Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Можайск - топоним, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  1) Краткая история
  
  а) Город Можайск расположен на западе Московской обл., рядом с Москвой-рекой, регион болотисто-речной и лесной. Москва-река принимает в себя большое количество малых рек и речушек, в совокупности с болотами и лесами - трудно проходимый регион в средние века.
  Через город проходит Смоленская дорога - стратегическая дорога войн и торговли, обходит крупные реки и способствует быстрому передвижению войск. По ней прошел Наполеон в 1812 году по направлению к Москве, и по ней же (от Можайска) бежал обратно с остатками армии. Археология датирует Дорогу XIV-XV вв., старейший и кратчайший сухопутный путь из Европы в Московские земли.
  Исторический центр Можайска, первое поселение и укрепления (феодальный замок), стояли на высоком холме (Никольская гора, 210-230 м., урез воды 160 м.) в нижнем течении реки Можайки (малая река на картах без имени). Позднее на этом холме был построен Можайский кремль, посады вокруг княжьей крепости появляются во второй половине XIII века.
  
  б) См. подробную работу; Игорь Кондратьев, "История Можайского кремля", 2011
  https://www.academia.edu/10058168/%D0%98%D1%81%D1...
  "Присоединение Смоленска, превратило Можайск в тыловой, провинциальный гарнизонный город, что снизило значимость Можайской крепости. Иначе дело обстояло с сакральным, религиозным значением можайской крепости, в которой с XIV в. хранилась чудотворная резная деревянная в рост икона Святого Николая Можайского. Можайск, как транзитный город на дороге из Москвы в Смоленск, в Лужецкий и Колоцкий монастыри, приобрел притягательную силу в глазах многочисленных паломников, в том числе и высшего социального статуса. Можайская крепость нередко называлась "монастырем святого Николая".
  
  в) Википедия/Никола Можайский; https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%...
  Никола Можайский" - деревянный образ (скульптура) святителя Николая Чудотворца "Можайского", датируется XIV веком, предположительного сербского происхождения, находился на территории Можайского кремля.
  Предание
  Можайск был осажден врагами, жители города стали молиться Николаю Чудотворцу. В небе над собором возник Святитель Николай в грозном виде - в правой руке он держал сверкающий меч, а в левой как бы град Можай (в виде крепостной стены; так на деревянном образе), в знак охранения его. Враги в страхе бежали. С тех пор Святой Никола считается покровителем города.
  
  г) Можайское удельное княжество/ЭСБЕ
  В конце XII века Можайск был удельным гор. Смоленского княжества, принадлежавшим Федору Ростиславичу Чермному († 1299), ... Московские князья, желая владеть всем течением р. Москвы, стремились захватить Можайск, что и удалось Георгию Даниловичу в 1303 г. ... Дмитрий Донской назначил Можайск в удел сыну Андрею, с которого и начинается ряд более или менее независимых удельных князей можайских.
  
  2) Существующая этимология
  Название города упоминается в XVI веке как "город Можаеск на речке на Мжае". Первичен гидроним, который упоминается также в формах Можай и Можая. Название предположительно имеет балтское происхождение. На литовском языке "Mažoji" ("Мажойи") - означает "малая". Так была названа протекающая здесь речка, впадающая в большую Москву-реку. Об этом же говорит и В. В. Седов в статье "Балтская гидронимика Волго-Окского междуречья" (1971) - "Название речки Можайки, давшей имя городу, происходит от балтского слова "Mazoja", то есть "малая" (по отношению к большой Москве-реке), к которому добавился русский суффикс "к"". А. Л. Шилов в заметке "О названии Можайска" воспроизводит мнение о балтском происхождении названия города из языка племени голядь. (???)
  
  3) Можайск в старорусских актах
  
  а) Духовная грамота (вторая) великого князя Дмитрия Ивановича (Донского) 13 апр. - 16 мая 1389 г.; http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DG/dmi_2.htm
  А се даю сыну своему, князю Аньдрею, Можаеск со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и с бортью, и с селы, и со всеми пошлинами, и с отьездными волостми. А волости Можаиские: Исмея, Числов, Боянь, Берестов, Поротва, Колоча, Тушков, Вышнее, Глиньское, Пневичи с Загорьем, Болонеск. А Коржань да Моишин холм придал есмь к Можаиску.
  
  б) Национальный корпус русского языка
  * Хождение на Флорентийский собор (1437-1440): "А приехали есмя в Можайск сентября 14 в среде, а на Сторожи 18 в неделю сентября же".
  * Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе. 1697-1699 (1699): "Можайск - город каменной на горе, в котором церковь на воротех чудотворца Николая".
  
