Песнь о Нибелунгах (неизвест. автор, кон. XII-нач. XIII вв.)
Исследователи эпоса "Песнь о Нибелунгах" полагают, что сочинен он около 1200 г. и что место возникновения "Песни..." следует искать на Дунае, в районе между Пассау (граница Германия-Австрия) и Веной. География тогдашней Австрии и примыкающих к ней областей известна автору несравненно лучше, нежели другие части Европы. В науке высказывались различные предположения относительно личности автора, одни считали его шпильманом (бродячим певцом), другие - духовным лицом на службе епископа Пассауского, третьи - образованным рыцарем.
Австрийский Мельк (сегодня незначительный город на Дунае) имеет историю, корни которой уходят во время формирования католического религиозно-политического (соответственно ономастического) пространства. Кроме того, имя Мельк (Melk) очевидно указывает на еврейские корни понятия - чем он и интересен нам.
Постичь смысл топонима невозможно без критического сопоставления его с историей объекта. Деятельность и интересы людей живших здесь во время его основания необходимо должна быть выражена в имени объекта, любой текст (топоним) сводится к жизненным проблемам существования человека и общества. Остаётся только определить этот важный момент истории и связать его с именем - рационально интерпретировать. Даже поверхностное рассмотрение истории возникновения объекта уже предполагает представление о том, что такое этот самый объект и почему он носит конкретное имя.
1) История
Мельк в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона
"(Melk или Mölk) - торговое село в Нижней Австрии, близ впадения Пилаха в Дунай; 1953 жителя (1890 г.), церковь XV века... На гранитном утесе (57 м над Дунаем) стоит знаменитое, в 1089 г. основанное бенедиктинское аббатство... одно из богатейших в Европе; гимназия, собрание картин, библиотека (30 000 томов, инкунабулы и рукописи), великолепная церковь с фресками Роттмайера и Сканцони, дарохранительницей Вюрта и могилами первых Бабенбергеров (Леопольда I, Альберта I и Эрнеста)... Мельк - Nomare римлян - в средние века был известен под именем Melicum; в "Песне нибелунгов" называется Medeliche; впоследствии пограничная крепость венгров, отвоеванная у них Леопольдом I. В 1683 г. монастырь выдержал четырехнедельную осаду турок".
В 976 году маркграфу (правитель пограничной области) Леопольду I (Лиутпольд Бабенберг) были переданы в лен земли в юго-западной части Нижней Австрии, он был назначен императором Оттоном II маркграфом Восточной марки; небольшая территория, выделенная из состава Баварии. Восточная марка должна была служить буфером между немецкими и венгерскими владениями и держать оборону границ империи, дата вступления Лиутпольда на престол Восточной марки считается началом австрийской государственности.
Леопольд сделал замок Мельк своей резиденцией, в начале XI века замок принадлежал Бабенбергам, первой княжеской династии в Австрии и служил усыпальницей для династии Бабенбергов, а с 1014 года для Святого Коломана. Во время борьбы за инвеституру (передача земельного владения, должности) маркграф Леопольд II предоставил изгнанному епископу Альтманну из Пассау убежище в Мельке, предполагают, что Альтман оказал воздействие на Леопольда II в его решении построить в Мельке монастырь. С 1122 года монастырь в Мельке выходит из зоны влияния Пассау и переходит в подчинение папе римскому.
Рукописи из монастырской библиотеки указывают на то, что уже при маркграфе Леопольде I Мельк представлял собой опорный пункт и поселение, в котором могли разместиться путешествующий монарх или высшие церковные чины, замок давал приют и охрану путешествующим по Дунаю. С расширением графства на север и восток возникали новые центры, и Мельк постепенно терял значение, однако оставался по-прежнему местом погребения Бабенбергов.
* Святой Коломан - покровитель Штоккерау, Мелька и монастыря Мельк, в иконографии - изображается в обличье паломника, нередко - повешенным или с петлёй в руке. Римско-католический святой, покровитель Австрии и путешественников, заступник за повешенных. О его жизни известно мало ("житие" написано через 30 лет после казни), считают, что он происходил из ирландского или шотландского княжеского рода, и был убит по дороге в Иерусалим 17 июля 1012 возле Штоккерау.
