Младенцы, молодые люди, сыраго сложенiя, и женщины
скорѣе заражаются, нежели старые и сухаго сложенiя мужчины,
потому, что у первыхъ тѣло мягче и ПОРЫ болѣе открыты, нежели
у послѣднихъ, для того и ядъ язвенный скорѣе въ себя принимаетъ
Описанiе моровой язвы, бывшей въ столичномь
городѣ Москвѣ съ 1770 по 1772 годъ (1775)
1) Существующая этимология
а) Wiktionary, древнегреческий poros πόρος (πόρους); https://en.wiktionary.org/wiki/πόρος
"Этимология. Связано с πείρω (peírō, "пробивать, проезжать") или περάω (peráō, "проехать прямо через"), от πέρα (péra). В конечном счете, от прото-индоевропейского * пер.".
* Основное содержание термина согласно английским словарям XIX-XX вв.: паром, пролив, мост, проход через пористое вещество (кожи), отверстия в теле, и т.д.
б) БЭС
Поры (от греч. poros - отверстие) - в анатомии - у животных и человека отверстия выводных протоков потовых желез на поверхности кожи, а также каналов вкусовых органов, открывающихся в слизистой оболочке ротовой полости. У растений - не утолщенные участки первичной клеточной оболочки, через которые осуществляется обмен веществ между протопластами.
в) Pore | Origin and history of pore by Online Etymology Dictionary (перевод Гугл); www.etymonline.com/index.php?term=pore
Pore, поры (п.), "минутное открытие", конец 14 в., от древнефранцузской поры (14 с.) и непосредственно от латинского porus "поры", от греческого poros "поры", буквально "проход, путь", от ПИРО * путешествие, суффиксную форму корня PIE * per- (2) "чтобы вести, переходить".
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1991, вып. 17; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_17.pdf
Поры. "Аеръ... поры опять, их же некоторые сиротками или дирками нарицают, в телеси отворяют". Назиратель, XVI век.
б) Национальный корпус русского языка
* М. В. Ломоносов. Волфианская экспериментальная физика, с немецкого подлинника на латинском языке сокращенная (1745): "Откуду весьма явствует, что в воде, в пиве и проч. содержится много воздуху, следовательно, есть в них скважинки, в которых нет собственной материи, тело составляющей, и которые воздух в себе содержат. Сии скважинки называются поры".
* М. Авдѣевъ. Ясные дни // "Современникъ", 1850: "Нѣжная кожа его и прикрытыхъ кисейной перелинкой плечь, открывъ невидимыя поры, была влажна, и черные глаза, прикрытые длинными рѣсницами, млѣли отъ истомы".
* Сцены послѣдняго часа // "Современникъ", 1850: "Часто наслѣдованный кровяной потъ происходитъ дѣйствiемъ газа, который, желая освободиться, гонитъ влаги чрезъ поры кожи".
* А. Ф. Писемский. Взбаламученное море (1863): "Запах спирту от него уж и не прекращался, точно все поры его были пропитаны им".
в) Термин "поры" фиксируется в Словаре церковнославянском и русского языка, 1847 г.: "Едва приметные скважинки в коже животных и в стволе растений, из которых у первых вырастают волосы и выступает пот".
3) Медицина в Древнем Израиле/см. ст. Медицина в ЕЭБЕ
"Как Библия, так и Талмуд касаются медицины лишь настолько, насколько эта последняя имеет отношение к ритуальному законодательству. Напр. 13-я глава кн. Левит вся посвящена описанию целого ряда кожных болезней, причем излагается дифференциальная диагностика между болезнями, которые в силу их заразительности считаются законодателем ритуально нечистыми и поэтому требующими изоляции, и такими, которые признаются им ритуально чистыми (см. Болезни, Цараат). ...
Некоторые местности в Палестине издавна славились своими врачами, и больные отправлялись туда за медиц. помощью (II Цар., 8, 29), но эти лечебные места никогда не были центрами религиозной жизни. Громкой славой пользовалась Гилеадская возвышенность благодаря ее здоровому климату и целебному бальзаму. Пророк Иеремия, горюя о нравственных недугах своего народа метафорически восклицает: "Иль бальзама нет в Гилеаде, иль врача там не стало, отчего же не удается исцеление моего народа". ...
Число вольных врачей было, по-видимому, значительно; в каждом городе должен был быть по крайней мере хоть один врач, и жить в городе, где нет врача, прямо запрещается ученым (Санг., 17б)".
4) Обобщение
Письменные источники подтверждают древнегреческое происхождение термина, в большинстве европейских и в некоторых тюркских языках слово очевидно заимствовано из древнегреческого языка. Но так ли всё однозначно, можно ли установить логико-фонетическую связь древнегреческого термина с древнееврейским лексиконом?
Исходя из содержания слова, нам необходимо искать в иврите подобные термины - КОЖА, ШКУРА, ОТВЕРСТИЕ.
5) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем общеевропейский термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни - POROS =P+OR+OS. У нас моментально появляются соответствующие содержанию термина корни иврита - П отверстие + ОР кожа, шкура.
Общий вид
Лат., греч. POROS =P+OR+OS = ивр. без огласовок П, с огласовками ПЕ, ПИ פֶּה отверстие + ОР עוֹר кожа, шкура; т.е. отверстия кожи.
б) Источники
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_376.htm
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H5785&k=Ga...
Hомер Стронга: H5785. Оригинал: עוֹר. Произношение: ‛ор. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H5783 - кожа.
в) Библейский образ
* Бытие 4:11, Бог - Каину: "и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста (ивр. ПЕ, ПИАХ отверстия) свои принять кровь брата твоего от руки твоей".
* Иисус Навин 10:2: "Тогда Иисус сказал: откройте отверстие (ивр. ПЕ) пещеры и выведите ко мне из пещеры пятерых царей тех".
* Бытие 3:21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды (ивр. ОР) кожаные и одел их.
* Левит 13:2: "когда у кого появится на коже (ивр. ОР) тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону священнику, или к одному из сынов его, священников".
Таким образом, общеевропейский термин "poros" (поры) очень точно укладывается в терминологию сакрального иврита П+ОР отверстия кожи.
Объяснить это лексическое явление пока не удаётся, отсутствуют источники (знания) о языковых контактах древнего мира, известно лишь общая "картина" - военно-экономические и религиозные связи между греками и семитами в Древнем мире были прочными. Мы можем пока сделать предварительный вывод - общий термин средиземноморской цивилизации.