  4) Обобщение и выводы
  а) Удивляют выводы этимологов о "балтском" происхождении топонима, и тут же связь с современным литовским языком: "На литовском языке "Mažoji" ("Мажойи") - означает "малая". Никто не знает "балтского языка" и языка племени "голядь" - нет текстов, нет слов; нельзя из абсолютного незнания выстраивать знание, под выдвигаемой гипотезой должно быть хоть какое-то логико-историческое и лексическое основание.
  Русь и Литва в видимом историческом времени - христиане, письменность - христианская, церковнославянская и латинская. Можайск - укрепленный город (крепость) на стратегически важном и кратчайшем пути из Москвы в Европу, монастыри с 1408 г. (давали приют путешественникам), церкви, место паломничества к святому Николе Можайскому.
  
  б) Образец мышления и сознания средневекового русского общества и человека
  Пискаревский летописец (1600-1650); http://yakov.works/acts/17/azaryin/b61c.htm
  О иконе пречистыя, с нею же ходи Лука. В лета 6921 (ок. 1413 г.) от Можайска за пятнацать верст в вочине князя Андрея Дмитреевича явися знамение в Колочи: некий человек, именем Лука, простълюдин сый при[и]де ис Колочи к Можайску с ыконою пречистыя Богородица, держащи на руце младенец, господа нашего Исуса Христа. С едину же страну иконы тоя на затворце Никола чюдотворец, а з другую Илия пророк, от нея же многа и различная изцеления быша. И яко же приближися ко граду, и срете ю весь град, даже и до малых и до великих и до суссущих млеко. Оттоле же поиде к Москве, тако же и по иным градом, и сретахуть ея со кресты митрополиты и епископи, и весь священнический чин, тако же и князи и княгини з детми и боляре, и вси вельможи, и все православное множество християнское, чюдес ради бываемых от нея. Мнози бо слепи и хроми, розслаблени и глуси, и вси недужни с верою пришедше и здрави быша, елико не может их ум человечь изрещиц такова человеколюбия божия и милости его на нас грешных.
  
  в) Википедия/Можайск
  По версии археолога И. И. Кондратьева, изначальный княжеский погост (выросший позднее в крепость) на территории Можайского кремля был основан в 1097-1113 гг., когда Владимир Мономах "торил путь сквозе вятичи". ... А также, следуя этой гипотезе, ещё две крепости, одна из которых стала впоследствии Москвой, а другая Можайском. Согласно археологическим находкам, первое славянское поселение и укреплённый детинец на Соборной горе появились в XII веке, в районе Ново-Никольского собора.
  Эта небольшая крепость занимала площадь всего 50 на 50 метров. Укрепления были аналогичны ранним укреплениям Москвы. Они представляли собой древесно-гумусную (земля) насыпь, структурированную бревенчатыми дубовыми конструкциями, и покрытую слоем глины. Фрагмент такой конструкции, характерной для фортификации XI-XII вв., был найден археологами внутри Ново-Никольского собора в 2006 году. Полной аналогией данной находки является конструкция вала, обнаруженная в 1959 г. в Московском кремле. Этот факт укрепляет гипотезу о единой программе градостроительства на пути "сквозе вятичи".
  * По писцовой книге 1696 года в Можайске было 70 церквей и 15 монастырей; ряд исследователей называют город "сакральным".
  
  Вывод
  У нас вырисовывается военно-религиозный образ Можайска. Укрепленное поселение, а затем и небольшая крепость на стратегическом военно-торговом пути из Москвы в Европу зафиксированы археологией с XII века. Можайский Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов монастырь - основан в 1408 г. Целесообразно рассмотреть термин в связи терминологией и образами сакрального языка иудеохристианства - иврит.
  
  5) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) В топониме МоЖайск (МоЖай, разговорная форма) есть буква Ж.
  Википедия. Буква Ж в русском языке
  "Не имеет аналога в греческом алфавите; кириллическую форму считают переделкой из глаголической, а последнюю - заимствованной из коптской письменности (Египет), из знака "джанджа" (Ϫ, ϫ); имеются, впрочем, и версии, возводящие глаголическое начертание к неким лигатурам, составленным из греческих букв, а кириллическое к монограмме имени Иисуса Христа".
  
