу, в фате.
...Таскать у нее малину, клубнику и помидоры считалось у нас верхом доблести
Здесь нет только одного уточнения для деток - воровская доблесть, чтобы они не подумали, что есть еще и другая. Идея толковая - учить воровать надо с пеленок, пока не поздно.
...была нелюдимой старой хрычовкой -
это намек на молодых хрычевок(ХРЫЧ - из словаря Ушакова - нежное обращение внука к любимому дедушке). Поэтому и польза, так как дети должны знать все виды обращения к любимым родственникам.
" арктурианские джунгли?" - да это вам любой ребенок на пальцах без фонарика покажет.
"...Хватило же ума притащить денебский кровососущий ползарь! Чтоб вы всрались и помыться было нечем! Вашу мать!" - притащить в текст для детей УМА ХВАТИЛО. Через край. Еще даже маленько и осталось на следующие хрезюзаны
Второй рассказ "Морского неба звезды"
Продолжение шутки юмора из первого рассказа, но со сменой направленности на мальчиков:
"...Ствол в одном месте... нет, два..." - пусть мол, девочки поищут стволы у мальчиков.
Очень полезные знания из анатомии для детей.\
Киплонктафьом Шокквальми - после прочтения этого имени детям придется лечить вывих языка.
стационарные свертыватели пространства, локальные коллапсары и прочую военную дрянь... - умно замечено - дрянь.
Потом в море упала звезда, выполняющая желания. Хорошая русская мечта о халяве. И гонки за этой мечтой.
Сотню лет внушали детям, что будет им халява от золотой рыбки. Теперь будем внушать мечту на новом - космическом уровне? Молись звезде и будет тебе счастье.
Достойное занятие для детей. А кто дома строить будет? Звезды?
3Кузина Лада Валентиновна: "Те, кто рядом с нами"
Начало первого рассказа описывает семейную идиллию на берегу моря - дети играют, мама загорает. Ее нарушают скрывающиеся в воде некие существа с рыбьими глазами - охотники на людей.
Сразу напрягает смачное описание - как разлагаются трупы людей:
"...Они быстро портятся, их лица размываются, тела сначала раздуваются, а со временем начинают сочиться вонючей жидкостью..."
Прочитает ребенок такие патологоанатомические страсти и что представит? Оно ему надо перед обедом о процессе разложения трупов читать?
Потом следует бестолковое описание, как ребенка морские существа утаскивают на дно. Типа напутствие читающим детям - пойдешь купаться, тебя "...и на дно уволокут!". А потом в опросах населения ученые удивляются - почему в России умеет плавать только один из сотни. Вот поэтому - вместо воспитания храбрости пугают страхами.
Потом брат спасает тонущего малыша. Мама, конечно, занята болтовней с соседкой.
И угрозы, типа, утонешь - домой не приходи. Это по описанию все, на что способны родители.
Морские злыдни тоже уплыли, рассуждая, как замечательно будут смотреться трупы людей в подводном садике. Это попытка внушить, что больше ни на что люди не годятся?
Второй рассказ "Театр" начинается с неприятностей. И с неудобоваримого сплошного текста с длинными предложениями. Если поставить перед собой цель - как лучше отвадить ребенка от чтения, то тактика выбрана правильно. Нет легкости стиля, нет легкости языка - нет желания читать. И это - вместо увлекательной завязки, обещающей нечто интересное.
Потом описание знакомства и поход в "амфитетр". Нудное описание скучного представления заканчивается пугалкой за занавесом. Потом опять плохие родители, потерявшие двадцать малышей в театре.
Мораль проста - не ходи в театр, там дети пропадают. Умная мысль.
Дальше описание ночных кошмаров в подтверждение мысли о вредности театра. А где обещанная фантастика? Даже на мистику не тянет.
Так страшно, что малыши после театра будут писаться на ходу. Вывод - театры надо сжигать, что и сделано в рассказе. Прямо пособие для поджигателей.
И это все? В море не купайся, там хыка, театры с хыками поджигай - хороший рассказ! Многому научит ребенков.
Корявый рассказ, написанный корявым языком.
