Порох (дымный) - метательная взрывчатая смесь из селитры, серы и древесного угля (ранние образцы), способная к горению параллельными слоями без доступа кислорода извне с выделением большого количества тепловой энергии и газообразных продуктов. Используется для метания снарядов, движения ракет и в других целях, класс метательных взрывчатых веществ.
Считают, что порох был изобретён в Китае, около IX в., где применялся для метания ракет, а также как взрывное и зажигательное средство поражения противника. Примерно в это время в Китае было около 200 000 еврейских и арабских купцов, которые очевидно позаимствовали это изобретение и распространили его. В Европе порох появился через несколько веков практически одновременно с артиллерией (1330, монах Бертольд Шварц), что привело к изобретению фейерверков и ранних образцов огнестрельного оружия. Пятьсот лет порох оставался единственным взрывчатым веществом бризантного (ломать, разбивать, разрывать) действия и метательным средством.
1) Применение термина в русском языке и этимология
а) Словарь русского языка XI-XVI вв., Академия Наук, М., 1991
* Порох. 1. В значении "пыль" с XI в.; 2. Порошок, лекарство в виде порошка, с XVII в. 3. Порох, "584 гранаты, а в них идет пороху по 30 фунтов". А. Тул. и Каш. Зав. 1663 г.
Термин "порох" в значении - "взрывчатая смесь" отмечен в актах с XVI века (порохница, сосуд для хранения пороха; пороховщик), устойчиво употребляется с XVII века; до этого в ходу был термин - "зелье".
* Прахъ. 1. Пыль, прах, грязь. Острм. Еван. 1057 г.; 2. Пепел, зола, XIII в.; 3. Останки умерших. XI-XVI вв. 4. Нечто ничтожное, малоценное. С XII в. 5. Мелко истолченные частицы твердого вещества, порошок. XVI век. 6. Опилки. 7. Пыльца. XVII в.
б) Национальный корпус русского языка
* Бельский летописец (1630-1635): "А служивую рухлядь: знамена и литавры, и латы, и шишаки, и пищали, и мушкеты, и пистоли, и сабли, и шпаги, и порох, - то все взял на государя".
* А. Лызлов. Скифская история (1692): "И граждане противо их подкопов свои подкопы соделаша, но на несчастие свое, поставльши тамо порох, некрепко последи устие подкопа утвердиша, и егда взорвало, изверже землю и порох не на турков, но во град, от чего многи тщеты бысть во граде".
в) Этимология
* Словарь Макса Фасмера
Порох; род. п. -оха, укр., блр. порох "пыль; прах", др.-русск. порохъ "пыль", ст.-слав. прахъ κονιορτός, σποδός koniortós (пыль), spodós (пепел) (Остром., Супр.), болг. прах(ът) "пыль", сербохорв. прах, род. п. праха "пыль порох", словен. рrаh, род. п. рrаhа, чеш., слвц. рrасh "пыль; порох; прах", польск., в.-луж., н.-луж. рrосh; сюда же пороха "первый выпавший снег", арханг. (Подв.), колымск. (Богораз), поро́ша - то же, укр. пороша; др. ступень вокализма: словен. pršeti "моросить", чеш. рršеti "идти (о дожде), сыпаться (градом) (перен.)", слвц. рršаt, польск. pierszyc "моросить". Подробнее см. на перхоть, персть. (???)
г) Словарь Даля
Порох - всякое сыпучее вещество, пыль и более зернистое в виде песка; порох - зерновой состав угля, селитры, серы (Даль).
д) Викисловарь
Значение: взрывчатое вещество, применяемое для изготовления снарядов и патронов. Этимология - нет.
е) Лев Успенский. Этимологический словарь школьника; http://www.pochemyneinache.com/alfavit/15/str252.html
"Русскому "порох" в старославянском соответствует "прах". Старейшее значение обоих этих слов - "пыль", "растертая земля". Из "порох" возникли наши "порошок", "порошить", "пороша". Значение "взрывчатка" слово получило позднее, в XVII-XVIII веках; до этого употреблялось другое слово: "зелье". (???)
Порох состоит из селитры, серы и древесного угля, известный английский философ и алхимик Роджер Бэкон упомянул этот состав в своей работе, он писал о порохе и в других своих произведениях, описал особенности взрыва пороха, находящегося под давлением и условия хранения пороха.
* "Послание монаха Роджера Бэкона о тайных действиях искусства и природы и ничтожестве магии" (см. ст. Роджер Бэкон, Википедия)
"Но получить из селитры LURU. VOPO VIR CAN VTRIET серы, и тогда ты сможешь создавать Гром и Молнию, если ты владеешь мастерством".
б) Францисканец Бертольд Шварц (XIV в.)
Принято считать, что изобретателем пороха в Европе был немецкий монах-францисканец Бертольд Шварц (Черный, прозвище из-за занятий алхимией), дату изобретения относят к 1330 г.; примерно в это время появились первые пушки. Некоторые исследователи подвергают сомнению существование Бертольда Шварца в действительности, т.к. о нем практически ничего не известно.
