Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Парик, итал. Раrruсса, франц. perruque - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  
  
  Не токмо юноша, но ныне и старик
  Лишь только думает, чтоб был к лицу парик...
  Н. П. Николев. Сатира на развращенные нравы
  нынешнего века (1774-1797)
  
  1) Существующая этимология
  
  а) Викисловарь
  Корень: -парик-. Значение: накладные волосы, нашитые на матерчатую основу и имитирующие причёску, естественный волосяной покров.
  Этимология декларируется по Максу Фасмеру (также и у А.Г. Преображенского, 1914)
  Происходит от итал. реrruсса, раrruсса "парик"; (далее от неустановленной формы - вставка неизвестного автора). Русск. парик - впервые у Куракина (1706 г.), также в Уст. морск. (1724 г.). Заимств. через голл. paruik или, скорее, из франц. perruque. Наряду с этим в XVIII веке встречаются формы перу́ка, парука - то же, заимств. через польск. peruka или непосредственно из итал. (???)
  
  б) Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865
  Парик, франц. perruque, итал. parucca, perucca, исп. peluca, от лат. pilus, волос. Накладные волосы на всей голове. (???)
  
  в) ЭСБЕ/ Парик (ст. сокращена)
  Парик (франц.) - прическа из чужих волос, ... Ношение П. восходит к глубокой древности и известно было уже в Египте, откуда перешло в Грецию. Первоначально он носился только женщинами, для скрытия плешивости, но затем стал входить во всеобщее употребление как украшение головы. Из Греции П. перешел в Рим; его носили имп. Домициан и Каракалла. П. встречались и у галлов, носивших calautum - круглую кожаную шапочку, к краям которой были пришиты ряды коротких, завитых волос.
  Галльские женщины носили galicolie - длинные П. Получая все большее распространение, П. к началу XVI века вошел во всеобщее употребление в Европе, несмотря на протесты со стороны духовенства, которое признавало его орудием дьявола. ... Ко времени Людовика XIII явились два главнейших типа: французский и испанский П. Женщины носили преимущественно светлые П.; мужские имели длинные волосы, ниспадавшие двумя прядями. ... Законодателем мод на П. был Париж, где в это время печатались издания, посвященные изображениям и употребление П. В 1673 г. образовался первый цех парикмахеров. В 1757 г. употреблялось до 45 видов различных П... У нас П. был в употреблении в течение всего XVIII ст. ... У ортодоксальных евреев П. обязательны для замужних женщин, если они выходят с непокрытой головой.
  
  2) Применение термина в русском языке
  * Архиепископ Платон (Левшин). Увещание к раскольникам (1766)
  Не тем смущайтесь, что другой носит парик: но разсуждайте то, что он с париком не надел ли вредных каких и странных мыслей?
  
  * А. С. Пушкин. Тень Фон-Визина (1815)
  Но кстати вот на славу ода, ―
  Послушай, братец" ― и старик,
  Покашляв, почесав парик,
  Пустился петь свое творенье,
  Статей библейских преложенье;
  То был из гимнов гимн прямой.
  
  3) Обобщение и вывод
  
  При множестве однотипных этимологий термина "парик" никто из исследователей не указал на связь значения, графики и фонетики слова, на собственно этимологию. Все "подозревают", что парик - это волосы, но почему, и как в нашем сознании (устойчивые связи (образы) образующиеся в мозге в результате обучения, воспитания и деятельности) сформировалось слово-понятие ПАРИК, нам до сих пор не объяснили? Какой текст и какая идеология послужила основой понятия???
  Согласно общему мнению, парик - это волосы, и ничего более термин не означает, следовательно, графика слова должна содержать понятие ВОЛОС. Церковь критиковала ношение париков, в дополнении к основному корню должен быть негативный термин, указывающий на бессмысленность и ненужность предмета; следовательно, термин составной, из двух корней.
  
  Вывод
  Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейским лексиконом и образами.
  
  4) Терминология иврита и библейский образ
  
  Приведем термин в форму, приближенную к грамматике иврита и выделим корни - итал. PARRUCCA, франц. PERRUQUE = PAR+RUCCA. У нас сразу же выявляются корень иврита соответствующий содержанию термина - ПАРА, в общем, волосы, распущенные волосы + РИК, РЕИК пустота, тщеславие, суета.
  
  а) Общий вид
  Итал. PARRUCCA = PAR+RUCCA = ивр. ПАРА פָּרַע распущенные волосы + РИК, РЕИК רִיק пустота, тщеславие, без пользы, бесполезно, суета; т.е. волосы тщеславия, волосы бесполезные.
  
  б) Источник
  
  * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; ПАРА; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_391.htm
  * См. стронг иврита 6545, ПЕРА
  https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=http://lexiconcordance.com/hebrew/6544.html&prev=search
  * См. стронг иврита 7385, РИК, РЕИК
  https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=http://biblehub.com/hebrew/7385.htm&prev=search
  
  в) Библейский образ
  
  * Числа 5:18: "и поставит священник жену пред лице Господне, и обнажит голову (ивр. ПАРА, ПЕРА распущенные волосы) жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, - это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие.
  
  * Числа 6:5: "Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы (ивр. ПЕРА) на голове своей.
  
  * Иезекииль 44:20: "И головы своей они не должны брить, и не должны отпускать волос (ивр. ПАРА), а пусть непременно стригут головы свои".
  
  * Псалом 4:3: "Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету (ивр. РИК суета, пустое, тщеславие) и искать лжи?".
  
  * Псалом 2:1: "Псалом Давида. Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное (ивр. РИК)?".
  
  Таким образом, используя сакральный язык иудеохристианства, мы получили содержание понятия "не установленной формы" (по Викисловарю) - "парик".
  Парик - распущенные волосы, прическа из чужих волос, предмет бесполезный в жизнедеятельности, выполняет лишь одну функцию - маскирует плешивость (отсутствие волос) у "молодящегося" человека пожилого возраста. Служит для удовлетворения чувства тщеславия, стремление хорошо выглядеть в глазах других людей, внешне подчеркивает принадлежность человека к знатному сословию в моде XVI-XVIII веков.
  Кишинев, 17.9.2017 г.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"