Банк - короткое слово, но какое гигантское содержание оно заключает в четырех буквах. Известно, что деньги - тайна, древние письменные источники разных народов обычно описывают "подвиги" императоров, царей, дворян, духовных лидеров и очень мало внимания уделяли финансовым системам.
Например, не ясно каким образом, через каких посредников, серебро и золото Востока поступало в Европу; на европейском континенте с 600 г. и вплоть до XII века драгоценные металлы практически не добывали. Исторические источники указывают на единственную группу финансовых деятелей осуществлявших деловые контакты между исламским и христианским мирами - евреев.
Экономическая жизнь древнего мира известна по Библии и комментариям к ней, где были обобщены правила в сфере экономики, денежного обращения и торговли в форме заповедей и постановлений, всё это было в той или иной мере заимствовано христианами. На основе знаний почерпнутых из Библии и Талмуда строился справедливый (для того периода) экономический обмен и распределение производимых продуктов в обществе.
1) Существующая этимология
а) Викисловарь, Bank
Значение - финансовое учреждение; место хранения. Этимология - от итал. banco "лавка, стол (для раскладывания монет у менялы)".
б) Словарь русского языка XI-XVII вв. М., Академия Наук, 1975
Банкъ. Заняли у добрых людей, иное в банке большие пятинатсети тысеч яфимков свицких, и тебе послали. Пис. рус. купцов 1660 (ефимок свицкий - шведский серебряный талер, ок. 29 г.).
в) Online Etymology Dictionary (переводГугл)
"Финансовое учреждение", в конце 15 в., Либо из Старого итальянского Banca или французского Ближнем Banque (сам от итальянского слова), как значение "стол" (понятие обменного таблице ростовщик), из германской источника (ср. Старый Высокий немецкий банк "скамейка").
2) Краткий экскурс в историю еврейской финансовой системы (по материалам ЕЭБЕ и ЭСБЕ)
а) Античность
Древнейшие налоговые системы появились в "Золотом поясе" (Египет-Месопотамия), здесь были созданы и финансовые органы для хранения, учета и распределения денежных средств, здесь же осуществился переход от денежной весовой к монетной системе.
Общая тенденция античных финансовых систем - держать деньги в Храмах (святое, наиболее безопасное место), в период средневековья и отчасти Нового времени поступали также. Церкви и монастыри являлись хранителями финансовых средств, а члены духовных орденов - банкирами. Античное банковское дело появляется в Греции в VI в. до н.э., при храмах были организованы "банки", греческие финансисты не вкладывали финансы в производство, а обеспечивали кредитные операции в торговле, размер процентов по ссудам составлял 20-33% годовых.
После возвращения евреев из вавилонского пленения (VI-V) в Израиле была восстановлена экономика. Появились династии, занимающиеся финансовыми операциями, они отдавали накопленные средства в Храм, который стал подобием "Национального банка".
В Иерусалим стекаются деньги со всех стран, где жили евреи, превращение Храма в финансовый центр (общая традиция в античности) связано с выплатой налогов Персии, паломничеством и деятельностью менял у Храма. Менялы работали на рынке и в ограде иерусалимского Храма, и совершали обмен монеты разных стран на "священную", финикийской чеканки, которая была обязательна для платежей религиозного характера.
В Храм приносили тайно (афиширование благотворительной деятельности считалось плохим поступком) пожертвования на содержание бедняков, из храмовой казны оплачивалась деятельность судей в Иерусалиме (99 мин в год). С развитием диаспор возник новый тип денежно-имущественных операций - обращение в деньги и перевод в Храм имущества, завещанного евреями в странах рассеивания. В центрах диаспоры Вавилоне и Александрии евреи занимались ссудными операциями, откупом и таможенными сборами. Иосиф Флавий сообщает, что еврейские откупщики могли дать заём в сумме 3000 талантов (талант - ок. 30 кг серебра, суммы хватало для жизни одного человека в течение 40-50 лет).
