Огайо (англ. Ohio) - штат на северо-востоке США, верхняя граница - юго-западное побережье оз. Эри, южная граница - река Огайо (дл. 1579 км), часть территории - равнина, самая высокая точка - 472 метра. Северо-запад штата в период колонизации представлял собою обширные болотистые участки (Большое черное болото), периодические разрушительные наводнения в XIX и XX веках обусловили необходимость строительства системы дамб, шлюзов и других гидротехнических сооружений на реке Огайо и ее важнейших притоках.
Этническая история индейских племен в Огайо до прихода европейцев малоизвестна (письменности не было), индейцы вели кочевое земледелие и не создавали крупных постоянных поселений, с истощением почв (20 лет) перебирались на другие участки. В середине XVII века, в ходе межплеменных "Бобровых войн", земли Огайо были захвачены ирокезами, здесь жили племена: майами, гуронов (вайандотов), делаваров, шауни (шони), оттава и другие, они переселились сюда с востока под давлением колонистов. Основными занятиями родоплеменных объединений индейцев были: охота (пушной зверь), земледелие (кукуруза, бобовые, подсолнечник), рыболовство и собирательство, ремесло носило примитивный характер.
б) Колонизация территории Огайо началась в XVIII веке, французские колонисты основали ряд торговых поселений для закупки пушнины у местных индейцев, после Англо-Французской войны 1755-1763 гг. территория Огайо отошла под контроль Британии. По итогам мирного договора 1783 года, Огайо перешла к американским колонистам, выигравшим войну за независимость, штат включён в конфедерацию в 1787 году. Взаимоотношения индейцев и американских колонистов были изначально враждебными, например, одним из самых страшных эпизодов войны за независимость стала "Бойня в Гнаденхюттене", 8 марта 1782 года ополченцы из Пенсильвании убили и сожгли девяносто шесть индейцев-делаваров, в т.ч. женщин и детей, обвинив их в нападениях на европейские поселения. В 1794 году армия США под руководством генерала Э. Уэйна разбили союз индейских племен, известный как "Западная Конфедерация", в 1795 году в форте Гринвилл был подписан договор, по которому индейские племена передавали земли Огайо правительству США в обмен на товары (одеяла, посуду и др.) общей стоимостью 20 000 долларов.
Такова "политически корректная" история взаимоотношений двух культур, более сильная и современная уничтожила примитивную и первобытную. В общественных отношениях способность этнического коллектива создавать идейные и технические инновации является основой выживания, неспособные традиционные общества либо изгоняются на отдаленные территории, либо уничтожаются. Индейцы были нужны как охотники, когда они приносили доходы торговым кампаниям, добывая меха, с исчезновением популяций пушного зверя, индейское общество оказалось неспособным к чисто сельскохозяйственному производству и образу жизни.
2) Существующая этимология
По утверждению американских исследователей, своё имя штат Огайо получил от имени реки Огайо, самого полноводного притока - Миссисипи. Это утверждение разумно, с древнейших времен люди устраивали границы между территориями по рекам и часто назвали поселения и территории именами рек.
В свою очередь, название реки Огайо американцы производят от слова "ohi-yo", которое на языке индейцев-ирокезов означает "большая река" - что неразумно. Не может высшая европейская культура пользоваться именами-символами индейцев, на то время дикарей и людоедов (так их воспринимали французы и англичане), в противном случае нам надо пересмотреть всю человеческую психологию. Сознание европейца нового времени было религиозным, религия иудеохристианства являлась тем идейным двигателем, который приводил в движение всё общество. Вклинение в религиозную организацию общества (систему символов) чуждой религиозной доктрины невозможно, она будет немедленно отторгнута носителями высшей культуры, как примитивная.
Кроме того, индейской лингвистикой (единичные исследования) занялись лишь в конце XIX века, когда в языках не многочленных индейских племен, под влиянием христианских миссионеров (в основном иезуитов на этой территории), закрепилось множество понятий иудеохристианства. Поменялся лексический словарь, обычное дело в языках, каждые 50 лет, с приходом новых поколений людей и вещей (технологий).
Есть смысл "поискать" понятие Огайо (ohi-yo - большая река) в сакральном языке иудеохристианства - иврите. Как в древнем еврейском языке характеризовались грандиозные природные объекты - реки? Какие, оберегающие жизнедеятельность человека, понятия вкладывались в имя реки, ведь имя это всегда сигнал для мышления, направление - как нужно относиться (взаимодействовать) к предмету или объекту природы, язык - объясняет и направляет разумную деятельность человека.
3) Река Огайо
а) Первые европейцы на Огайо
Считают, что первыми европейцами, поселившимися в районе Питтсбурга (Пенсильвания, здесь образуется Огайо из двух истоков) были французы, прибывшие из района озера Онтарио и из Квебека (начало XVIII в.) - история первопроходцев водных путей Среднего Запада противоречива и мало известна. Одни исследователи приписывают открытие реки Огайо французскому колониальному деятелю и исследователю внутренних водных путей Рене-Робер Кавелье де Ла Саль (1643-1687, закончил иезуитский колледж), он открыл устье реки Огайо в ходе экспедиции по Миссисипи в 1681-82 гг.
