а) Попытки найти смысл топонима "Москва" предпринимались в средневековье, однако всех исследователей постигала неудача. Христианские комментаторы, интерпретируя слово-понятие, отказались от историко-философской и религиозной связи с материнским учением - иудаизмом.
* В 1526 г. император Священной римской империи Максимилиан, отправляет в Москву Сигизмунда Герберштейна (дипломат, писатель, историк), результатом его поездки явилась книга "Записки о московитских делах" (1549). В этой книге изложены факты истории, географии и этнографии Москвы: о "Итак, город Московия, глава и столица Руси, и сама область, и река, которая протекает по ней, носит одно и то же имя; на родном языке народа они названы Москвой. Что именниз них дало имя прочим, неизвестно".
Герберштейн прав, стараясь проникнуть в сущность слова-символа "Москва", через символ, проникая в образ, человек, получает информацию об объекте; предметный мир страны сформирован в образ, который отражает в сжатом виде действительность.
* Пытаясь проникнуть в смысл понятия Москва, русский поэт К. Бальмонт ( Москва, 1926) пишет:
"Поет старинная печать.
Тут слово первое науки,
Но мне неведомой. Тут - знак,
А смысл понять нельзя никак".
* Критик М. Н. Катков в статье "Историческое значение Москвы как символа основных начал, на которых зиждется государство"" (Московские ведомости" 1865, No 182): "Москва не есть просто город; не кирпич и известь ее домов, не люди, в ней живущие, составляют ее сущность. Москва есть историческое начало, Москва есть принцип. Люди переменяются, как непрерывно переменяются частицы живущего тела; переменяются люди, переменяются и нравы, и порядки. Но остается дух места, остается историческое начало... Высшие интересы человечества именно в том и состоят, чтобы правительство народа было его правительством и чтоб оно не имело в виду ничего иного, кроме блага своей страны".
Интерес к значению этого имени был большой, Москву упоминают в своих произведениях: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. Н. Глинка и другие. Не зная как объяснить смысл топонима буквально, русские люди XIX века вывели формулу - "Москва - не город, Москва есть принцип".
2) Анализ топонима
а) С восприятием древних символов-сигналов у нас проблема, связана с быстрыми социально-политическими изменениями, происходящими в обществе, наука - запаздывает, не успевает "пристраивается" к новым политическим реалиям. Ученые не могут объяснить (ограничены в деятельности, не свободны в творчестве) обществу значение большинства имен и терминов, утеряны логические и философские связи с идеологией прошлого.
Под влиянием процесса демократизации (европейские революции, отмена крепостничества) эти изыскания в XIX веке привели русских интеллектуалов к идее "соборности". Идея национального (славянского) единства и мощного государства оформилась в формулу - Православие, Самодержавие, Народность.
В ходе революционных преобразований 1917-1920 гг. влияние Церкви было снижено до минимума, а самодержавие (научная и административная элита) полностью уничтожено. Новая ученая элита получила "урезанное" образование, древняя философия сводилась к изучению проблем классовой борьбы. Истолкование имен и терминов перевели в "народное" русло (от языка коренного народа региона), что привело к полнейшему хаосу в ономастике. Абсолютное большинство древних имен и терминов нельзя объяснить национальными языками, т.к. они создавались в системе иудеохристианской теологии и терминологии.
б) В системе передачи древних сообщений - "сигнал-информация-смысл", остался один "вербальный сигнал" (имя, термин), а он не вызывает изменений в сознании и мышлении у современного получателя. Сигнал не превращается в информацию, человек не может (не обучен, не обладает знаниями) произвести "оценку" и наделить сигнал "смыслом". Получатели древнего "сигнала" существуют в другой системе ценностей, и хотя эта система родственна иудаизму (иудаизм-иудеохристианство-христианство) - нарушена иерархия идеологии (преемственность), отрицается или извращается их философская и лексическая связь.
Скорее всего, вся терминология имеет сакральный характер, и в той или иной мере связана с языком Бога (иврит) или производная от корней иврита. Соответственно надо опираться не на современную русскую грамматику (форму слова), а на философию (образы) и терминологию иудаизма (смысл, содержание понятия). Распространенное в обществе представление о Библии как о культовом документе не соответствует действительности. Еврейская Тора (Библия) - материалистическое учение, в ней нет фантастических представлений о мире, всё рационально, продумано и связано в единую систему, объясняющую устройство мира и правила поведения человека в природе и обществе. Предусмотрена ответственность человека (как мыслящего существа) за нарушение законов природы (Бога) и механизм самосохранения общества и природы от неразумных действий и идей отдельных людей (лидеров) или групп людей - Мораль, которая входит основным элементом во все законы и программы, создаваемые человеком.
3) Версии имени Москва по материалам Википедии; https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%...