Откупщик Александр Лисимах дал взаймы Агриппе I (царь Иудеи) двенадцать млн. драхм, он был также кредитором матери императора Клавдия. Иосиф Флавий сообщает о воротах Храма (Иуд. Война, V, 5, ј 3).: "Девять из этих ворот были от верха до конца сплошь покрыты золотом и серебром, равно как косяки и притолоки; одни из них, находившиеся вне храма, были даже из коринфской меди и далеко превосходили в стоимости посеребренные и позолоченные... Эту металлическую облицовку пожертвовал для девяти ворот Александр отец Тиверия (Лисимах)".
* В эпоху Империи в Риме было создано придворное ведомство для управления финансами, которое первоначально возглавляли императорские вольноотпущенники - A RATIONIBUS. Исследователи считают, что слово происходит от лат. rationes - счета; в понятии прослеживаются корни иврита - ОЦАР, ХАОЦАР הָאוֹצָר казна, сокровище; слово прочитано наоборот.
* В римский период в приморских городах, евреи начинают заниматься морской торговлей, снабжением судов и состоят владельцами судов, институт взаимного страхования (судов, животных) возник у палестинских евреев, в Талмуде говориться о союзах и учреждениях с целью взаимного страхования (ЕЭБЕ, т.3, с. 222).
В римском сенате постоянно обсуждали состояние дел с поступлением денег в Иерусалимский Храм, в связи с нарушениями со стороны римских администраторов (речь Цицерона). Очевидно, что финансовая еврейская система работала и на римлян, разграничение финансовых потоков в империи было невозможно. В период поздней античности колонии еврейских купцов регистрируются на всей территории Европы, Средиземноморья и Ближнего Востока - от Британии и до Индии, они участвуют в развивающихся торговых отношениях с Китаем. В античности евреями были заложены основы уникальной финансовой системы, позволяющей совершать крупные финансово-торговые операции, кредитовать правителей и целые страны в области экономики, торговли и государственного строительства.
В связи с упадком торгово-экономических отношений в период перехода к средневековью произошло полное исчезновение античного европейского банковского дела, в Европе в "живых" остались - еврейская и византийская финансовые системы.
Преобладающее положение евреев в сфере идеологии, торговли и финансов раннего средневековья обусловлено рядом причин:
- доминирование в духовной сфере, Бог - идеологический продукт еврейского народа;
- значительного влияния в сферах торговли, производства, новых технологий и устойчивых, разветвленных финансовых организаций;
- в результате изгнаний и войн были сформированы во многих странах религиозно-торговые диаспоры (инфраструктура), которые располагались вдоль торговых путей и в контактных с периферией зонах;
- в диаспорах созданы единые правовые и хозяйственные нормы, чего не имелось в языческом, христианском и мусульманском мирах; община обеспечивала имущественные и личностные права соплеменникам, гарантировала выполнение договоров и обязательств;
- евреи использовали иврит как единый язык устного и письменного общения на огромном пространстве древней цивилизации; финансовые документы (расписки) в Европе, как правило, исполнялись на двух языках - латинском и иврите.
Сформировалась гибкая и надежная (основанная на родстве, власти и религии) финансовая система, членом которой был каждый еврей независимо от страны проживания. У большинства народов Европы такой финансовой системы до эпохи крестовых походов не было, а отдельные финансовые организации (итальянские города) носили локальный характер. Финансовую схему: диаспора - паломничество - деньги - Храм, уловили в средние века члены ордена тамплиеров (храмовников). По её модели они создали свою систему изъятия денежных средств в интересах церкви: христианин - деньги (имущество в залог) - паломничество - деньги по векселю, которая просуществовала до 1307 года.
б) Средневековый период
С V по VII века сфера влияния еврейской торговли включала Галлию, источники упоминают еврейских торговцев в Неаполе, Палермо и Генуе; основными предметами торговли были благовония, стекло, ткани и восточные предметы роскоши. Вторжение германских племен в Галлию открыло новые рынки для сбыта ремесленных и продовольственных товаров с Востока, которые еврейские купцы поставляли в королевские дворы, духовной и светской знати; евреи-радониты (торговая корпорация, существовавшая на юге Франции) проложили четыре маршрута между Францией и Китаем.
В средневековье, евреи - откупщики государственных доходов, налогов, пошлин, монетного дела, соляных копей и пр.; откупщик становится одной из главных фигур финансовой сферы, национальные элиты плохо управляли своей налоговой системой. Монастыри начали ссужать население деньгами с X века, дворяне не вникали в тонкости финансового дела, предпочитая получать уже готовый продукт - деньги, используя свою военную организацию, первые французские короли - просто разбойники (о чем сообщают источники).