4Бэд Кристиан: "Верь Приходящему!"
Начало непременно увлечет читающего ребенка обещанием приключений. И они не за горами. Написано бойким, ясным языком. Со второго абзаца запахло "Пикником" Стругацких в детском варианте.
Неплохо описан мир постапокалипсиса. Мир, увиденный глазами ребенка новой цивилизации. Лучшей цивилизации, которая считает своих предков уродами.
Я думаю детям с восьмого класса будет интересно узнать о несовершенстве человека и о вере в лучшее будущее.
Лобода Адриан: " Смотритель маяка"
Замечательный рассказ - для взрослых.
5Лушин Алексей Владимирович: "Звездный цветок"
Про детей, как и про Сталина говорят: "Дети - это наше всё!". Поэтому - лучшее детям. Нельзя давать детям немытые фрукты, а немытые рассказы?
Идея, сюжет, язык, мораль - все хорошо, кроме композиции. Неимоверно растянутый рассказ с ненужными подробностями. Глыба мрамора. Мрамор красив, но спрятанная в нем скульптура не видна. Детям, как и Сталину, нельзя давать на чтение более 3-5 листов. У них еще не сформировалась долговременная память, а короткая память мала.
Много ли мы помним из детства? Так и при чтении, на пятом листе ребенок забывает, что было на первом. Если с этого рассказа счистить шелуху, отжать воду и обтесать - это и будет замечательный рассказ для детей даже с пятого класса.
6Плюс Дмитрий: "Драконы Ханта"
Рассказ явно для взрослых, ибо содержит сугубо взрослые проблемы. Кроме того эпизод с пумой имеет двойной смысл, над которым детям рано задумываться.
7Шуваев Михаил Аркадьевич: "Жестянка"
Добрая и поучительная сказка по пословице "Старый друг - лучше новых двух".
Дети с пятого класса поймут и порадуются.
8Васильева Татьяна Николаевна: "Такси в сказку"
С первого абзаца рассказ настраивает на серьезный, грустный лад, описывая общество без юмора.
Потом начинается антинаучный обман детей, которые прекрасно знают, что в вакууме космоса нет трения и летящий корабль будет вечно двигаться со своей скоростью без двигателей: "...маленький юркий звездолет "СР-12-А" летел по заданному пути на положенной скорости, но неожиданно остановился". Для остановки нужна энергия двигателей не меньше, чем для разгона.
Нехорошо маленьких дурить. Дальше - еще хуже, детям подбрасывают слова, не соответствующие действию: "...автопилот перевел звездолет на бреющий режим".
Здесь - уже двойной обман детей.
Бреющий ( от слова брить) - это полет низко над поверхностью земли, когда кажется, что самолет крыльями бреет траву и деревья.
Отсюда и режим двигателя (не самолета или корабля) не может быть бреющим, он может быть минимальным, максимальным, форсажным и реверсным. Брить землю двигателем еще никто не додумался.
Режим полета звездолета может быть крейсерский, экономичный, расчетный и так далее.
Следующий обман: "...звездолет дернулся, накренился", - в безвоздушном пространстве в космосе нет горизонта, относительно чего можно отсчитать крен. Там пол и потолок одинаковы, ибо - невесомость.
Дальше идет уже не фантастический, не сказочный и даже не волшебный бред про живых? Людей в открытом космосе без скафандров. И такую чушь предлагать детям?
Да они еще в яслях знают, что нельзя без скафандра лезть в космос. Ну, а если это сказочная фантастика, то она не для этого конкурса, где детей учат, а не калечат.
Еще один обман детей: "Внутри приятно пахло какими-то травами и хлебом". Запах в космосе невозможен.
Никогда не читал сказочного бреда. Всегда считал, что даже в сказках есть различия между космосом и землей. И дети знают эти различия. Не надо маленьких дурить.
9Львова Лариса Анатольевна: "Синичкин вагон"
Это не фантастика, так как нет фантдопущения, а есть допущение мистическое, что подтверждается в самом тексте:
"...Но Витя и сестра замолчали. Словно попытались что-то вспомнить. Но, видно, так и не вспомнили..."