а) Основная этимология
"Название города Москва происходит от названия реки Москва. Как полагают исследователи, слово "Москва", принадлежало ранее к древнерусскому типу склонения на -ū-, именительный падеж которого заканчивался на -ы. ... Таким образом, древнейшей формой топонима была не засвидетельствованная в письменных памятниках форма "Москы". Уже в очень раннюю эпоху форма именительного падежа данного типа склонения заместилась формой винительного. Для этой стадии есть засвидетельствованные формы "Москъвь" и "Московь", откуда в иностранных языках возникли названия типа англ. Moscow, нем. Moskau, фр. Moscou. В дальнейшем тип склонения на -ū- вообще прекратил своё существование: лексемы, которые к нему относились, влились в более продуктивные типы на -i- (кровь, бровь, любовь, свекровь, церковь) и -ā- (буква, брюква, смоква, ботва, плотва, диалектные формы церква, морква, а также Москва)". (???)
б) Различные гипотезы
* Слово "Москва" происходит из финно-угорских языков. Слог -ва означает "вода", "река" или "мокрый", то есть, так же, как и в названиях многих других рек. Моск- можно объяснить из языка коми, где оно означает "корова", либо из фин. musta "черный, темный". К финно-угорской также относится гипотеза С. К. Кузнецова увязывающая "Москву" с западно-марийскими словами "Маскá", которое означает "медведь", и "Авá", которое означает "мать". (???)
* Гипотеза В. Н. Топорова. Название "Москва" входит в ареал балтийских топонимов и восходит к балтийскому корню mask-/mazg- "топкий, слякотный" с характерным балтийским топонимическим суффиксом -uva (ср. лит. Lietuva). (???)
* Гипотеза А. И. Соболевского. Топоним происходит от авестийского слова ама "сильный". (???)
** Прим. автора статьи. Смысл топонима сформирован - mosk, "в праславянском языке означал - вязкий, топкий, болото, сырость, влага, жидкость"??? Науке не известны праславянский и славянский язык, ни одного слова, ни одного текста - всего лишь гипотезы, доказать невозможно?
в) Легендарные гипотезы
"Легенда монаха Филофея "Москва - Третий Рим" (1523): "Той ибо Мосох по потопе лета 131, шедши от Вавилона с племенем своим, абие во Азии и Европе, над берегами Понтскаго или Черного моря, народи Мосховитов от своего имене и осади: и оттуда умножашуся народу, поступая день от дне в полунощныя страны за Черное море, над Доном и Волгою рекою... И тако от Мосоха праотца Славенороссийского, по последию его, не токмо Москва народ великий, но и вся Русь или Россия вышенареченная призыде".
г) Этимология от Макса Фасмера (ст. сокращена)
Москва - название реки и города, засвидетельствовано с ХIV в. в этой форме (...), др.-русск. Московь, вин. ед., Лаврентьевск. летоп. под 1177 г., местн. п. ед. ч. на Москви, Ипатьевск. летоп. под 1175 г., род. п. ед. из Москве, до Москвѣ, Ипатьевск. летоп. под 1176 г. (...); совр. Москва употребляется во многих районах Поволжья (...). Поздне-др.-русск. на Москвѣ (Аввакум, Котошихин), др.-польск. род.-дат.-местн. п. ед. ч. Мoskwi (...).... Таким образом, первонач. основа на -ū Москы, род. п. Москъве (...), откуда тур., алб. Моskоv "Россия", тур. Моskоv šähri "Москва" (Радлов 4, 2128). Судя по выражениям типа на Москве и под., гидроним Москва старше названия города. ... (???)
Далее М.Фасмер упоминает возможные версии топонима из различных языков и ведет полемику с их авторами: сырой хлеб, лужа, мыть, полоскать, сусло, сок, телята, сильный, медведь, черный и др.
4) Обобщение и вывод
а) Топоним (гидроним) Москва в настоящее время не имеет разумного, логического истолкования; версии не дают какой-либо полезной информации о бытии древнего человека, конкретные термины не подкреплены источниками (откуда?). Приведенные термины не выделяют природный (река) и рукотворный (поселение) объекты из мира природы и социальных отношениях; язык топонима не определен.
б) География
Исходя из географии региона и места расположения города Москва, там изначально должна была быть - паромная переправа; в 1147 г. малая крепость располагалась на мысу при впадении р. Неглиной в р. Москва. Первоначально топоним обозначал - стратегическое место переправы через реки Неглиную и Москву, для охраны этой важной переправы и взимания таможенных пошлин была поставлена крепость. Через город (перекресток) проходили древние прямые сухопутные дороги: от Новгорода до Рязани (Волоцкая), от Киева и Смоленска до Владимира, Суздаля и Ростова Великого (Можайская), а также от Москвы до Твери (Тверская).