Развитие еврейской финансовой системы в период раннего христианства связано с толкованием двух стихов из Второзакония (23:19, 20), в форме повелений Бога в них говорится о правилах ростовщичества - т.е. финансового кредита, деньги - это товар, который тоже продаётся.
В 1179 г. церковь постановила, что взимание процентов на ссуду запрещено Священным Писанием и пригрозила отлучением от церкви христианам-ростовщикам, однако церковное право не распространялось на евреев и ростовщичество стало в Европе преимущественно еврейским занятием, а с XII по XV века основным источником их существования. Тема еврейского ростовщичества впервые поднимается на Авиньонском церковном соборе (1209), а в дальнейшем постоянно обсуждалась на других церковных соборах, IV Латеранский собор (1215) ограничил величину банковского процента на ссуды, которые давали евреи. Деятели христианства запрещали ростовщичество (церковь и её ордена занимались этими операциями) и обеспечили преобладание евреев в этой сфере финансовой деятельности. В XVI в. протестантские реформаторы отменили этот запрет, в результате чего и возникли капиталистические тенденции в экономике ряда стран Европы, что послужило их развитию.
Для открытия ссудных касс еврейские финансисты нуждались в лицензии папы или правителя, которые использовали еврейских ростовщиков как агентов в собственных финансовых операциях и отбирали у них большую часть прибыли; евреи часто давали ссуды под долговую расписку, а не под заклад имущества. "Религиозные" выступлений против евреев имели четкую финансовую (материальную) основу, и были связаны с уничтожением долговых расписок (Англия, Франция и др.). Часто изгнания евреев "обрушивало" систему финансов в странах; например, изгнание евреев из Испании в 1492 г. привело к краху кредитную систему, для восстановления которой потребовалось вмешательство властей.
При династии Меровингов (Франкское государство с 486 г.) - евреи налоговые откупщики, ссужали деньгами королевских чиновников, король Дагоберт (633) поручил еврею Соломону собирать пошлины в Париже. Несмотря на многочисленные постановления церковных соборов выступавших против этой практики монархов, последние считались с финансовой необходимостью (отсутствие надежных и грамотных кадров и финансовой инфраструктуры) и использовали опыт евреев в сфере финансов.
Еврейские торговцы, преследуемые в Византии и в Египте в период Юстиниана (527-565, первый император, посягнувший на религиозную жизнь евреев) переместились на юг Франции (Галлия). В этот период возникли еврейские земельные владения в Провансе, и на Ю.З. Италии, которые заложили финансовую базу еврейских общин.
Поразительно, что в многочисленной антииудейской литературе античности и средних веков не встречаются обвинения евреев в торгашестве и хищном ростовщичестве, наоборот, все обвинения идут по линии религиозных обрядов и национальных обычаев (запрет на свинину, обрезание, празднование субботы). Ни один из авторов не обвинял евреев в нечестности, в общественном мнении господствовало мнение о принадлежности этой отрицательной черты характера - грекам. Так Цицерон в речи в защиту Луция Флакка претора провинции Азия, развивал мысль о недобросовестности и лживости греков (он разделял греков на "хороших" и "плохих").
С разделом общего средиземноморского рынка на христианскую и исламскую сферы влияния единственным связывающим звеном отдельных частей его стали еврейские диаспоры. Усвоив и переработав значительную часть культурного наследия персов, сирийцев (арамеев), коптов, иудеев, греков и римлян, арабы достигли больших успехов в области литературы, истории, философии и в других сферах науки. В области экономики, арабы перестроили системы землепользования и финансов, хотя вплоть до VIII века на захваченных византийских и персидских территориях находились в обращении византийские золотые динары, а в Персии серебряные сасанидские дирхемы.
При халифе Абд-ал-Мелике (685-705), известен еврей Сомейр, чеканщик монет при дворе, с его именем связана монетная реформа, предпринятая халифом с целью разрушения экономики Византии и установления полновесной монеты. В условиях развития торговли на арабских территориях (VII-VIII вв.), евреи занялись денежными операциями, у них хранились финансы мусульман, которые были осведомлены о еврейской солидарности и ответственности за дело и друг за друга, что повышало надежность депозитов. В среде еврейских финансистов того времени возникла форма аккредитива (поручение на выплату денег), поскольку перевозка денег была опасна.
