Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Мир, смирение - термины, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  Авраам сказал: я подумал, что нет
  на месте сем страха (ивр. ИР) Божия,
  и убьют меня за жену мою
  Бытие 20:11
  
  
  1) Мир
  
  а) Политика
  
  Для устранения сырьевых проблем, с которыми сталкивалось каждое государство (нехватка металлов, леса, продовольствия), правителями организовывался захват сопредельных территорий, в результате экспансий образовывались обширные империи, объединяющие различные по культуре и языку племена. Возникла проблема управления разно говорящим и мыслящим племенным миром, первоначально её решали через языковое и религиозное сближение - внедрение единого стандартного языка и идеологии (религии), так было в Вавилонии, Ассирии, Персии, греческих государствах Ближнего Востока.
  Не обошла эта проблема и Рим, где серьёзно занимались вопросами приведения "пестрого" населения империи к единой идеологии и языку. Достаточно прочитать "Деяния апостолов" и перед нами - модель организации религиозно-политической партии (иудеохристианство), предназначенной служить идеологической опорой римской государственности (что и произошло в IV веке). В качестве Программы имперского развития и идеологического ядра новых общественных отношений был избран иудаизм (в политической форме иудеохристианства), успевший прочно закрепиться (источники - Сенека, Флавий и др.) на большинстве территорий Римской империи. Другой эффективной Программы развития народам не удалось создать до настоящего времени, извращение Святого Писания для себя любимого, типа "Слава мне или народу, партии" (Слава только у Бога) приводило к хаосу, экономическим кризисам и войнам.
  
  б) Теология
  
  Во времена, когда человек ещё не достиг "успехов" в покорении природы и переживал свою беспомощность и незначительность перед природными явлениями (ураганы, землетрясения, наводнения), он всё же считал себя заслуживающим любви и суда Бога, надеялся на Божественное внимание. Чаяние на справедливый Его Суд и Милосердие нашла своё выражение в именах Бога, например "Яхве - Мир (шалом)" (Суд.6:24) и в философском истолкования проблем бытия - "На трех вещах стоит мир (общество): на законе, на истине и на мире" (Авот (Отцы) 1,18, Талмуд).
  Уровень понимания божества был разным для каждой группы населения, средневековые мыслители понимали Бога как Абсолют, Его невозможно обозначить термином (дать имя), ибо "любое имя ограничивает", что невозможно по отношению к Божеству-Абсолюту. Однако законоучители утверждали: "Тора говорит на языке народа", объяснение бытия языком Бога должно быть понятно невежественному простолюдину. Соответственно лексика языка формирующихся молодых европейских народов "привязывалась" к иудейской традиции и системе понятий Библии.
  Сегодня мы не можем истолковать миллионы имен и терминов европейских языков - потеряли связи с языком Бога. Осмысление слова через систему - графика (слова) + идеология иудеохристианства (религия) = смысл (понятия), не отмечено ни в одном из этимологических и толковых словарей. Мы, используя имена и термины, вне системы монотеизма, не понимая связи между написанным словом и его значением (содержанием).
  
  2) Понятие "мир" в европейских языках
  
  * Английский язык: peace - спокойствие, отсутствие вражды, войны, мирный договор.
  * Немецкий язык: Frieden - мирное состояние, отсутствие войны, вражды, мир, согласие.
  * Французский язык: Paix - спокойствие, соглашение, мир.
  * Испанский язык: Paz - спокойствие, мир.
  * Итальянский язык; Pace - согласие, отсутствие вражды, войны, мир.
  * Иврит Талмуда: ПИЕС פִּיֵּס успокаивать, умиротворять; примиряться, просить извинения; очевидно, что в англ., франц., исп., и ит. языках понятие "мир" заимствовано из талмудического иврита.
  * Идея умиротворения заключена и в немецком слове, Frieden = F+RIE+DEN.
  RIE = прочитано наоборот - EIR = ивр. I.R., IРA יִרְאה страх, боязнь, почитание, богобоязненность + DEN = DAN, DIN דָן, דין суд, властвовать, управлять; т.е. страх Божий (страх перед судом Бога) управляет человеком.
  