В то время Австрия вела войну войны с польским князем Болеславом Храбрым, Коломан, не знавший немецкого языка, попал в руки одной из воюющих партий, был принят за шпиона-чеха, и после пыток повешен, между двумя разбойниками. Тело казненного мученика Коломана, не было похоронено (по обычаю преступников не хоронили), и в течение полутора лет не подверглось разложению, это чудо заинтересовало церковь, и он был захоронен с почестями в базилике Штоккерау.
2) Исторические источники о городе Melk
а) Конрад из Вицценберга "Краткая история Австрии"
"Аббат Конрад написал, будто Мелькский монастырь издревле назывался Mea Dilecta ("Моя дорогая"), Ламбеций приводит в Comment. de Biblioth. Caes. lib. 2, cap. 8, где и говорит, что название Mea Dilecta было дано ему Юлием Цезарем, как якобы упоминается в мелькских памятниках. Итак, он говорит вслед за Филиппом Клуверием, что гораздо правильнее полагать, что Меллиций (Мельк) был некогда тем самым местом, которое размещено в древней таблице Певтингерового путеводителя между Арлапеном и Тризигамом и названо искаженным названием - Номаре вместе Номале; по прошествии времени невежественная чернь переделала его в Медилих, Медлих, Малк и, наконец, в Мельк".
б) "Краткая хроника древних маркграфов и герцогов Австрии" Конрада из Витценберга, аббата Мелькского
"Этот маркграф Г. (Генрих I, 994-1018) правил примерно 11 лет вплоть до времён Петра (Петр I Орсеоло - король Венгрии в 1038-1041 гг. и 1044-1046 гг.), ... Подавшись на просьбы и угрозы этого Петра, Поппо, архиепископ Трирский, брат маркграфа, добился от своего брата, чтобы тот отправил мощи блаженного Коломана в Венгрию; однако, впоследствии венгры, вынужденные голодом и чумой, возвратили их. ...
Вместе со своим сыном Л. II (Леопольдом II) он вступил в битву с Ово (Аба Самуил (еврей) - король Венгрии в 1041-1044 гг.), королём Венгрии, которого поставили вместо короля Петра, и, выйдя победителем, уничтожил большую часть его войска. ... А Пётр, когда король Г. (Генрих), сын короля К. (Конрада), который был первым из следовавших за ним друг за другом на престоле одноимённых мужей, изгнав Ово, собирался восстановить его на троне, был ослеплён венграми, и преемником его стал Андрей".
Судя по заявлению аббата Конрада (первый аббат Мелька, ум. в 1203) - он совершенно определенно отмежёвывается от участия церкви в даче имени городу Мельк и приписывает инициативу "народу" - "невежественная чернь переделала его в Медилих, Медлих, Малк и, наконец, в Мельк". Такая ситуация могла возникнуть по политическим мотивам, бенедиктинское аббатство основано в 1089 году, т.е. незадолго до начала Крестовых походов.
б) Современное истолкование топонима: этимологии - нет.
в) Крестовые походы
Во время Первого крестового похода начались массовые гонения на евреев, в мае 1096 года германская армия (10 000 чел.), возглавляемая рыцарем Готье Нищим, графом Эмихо Лейнингенским и рыцарем Фолькмаром, отправилась на север через долину Рейна, в противоположном Иерусалиму направлении, и устроила резню евреев в Майнце, Кельне, Бамберге и других городах Германии. Как это связано с австрийским замком (город, поселение у замка с XIII века) Мельк?
В августе 1096 г. армия крестоносцев направилась в Константинополь, путь крестоносцев проходил через Регенсбург - по Дунаю до замка Мельк, здесь Дунай резко (90 гр.) уходит на север, делает петлю, а от замка прямой сухопутный путь на Вену, далее на Белград и Константинополь. Таким образом, замок Мельк служил перекрестком (крупным ориентиром), аббат Конрад - очевидно, отмежевался от еврейского имени.