  б) Транслитерация (передача слов с одной графической системы на другую, отличную, по букве) библейских имен, топонимов и терминов в средние века не имела строгих правил - разные школы перевода на гигантском расстоянии друг от друга. Лингвисты XIX-XX вв. выявили опытным путем ряд закономерностей в передаче согласных знаков и огласовок (гласных) с иврита на церковнославянский язык (русский); см. в ЕЭБЕ, ст. Алфавит сравнительный.
  Для буквы Ж такие правила-закономерности не были установлены, нам остаётся собирать терминологию, содержащую в себе букву Ж и самим выводить соответствующее правило.
  В настоящее время исследованы термины (см. соответствующие статьи):
  * Ж(З)+ЕЛУД+Ь = ивр. ЗЕ זֶה этот, это, который + Й.Л.Д., ЙАЛАД, ЙОЛЕД ילד рождать, порождать, ребенок, потомство, производить на свет; ЙУЛАД יֻלַּד родился; т.е. плод, который производит потомство.
  * Ж(З)ЕРЕ+Б+ЕЦ = ивр. ЗЕРА זֶרַע семя, сперма, потомство + Б (связка слова) בְּ в, внутри, как, в виде (посредством чего) + ЙАЦА יצא, יָצָא выходить, выбрасывать, производить; рождаться.
  * Ж(З)ЕР+ЛО = ивр. ЗЕР זֵר кайма, венец, ободок + ЛОА לֺעַ глотка, пасть, кратер (вулкана), дуло, сопло, жерло, воронка, кромка отверстия колодца. Жерло - выходящая на поверхность часть кратера, воронки, кайма воронки, кратера.
  * Ж(З)ЕРНОВЪ = ЖЕР + НОВЪ, прочитано наоборот - ЪВОН = ивр. ЗЕРА ивр. זֶרַע семя (зерно) + ЪВОН אֶבֶן камень; т.е. камень для зерна, камень для растирания зерна.
  * Ж(З)УТЬ = ЖУ+ТЬ = ЗУ+ТЬ = ивр. ЗУА זִוַּע дрожать, быть в ужасе, устрашать; потеть, вызывать потение; т.е. видимые глазом признаки страха, ужаса. УЖ(З)+ас (???).
  Очевидно, что при передаче термина с одной алфавитной системы на другую (транслитерация), буква иврита ЗАИН (З) "ז" в некоторых случаях передавалась русской буквой Ж. Объяснить это лингвистическое явление возможно после осмысления всей терминологии с буквой Ж. Пока нам известно явление "чередование согласных" при словообразовании: З -Ж: воЗить - воЖу; Г -Ж -З: друГ - друЖить - друЗья.
  
  в) Терминология иврита
  
  Приведем топоним в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни - МОЖАЙСК = МОЖАЙСК = МОЖ(З)+АЙ+СК, у нас сразу же появляются термины сакрального иврита.
  * МОЖ = МОЗ = ивр. МАОЗ מָוֹעז крепость, оплот, твердыня, скала; источник.
  * АЙ=ЙА (Й) краткое имя Бога. См. стронг иврита Й, ЙА יה Бог, Господь.
  * СК = наоборот КС = ивр. КЕС, КИСЕ כִּסֵּא кресло, престол; (престольный город, город-резиденция князя).
  
  Общий вид
  русск. МОЖАЙСК = МОЖ+АЙ+СК = ивр. без гласных М.вав(О).З., с гласными МАОЗ מָוֹעז крепость, оплот, твердыня, скала + АЙ=ЙА יה Господь, Бог + С.К. = К.С., КЕС כִּסֵּא трон, престол; т.е. престольный, Господен город, Твердыня Бога.
  Центр княжества, управление подданными и их защиту (от имени Бога) осуществляет представители Бога на земле - князь и местный святой (Церковь).
  
  * В Ветхом Завете помазание царей (Саула и Давида, пророком Самуилом), впоследствии выражение "помазание на царство" сделалось обычным при восшествии царя на престол (коронация). Предполагалось, что Законы иудаизма (иудеохристианства) будут помогать царю праведно править подданными в рамках библейской доктрины.
  
  г) Источник
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H4581&k=1...
  Hомер Стронга: H4581. Оригинал: מָעוֹז. Произношение: ма‛оз ма‛уз ма‛оз ма‛уз. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H5810 - 1. укрепление, крепость, твердыня, скала.
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H3050&k=A...
  Hомер Стронга: H3050. Оригинал: יָהּ. Произношение: йаh. Часть речи: Имя собственное. Этимология: contraction для H3068, и meaning the same - Господь.
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H3678&k=A...
  Hомер Стронга: H3678. Оригинал: כִּסּא. Произношение: кхиссэ′ кхиссэ (КЕС, КИСЕ), Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H3680 - 1. стул; 2. седалище, престол, трон.
  
  д) Библейский образ
  * Исход 17:16: "Ибо, сказал он, рука на престоле (ивр. КЕС) Господа (ивр. ЙА): брань у Господа против Амалика из рода в род".
  * Второзаконие 17:18: "Но когда он сядет на престоле (ивр. КИСЕ) царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов".
  * Притчи 10:29: "Путь Господень - твердыня (ивр. МАОЗ крепость) для непорочного и страх для делающих беззаконие".
  
  Таким образом, необъясненный топоним Можайск - образец древнерусского общественного сознания - всё в мире происходит по воле Бога.
  Бог, через своих представителей (Святого Николу Можайского) и правящего князя осуществляет защиту жителей от нечистой силы, природных бедствий и нападений врагов, имя города - оберег-заклинание. Топоним связан с организующей деятельностью русской Православной Церкви, которая через освящение географических объектов закрепляла территорию за иудеохристианским Богом (изгоняла язычество).
  
  Кишинев, 1.3.2019 г.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"