Ми?стика (от греч. ???????? -- "скрытый", "тайный") -- вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек;
В переносном словоупотреблении мистика означает совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности;
Мистика - это для другого конкурса. Ее нет в списке видов фантастики:
"...Мы принимаем произведения в жанре фантастики, написанные для детей. Сюда входит: научная и научно-популярная фантастика, космическая фантастика, историческая фантастика, детективная фантастика, юмористическая фантастика, приключенческая фантастика, фантастические ужастики, киберпанк, хронофантастика, утопии и антиутопии..."
В рассказе же как раз и описаны сверхестественные силы, притом недобрые, что вредно для детской психики.
10 Костенко Олег Петрович: "Визит магистра"
Рассказ, как пример доброй фантастики для детей. Сказочный легкий стиль и язык,
предельно понятное изложение сюжета, прозрачные кружева диалогов - что еще нужно современному ребенку, чтобы учиться доброте на добрых положительных примерах.
Да, еще. Мастерство и талант здесь проявляется именно в том, как можно в темном антураже, на зловещем фоне выделить свежие детские ростки понимания справедливости и добра, когда любовь к матери перевешивает любые страхи, любые трудности, становятся ростками человечности, из которых обязательно вырастет дерево душевности и любви к униженным и оскорбленным.
Я думаю, это можно читать уже с пятого класса. Доброта не бывает лишней в любом возрасте.
11Никитюк Владимир Юрьевич: "Неподтверждённый случай"
С первых строк насторожила скудность языка и стилистические нелепицы. Потом косяком пошли и нелепицы, которые обнаружит любой школьник:
"...окинул внимательным взглядом все 180? окружающего пространства.
Детей в школе учат, что "все пространство" - это 360 градусов. Зачем давать неверную информацию детям? Хорошо, если это несознательно. Но если это уровень знаний, то всему написанному - грош цена.
"...Следующие несколько дней были просто ужасны! И дело было вовсе не в том, что было страшно ходить мимо загадочных кустов".
Да что же это такое - пересказ старого анекдота? Мол, вчера на пустырь ходил - побили. Сегодня - побили. Завтра снова пойду.
У писателей это называется - тащить сюжет за уши, а у детей - тащить кошку за хвост.
"...Написать объявление с разъяснением ситуации, содержащее в конце ключевые слова...
...Оставалось воспользоваться единственным позитивным моментом в сложившейся ситуации...
...устраивать импровизированный пикет" -
очень сказочно-канцелярский стиль, не хватает только кнопок и дырокола.
И дальше - собственно фантдопущение: восьмиметровый космический хищник, который чуть не сгорел со стыда, когда его не испугался маленький мальчик. Так малыш спас планету от гибели всех живых существ, которые станут в затылок и будут идти по тропинке мимо кустов, где засел людоед. Непонятным остался только один вопрос - кто оплатит проезд из Африки до указанных в тексте кустов?
Детям такую нелепицу не только читать, нельзя показывать с расстояния десяти метров на всем пространстве в 180 градусов.
12Ерошин Алексей: "Адвокатские штучки"
- "...дьявольски хитрыми да чертовски ловкими..." - названы в рассказе все адвокаты, которые даже сами не могут перейти дорогу, в то же время обещая малышу решить любую проблему.
Может - детскую? Типа, помочь в песочнице пирожок слепить?
Нелепица, однако, понятная любому ребенку ясельного возраста.
И оказывается старичок-адвокат... золотой рыбкой. И дальше - описание школьной халявы: как учителку на место поставить, как наказания избежать...
Стоп, стоп! Это что - рассказ учит детей таким вещам? Да еще на халяву?
Нет.
"... А-а-а-а-а-а!"- закричал Вовка и проснулся..." - это было просто описание детского сна, записанного взрослым стилем.
Ну, и, слава богу, что это не фантастика и к конкурсу отношения не имеет.
Описания снов - это немного правее - к экстрасенсам, они лучше детей сны толкуют.
13Ваганова Ирина Львовна: "Гений"
Про что рассказ?
|