Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Базель, нем. Basel - топоним, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  См. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%8C
  
   Старинный город в Швейцарии на границе с Германией и Францией, расположен на стратегическом повороте русла реки Рейн, в пределах видимости предгорья Юры и Шварцвальда. Упоминается как римский форт в 374 году (офиц. версия), в V веке завоеван алеманами, в конце этого века - франками, в 740 г. епископство, с 1033 г. в составе Священной Римской империи, в XIII. важный центр ремесла и торговли. Рейн делит город на две части, на возвышенном (260 м) левом берегу находится Большой Базель (старый город), на пологом правом берегу - Малый Базель.
  
   1) Существующая этимология
  
   а) Onlaine Etymology dictionary (перевод Гугл)
  
   Город на северо-западе Швейцарии, основана 44 CE как Robur (от латинского roburetum "Дубовая роща"); переименовано 374 как Basilia (от греческого Basilea Royal), когда он стал "королевской" крепость Валентиниана I.
  
   б) http://www.cult-turist.ru/country/Базель
  
   "Около 44 г. до н. э римским полководцем Луцием Мунацием Планком (Lucius Munatius Plancus, http://en.wikipedia.org/wiki/LuciusMunatius Plancus) в 10-20 км от современного Базеля была основана колония Раурика, позднее Августа Раурика (Colonia Augusta Rauracorum, Кайзераугст). Небольшие поселения галльского племени раураков (Rauraci) на Соборном холме попадают под контроль римлян. Наименование Basilia впервые упомянуто в 374 г. по случаю пребывания императора Валентиниана I в излучине Рейна. В V веке римляне изгнаны германцами; в VII в. резиденция епископа Августа Раурика перенесена из Кайзераугста в Базель".
  
   в) www.kuda.ua/lenta/316
  
   В 374 г. римский форт Basilia ("царская крепость", от греческого "базилевс" - царь) впервые упоминается в письменных источниках. Так Базель получил свое название.
   г) В других справочниках поддерживается версия истолкования топонима, Базель - от греч. "базилевс" (царская крепость). Официальный сайт города Базель: "Впервые в письменном виде название "Базель" зарегистрировано в 374 г., когда император Валентиниан пребывал на Рейне.
  
   д) Гравюра с изображением Базеля 1496 г.
  
   На панорамной картине изображен средневековый Базель, на первом плане естественно - собор, он расположен на скале (утесе), которая господствует над окружающим пространством, за пределами города на втором плане господствуют две высоты (скалы по изображению); гравюра сверху подписана термином BASILIA.
  
   2) Обобщение и выводы
  
   * Никто из исследователей не указывает на источник, где зафиксирован топоним Базель, удалось установить, что впервые термин упоминается древнеримским историком Аммианом Марцелином (330-379, род. в Антиохи Сирийской, "сирийский грек"?). В своей работе "Деяния" на латинском языке, он описывает события 353-378 гг. где упоминает деятельность императора Валентиниана I, когда тот находился на Рейне, здесь же упомянут топоним в форме - Basiliam (Базель).
  
   * Отметим, что государственным языком Рима был латинский, в Византии по VI век также латинский, лишь с VII в. греческий язык стал государственным. Непонятно, почему римляне дали рядовому и ничем не примечательному форту имя на греческом языке (царская крепость? царство?). На протяжении всей границе таких фортов существовало множество, в I в. их было построено 50. Римский форт того времени - десяток деревянных домов (жильё для гарнизона) окруженных рвом, валом и деревянным частоколом с башнями, во II веке их стали возводить из камня.
  
   * "В IV веке базилика, до этого занимавшая в античном зодчестве довольно периферийное место, становится излюбленным типом константиновской архитектуры" (Википедия/Базилика).
  
   * Никто не связывает топоним с еврейским языком, в конце IV века в Римской империи разворачивается процесс перерастания гонимого ранее иудеохристианства в государственную идеологию, а соответственно менялась и терминология.
  
   Вывод
  
   Целесообразно изучить работу Аммиана Марцелина, в каком контексте употребляется термин Базель, и попытаться установить связи топонима с языком иудеохристианства.
  