в) Река и город Москва
Река Москва истекает, имея стратегическую линию русла с запада на восток, к северу от города Москва река резко меняет направление течения на юго-восток, здесь проходила граница между Смоленским и Ростово-Суздальским княжествами. Древний путь Смоленск-Москва-Владимир (Смоленская дорога) проходил южнее западно-восточного участка реки. Он имел особенность - можно было пройти от Смоленска и до Москвы, минуя крупные переправы; сухой коридор, дорога войны с древнейших времен, собственно в 1812 г. по нему прошел и Наполеон.
г) Первые упоминания топонима (понятия) Москва (река, поселение) относят к 1147 г., этимология имени не определена, среди причин, вызвавших возвышение Москвы к началу XIV в., выделяют удобное географическое положение, перекресток водных и сухопутных дорог, а также природную защищенность территории. Бассейн реки Москва (362 реки и 500 ручьев) надежно защищен лесами и болотами, а водные пути давали казне деньги в виде пошлин. Историк В. О. Ключевской пишет: "Все другие явления этого времени, учреждения, социальные отношения, нравы, успехи знаний и искусства, даже нравственно-религиозной жизни, были прямыми или отдаленными последствиями совокупного действия двух указанных факторов волостного (областного) торгового города и внешней торговли".
Мы имеем ряд слов: город Москва, река Москва, Московия - в XI-XIII веке Москва (река, поселение) граница между Ростово-Суздальским и Смоленским княжествами, пограничная линия проходила по точке поворота реки Москва на юго-восток (историческая реконструкция), позже территория Московского удельного княжества (1263). Территорию княжества (земли, государства) объединяет система налогов и дани - первое и необходимое условие любой государственности (нет налогов - не на что содержать аппарат принуждения). Река - это территория обложения данью, дорога для сбора дани, сухопутные пути сообщения только обустраивались; город - феодальный центр, куда стекается и где обрабатывается дань.
Итак, в бассейне реки был создан, обозначен и закреплен письменно в летописях стратегический пограничный пункт для Смоленского и Ростово-Суздальского княжеств - Москва, проведение пограничной линии повлекло разделение ранее неконтролируемого финансово-торгового потока. Каждое из княжеств получило свою долю от упорядочивания налогообложения территорий, однако Ростово-Суздальское (Суздальская земля до XIII в.) очевидно в связи с территориальной близостью, сумело обустроить поблизости от точки поворота русла реки свой таможенный пост - Москву, и получило финансовое, торговое преимущество, стало наиболее развитой территорией Руси.
Точка поворота реки оказалась в центре пересечения важнейших торговых путей, за преобладание в этом регионе шла ожесточенная борьба: в 1134 г. нападение Всеволода и Изяслава Мстиславичей с новгородцами; в 1146 г. вторгся Ростислав Ярославич Рязанский; в 1149 году Изяслав и Ростислав Мстиславичи со смолянами и новгородцами разорили владения по Волге и вывели из княжества 7 тыс. пленных.
Мы обозначили главный процесс на этой территории во время появления понятия Москва - установлении государственности, приобретение признанных границ. Основным признаком возникновения государственности (а соответственно административного, нормативного языка) является обложение данью (налогом) населения, а на границах - взимание пошлин с товаров, идущих по реке или вдоль реки. В русском языке, лингвистам, подобрать значение этому слову не удалось, основной признак понятия не выделен.
Вывод
Топоним Москва возник в период формирования княжеств как указание на границу территорий налогообложения между Смоленским и Ростово-Суздальским княжествами (между ними прямой торговый путь). Скорее всего, топоним принадлежит языку иудеохристианства (иврит); межевание территории, торговля, налоговая система, натуральная повинность, т.е. к деятельности княжеской и церковной администрации.
5) Терминология иврита и библейские образы
а) Терминология
Приведем топоним в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корни - Москва = МОС+КВА = МОС+КВА, МАС+КВА.
Мы пишем Москва, а в говоре Масква. Первичность оканья перед аканьем (Википедия. Оканье): "Оканье было свойственно всем диалектам древнерусского языка; возникновение аканья большинство учёных относят к времени после падения редуцированных, т. е. не ранее XIII века. Самые ранние случаи отражения аканья в памятниках письменности относятся к XIV веку".
б) Источник
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H4522. Оригинал: מַס. Произношение: мас мис. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H4549 - дань, подать или повинность (которую отрабатывали).
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
В Библии термин ивр. КАВ קָו упоминается иносказательно, как границы чего-либо.
[+] Образ заимствован из практики строителей: по натянутому шнуру каменщики выверяли правильность кладки. Например: Иов 38:4, 5: "где ты был, когда Я землю основал? Скажи, если сведущ и разумен. Если знаешь, скажи, кто размер ее наметил и кто натянул над ней шнур"; т.е. границы земли.