Расцвет международной морской торговли евреев достиг кульминации во второй половине IX в.: "евреи, совершавшие морские путешествия с торговыми целями, обычное в то время явление. Людовик Благочестивый берет (828) под королевскую защиту корабли евреев" (ЕЭ, т. 14, с.920). Развитие торговых сословий в городах Европы в XI-XII вв. (особенно после крестовых походов) уменьшили роль евреев в международной торговле. Однако были также страны, где торговые сословия не успели возникнуть или развиться до международной торговли. В Болгарии, Венгрии, Валахии, Молдове, Польше, Литве относились к торговле и к финансовой сфере пренебрежительно и не смогли свои развить торговые сообщества и международную финансовую инфраструктуру. Дворянство выступало исключительно как военная и административная организация и не желало заниматься торговлей и финансовыми операциями, а "третьему сословию" не давали возможности работать в этих отраслях экономики.
В Англии евреи, брали в откуп доходы от вакантных архиепископств и аббатств, они вносили огромные откупные суммы в главное казначейство и получали ордера на подати, которые взимались в графствах шерифами. Завоевание Ирландии графом Ричардом де Клар Пембурк (Стронгбоу, 1170) стало возможным лишь после того, как Иосце (Iosce) еврей из Глочестера, доставил ему необходимые капиталы, за что король наложил на него штраф (не посоветовался с монархом).
В Венгрии евреи беспрепятственно занимались откупом до 1222 г., когда духовенство и дворянство вынудили короля Андрея II опубликовать "Золотую Буллу", согласно которой еврейские финансисты отстранялись от должностей откупщиков; однако вскоре при Андрее II и Бела IV откупа государственных доходов им были возвращены.
На Пиренейском п-ове, власть сняла с себя заботу о финансовом управлении и передала её евреям, главным откупщиком в этих странах выступал министр финансов, назначаемый из евреев. В XII-XIII вв. в Испании согласно документам о податях проживало около 850 000 евреев, только в Толедо - 72 000. Двор, духовенство, короли постоянно нуждались в притоке денежных средств, обладая техникой управления финансами государства и прекрасными деловыми качествами, а также преданностью королю - евреи стали незаменимы, и короли доверяли им.
В конце XIII века, в Кастилии 22% налоговых поступлений выплачивали её еврейские подданные; здесь существовал особый сбор, взимавшийся при каждой купле-продаже (10% со стоимости товара), этот сбор, как и пошлины на ввоз, были предметом откупа евреев. В начале XV века в Кастилии насчитывалось около 30 000 еврейских семей (около 120-150 тыс. человек) и значительное количество марранов, у кастильского короля Генриха IV(1454-1474) министром финансов был еврей-христианин Диего Аракс Давила (ум. 1466), который относился к бывшим единоверцам недоброжелательно. Позже старший сын министра занял эту должность, а второй сын стал епископом Сеговии. Великий инквизитор Торквемада подверг его преследованию и потребовал сложить епископский сан, за епископа вступился римский папа. В последнее время пребывания на должности Давила начал назначать марранов (евреев-христиан), инспекторами государственных доходов в больших городах, а евреев - откупщиками податей; деловые качества и возможности местных финансистов были явно не высокими.
Многие марраны занимали важные посты при дворе Изабеллы Католической, среди них Аврахам Сениор (1412-1493), Ицхак Абраванель, который кредитовал экспедицию против последнего оплота мусульман - Гранады, Луис Сантанджел, давший Изабелле кредит на снаряжение экспедиции Х. Колумба. В Португалии "новые христиане" получили значительную власть в финансовой сфере, особенно благодаря торговле пряностями в рамках Ост-Индийской компании, в XVI-XVII веках. В связи с преследованиями в Португалии и Испании, они эмигрировали и вывезли свои состояния в Турцию, Нидерланды, Фландрию, Германию, Францию, где основали ряд банков и стали придворными финансистами и биржевыми посредниками.