Другие считают, что в 1673-1675 годах скупщик пушнины, королевский гидрограф Луи Жолье и иезуит отец Жак Маркетт с маленьким отрядом из пяти помощников прошли на каноэ свыше 4 000 км по рекам и озёрам Среднего Запада. Они первыми установили, что реки, берущие начало к западу от Великих озёр, впадают не в Тихий океан, а в Мексиканский залив Атлантического океана. Пройдя по реке Миссисипи, они официально закрепили за этой рекой её индейское (?) название, буквально означающее "Большая вода"; на исследованных Жаком Маркеттом территориях в XVII-XIX веках сформировалась Новая Франция.
Очевидно первенство иезуитов в исследовании водных путей на Среднем Западе. Иначе и быть не может, для того, чтобы донести имя географического объекта до масс, его необходимо утвердить в различных инстанциях, начиная от администрации области и кончая высшими светскими и духовными инстанциями метрополии. Утверждение филологов "имя от народа" - очевидная нелепость, заигрывание власти с этим самым народом. Иезуиты организовали процесс научного освоения территорий Америки, ими велась подготовка (лучшая в то время) исследователей специализирующихся на описании (гидрологическом, географическом и т.д.) территорий, миссионерская деятельность способствовала этому процессу.
б) Характеристика гидронима и его смысл
* Важнейшими характеристиками большой реки являются: направление истечения, указание на связь с морем, озером; судоходность, извилистость русла; однако самым важным гидрологическим показателем является - разлив реки, наводнение, быстрый и катастрофический по значению для населения подъём уровня воды. Большие наводнения (библейский "Потоп") надолго откладываются в памяти поколений, т.к. несут за собой потерю источников существования для людей: урожая на полях, имущества и жилья, а также создают угрозу человеческой жизни. Для управления водной стихией человек с древнейших времен стал конструировать и использовать гидротехнические сооружения: каналы, шлюзы, защитные дамбы. Первыми регионами, где зародилась гидрология, а соответственно и специальная терминология были Египет и Месопотамия; еврейские религиозные философы подошли к гидрологии с материалистических позиций и закрепили термины в Библии (справочник путешественника древнего мира).
* Какой термин использовали, для обозначения реки имеющей широкие разливы в средневековой литературе, например в русской "Повести временных лет"? Летописец (XII в.) пишет о библейских временах: "По потопе трое сыновей Ноя разделили землю... Хаму же достался юг: Египет, ... и река Геона, иначе называемая Нил". Очевидно, что русский летописец очень точно охарактеризовал (используя иврит) гидрологию Нила, где высота подъема воды в паводок достигает 7-8 метров и затопляется почти вся долина (пойма), и это понятие (ивр. ГАОН) было хорошо известно его читателям.
* Как же гидрология характеризует реку Огайо?
Высокие ПАВОДКИ в холодное время года, низкая летне-осенняя межень с минимумом в августе ‒ сентябре, наибольшие подъёмы воды у Питсбурга (10‒12 м), у Цинциннати (17‒20 м), в устье (14‒16 м), периодически наблюдаются сильные наводнения; в 1887, 1913, 1927, 1937 они имели катастрофический характер.
4) Разлив реки, высокий уровень воды в Библии
а) Терминология
англ. Ohio, О + ГАЙО = ивр. корень ГАА, ГОЭ, ЙИГЭ גָאָה выходить из берегов, разливаться, подниматься (об уровне воды на реке); производное понятие - ГАОН גָאוֺן большой разлив реки, пойма реки; подъем, высокий уровень воды (прилив).
б) Библейский образ
* Иезекииль 47:5: "Снова отмерил он тысячу локтей - там я уже не мог перейти: вода стояла так высоко (ивр. ГАУ от ГАА), что можно было только плыть, а перейти поток по дну невозможно".
* Захария 10:11: "Он пройдет по опасному морю, победит бурное море, иссохнут пучины Нила! Гордыня Ассирии рухнет, Египет лишится скипетра".
в) Источник
* Штейнберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; с. 78. ГАА גָאָה возвышаться, подниматься (о воде).
ᴵ ГАОН גָּאוֹן mn 1 слава, величие, возвышение. 2 гордость, надменность. 3 подъём воды, прилив. [Образовано от גאה с суф.].
Таким образом, очевидно, что гидроним О + ГАЙО и термин иврита ГАА, ГОЭ, ЙИГЭ גָאָה выходить из берегов, разливаться, имеют между собой логическую связь, они содержат одинаковый набор знаков, имеют тождественный смысл (Большая вода); первопроходец на реке Огайо, священник-иезуит. Наша гипотеза превращается в научный факт- гидроним Огайо образован от библейского корня и никак не связан с индейцами.
В ряде работ мы исследовали с десяток топонимов и гидронимов США и Канады, они отчетливо связаны с деятельностью исследователей принадлежащих явно и тайно к ордену иезуитов. Имена объектов, появившиеся в ходе этой деятельности, составлены из корней иврита, что очевидно говорит о связи идеального (Бога) и материального (деятельности человека).
Можно сделать предварительный вывод - ряд ономастических явлений на территории США и Канады тесно связаны с колонизационной и миссионерской деятельностью европейцев (иезуитов), вероятно и вся остальная топонимика также - есть логическое основание для продолжения исследования.