   3) Аммиан Марцелин, Деяния, книга XXX, гл. III
  
   а) Латинский текст
  
   1. Secuto post haec anno, Gratiano adscito in trabeae societatem Aequitio consule, Valentiniano post vastatos aliquos Alamanniae pagos munimentum aedificanti prope Basiliam, quod appellant accolae Robur, offertur praefecti relatio Probi, docentis Illyrici clades.
  
   б) Перевод латинского текста (Гугл)
  
   1. За этим последовало позднее в этом году, Грациан предполагается одеждах консул общества Aequitio, после разорения некоторых Валентиниана деревнях Alamanniae построен рядом с БАЗИЛИКОЙ в сети, которую они называют соседи хозяина, предложил ответственные сотрудники отношении преподавания иллирийских бедствий.
  
   в) Перевод английского перевода (Гугл)
  
   Ќ 1. В следующем году Грациан принял Equitius как его коллега по консульству, и Валентиниан, после опустошения некоторых кантонах Allemanni, строил крепости у Базеля, которые выходцы из страны Robur вызова, когда в докладе приведен был к нему от префекта Проб с отчетом о бедствиях, которые имели место в Иллирии.
  
   Итак, в оригинале - "BASILIAM", базилика в Риме - общественное здание для суда и торговли.
  
   г) Что нам ясно из контекста?
  
   * Термин BASILIAM - неизвестного происхождения и значения. Что это - форт, общественное здание в форте, церковь (период становления иудеохристианства), название местности?
  
   * Место и время, где происходило описанное Аммианом Марцелином действие - неизвестно, повествование ведется в общем виде. Не ясно - какое имеет отношение имп. Валентиниан к термину BASILIAM, был ли он там и был ли город или форт (церковь) на этом месте в 374-75 гг.? Согласно письменным источникам в 375 году император Валентиниан перенес свою резиденцию в Сирмий (Сербия); до этого периода он имел резиденцию в городе Трир.
  
   * В истолковании топонима Базель из греческого "базилевс" в значении "царская крепость" не достаточно ясно изложены логические основания, не просматриваются связи, тогда какой принцип мы можем положить в основание топонима?
  
   Вероятно, термин Базель отмечает время перехода от идеологии римского язычества к христианскому миропониманию, местность освещалась и вводилась в культ еврейского Бога, объектам давали еврейские имена (на языке Бога). Римляне, как и язычники, так и христиане, рассматривали лимес (оборонительная линия) по Рейну как границу между цивилизацией и дикостью, и в борьбе с германским племенным и воинственным миром Бог должен был им обеспечить победу (согласно библейским текстам победу даёт Бог).
  
   4) Географические особенности Базеля и их отражение в средневековом искусстве
  
   а) География
  
   В районе Базеля Рейн образует излучину (спираль, ивр. САЛИЛ (ивр. סליל)), мост в Базеле расположен посредине изгиба и обозначал границу между Высоким и Верхним Рейном. Излучина у Базеля обозначена в немецком языке как "Колено Базель" или "Рейн Колено", собственно отсюда начинается судоходство по Рейну, выше по течению река доступна только для лодок. Излучина влияет на судоходство, скорость течения реки выше на внешней стороне и ниже на внутренней стороне; глубины Рейна здесь от 1,6 до 6 м., ширина - русла - 206 м., скорость течения у Базеля около 4 м/сек., (горный поток 5-7 м/сек.), далее уменьшается до 2-1,3 м/сек; ЭСБЕ, ст. Рейн.
  
   б) Гравюра
  
   На панораме города, запечатленном на средневековой гравюре 1496 г., отчетливо выделяется собор на скале (высшая точка города), скала, утес (ивр. СЕЛА) могла служить ориентиром для судоводителей.
  
   в) Британская энциклопедия 1911 г., Базель
  
   "Город был основан в AD 374 император Валентиниан, от которого проживания там он получил свое название. В 5 веке епископ Augusta Rauricorum (сейчас он называется Augst Kaiser), 7 ½ м. на восток, перенес свой престол туда. Отныне история города является то, что растущая мощь, духовной и светской, епископов, чье светское влияние постепенно вытеснили в 14 веке продвижение конкурирующей державой бюргеров".
  