В Италии деятельность еврейских банкиров развивалась под негласной защитой (иногда открыто) - папского престола, несмотря на ожесточенное сопротивление городских гильдий, причем еврейские банкиры юга конкурировали с банкирами севера. Во 2-й половине XIII века еврейские банки распространили своё влияние из папских земель на территории Центральной и Северной Италии.
В Венеции в 1336 г. евреи германского происхождения получили право давать кредиты под обязательства, к середине XV века лишь немногие города (Милан, Генуя) отказалась допускать еврейских банкиров. На полуострове еврейские кредитные банки достигли расцвета в XV-XVI веках, их владельцы - семьи де Пиза, Вольтера, дель Банко, Риети и Тиволи вели образ жизни состоятельных людей, занимались искусствами и наукой и покровительствовали им.
Во Флоренции в 1428 г. был проведен съезд представителей еврейских общин Италии, по просьбе которого, папа Мартин V объявил в 1429 г., что берёт евреев под своё покровительство, в 1430 г. власти города дали разрешение евреям селиться и заниматься кредитным делом. Финансисты откликнулись на предложение и образовали в 1437 общину, что вызвало недовольство населения. В 1439 г. евреев заставили носить отличительный знак, в 1451 и 1471 в городе произошли погромы.
В 1488 г. монах Бернардино из Фельтре призвал горожан выступить против евреев, однако правитель города Лоренцо Медичи (1469-1492) защитил еврейское население. В 1495 после свержения тирании Медичи, демократическая администрация Дж. Савонаролы решила изгнать евреев, чтобы город не оказался в финансовом кризисе, было организовано ссудо-сберегательное товарищество "Монте да Пьета".
В 1514 Медичи вернулись и вновь пригласили евреев-финансистов, после вторичного падения Медичи в 1527 евреям было приказано покинуть Флоренцию, 1530 г. Медичи вернулись к власти и отменили все антиеврейские постановления, однако запретили евреям заниматься кредитным делом во Флоренции, разрешив заниматься кредитом в других городах области. В 1551 герцог Козимо I пригласил в Тоскану купцов заниматься торговлей с Левантом, численность еврейского населения достигла в это время 500 чел. (100 семей), однако 1571 все привилегии были ликвидированы, а евреев согнали в гетто, в 1622 г. население гетто составляло 495 человек.
В Польше и Литве не только магнаты и дворянство, но и духовенство пользовались услугами евреев-откупщиков, и привлекало их для управления имениями. Несмотря на постановления церковных соборов, власть использовала еврейских финансистов на протяжении всего средневековья. Значительная часть монет, чеканившаяся польскими королями в XII-XIII вв. при посредничестве еврейских откупщиков носят легенды на иврите, факт, который современной русской нумизматикой просто игнорируется.
Польский король Болеслав IV (1146-1173) вверил чеканку и распространение монеты - евреям, Казимир II (1177-1194) разрешил наносить на монеты надпись на иврите, а король Мешко III отдал монетное дело в постоянную аренду евреям. В 1360 г. краковский монетный двор был передан И. Левко, придворному банкиру Казимира III, а с 1555 до 1569 года король Сигизмунд II передал монетное дело на откуп евреям. Отдельные евреи занимали видное положение при польском королевском дворе, королевский банкир Волчко из Дрогобыча выполнял в XV веке функцию министра финансов Польши и финансировал Великую войну против Тевтонского ордена, в ходе которой произошло знаменитое сражение при Грюнвальде в 1410 году. Позже Волчко был отстранен от государственных дел и постов (владелец поселений, сборщик податей в Львове и др.) в связи с отказом перехода в христианство.
В XVI веке известен Авраам Шмойлович, крупный арендатор, "славный пан" Шмойлович арендовал у князя Григория Сангушко-Кошерского ряд деревень и местечек (со всеми налогами и производствами). В 1601 г. Шмойлович вместе с паном Гецом Перцовичем арендовал город Борохов и другие местности луцкого повета; контрактом арендаторам было предоставлено право, судить подданных и наказывать даже смертной казнью, без апелляции к владельцам (ЕЭ., т. 16).
