А. П. Чехов, "Рассказ старшего садовника", 1894 г.
Прав великий психолог Антон Павлович - "очевидное послабление и потворство, к добру не ведут", актуальная тема для современного общества. В СНГ конкуренция и незащищённость личности в коллективах в последнее время значительно выросла, столкновения между людьми на обыденной бытовой почве происходят постоянно. Распространенное явление в момент перехода к новой системе социальных отношений, старая система ценностей отвергнута, новая еще не создана или не стала законом общества. Нередко интересы индивидуума ущемляются, пытаясь защитить свои ценности (часто в ущерб обществу), человек выходит за рамки разумного поведения и выдаёт неуправляемую психическую реакцию.
С демократией появились элементы западной культуры, фильмы, где сцены АФФЕКТА постоянное явление в отношениях между героями; своё недовольство и гнев люди в них выплескивают на компьютерную технику, мобильные телефоны и телевизоры, которые с удовольствием разбиваются о стены.
Эти примеры буйного поведения оказались заразительными и были подхвачены нашей ПОПСОВО-МУЗЫКАЛЬНОЙ культурой и "крутыми" политиками. TVстало часто фиксировать сцены "дискуссий", где действующие лица, поливают друг друга из всего, что попадается под руку, и схватываются в рукопашную.
В советское время люди держали себя в руках, т.к. выплескивание своих эмоций, мягко говоря, не приветствовалось, посуду и телефоны (несколько лет в очереди на подключение или приобретение) никто не бил - дорого, а уж указание начальнику направление движения (иди ты ...) вообще считалось "покушением на управление обществом".
В данной статье мы попытаемся проникнуть в смысл понятия "латыни" AFFECTUS (чувство, страсть), термин является ФОНОВЫМ (общим) понятием в европейских языках, и известен со времен Овидия (43 до н.э - 18 н.э.). Изучением человеческих страстей и эмоций занимались все крупные поэты, писатели, философы и психологи: Сенека, Апулей, Эразм Ротердамский, Барух Спиноза и др.; перечисление одних фамилий займет несколько страниц.
Автор не собирается комментировать этих гениев европейской культуры, исследовавших аффективные состояния людей с различных сторон, а всего лишь попытается найти логическую связь между "латинским" термином и идеологией (языком) ИУДАИЗМА, ведь никто не будет отрицать общность иудеохристианской МОРАЛИ на пространстве европейской цивилизации.
Итак, АФФЕКТ - что это такое?
Большая Советская энциклопедия: "Аффект (от лат. affectus) - душевное волнение, страсть, бурная кратковременная эмоция (гнев, ужас), возникающая, как правило, в ответ на сильный раздражитель". На бытовом уровне, попросту говоря - неадекватное выяснение отношений между людьми, не соответствующее вызвавшей его причине; часто с необоснованным применением физической силы (дорожные разборки, скандалы соседей, эйфория у подростков и т.п.).
1) Существующая этимология
Термин имеется во всех европейских языках.
а) Этимологический словарь Макса Фасмера: "Возбужденное состояние, душевное волнение", со времени Петра I; см. Смирнов 51, согласно которому через польск. afekt - то же. Судя по ударению, скорее всего через нем. Affekt из лат. affectus "страсть"".
б) Википедия
"Аффект - сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля". В психологии, психиатрии и уголовном праве понятие имеет при общем значении свои особенности.
2) Обобщение и вывод
Термин считают латинским, никто из исследователей не связывает понятие "аффект" с еврейским языком; как набор знаков (букв, корней) термин не объяснён.
В обыденной жизни выделяется следующие формы аффекта: ГНЕВ (гневливость, ярость - "вспыхнул от гнева"); приступ страха (замер от страха); эйфория (музыка); любое чувство может переживаться в аффективной форме. Наиболее заметное и распространенное в быту явление - ГНЕВЛИВОСТЬ, один из грехов, которые порицает христианская мораль.
Вывод
Очевидно, что понятие "аффект" надо рассматривать как крайнее проявление ГНЕВА, ЯРОСТИ. Остаётся найти соответствующие термины в еврейском языке и связать эмоции духа с идеологией иудаизма, с библейским образом.
3) Образы аффекта и гневливости в библейской и талмудической литературе
Гнев - отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости и сопровождающийся желанием устранить её; чувство сильного яростного возмущения, злость.
"Безусловно, общая агрессивная направленность личности не может не заявить о себе в состоянии сильнейшего эмоционального волнения. Другие исследователи связывают проявление агрессии в аффекте с типом личности и характером эмоциональной реактивности".