  3) Мир в иудаизме и иудеохристианстве
  
  * Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  Мир Божий. (Pax ... Gottesfriede) - в средние века прекращение междоусобий в известные, освященные воспоминаниями о событиях из жизни Христа дни недели (со среды вечера до понедельника утра), кроме того - в важнейшие праздники, ... а также ... времена сочельника и поста. Нарушение Мира Божьего каралось штрафами, доходившими до конфискации имущества, отлучением от церкви и даже телесными наказаниями. ... Мир Божий, прежде всего, введен был в Бургундии клюнийскими монахами. Урбан II на церковном соборе в Клермоне в 1095 г. провозгласил Мир обязательным для всего христианства; он позже был принят в каноническое право и в 1179 г. утвержден как всеобщее церковное правило.
  Следы Божьего Мира встречаются и в древней истории России; так, Мономах уговаривает князей русских не проливать христианской крови в великий пост.
  
  Следовательно, и "русский" термин "мир" должен быть связан с лексикой иврита, иметь вполне объяснимое содержание, Русь ведь не придумала свой идеологический лексикон, а позаимствовала его, как и другие этнические группы у евреев (иудейский Хазарский каганат - самый близкий сосед).
  
  * Мир. Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона (1908-13)
  "שלום (шалом) - мир, как между целыми народами, так и между отдельными лицами есть главное условие спокойного сожительства и залог благополучия. ... В эсхатологической картине мессианского времени у пророков центральное место занимает М.; пророки говорят об уничтожении войн и водворении всеобщего M. (Иc., 2, 4; Иез., 39, 9-10; Гош., 2, 20; Миха, 4, 3; Зех., 9, 10), метафорически рисуя это в виде мирного уживания диких зверей с домашними животными и людьми (Ис., 11, 6-8; ib., 65, 25; Иез., 34, 25, 28; Гош., 2, 20). Грешников Бог наказывает отсутствием М. (Ис., 57, 21; ср. ib., 59, 8)".
  Далее "Энциклопедия" приводит примеры из Талмуда и Агады (евр. эпос), где вопросы мира детально обсуждались: "Мир назван вместилищем, в котором надолго сохраняется Божье благословение"; "Мир есть имя Бога (Суд., 6, 24; ср. Шаб., 10б), алтаря (ib.), Мессии (Исаия, 9, 5-6; ср. Санг., 98б) и Израиля (Зех., 8, 12)"; "Во имя мира разрешается сказать неправду, вообще строго порицаемую еврейской моралью"; "Ожидаемый Мессия также явится с проповедью мира (Ис., 52, 7)". Большинство молитв, благословений заключаются словом "мир", при прощании желают мира; при проводах покойника также следует сказать о мире.
  
  4) Страх Божий. ЕЭБЕ
  "יראת (ИРА) Страх Божий; в талмудической литературе - Страх небес - понятие, равносильное религии, нераздельно связанное с религией и моралью. С. Б. - это основа материального благополучия и личного счастья. Кто боится Бога, удержится от совершения поступков, неугодных Ему. Страх Божий не приводит в ужас, как страх перед тираном или диким зверем; наоборот, приближает к Богу и наполняет душу благоговейным трепетом; он не имеет ничего общего со страхом, порождаемым инстинктом самосохранения. Различие между Страхом Божим и страхом людским в яркой форме выражено y Исаии (8, 12, 13): "He называйте святым (КАДАШ שדק) всего того, что народ сей называет святым, и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь, Господа Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш, и Он - трепет ваш". Бояться Бога значит любить Бога и служить ему всем сердцем, всей душой (Втор., 10, 12), избегать зла и неправды (Лев., 19, 14). ... Страх человеческий (ИРА ירא... страх перед родителями, старшими, учителями) в том же смысле трактуется Библией и Талмудом, как и страх Божий. Древняя семья считалась основой общества, и родители имели полную власть над своими детьми. Неоспоримость отцовской власти была необходима для существования общества. Почитание родителей по Талмуду равносильно почитанию Бога (Кид., 30б)".
  