Во время первого раздела Польши (XVIII в.) Збитковер Иосиф Самуил бен рабби Авигдор был главным поставщиком русской армии. Польский король Станислав-Август написал Екатерине II записку, в которой напоминал о сумме в 7000 дукатов, которую русская армия задолжала Збитковеру. В Праге (предместье Варшавы) Збитковер основал квартал, во время осады Праги в 1794 г. (восстание Костюшко) русскими войсками он оставался поставщиком русской армии. Объявил, что каждый солдат, который доставит ему живого или мертвого жителя Праги получит по золотому дукату или соответственно серебряный рубль, ящик с золотом и ящик с серебром были опустошены за день - кто-нибудь слышал о чем-то подобном?!
в) Новое время
В XVII веке евреи оседают в торговых центрах Европы, в Амстердаме, Лондоне и Гамбурге, военно-политическая ситуация заставила власти открыть возможность экономической деятельности евреев. Финансовые средства для неё составили капиталы марранов, которые перевели их нелегальным путём в общины Англии и Голландии. Торговля с испанскими и португальскими колониями контролировалась правительствами этих стран, из-за войн в Нидерландах и между Англией и Испанией, перед этими странами был закрыт доступ на главные европейские рынки. Чтобы вести эту торговлю, испанское правительство передавало торговую монополию в руки "новообращенных христиан" - марранов, которые вели свои дела с помощью родственников осевших в Северной Европе и в городах Италии.
* Мараны
В русской историографии проблема "марранства" замалчивается, на западе розысками в области культурно-экономической деятельности марранов начали заниматься в XIX веке, когда были открыты архивы инквизиции. В 1920 г. стали появляться публикации; только в португальских архивах содержится более 40 000 дел инквизиции против марранов. Католическая церковь создавала специальные службы для отслеживания богатых евреев, в Испании этим делом занимался Жуан де Анхиас (тайный секретарь, 1485-1490), он считался знатоком в вопросах завещаний и брачных контрактов марранов, обвиняемых в принадлежности к иудаизму.
В 1507 г. он написал книгу "Libro Verde Aragon" - генеалогию богатых и известных крещеных евреев, в 1623 г. книга была уничтожена (единственная копия в Севильской библиотеке). Проблема марранства возникла в процессе консолидации различных земель и этнических обществ в единое национальное государство, до 1096 (крестовые походы) вопросы насильственного обращения евреев в христианство нигде в Европе не ставились жестко, за исключением Византии.
В XIV веке марраны начали оседать в Марокко, ещё больше их переместились в XV-XVI веках в Османскую империю (50 000), где турецкие власти их хорошо приняли и помогли обустроить автономные общины в Каире, Дамаске, Иерусалиме, Цфате и в Стамбуле, а в Салониках они составили большинство населения. Некоторые из знатных испанских изгнанников заняли важные государственные посты при дворе турецкого султана, например, дон Иосиф Мендеса (Наси Иосиф герцог Наксоский), перевел в Турцию всё состояние и стал видным государственным деятелем. Короли Европы обращались к нему с просьбой о помощи, при решении вопросов в Турции. В 1564 г. Сулейман II даровал Мендесе Тиверию с 7 деревнями; в 1566 дон Мендеса получил титул герцога острова Наксос и двух других островов, ему было передана в управление Валахия (ЕЭБЕ).
В 1603 г. группа португальских марранов, за выкуп в 200 000 дукатов в казну объединенного королевства, добились права покинуть Пиренейский полуостров, они переселились в Амстердам, где официальное разрешение на проживание получили только в 1615 году. Именно марраны превратили Амстердам в один из крупных центров международной торговли, они были первыми поселенцами в голландских колониях. Важное торговое значение приобрел также Гамбург, где марраны поселились до Реформации, а в Англии они появились во время Оливера Кромвеля. Закрепляясь в протестантских странах, где им не мешали создавать общины, марраны заявляли себя как католики, но с ростом противостояния между католиками и протестантами открыто переходили в иудаизм.
В Италии при папах Клименте VII, Павле III и Юлии III к ним относились, в общем, благожелательно, однако при Павле IV начались гонения, многие марраны были арестованы, а 25 человек сожжены (1555). В ответ лидеры марранов пригрозили Риму экономической блокадой и добились освобождения арестованных.
