Иакову стыдиться, больше не придется ему бледнеть!"
Исайя 29:32
1) Существующая этимология
а) ЕЭБЕ /Избавитель
В Библии слова со значением "избавление", "избавитель" и т. п. являются производными от корней ПАДА פדה и ГЕУЛА גאל, исходное значение которых связано с конкретными правовыми действиями в отношении обращенного (см. Обращение насильственное), проданного в рабство или взятого в плен; в связи с действиями Бога эти термины теряют свое конкретное значение, и под избавлением следует понимать освобождение людей от бедствий, гнета, смерти и т. п. (например, Быт. 48:16; Втор. 9:26; 15:15; II Сам. 4:9; I Ц. 1:29; Ис. 1:27; Иов 19:25, и другие). Роль избавителя может играть и царь (Пс. 72), но чаяния национального избавления сосредоточены на Боге, так как именно Он является подлинным избавителем. ...
* Словарь Владимира Даля: "Избавлять, избавить кого, чего или от чего; спасать, освобождать; отклонить беду, неприятность; выручать, подавать помощь заступничеством. Избави Бог беды и напастей!".
б) Словарь Макса Фасмера
Госпо́дь м., род. п. го́спода, зв. п. го́споди с придыхательным ɣ под влиянием укр.-южнорусск. церковного языка, откуда также с XIV в. написание осподь; см. Срезн. II, 734 и сл.; укр. го́сподь, ст.-слав. господь (по основе на -i, но род., дат. п. ед. ч. господа, господоу наряду с господа; см. Лескин, Handb. 63), болг. го́спо́д, сербохорв. гȍспȏд, словен. gospȏd, др.-чеш. hospod. Наряду с этим господи́н, укр. господи́н, ст.-слав. господинъ κύριος, болг. господи́н, сербохорв. госпо̀дин, госпон, словен. gospodȋn, gospon, чеш. hospodín, др.-польск. gospodzin (возм., из чеш.; см. Неринг, AfslPh 2, 434).
|| При этимологии обычно считают исходной формой *gostьpodь, хотя некоторые высказывают сомнение в этом (см. Мейе, BSL 26, 3). Ст.-слав. господь могло возникнуть из этой формы только как сокращение титула, обращения. В таком случае ее можно сравнить с лат. hospes, род. п. hospitis "хозяин; предоставляющий гостеприимство" из *hostipotis; см. Бернекер 1, 336 и сл.; ... авторы. Вторая часть этого слова представляет собой и.-е. *potis: ср. лат. potis "могущественный", греч. πόσις "супруг", др.-инд. pátiṣ м., авест. paiti-, лит. pàts "супруг, сам", viẽšpats "господь".
Слав. -d можно было бы объяснить из основы на согласный *pod-/*pot-. Ср. греч. δεσπόζω despózo наряду с δεσπότης despótis деспот(И. Шмидт, KZ 25, 16 и сл.), *δεκαδ- (δεκάς, δεκάδος) dekad- (dekás, dekádos = 10) наряду со слав. *desęt-, а также νέποδες "потомки": лат. nepōs, -ōtis с первонач. знач. "негосподин"; см. Торп 292;... авторы. Следует отклонить мысль Корша (Bull. Ас. Sc. de Petersbourg, 1907, стр. 757 и сл.) о том, что господь образовано от господарь, которое он считает ир. (см. господа́рь). Ошибочно также предположение о заимствовании из лат. *hostipotis (вопреки Микколе, РФВ 48, 275), откуда якобы происходит начальный спирант ɣ, а также из др.-герм. *gast(i)faÞs ... авторы. Сближение слав. gospodь и др.-инд. jāspatiṣ "глава семьи" (авторы) фонетически невозможно; см. авторы. Об исконнослав. происхождении свидетельствует образование господа́ и госпожа́. [См. Трубачев, Терм. родства, стр. 182 и сл. - Т.]. (лингвистические игры, может-неможет???)
в) Википедия/Господь
Господь - одно из наименований Бога в христианстве. Может употребляться также в отношении Бога в иудаизме, где на иврите ему соответствует имя Адонай (אֲדֹנָי), субститут для Яхве. Современное значение слова в русском языке связано с Библией. С III века до н. э. произнесение имени еврейского Бога Яхве (יַהְוֶה) было полностью табуировано. В тех местах текстов, где оно встречается, его заменил термин Адонай (אֲדֹנָי, "Господа мои").