Очевидно, что в результате военных (крестовые походы), торговых (евреи монополисты в торговле между христианами и мусульманами) и научных (евреи переводчики и алхимики) контактов между исламским и христианским миром, к середине XIV в. порох и огнестрельное оружие получили распространение в Европе. К этому времени оборонительные сооружения городов-крепостей и замков феодалов достигли совершенства. Для преодоления городских стен нужно было новое оружие, позволяющее эффективно разрушать (проламывать) крепостные стены, соответственно был изобретен (или позаимствован у арабов) порох и создана артиллерия. Поисками взрывчатых веществ большой разрушительной силы (Гром и Молния у Бэкона) занимались деятели церкви - монахи-алхимики, естественно в обстановке секретности, отсюда и разные термины в европейских языках.
в) Пороховое дело в России; http://www.twow.ru/forum/index.php?s=223c6fafac2511b50a20bc3c180c8414&showtopic=5839&st=0&.
"Вначале порох привозился от иноземцев, но очень скоро его стали делать на Руси. Спустя немного лет после смерти Донского, "зелье" в Москве производилось в таком количестве, что послужило причиной знаменитого порохового пожара, от которого в 1422 году выгорела вся столица".
"Пушкарский приказ (ок. 1557) ведал пороховым делом, в начале XVII века появляются первые рукописные переводные книги по военному искусству, в которых встречаются сведения и о пороходелии. Наиболее известные из них - "Воинская книга", "Устав ратных, пушечных и других дел", "Книга об огненных хитростях". В "Воинской книге" приведены разнообразные "указы", касающиеся порохового дела, например: "Наук, как опознати, которое угодье к зелейному делу лучше есть", "Прямой и достаточный наук, как доброе пищальное зелье делать", "Наук, как порченое зелие свежить и перекручивать", "Иной наук, как доброе зелие делати".
"Значительных масштабов достигло пороходелие в царствование Алексея Михайловича. Россия в те годы была настолько богата зельем, что его свободно продавали в лавках. Это послужило причиной очередного большого московского пожара 1660 года, во время которого погибло триста человек".
3) Обобщение и вывод
а) Исследователи выводят термин "порох" от ст. древнерусского "прах", термин "прахъ" никогда не употреблялся в русском языке в значении "порох", примеров применения не обнаружено. В данном варианте истолкования лингвистов XIX-XX вв. указана форма предмета, но не его содержание, функция (работа, для чего предмет предназначен?).
б) Земная пыль и взрывчатое вещество - разные предметы действительности. Пыль (прах) - предмет природы абсолютно бесполезный; порох - искусственное вещество, в природе его нет.
При инициировании (возбуждение химической реакции) порох производит разрушение, разрывает окружающие природные и искусственные предметы, его мощь сродни Божественной силе. Это вещество получили алхимики в ходе научной деятельности (опытов) при осмыслении свойств материи, естественно, что в термине должна содержаться информация об этих особенных свойствах "пороха", его характеристика. Порох используется как метательное и бризантное (разрушающее предметы) вещество, следовательно, эти характеристики и надо искать в термине; человек обращается с любой вещью, владеет ею так, как требует её "понятие".
Вывод
Термин "порох" - специальный термин, искусственно созданный алхимиками, для обозначения нового вещества; новое вещество - новое имя, иначе смешение и путаница понятий (что мы и отмечаем в толковании "прах=порох"). Очевидно, что термины прах и порох (понятие о предмете) образованы от разных корней, обозначавших различные явления действительности. Иудеохристианство является главной религиозной доктриной на европейском континенте, следовательно, искать смысл термина надо в сакральном языке идеологии - иврите.
4) Терминология иврита, варианты истолкования (одинаковы по фонетике, разные по графике)
а) ПОРОХ = ивр. ПАРАХ, ПОРЕХ פָּרַךְ раздроблять, разламывать, крошить; термин характеризует бризантное (разламывающее действие) вещества (талмудический термин). В Библии применяется в значении притеснять, жестокость (Исх. 1:13, и др.).
б) Источник
* Словарь Таргумим, Бабийского (Вавилонского) и Иерусалимского Талмуда и мидрашистской литературы, 1903. Маркус Ястров;
б) ПОРОХ = ивр. ПАРАХ, ПОРЕАХ פָּרַח летать; летящий, воздушный; термин описывает метательное действие вещества - выброс снаряда из канала ствола оружия под действием (давлением) пороховых газов.
Источник
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; ПАРАХ летать, порхать
Иезеиккиль 13:20: "Посему так говорит Господь Бог: вот, Я - на ваши чародейные мешочки, которыми вы там уловляете души, чтобы они прилетали (ивр. ПАРАХ), и вырву их из-под мышц ваших, и пущу на свободу души, которые вы уловляете, чтобы прилетали (ивр. ПАРАХ) к вам".
Таким образом, русский термин "порох" скорее всего транслитерация еврейского, талмудического корня ПАРАХ раздроблять или ПАРАХ летать. Фонетика, графика (с учетом перевода знаков с одного алфавита на другой) и смысл терминов - совпадают.