  5) Существующая этимология и примеры применения термина
  
  а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1982, вып. 9
  Миръ. 1) Спокойствие, покой, тишина. "Слава въ вышьнихъ бу и на земли миръ". Лука 2:14, Остромир. Ев. 1057 г. 2) Согласие... "Святыя и божественныя церкви бес пакости и немятежно въ миръ бываютъ. 1666 г. 3) Отсутствие войны, состояние мирных отношений. 996 г. "бъ жива с князи окольными миромь". Лавр. Лет. 4) Мирный договор. 1148., и т.д.
  
  б) Викисловарь
  * Мир I. Корень: -мир-. Значение: состояние спокойствия, покоя, согласия; отсутствие вражды, войны; мирный договор.
  Этимология по Максу Фасмеру со вставкой неизвестного автора
  (Происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: - вставка) др.-русск., ст.-слав. миръ (греч. εἰρήνη, eirí̱ni̱ "мир, мирное время", κόσμος, kósmos "украшение, порядок, вселенная"). Ср.: укр. мир "весь мир, народ, спокойствие, согласие", болг. мир(ът) "мир, спокойствие, свет", сербохорв. мир; "мир, покой", словенск. mȋr, чешск. mír "мир, покой, спокойствие, согласие", польск. mir, в.-луж., н.-луж. měr - то же. Первонач. основа на -u, следы которой имеются в ст.-слав. и др.-чешск. Родственно др.-лит. mieras "мир, спокойствие", латышск. mie^rs - то же, далее алб. mirë "хороший", др.-инд. mitrás "друг", далее милый. Знач. "сельская община" развилось из "мир, мирное сообщество". (???)
  * Мир II. Значение: планета Земля, неисч. всё, что существует, Вселенная, Свет; исчисл. некое общество, сообщество либо отделённое от других пространство существования; неисч. совокупность индивидуумов некоего общества/сообщества либо же всех на Земле обитающих людей; истор. устар. сельская община, а также члены этой общины; планета. Этимология - см. мир I. (???)
  
  6) Обобщение и выводы
  
  Понятие "мир" в теологии связывают со Страхом Божьим; кто боится Бога, тот удерживается от поступков неугодных Ему; грешников Бог наказывает - отсутствием мира.
  В период Клюнийской реформы (X-XII вв.) в которой участвовало более 1000 монастырей, понятие Божий Мир оформилось как церковное правило; в этот период известны несколько римских пап этнических евреев: Григорий VII (1073-1085, клюнийский монах) и Анаклет II (1130-1138), антипапа.
  В европейских языках понятие "мир" (peace) имеет отчетливую связь с еврейским словом ПИЕС - умиротворять.
  Вывод
  Русское понятие МИР I заимствовано из лексики иврита; понятие должно содержать смысл - Страх Божий, целесообразно рассмотреть термин в связи с библейской терминологией и образами.
  
  7) Терминология иврита и библейский образ
  
  Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни - МИР = М+ИР.
  
  Общий вид
  русск. М+ИР = ивр. МЕ מֵ от, из + И.Р., ИРА יִרְאה страх, боязнь, почитание, богобоязненность; т.е. в основе явления мира - страх перед Богом, богобоязненность.
  
  Понятие "мир" II (община, пространство, земля) оформилось из термина "мир" I - как территория, где действуют Законы Бога, а в социально-политическое сознание масс введена устойчивая установка мирного сосуществования (сожительства). Население умиротворено, все спорные вопросы решаются в гражданских судах, решения которых выполняются, власть и церковь осуществляет контроль над политическими, идеологическими и экономическими сторонами общественной жизни.
  + Источник
  Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H3373. Оригинал: יָרא. Произношение: йарэ′. Часть речи: Прилагательное. Этимология: от H3372 - боящийся, благоговеющий.
  