г) ЕЭБЕ/Имена Божьи
Адонай, אדני. - Имя Адонай встречается в Библии, как самостоятельное имя Бога, и вместе с тем, употребляется масоретами, как замена слова יהוה при чтении текста. Первоначально имя Адонай, вероятно, звучало, как Адони - "мой господин" или Адонай - "мои владыки" (pluralis majestaticus), но позднее удержалась одна только последняя форма этого имени в качестве собственного имени для отличия его от других применений этого же слова. Простая форма Адон, אדון, в соединении с членом определительным или без него, также встречается, как божественное имя. ... Существующие И.-Б. не более, как определения Его частных проявлений в мире материальном.
д) Рабейну Моше бен-Маймон (Маймонид, Рамбам, XII в.). Путеводитель растерянных. Глава 61: https://www.machanaim.org/philosof/more_nev/moref...
И даже то имя, которым замещают "йод-hе-вав-hе", образовано от [слова, обозначающего] господство: "Господин () той земли". И разница между словом (адони), произносимым с огласовкой "кясра" при букве "нун", и тем же словом с буквой "нун", огласованной долгой гласной "камац" (Адонай), подобна разнице между выражением (сари) - "мой властелин" и [именем "Сарай" в] выражении: "Сарай, жена Аврама", ибо такое изменение огласовки выражает интенсификацию [подразумеваемого в слове отношения] и распространение его на других лиц [помимо говорящего]. И даже при обращении к ангелу было сказано: "Господин мой, (Адонай), не проходи, прошу тебя, мимо [раба твоего]".
Я особо разъяснил тебе этот вопрос в связи с именем Адонай, замещающим [Тетраграмматон], поскольку оно наиболее обособлено [от профанных значений] среди всех общеизвестных имен Его, да превознесется Он. Что же касается остальных, таких как Судья, Праведный, Жалостливый, Милостивый, Элоhим (Бог), то их общность и производность очевидны.
2) Применение терминов в церковнославянском языке. Национальный корпус русского языка
а) Термин Господь применяется с XI в., в основном в сокращенном виде, что говорит об общем, для всех знакомом понятии: г҃а, Господи, гс̑дь, г(с̑)дь, г(с̑)дѣ, Г҃и, и др.
* Слово Даниила Заточеника (XII-XIII вв.): "Господи! Даи же князю нашему С[ам]сонову силу, храбрость Александрову, Ӏосифль разумъ, мудрость Соломоню и хитрость Давидову и умножи, Господи, вся человѣкы под ноз[и] его. Богу нашему слава и нынѣ, и присно, и в вѣк".
* Феодосий Печерский. Послание князю Изяславу Ярославичу "О неделе" (1060-1070-е или XII в.): "а понеже гс̑дь бг҃ъ нашь съниде на земьлю".
б) Термин "господинъ" применяется по отношению к князьям, духовным деятелям или уважаемому человеку, а также как указание на географический объект и его население, "от всего гн҃а великого новагорода", в полном или сокращенном виде: господинѹ, гн҃ѹ, гн҃а и др.
* Грамота Великого Новгорода Никите Тинчову с приказанием уплатить взятые им у ревельского (колыванского) посла Ивана и у Гостилы два рубля (1420-1426): "ѿ посадника новгорочкого михаили ѡнаньини(ч̑) и ѿ тꙑсѧчкого новгорочкого ѡникиꙗ власк"ви(ч̑) и ѿ всего гн҃а великого новагорода с вѣча".
* Договор Великого Новгорода с ганзейскими городами (Нибуров мир) (январь-февраль 1392): "гд҃нъ великѣи. новъгородъ смотрѣвъ. в грамотѣ".
3) Обобщение и вывод
Этимология терминов "господь, господин" приведенная Максом Фасмером рассмотрена не в рамках иудейской теологии (богословия), а следовательно - недействительна. Как говорить о Боге и при этом не пользоваться библейской сакральной терминологией???
Вывод
Целесообразно рассмотреть термины в связи с библейской терминологией и образами. Еврейский философ Рабейну Моше бен-Маймон в книге "Путеводитель растерянных" показал методику исследования Божьего Имени.