Преследования инквизиции привели к сопротивлению, Франциск Азеведо, португальский марран был послан в 1673 в Рим, чтобы ходатайствовать перед папским престолом об обуздании инквизиторов. Снабженный крупной суммой денег и заручившись поддержкой иезуитов, которые не сочувствовали инквизиции (вели с общие торгово-финансовые дела с евреями), он склонил на сторону марранов папу Климента X.
В 1674 г. папа издал буллу о приостановлении деятельности инквизиторских трибуналов, по отношению к марранам было запрещено: предавать их смерти, ссылке или отбирать их имущество раньше, чем процессы не будут рассмотрены в Риме следственной комиссией курии (ЕЭБЕ). Документы свидетельствуют о присутствии марранов среди португальских и испанских купцов во Флоренции, в Венеции они селились с XV века и вели торговлю с Турцией, процветающие общины были в Ливорно (5000 чел. к XVIII веку), Пизе и других городах.
Еврейские капиталы, участвующие в крупной международной торговле в XVII-XVIII вв. приобретают решающий характер в политической и экономической жизни стран Европы, одновременно с банковской деятельностью евреи играют крупную роль на бирже. Начало биржевой деятельности зафиксировано в Амстердаме, здесь в связи с деятельностью Ост-Индийской компании возник спрос на акции; евреям принадлежало большая часть ост-индийских и вест-индийских акций. В 1698 году французский посланник в Голландии извещал своё правительство, что евреи направляют работу биржи по своему усмотрению.
Разработка теоретических вопросов финансовой деятельности велась также еврейскими финансистами, ранний теоретик биржи Исаак де Пинто выпустил в 1771 г. сочинение "Traita de la circulation et du credit".
Общепринятое мнение об отсутствии евреев и еврейской коммерческой деятельности в России в эпоху Петра I явно не соответствует действительности, есть сведения о поставках серебра на русский монетный двор рижскими евреями Зунделем и его компаньоном Самсоном Соломоном (КЕЭ, т. 7, с. 292). Ряд деятелей петровского времени православные и лютеране - этнические евреи, например, барон Шафиров П. П., занимал для императора на "перестройку" большие средства у евреев-банкиров, все его шесть дочерей вышли замуж за представителей первейших фамилий России - князей А. Гагарина, С. Долгорукова, В. Хованского, М. Салтыкова, графа Головина. Среди потомков Шафировых - премьер-министр, граф Витте, теософ Елена Блаватская, поэт П. Вяземский, княгиня Юсупова и её сын Ф. Юсупов, писатель А. Н. Толстой. Конфискованная у Шафирова (в опальное время) библиотека легла в основу будущей библиотеки Академии Наук.
В германских странах (300 княжеств) и Австрии финансовая, а часто и дипломатическая деятельность, была сосредоточена в руках "придворных евреев", другие сословия в сферу финансов и дипломатии обычно не допускались. Монархи использовали лиц, зависимых от них, которые были вне сословий и не могли опираться на оппозицию.
Идеи меркантилизма способствовали росту влияния "придворных евреев", важными сферами их деятельности были финансовые сделки и военные поставки, правительства были не в состоянии создать свой аппарат для снабжения массовых армий.
Преимущество евреев заключалось в том, что они имели единоверцев и торговые связи в разных странах и могли организовать снабжение армий лошадьми, вооружением, боеприпасами, снаряжением и провиантом. Главным поставщиком лошадей, с/х продукции и селитры (компонент пороха) в то время была Польша, где находилась крупная еврейская община.
Еврейским коммерсантам удавалось доставлять провиант даже в осажденные крепости, так еврей Шмуэль Оппенгеймер в 1683 г. доставил продовольствие и снаряжение жителям осажденной Вены. В XVII-XVIII вв. деятельность "придворных евреев" стала значительным фактором в формировании централизованных германских государств.
В Новое время в Вене был известен австрийский придворный еврей Самсон Вертгеймер (1658-1724), финансист и раввин, который пользовался доверием у императора Леопольда I. Во время войны за испанское наследство доставлял средства для ведения войны, в 1703 г. поддержал кредит в стране, в 1703 г. император назначил Вертгеймера придворным агентом и продлил привилегию на 20 лет. При императоре Иосифе он продолжал являться кредитором казны; во время турецкой войны 1716-18 гг. ссужал казне большие суммы, обладал многими домами и садами в Вене и недвижимым имуществом в ряде государств Германии.
