Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Мудр, др. мудръ, мудрец - термины, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
  Другой смолчал и стал пред ним ходить
  А.С. Пушкин. Движение (1825)
  
  
  1) Викисловарь. Существующая этимология
  
  а) Мудръ (мудр) - статьи нет.
  б) Мудрый. Значение: книжн. обладающий большим умом, высшим знанием, значительным опытом.
  в) Мудрость. Значение: свойство по значению прилагательного мудрый, разг. сложность, замысловатость, мудрое высказывание, суждение.
  Этимология общая по Максу Фасмеру (со вставкой неизвестного автора)
  (Происходит от праслав., от кот. в числе прочего произошли: - вставка) др.-русск. мудръ, ст.-слав мѫдръ (φρόνιμος, σοφός fronimos, sofos; Супр.), русск. мудрый, укр. мудрий, болг. мъдър, сербохорв. мудар, мудра, нареч. мудро, словенск. modǝr, чешск. moudry, словацк. mudry, польск. madry, в.-луж., н.-луж. mudry.
  Родственно лит. mandrus "бодрый, гордый, задорный", латышск. muodrs "бодрый, живой", др.-инд. medha ж. "мудрость, разум, понимание, мысль", mandhatar- м. "благочестивый", авест. mazdra- "мудрый, разумный", maz-da-, maz-da- "сохранять в памяти" mǝn dade "помню", др.-в.-нем. muntar "ревностный, ловкий, живой, бодрый", готск. mundon sis "смотреть на ч.-л.", др.-исл. mundа "метить", греч. μανθάνω manthano, аор. ἔμαθον emathon "учусь, замечаю, понимаю", алб. mund "могу, побеждаю". Далее связано с и.-е. *men-. (???)
  * Подобно в этимологическом словаре у А. Преображенского (1910-14 гг.).
  
  2) Применение термина в русском языке
  
  а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., вып. 9, 1982; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf
  * Мудръ. С большим умом, умением, искусством, мудро, разумно. "Мудръ зело...", XVII в.
  * МудрЪйший. Мудрый человек. XIV в. Мудрено. Мудро, разумно, 1169 г.
  * Мудрец. 1. Мыслитель, учёный, богослов, философ; XV в. 2. Умный человек, XV в. 3. Мастер своего дела, XVI в. 4. Поэт, сочинитель, XIII в.
  * Мудрити. Учится мыслить, рассуждать. XI-XIII в.; и т.д., 5 страниц текста с производными терминами.
  
  б) Национальный корпус русского языка
  * Изборник, 1076 г.; "И ѥсть члв҃къ мѹдръ своѥи дш҃н и плодъ разѹма".
  * Изборник, 1076 г.; "сн҃а (сына) сирахова: Вьсѧка мѹдрость отъ <га҃ · и> (господа) съ нимь ѥсть".
  * О причинах гибели царств (1600-1610): "Написалъ мудрец: аще которого люди боятца, того уже не ради видеть, и всякий того желает, чтобы скоро тот человѣкъ изгинулъ, которого боятца".
  
  3) Обобщение и вывод
  
  а) Философия термина
  
  Термин "мудръ" и его многочисленные производные фиксируется в русском языке с XI века, в ранних текстах, написанных на русском языке. Лингвистам не удалось объяснить его - установить связь смысла слова с его графикой и фонетикой; скорее всего, термин был заимствован у болгар, в XI веке русская филос.- литературная традиция только зарождалась.
  Философия (досл. любовь к мудрости) декларирует - процесс познания предмета или явления начинается с постановки вопросов. Что это, почему это, зачем, для чего, отчего, цель и причина и т.д.? Иврит М.Д., МАДУА = מַדוּעַ почему, отчего?
  
  Индивид задаёт вопросы себе (философствует) и старается найти на них ответ, используя операции мышления (анализ, синтез...); такова программа заложенная природой в психофизиологическую организацию человека (стремление к выживанию). Человеку надо координировать положение своего тела (и души) в пространстве, в обществе, во времени, по отношению к другим предметам, телам и в связи с явлениями природы; осознано, включив ум, внимание, память и жизненный опыт
  Согласно принятому истолкованию "мудръ, мудрый" - человек, обладающий общим знанием о природе, обществе, профессиональным и жизненным опытом; способный дать совет другим людям, объяснить им, как надо разумно поступить в конкретной жизненной ситуации. Многолетняя интерпретация явлений и предметов соответствующая природной или общественной действительности, переданная в пользование другим людям, создают такому человеку славу "мудреца"; "До шестидесяти лет мудрым не бывают" (В. Даль).
  
  б) Дела церковные
  
  Первая часть "этимологии" Макса Фасмера сообщает нам о едином восточном богословско-терминологическом пространстве Православных церквей византийской традиции, что укладывается в рамки видимой религиозной истории (болг., чешск., сербхорв., словен., польск.). Вторая часть не соответствует логике историко-лингвистического исследования, смыслы и графика представленных терминов не имеют логического общего со словом "мудръ".
  
  Духовно-терминологическое единство восточной православной церкви было заложено в Великой Моравии, к концу IX века это государство включала в себя Венгрию, Чехию и Словакию, Малую Польшу и часть Украины. В 863-885 году здесь вели миссионерскую деятельность просветители-византийцы Кирилл и Мефодий, которые внедрили новый язык богослужения - церковнославянский, созданный в Крыму (терминологически отделили восточную паству от католичества). В дальнейшем их ученики продолжили эту работу в Хорватии, Сербии и Болгарии, в течении X века сформировалось Восточное общее религиозно-идеологическое и культурно-языковое пространство, объединяющим стержнем которого послужила терминология церковнославянского языка; любой язык имеет две изначально противоречивые функции - разъединяет и соединяет.
  