Господь (Йахве) - непроизносимое имя Бога, которое постоянно (в текстах) заменяли каким-либо термином: Судья, Праведный, Жалостливый, Милостивый, Элоhим (Бог), Адонай и др., который указывал на АТРИБУТ (постоянное свойство, качество) Бога для какой-то жизненной ситуации. Исайя 29:32: "Поэтому так говорит Господь, Бог сынов Иакова, Избавитель (ивр. ПАДА) Авраа́ма...".
Мы выделили основной корень в слове ГОСПОДЬ = ГОС+ПОДЬ = это атрибут Бога - Избавитель, осталось найти термины для буквосочетания ГОС, скорее всего это указание на "дела, дело" Бога.
4) Терминология иврита и библейский образ
Приведем термины в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корни. ГОСПОДЬ = Г+ОС+ПОДЬ.
а) Термины иврита
* ивр. Г ה (Х-Г) = ЕЭБЕ/Га определительное: "Га (ha) - определительный член в древнееврейском языке, употребляемый в виде приставки к именам ... для обозначения того, что речь идет об известном, определенном предмете, ... в евр. грамматике эта приставка носит название ה הידיעה ("Га" определительное).
*** Электронная Еврейская Энциклопедия/Бог;
https://eleven.co.il/judaism/theology/10682/
Святость Бога настолько почиталась, что Его имена, употребленные в Библии, запрещалось произносить в повседневной жизни. Вместо них употреблялось слово Ха-Шем (Имя) и ряд других наименований: Ха-Гвура (Мужество), ... Ха-Маком (Пространство), Ха-Кадош барух ху (Святой, благословен Он)...
Библейским именам Бога мудрецы Талмуда придавали различные скрытые значения. Так, например, тетраграмматон выражал, по их взглядам, аспект милосердия, а Элохим - правосудия. Считая эти имена священными, раввинистическая литература употребляет их в сокращенном виде или меняет в них хотя бы одну букву. Так, например, тетраграмматон обозначается по большей части буквой ХЕ, а Элохим буквой алеф или же в имени Элохим буква хе заменяется буквой коф - Элоким.
* ивр. АСА, ОСЕ עוֹשֶׂה настоящее время; делать, создавать, совершать. Бытие 5:1:"Вот книга про род Адама. Когда Бог сотворил человека, создал (ивр. АСА) Он подобие Божье". Дословно: Это книга происхождения Адама в день сотворения Богом Адама по подобию (форма, вид, образец) Бога сделал (ивр. АСА).
* ивр. ПОДЕ פּוֹדֶה (от ПАДА פָּדָה) выкупать, избавлять, освобождать (из рабства).
* ивр. АДОН
ЕЭБЕ/Адонай (אדני, "Господь мой"; форма множеств. числа от אדן, что значит "господин" или "Господь") - слово, встречающееся в масоретском тексте Библии 315 раз в связи с Тетраграмматоном JHWH (יהוה, именно 310 раз предшествуя последнему и 5 раз следуя за ним), а 134 раза без имени יהוה. Будучи первоначально обозначением Бога, слово А. явилось заместителем имени Ягве, когда последнее было признано слишком священным для обычного употребления. ...
Гемеробаптисты говорили: "Горе вам, фарисеи, произносящим священное Имя каждое утро без установленного очищения!" На это фарисеи не без сарказма отвечали: "Горе вам, произносящим священное частью вашего тела: ведь само тело ваше не свято!".
б) Терминология. Общий вид
+ ГОСПОДЬ = ГОС+ПОДЬ = ивр. Г - определительный член + АСА עָשָׂה делать, совершать, производить, дело, исполнять + ПОДЕ פּוֹדֶה (от ПАДА פָּדָה) выкупать, избавлять, освобождать (от рабства); т.е. Атрибут Бога (необходимое свойство).
+ ГОСПОДАРЬ = ивр. Г - определительный член + АСА עָשָׂה делать, совершать, производить, дело, исполнять + ПОДЕ פּוֹדֶה (от ПАДА פָּדָה) выкупать, избавлять, освобождать (из рабства) + АРА אֲרַע земля; т.е. Избавитель (освободитель) земли (от захватчиков).