В XVIII веке, бурном на военно-политические события в Европе (Великая Французская революция, наполеоновские войны), возникают проблемы с финансированием огромных по тем временам армий. Крупные банки возникают в связи с ведением затяжных войн рядом европейских государств. Такой банк был создан Майер-Аншелем Ротшильдом во Франкфурт-на-Майне, за 7 лет войны с Наполеоном Ротшильд дал взаймы 15 млн. ф. с., а в 1814 г. ежемесячно выдавал по миллиону фунтов английскому правительству. С падением Наполеона банк Ротшильда центральное финансовое учреждение Европы. Все государства получали у Ротшильда финансовые средства для восстановления разрушенных войной экономик; с 1815 по 1822 он дал взаймы европейским государствам 18 млн. фунтов, в 1822 г. Россия получила 10 млн. фунтов; с 1817 по 1848 было выдано разным европейским странам 130 млн. фунтов.
Из хорошо известных и принятых исторической наукой фактов, ясно, что еврейская финансовая система в истории Европы и Америки сыграла колоссальную роль, естественно, что и финансовая терминология формировалась в еврейской среде. Комментируя финансовые термины, исследователь должен в первую очередь опираться не на местную итальянскую традицию "банк - скамья", а на сакральный язык иудеохристианства.
3) Терминология иврита и образы иудаизма
а) Терминология, логика и философия термина
Банк (ссудная касса) имеет своей основной функций - покупку денег (товара в виде денег) на какой-либо срок и их продажу (вклады и кредиты); это место, где можно купить деньги. Акт покупки денег у клиента банк оплачивает определенной суммой, процентами с вносимого вклада; акт покупки денег клиентом у банка (кредит) оплачивает клиент, установленным процентом с полученной суммы; в любом случае речь идет о покупке денег.
Следовательно, термин "банк" должен в корне содержать именно наименование этой главнейшей своей функции - покупка (денег). Термин "банк-банка" (скамья) не несет в своём содержании смысла покупки, это лишь предмет мебели. Операцию покупки можно совершать и без "скамьи", другие функции банка, развившиеся со временем (хранение, перевод денег и т.д.) носят технический характер.
Приведем термин "банк" (в основных европ. языках - bank, banca) в форму близкую к грамматике иврита, выделим корень - БА+НК или Б+АНК. У нас моментально появляется рациональные термины иврита, указывающие на назначение этого учреждения.
* Б+АНК = термин прочитан наоборот - КНА + Б = КАНА קָנָה покупать, приобретать; покупка + Б (предлог, обозначает место, где?), в, внутри, в виде; т.е. место покупки, где покупают (деньги).
в) Образы покупки в Библии
* Руфь 4:4: "я решился довести до ушей твоих и сказать: купи (КАНА) при сидящих здесь и при старейшинах народа моего; если хочешь выкупить, выкупай; а если не хочешь выкупить, скажи мне, и я буду знать".
* Левит 25:14: "Если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать (КАНА) что у ближнего твоего, не обижайте друг друга"
* Левит 25:15: "по расчислению лет после юбилея ты должен покупать (КАНА) у ближнего твоего, и по расчислению лет дохода он должен продавать тебе".
* 1-я Паралипоменон 21:24: "И сказал царь Давид Орне: нет, я хочу купить (КАНА) у тебя за настоящую цену, ибо не стану я приносить твоей собственности Господу, и не буду приносить во всесожжение взятого даром".
* Откровение 3:18 (на иврите): "Советую тебе купить (ЛИКНОТ, от КАНА) у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть".
* Иеремия 32:44: "будут покупать (КАНА) поля за серебро и вносить в записи, и запечатывать и приглашать свидетелей - в земле Вениаминовой и в окрестностях Иерусалима, и в городах Иуды и в городах нагорных, и в городах низменных и в городах южных; ибо возвращу плен их, говорит Господь".
Таким образом, слово БАНК является транслитерацией библейского термина "кана" (покупать, прочитано наоборот). Содержание термина (место, где покупают деньги), фонетика и графика (с учетом транслитерации) совпадает с библейскими образами, и с действительностью.