* Гневливость осуждалась Библией и прямо приравнивалась к ГЛУПОСТИ: "Не будь духом твоим поспешен на гнев; потому что гнев гнездится в сердце глупых"; еврейский вариант - "Ибо гнев пребывает в лоне глупца" (Еккл. 7:9).
* В трактатах Талмуда тема гневливости получила дальнейшее развитие: "И у гневливого - много преступлений" (Недарим 22б). И наказание ему весьма велико, как сказано: "Обладающий великим гневом понесет наказание" (Мишлей 19; 19)". "Не гневайся и не согрешишь" (Брахот 29б). И сказали: "По трем вещам познается человек, и одно из этих - гнев его" (Эйрувин 65б). Ибо в состоянии гнева познается человек.
Если гнев пересиливает разум и в состоянии гнева человек совершает поступки, не поверяя их разумом, - в этом познается его гнев. Если же разум пересилит гнев, и человек не скажет и не сделает в гневе ничего более того, что сказал бы и сделал без гнева, - в этом познается его мудрость. И сказали: "Троих любит Всевышний, и один из них тот, кто не гневается" (Псахим 113б).
4) Гнев в христианстве
Архимандрит Никифор, Библейская энциклопедия
Гнев - "сильное, возбужденное состояние духа против ближнего, которое греховно, или безгрешно смотря по побуждению и по своей цели и степени. Гнев благочестивых людей означает их крайнее отвращение и негодование против греха. В этом смысле праведники могут гневаться и не согрешать. Сам Господь всегда прогневляется деяниями нечестивых.
Греховное чувство гнева против ближнего порицается в Свящ. Писании. "Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злодеяние со всякою злобою да будут удалены от вас (Еф. 4:13); да не, зайдет солнце в гневе вашем", говорит ап. Павел, т.е. не питайте в себе этого чувства долгое время, иначе оно может обратиться в злобу и отмщение".
Греховный гнев в православии считается одной из восьми греховных страстей, в католичестве - одним из семи смертных грехов.
5) Терминология иврита и библейский образ
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни - AFFECTUS = AF+FECT+US = АФ+ФЕКТ. У нас сразу же появляются рациональные (логика и здравый смысл) понятия иврита.
Отметим, что при транскрибировании (замена алфавитов) слов с иврита на другой язык каких-либо четких правил не было до сер. XIX века, каждый переводчик руководствовался традицией территории (епископства).
Источник
Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H639
Компьютер выдаёт количество употребляемых понятий иврита АФ (гнев, нос) в Библии:
всего - 276, гнев - 214; нос, ноздри - 25; сердиться - 4, долготерпение - 4; лицо, морда, лоб - 3; другие значения - 26.
Значительная терминология, указывающая на то, что в древнем обществе была проблема ГНЕВЛИВОСТИ, откуда и успех Иисуса и апостолов - врачей-психологов своего времени, они были - ВОСТРЕБОВАНЫ.
Очевидно, что понятие АФ (гнев) широко применялось в текстах Ветхого Завета, а, следовательно, было знакомо культурной элите Средиземноморской цивилизации в связи с распространением культа Бога Яхве.
В Библейские и талмудические времена медицина у евреев была тесно связана с исполнением религиозного закона, каждый раввин или законоучитель обладал медицинскими познаниями, которые получали в ходе религиозного обучения (изучалась медицинская Галаха - Галахот рофэ).
Любой религиозный деятель умел визуально определять наличие болезни (религиозную чистоту), кроме этого в Израиле в каждом городе законом предписывалось иметь врача-профессионала. Проводились также и медицинские исследования для объяснения врачебных решений, в Евангелие от Фомы, содержится требование Иисуса к ученикам - "лечить людей".
б) Библейский образ
* Псалом 89:11: "Кто знает силу гнева (АФ) Твоего, и ярость Твою, по мере страха Твоего?".
* Бытие 27:45: "пока утолится гнев (АФ) брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?".
* Притчи 19:11: "Благоразумие делает человека медленным на гнев (АФ), и слава для него - быть снисходительным к проступкам", и т.д.
Таким образом, корни составного понятия АФ+ФЕКТ указывает на его еврейское происхождение. Иудеохристианство создавалось высокообразованной группой врачей-психологов, Иисус и большинство апостолов занимались излечением психических болезней, в т.ч. и аффективных состояний - изгоняли "бесов". Пора и нам этим занятья!