[+] Землемерный шнур символизирует начало нового строительства; ср. Иер 31:38-40.
6) Библейские образы
а) Термин ивр. МАС מַס налог, дань
В Библии налогообложение необходимое условие государственности, упоминается со времени царя Соломона, который разделил Израиль на 12 округов (3 Цар. 4:7), по этому принципу производилось привлечение подданных к различным работам. Натуральная повинность отмечена в Библии словом МАС מַס налог, дань; термин обозначал повинность в пользу царя, а также налог (Исх. 1:11; 2 Цар. 20:24).
* Исаия 31:8: "И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч потребит его, - он избежит от меча, и юноши его будут податью (ивр. МАС)".
* Исход 1:11: "И поставили над ним начальников (ивр. МАС) работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов".
* Притчи 12:24: "Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью (ивр. МАС, дань, повинность)".
* Судей 1:28: "Когда Израиль пришел в силу, тогда сделал он Хананеев данниками (ивр. МАС), но изгнать не изгнал их".
б) Термин ивр. КАВ
* Исаия 34:17: "Для каждого из них бросит Он жребий и, веревкой (ивр. КАВ) размерив, поделит эту землю меж ними. Вечно будут они ею владеть, будут на ней обитать во все времена".
* Захария 1:16: "Поэтому так сказал Господь: Я вернулся в Иерусалим, преисполненный милосердия, в нем будет построен Мой Храм, - говорит Господь Воинств, - и землемерный шнур (ивр. КАВ) [+] протянут по Иерусалиму".
* Иеремия 31:39: "Мерный шнур (ивр. КАВ) протянется до холма Гаре́в, а оттуда повернет к Гоа"́.
+ (Иер. XXXI, 39) - холм, поблизости от Иерусалима, упоминаемый только в означенном месте, иначе называется Гарив.
+ Гоаф (место рогатого скота) - местность, упоминаемая лишь однажды (Иер. XXI, 39), и то в связи с холмом Гарив на ю.-з. стороне Иерусалима, близ которого должна была находиться. [+] Землемерный шнур символизирует начало нового строительства; ср. Иер 31:38-40.
7) Были ли подобные имена в истории Древней Руси или за рубежом?
* Река Мста, др.-русс. Мъста (трактуют из фин. mustа "черная"; название реки Мustajoki, эст. must "черный"), протяженность около 400 км, через волоки (г. Вышний Волочек) на Волгу, базовый путь на Каспий. Река служила границей между Деревской (левый берег), Бежецкой (правый берег, верховья) и Обонежской (правый берег, низовья) пятинами Новгородской земли.
Обратимся к летописи: "Иде Вольга (Ольга) Новугороду, и устави по Мъстъ повосты и дани" (Повесть временных лет); таким образом, имя произведено от социального действия, установления налоговой (натуральной подати) системы. Следовательно, основные водные магистрали и территории северной Руси были описаны во время княгини Ольги, и для фиксирования имен использовался иврит, теперь мы знаем время установления системы гидронимов на Руси - 947 год и то, что имя может содержать смысл социального явления.
* англ. Темза, Thames
Сравним гидроним с другими важными государственно-образующими реками, например в Англии - Темза (Thames, этимология не существует), имя реки, содержит общий смысл административного деления, в разное время по берегам Темза существовало 5-6 королевств.
англ. THA+MES = ивр. ТЕА תֵאָה устанавливать пограничную линию + МАС מַס налог, дань; корни понятия имеют другую форму.
Заключение
Основным налогом в Московской Руси времени монгольского нашествия являлась дань (натуральная подать), которая шла в княжескую казну; часть дани передавалась в Золотую Орду, а право на сбор дани для Орды имели Великие князья. За великое княжение между удельными князьями шла постоянная борьба. Московский князь Иван Данилович Калита (1325-1340) в этой борьбе вышел победителем и в 1328 г. получил великое княжение, соответственно все налоговые потоки стали проходить через МАС-КАВА (Москву) = дань + мерило.
В правлении Ивана Калиты топоним Москва (административно-военный центр земель по Москве-реке) закрепился в сознании русских людей как естественно сложившийся традиционный центр организации государственной, финансовой и налоговой деятельности, затем он перерос в символ всех русских земель. Москва - центр давления на периферию (сохранение границ), пока стоит Москва - существует русское государство! Искусственный центр, созданный Петром I - Петербург (от Святого Петра?) в свое время выполнил задачи, заложенные в символе (приобщение к лучшим западным образцам культуры), и вновь уступил место Москве, естественному центру государства.
Таким образом, Москва - иудейский Принцип, он работает только в совокупности с Моралью, лишь тогда появляется, могучее государство - империя! Разве у нас есть другое направление развития, неужели скатимся к примитивному национализму, борьбу за языки на территориях?