  8) Смирение
  
  а) Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона (философия термина)
  
  "Смирение - (ивр. АНАВА ענוה). - В Библии. В иудаизме понятие "смирение" занимает середину между самообожанием и самоуничижением. ... Пророк Миха считает С. между главнейшими добродетелями. "Сказал ли тебе человек, что есть добро и чего Господь требует от тебя? ведь только творить правосудие, любить милосердие и смиренно шествовать пред Богом твоим" (Мих., 6, 8)".
  "Смирение в талмудической литературе. - Учителя еврейской этики советуют не слишком полагаться на свои заслуги, так как это ведет к самообольщению и самомнению. Наши крупнейшие подвиги - результат Божьей помощи"; "Между 10 видами морального совершенства смирение занимает первое место (Аб. Зара, 20б; Ар., 16б)"; "Мой ближний такое же Божие создание, как и я. Я своим трудом полезен в городе, он в деревне. Я имею столько же основания гордиться своей работой, сколько и он", - таков был принцип мудрецов из Ямнии (Бер., 17а). "Смирение так же важно, как мудрость и страх перед Богом"". "Высоко ценя Смирение, иудаизм, однако, ставит этой добродетели границы, ибо доведенное до крайности Смирение ведет к трусости. Смирение не должно отнять y человека его мужества и решимости. Ученый должен иметь в себе достаточно гордости, чтобы стать на защиту Закона, представителем которого он является".
  
  Итак, в представленном истолковании XIX века понятия "смирения" указан еврейский термин АНАВ עָנָו скромный, кроткий, от корня АНА עָנָה быть покорным, терпеть муки, страдать; отвечать, исполнять просьбу.
  
  б) Этимология
  
  Очевидно, что "смирение" сложное слово, составленное из нескольких корней иврита - СМИРЕНИЕ = СМ+ИР+ЕН+ИЕ, в основе - страх Божий.
  
  * русск. СМИРЕНИЕ = СМ+ИР+ЕН+ИЕ = ивр. ШЕМ שֵׁם одно из имен Бога + И.Р., ИРА יִרְאה страх, боязнь, почитание, богобоязненность + АНА עָנָה быть покорным, терпеть муки, страдать.
  В талмудической литературе Страх Божий (небесный), ИРЕТ ШАМИМ (множ. число) םימש תארי; т.е. смирение - терпение страданий, мук во имя Бога.
  + Источник
  Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H6031. Оригинал: ענה. Произношение: ‛ана. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень [possibly скорее идентично с H6030 through the idea женский род looking down или browbeating] - A(qal): 1. быть склонённым или согбенным, быть притеснённым или угнетённым; перен. быть жалким или несчастным; 2. наклоняться, нагибаться; 3. заниматься, заботиться. B(ni): 1. склоняться, нагибаться, смиряться; 2. быть усмирённым. C(pi): 1. угнетать, покорять, смирять, притеснять, уничижать, изнасиловать, обесчестить; 2. петь. D(pu): быть притеснённым или угнетённым. E(hi): занимать. G(hith): 1. поклоняться, покоряться; 2. мучиться.
  
  в) Библейский образ
  * Исход 10:3: "Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: так говорит Господь, Бог Евреев: долго ли ты не смиришься (ивр. АНА) предо Мною? отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение".
  * Софония 2:3: "Взыщите Господа, все смиренные (ивр. АНАВ) земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие (ивр. АНАВА); может быть, вы укроетесь в день гнева Господня".
  * 2-я Паралипоменон 19:9: "И дал им повеление, говоря: так действуйте в страхе (ивр. ИРА) Господнем, с верностью и с чистым сердцем".
  
  Таким образом, проанализированные нами слова русского языка "мир" и "смирение" - составные понятия, корни и образ (смысл) заимствованы из лексикона Библии, изначально сформировались в системе еврейской терминологии, идеологии и философии.
  
  Кишинев, 2014 г.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"