г) Ситуация со святым Коломаном и войны с венграми
Местный покровитель Коломан из Штоккерау - римско-католический святой, национальный покровитель Австрии, покровитель путешественников и заступник за повешенных. Отметим ряд венгерских деятелей носящих это имя: Кальман (Коломан , 1070 -1116) Книжник (венг. Könyves Kálmán, словацк. Koloman, хорв. Koloman) - венгерский король; Коломан (1208 -1241) - принц Венгрии, князь (в венгерских источниках - король) Галицкий (1213-1221), герцог славонский и хорватский (1226-1241).
На Святого Коломана венгры предъявляют претензии в 1038-1041 гг., они требуют "нетленные мощи в Венгрию", их туда отправляют, но через некоторое время Венгрия поражена моровой болезнью и голодом, и мощи возвращают в Мельк. Ситуация со святым не ясна, очевидно, что разные этнические группы предъявляли на него свои права.
д) Войны с "венгерским" королем Аба Шамуэлом (1041-1044)
В 1041 г. во главе восстания против короля Петра Орсеоло встал еврей Аба Шамуэл, потомок родовых старейшин, который был женат на сестре короля Иштвана I Святого и опирался на свободных общинников, после изгнания короля Петра он был провозглашен королем (1041-1044). Целью восставших было восстановление общественной собственности и иудаизма; при помощи императора Генриха III (вторгался в Венгрию в 1042, 1043, 1044) Петр Орсеоло разбил войско Абы Шамуэля (1044 г.) и сверг еврейского короля, одновременно произошло выступление церкви против Шамуэля (1044), которого предали анафеме.
е) Евреи Австрии
Самая ранняя еврейская могила, обнаруженная на территории Австрии, в Каринтии, датируется 1130 г., первая еврейская община в Австрии образовалась в Вене, раннее упоминание о синагоге в Вене относится к 1204 г. В первой половине XIII в. еврейские общины образовались также в Кремсе (сосед с Мельком), Винер-Нёйштадте, Гуллене, Костернейбурге, в XIII веке Австрия стала центром еврейской учености для Германии и западных славянских земель. В это время евреи играли важную роль в экономической жизни страны, в международной торговле, в сборе налогов, в монетном деле; например, по их предложению, австрийский герцог Фридрих II (1230-1246) запретил продажу зерна и вина в Венгрию во время войны.
Итак, замок Мельк находился в XII веке в важнейшей точке католического религиозно-политического пространства, в этот период церковь вытесняет евреев из идеологии и общественной жизни (отстраняют от государственных должностей), насаждая культы поклонения своим святым. Соответственно "стиралась" еврейская первоначальная топонимика, ей придавались местные смыслы, библейская терминологическая основа терялась.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Melk или Mölk, Мельк - родовое гнездо и место упокоения австрийских герцогов.
MELK = МЭЛЭХ מֶלֶך царь, король; МАЛАХ מָלַך царствовать, властвовать; возводить на престол; МАЛХУТ מַלְכוּת царство, государство; т.е. резиденция правителя.
* Прим. Конечная буква иврита КАФ כ, ך читалась как К и Х, титул "мэлэх" широко применялся в книгах Библии и был хорошо знаком каждому христианину.
б) Источник
Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H4428
* Суд. 21:25: "В те дни не было царя (ивр. МЕЛЕХ) у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым".
* 1 Цар. 8:5-9: "и сказали ему (Самуилу, судье): вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя (ивр. МЕЛЕХ), чтобы он судил нас, как у прочих народов". 8: 6: "И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу". 8:7: "И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними". 8:9: "итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними".
* 1-я Царств 12:13: "Итак, вот царь (ивр. МЕЛЕХ), которого вы избрали, которого вы требовали: вот, Господь поставил над вами царя (ивр. МЕЛЕХ)".
г) Подобный топоним
Хелм (польск. Chełm, прочитан наоборот - mlehc), город Люблинского воеводства Польши, является центром исторической области Холмщина. Основан в первой половине XIII века князем Даниилом Галицким как резиденция правителя Галицко-Волынского княжества. Князь и король Даниил Галицкий вмешивается в войну за австрийский герцогский престол в начале 1250-х гг. и добивается признания прав на него для своего сына Романа.
Таким образом, "австрийский" топоним Melk - транслитерация по букве библейского термина и образа, принадлежит языку иврит и идеологии иудаизма, смысл - резиденция правителя, государя.