   Итак, мы выяснили, что не существуют исторических источников, упоминающих какую-либо конкретную связь имп. Валентиниана и поселения Базель. Согласно анналам и хроникам Базельское епископство и епископы упоминаются с 400 г., в средневековый период это княжество-епископство с 999 (1032) года и вплоть до Нового времени. Археологами найдена золотая монета, которую они датируют 600 г., на ней надпись BASEL и портрет человека в профиль (выдаётся "орлиный нос" и полные губы, явно семитская внешность), вероятно епископ.
  
   5) Еврейская община Базеля
  
   Сведения о евреях Базеля фиксируются с XIII века, на Рейне евреи регистрируются по письменным источникам с 321 года. В хрониках сохранились упоминания о том, что в 1213 г. епископ Базеля силой отобрал у еврея-ростовщика свои долговые расписки, город значился в перечне крупных еврейских общин империи. "Строительство моста через Рейн финансировалось в основном еврейской общиной" (Википедия. Базель, англ.). Редчайший исторический факт, подтверждение участия евреев в преобразовании социального пространства. Обычно такие свидетельства - замалчивают, хотя часто в немецких храмах и старинных домах "выпирают" из фундамента камни с еврейскими надписями - взяты с разрушенных еврейских кладбищ: надгробья, могильные памятники.
  
   В середине XIV века в германском районе Швейцарии было 30 еврейских общин, главные занятия - кредитное дело, представление ссуд дворянам, церкви, ремесленникам и городам. В 1348 г. под предлогом "отравления колодцев" (эпидемия чумы, распространенное обвинение против евреев) ряд еврейских общин были уничтожены, остальные бежали.
  
   6) Терминология иврита и библейские образы
  
   а) Теология
  
   Базель - епископский город с 400 года, центр епархии, старое греческое имя (царь, царство) не соответствует новому содержанию (идее) христианского поселения, где всю светскую и духовную власть исполняет - епископ от имени Бога.
  
   БАЗЕЛЬ, BASEL = Б (ивр. ב) с, за, как, в, внутри, на + АЗ (ивр. עז) сильный, могучий, крепкий (ОЗ сила, крепость) + ЭЛЬ (ивр. אל) Бог; т.е. c Могучим Богом, с силой Бога; скорее всего здесь выражена мысль - Крепость Бога.
  
   * Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, ГАЗА
  
   "Еврейское название ГАЗА (АЗА) - הזע указывает на то, что это был город очень сильно укрепленный; эллины и римляне называли его за его богатства и роскошь первоначально "сокровищем" и "кладом" (Pomponius Mela, I, II)".
  
   * Библейский образ
  
   Исаия 26:1: "В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий (АЗ) у нас; спасение дал Он вместо стены и вала". В этом стихе речь идет об Иерусалиме, в городе не потребуется "стен и вала", так как Господь охраняет его от врагов.
  
   б) География. Материальное основание, выдающийся ориентир Базеля - скала с собором
  
   БАЗЕЛЬ, BASEL = БА в, внутри, на + СЭЛА (ивр. סֶלָע) скала, камень, утес; переносной смыл твердыня, заступник; т.е. (город) на скале.
  
   * Библейский образ
  
   Иеремия 48:28: "Оставьте города и живите на скалах (СЕЛА), жители Моава, и будьте как голуби, которые делают гнезда перед во входе в пещеру".
  
   Исаия 42:11: "Да возвысит свой голос пустыня, и города её, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах (СЕЛА), да возглашают с вершин гор".
  
   Таким образом, очевидно, что в V-VI вв. древний населенный пункт BASILIA (царь) получил новое иудеохристианское имя BASEL - Крепость Бога; образы, термины Библии и исторические обстоятельства (епископство) и значения имени совпадают.
  
   В лингвистике (как и в других науках по отношению к явлению) выделено понятие "вариантность" - разнообразие, разнотипность речи, связанное с различными условиями употребления термина, этнической, социальной и территориальной принадлежностью деятелей. Факт перехода родоплеменных объединений к новой иудехристистианской системе мировоззрения (зафиксирован историей), соответственно должен был повлечь и заимствование библейской терминологии.
   Кишинев, 2013 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"