* О причинах гибели царств (1600-1610): "Написалъ мудрец: аще которого люди боятца, того уже не ради видеть, и всякий того желает, чтобы скоро тот человѣкъ изгинулъ, которого боятца".
3) Обобщение и вывод
а) Философия термина
Термин "мудръ" и его многочисленные производные фиксируется в русском языке с XI века, в ранних текстах, написанных на русском языке. Лингвистам не удалось объяснить его - установить связь смысла слова с его графикой и фонетикой; скорее всего, термин был заимствован у болгар, в XI веке русская филос.- литературная традиция только зарождалась.
Философия (досл. любовь к мудрости) декларирует - процесс познания предмета или явления начинается с постановки вопросов. Что это, почему это, зачем, для чего, отчего, цель и причина и т.д.? Иврит М.Д., МАДУА = מַדוּעַ почему, отчего?
Индивид задаёт вопросы себе (философствует) и старается найти на них ответ, используя операции мышления (анализ, синтез...); такова программа заложенная природой в психофизиологическую организацию человека (стремление к выживанию). Человеку надо координировать положение своего тела (и души) в пространстве, в обществе, во времени, по отношению к другим предметам, телам и в связи с явлениями природы; осознано, включив ум, внимание, память и жизненный опыт
Согласно принятому истолкованию "мудръ, мудрый" - человек, обладающий общим знанием о природе, обществе, профессиональным и жизненным опытом; способный дать совет другим людям, объяснить им, как надо разумно поступить в конкретной жизненной ситуации. Многолетняя интерпретация явлений и предметов соответствующая природной или общественной действительности, переданная в пользование другим людям, создают такому человеку славу "мудреца"; "До шестидесяти лет мудрым не бывают" (В. Даль).
б) Дела церковные
Первая часть "этимологии" Макса Фасмера сообщает нам о едином восточном богословско-терминологическом пространстве Православных церквей византийской традиции, что укладывается в рамки видимой религиозной истории (болг., чешск., сербхорв., словен., польск.). Вторая часть не соответствует логике историко-лингвистического исследования, смыслы и графика представленных терминов не имеют логического общего со словом "мудръ".
Духовно-терминологическое единство восточной православной церкви было заложено в Великой Моравии, к концу IX века это государство включала в себя Венгрию, Чехию и Словакию, Малую Польшу и часть Украины. В 863-885 году здесь вели миссионерскую деятельность просветители-византийцы Кирилл и Мефодий, которые внедрили новый язык богослужения - церковнославянский, созданный в Крыму (терминологически отделили восточную паству от католичества). В дальнейшем их ученики продолжили эту работу в Хорватии, Сербии и Болгарии, в течении X века сформировалось Восточное общее религиозно-идеологическое и культурно-языковое пространство, объединяющим стержнем которого послужила терминология церковнославянского языка; любой язык имеет две изначально противоречивые функции - разъединяет и соединяет.
В истории Церкви это был период "Фотиевой схизмы" (863-867 гг., схизма - др. греч. раскол) между константинопольской патриархией (патриарх Фотий, 858-867, 877-886) и папством (папа Николай I, 856-867). Римская церковь желала усилить своё влияние в ранних государствах Восточной Европы и на Балканском полуострове, а Константинопольская церковь стремилась воспрепятствовать этому процессу. После раздела Римской империи на Западную и Восточную в 395 году происходил всё обостряющийся раздел сфер церковного влияния Рима и Константинополя. С 886 года (2-го низложения патриарха Фотия) и до окончательного разделения церквей (1054 г.) отношения между западной и восточной церквями редки и случайны.
Мы выявили историческую обстановку, территории и ОБРАЗ термина - "мудръ" тот, кто обладает знанием, опытом, способен передать его другим людям в виде "программы" действий, алгоритма. Что надлежит сделать, для того, чтобы получить нужный результат в науке (теории), религии и в производстве (хозяйственной практике)?
Вывод
Философия (любовь к мудрости) развивалась первоначально как дисциплина обслуживающая богословие (истолкование библейских текстов), сознание и мышление людей было религиозным. Следовательно, искать корни термина иудеохристианства нужно в сфере сакрального языка идеологии, а он у нас один - иврит, все другие - языки перевода Библии.
4) Терминология иврита
а) Терминология
Приведем термин "мудръ" в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни - МУДРЪ = МУД+РЪ, уберём гласные, иврит, язык согласных букв, согласно древней письменной традиции они принадлежат Богу.
+ русск. МУД = без огласовок М.Д. = иврит М.Д., с огласовками МАДДА מַדָּע знание, познание, разум, мысль; конечная буква иврита "аин" не произносится (звук утерян).
+ МАДДА מַדָּע форма от глагола ЙАДА יָדַע - знать, познавать, уметь; другая форма МУДА מוּדָע сознаваемый, сознаваемое; образует понятия: подсознание, осознано, сознательно, воспринятый сознанием, знакомый, известный; термин средневекового иврита.
Словари: Еврейско-русский словарь, М. Дрор, 2000 г.; Иврит-русский словарь, Ф. Л. Шапиро, 1963. См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_433.h...
5) Библейский образ
* 2 Паралипоменон 1: 10,11, 12: "то ныне дай мне премудрость и знание (ивр. МАДДА), чтобы я умел выходить пред народом сим и входить, ибо кто может управлять сим народом Твоим великим?".
* Екклесиаст 10:20: "Даже и в мыслях (ивр. МАДДА) твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая - пересказать речь твою".
* Даниил 1:4: "отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки (ивр. МАДДА), и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому".
* Екклесиаст 1:16: "Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело (ивр. РАА) много мудрости и знания".
* Иов 13:17: " У Него - и мудрость, и мощь; у Него - и замысел (ивр. ЕЦА), и разумение.
Таким образом, термины МУД+РЪ и МУД+Р+ЕЦ составлены из трех слов-понятий иврита, передача лексики и образов иврита на русский язык, по буквам.
В результате транслитерации было сформировано новое церковнославянское слово-понятие, начальный этап формирования философской терминологии восточного иудеохристианства (в Болгарии, Сербии, на Руси).