  В истории Церкви это был период "Фотиевой схизмы" (863-867 гг., схизма - др. греч. раскол) между константинопольской патриархией (патриарх Фотий, 858-867, 877-886) и папством (папа Николай I, 856-867). Римская церковь желала усилить своё влияние в ранних государствах Восточной Европы и на Балканском полуострове, а Константинопольская церковь стремилась воспрепятствовать этому процессу. После раздела Римской империи на Западную и Восточную в 395 году происходил всё обостряющийся раздел сфер церковного влияния Рима и Константинополя. С 886 года (2-го низложения патриарха Фотия) и до окончательного разделения церквей (1054 г.) отношения между западной и восточной церквями редки и случайны.
  Мы выявили историческую обстановку, территории и ОБРАЗ термина - "мудръ" тот, кто обладает знанием, опытом, способен передать его другим людям в виде "программы" действий, алгоритма. Что надлежит сделать, для того, чтобы получить нужный результат в науке (теории), религии и в производстве (хозяйственной практике)?
  
  Вывод
  Философия (любовь к мудрости) развивалась первоначально как дисциплина обслуживающая богословие (истолкование библейских текстов), сознание и мышление людей было религиозным. Следовательно, искать корни термина иудеохристианства нужно в сфере сакрального языка идеологии, а он у нас один - иврит, все другие - языки перевода Библии.
  
  4) Терминология иврита
  
  а) Терминология
  
  Приведем термин "мудръ" в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни - МУДРЪ = МУД+РЪ, уберём гласные, иврит, язык согласных букв, согласно древней письменной традиции они принадлежат Богу.
  
  + русск. МУД = без огласовок М.Д. = иврит М.Д., с огласовками МАДДА מַדָּע знание, познание, разум, мысль; конечная буква иврита "аин" не произносится (звук утерян).
  + МАДДА מַדָּע форма от глагола ЙАДА יָדַע - знать, познавать, уметь; другая форма МУДА מוּדָע сознаваемый, сознаваемое; образует понятия: подсознание, осознано, сознательно, воспринятый сознанием, знакомый, известный; термин средневекового иврита.
  + русск. РЪ = иврит РАА רָאַה видеть, понимать, смотреть, зреть, наблюдать, созерцать; производная форма - РОЕ רוֹאֶה провидец, ясновидец, пророк.
  + русск. ЕЦ = ивр. ЕЦА עֵצָה совет, мудрая мысль; могущий дать совет, советник, намерение, замысел, рассудительность.
  
  б) Общий вид
  * Русск. МУДРЬ = МУД+РЪ = ивр. М.Д., МАДДА מַדָּע знание, познание, разум, мысль + РАА רָאַה видеть, понимать, смотреть; т.е. человек знающий, понимающий мир, провидец (здравомыслящий); видящий суть проблемы.
  * МУДРЕЦ = МУД+РЪ+ЕЦ = ивр. М.Д., МАДДА מַדָּע знание, познание, разум, мысль + РАА רָאַה видеть, понимать, смотреть + ЕЦА עֵצָה совет, мудрая мысль; т.е. могущий дать совет, советник, намерение, замысел, рассудительность.
  
  в) Источники
  
  ++ Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H4093&k=Z...
  Hомер Стронга: H4093. Оригинал: מַדָּע. Произношение: мадда‛ мадда‛. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H3045 - 1. знание, наука; 2. мысли.
  См. Еврейский и халдейский словарь к книгам Ветхого Завета, О.Н. Штейнберг, Вильно, 1878 г.; http://greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_243.htm
  
  ++ Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H7200&k=Z...
  Hомер Стронга: H7200. Оригинал: ראה. Произношение: ра′а. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): видеть, смотреть, рассматривать, обозревать; перен. знать, узнавать. B(ni): являться, появляться. D(pu): быть видимым. E(hi): показывать, давать увидеть. F(ho): быть явленным, быть показанным. G(hith): смотреть друг на друга. Синонимы: H2372 (חזה‎).
  
  ++ Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H6098&k=2...
  Hомер Стронга: H6098. Оригинал: עֵצָה. Произношение: ‛эца. Часть речи. Существительное женского рода. Этимология: от H3289 - 1. совет, совещание, мудрость, благоразумие; 2. план, замысел, предприятие, намерение; 3. неповиновение, непослушание, упорство, противление.
  Словари: Еврейско-русский словарь, М. Дрор, 2000 г.; Иврит-русский словарь, Ф. Л. Шапиро, 1963. См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_433.h...
  
  5) Библейский образ
  * 2 Паралипоменон 1: 10,11, 12: "то ныне дай мне премудрость и знание (ивр. МАДДА), чтобы я умел выходить пред народом сим и входить, ибо кто может управлять сим народом Твоим великим?".
  * Екклесиаст 10:20: "Даже и в мыслях (ивр. МАДДА) твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая - пересказать речь твою".
  * Даниил 1:4: "отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки (ивр. МАДДА), и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому".
  * Екклесиаст 1:16: "Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело (ивр. РАА) много мудрости и знания".
  * Иов 13:17: " У Него - и мудрость, и мощь; у Него - и замысел (ивр. ЕЦА), и разумение.
  
  Таким образом, термины МУД+РЪ и МУД+Р+ЕЦ составлены из трех слов-понятий иврита, передача лексики и образов иврита на русский язык, по буквам.
  В результате транслитерации было сформировано новое церковнославянское слово-понятие, начальный этап формирования философской терминологии восточного иудеохристианства (в Болгарии, Сербии, на Руси).
  
  Кишинев, 11.5.2017 г.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"