* Примечание
Википедия. Господа́рь (болг. господа́р, серб. gospódar, укр. господа́р, бел. гаспадар) - титул правителей Великого княжества Литовского, Северо-Восточной Руси, Молдавии, Валахии, Зеты и Черногории, а также титул Великого Новгорода (как политического образования).
++ Варианты термина ГОСПОДИНЪ
Скорее всего - ОБМИРЩЕНИЕ святого слова, при постоянном употреблении слова Господь в миру, его святость (свойства, атрибуты) переносилась на территориальную власть: князя, епископа, бояр (крупных землевладельцев), представителей Бога на земле в обыденной жизни.
++ ГОСПОДИНЪ = Г+ОС+ПОД+ДИНЪ = Г - определительный член + АСА עָשָׂה делать, совершать, производить, дело, исполнять + ивр. ПОДЕ פּוֹדֶה (от ПАДА פָּדָה) выкупать, избавлять, освобождать + ДИН דִין суд, право, правосудие. Правосудие (атрибут Бога) в средневековом мире осуществляли: царь, князь, епископ, боярин от имени Бога (вторая буква Д была сокращена, пергамент дорог).
++ ГОСПОДИНЪ = Г+ОС+П+ОДИНЪ (АДОН) = Г + АСА עָשָׂה делать, совершать, производить, дело, исполнять + ПО здесь, тут + АДОН אָדוֹן господин, господь, государь, владыка, властитель.
б) Источники
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H6299. Оригинал: פּדה. Произношение: пада. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): искупать, выкупать, избавлять. B(ni): быть искупленным или выкупленным. E(hi): позволять выкупиться. F(ho): быть искупленным или выкупленным.
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H113. Оригинал: אָדוֹן. Произношение: адон ′адон. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от не употребляемого корня (meaning to rule) - господин, господь, государь, владыка, властитель. (В Библии применяется в 333 стихах).
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H6213. Оригинал: עָשָׂה . Произношение: ‛ас́а. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): делать, производить, приготавливать, совершать, исполнять, заниматься, работать. B(ni): быть сделанным, быть приготовленным. C(pi): сжимать. D(pu): быть сделанным, быть устроенным. (В Библии термин АСА применяется 1989 раз).
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H772. Оригинал: אֲרַע. Произношение: ара‛. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: соответствует H776 - земля.
в) Библейские образы
* Исайя 35:10: "избавленные (ивр. ПЕДУИЕИ от ПАДА) Господом (ивр. ЙАХВЕ) вернутся, с ликующими криками взойдут на Сион, и вечная радость увенчает головы их. Они обретут веселье и радость, а скорбь и вздохи прочь улетят".
* Иов 5:20: "в голод выкупит (ивр. ПАДХА, форма от ПАДА) тебя у смерти, на войне - от меча избавит", речь идет о БОГЕ.
* Неемия 1:10: "Ведь они - Твои рабы, Твой народ, Ты вызволил (ивр. ПАДИТА от ПАДА) их Своей великой силой, могучей рукой и сделал Своим народом!", речь о Боге.
* Михей 6:4: "Тем, что вывел тебя из Египта, выкупил (ПЕДИТИХА, форма от ПАДА) из неволи, послал пред тобой Моисе́я, Ааро́на, Мирья́м?".
** Екклезиаст 3:14: "Узнал я, что всякое Божье дело (ивр. ЙААСЕ, форма от АСА) пребудет вовек: к нему не прибавить, от него не отнять. Бог делает (ивр. АСА) так, чтобы Его боялись".
** Екклезиаст 7:20: "Нет на земле праведника, который бы делал (ивр. ЙААСЕ) лишь добро и не грешил вовсе".
*** Притчи 20:8: "Воссядет царь судить (ивр. ДИН) - и пред взором его развеется зло".
Таким образом, термин Господь образован из корней иврита и указывает на атрибут Бога - Избавитель.
В. Даль. Избавлять, избавить кого, чего или от чего; спасать, освобождать; отклонить беду, неприятность; выручать, подавать помощь заступничеством. Избави Бог беды и напастей!.
Термин Господинъ - обмирщение термина Господь; по отношению к князю, епископу, дворянину (владельцу земли), указывает на Правосудие Божье, которое находилось в средневековье в руках светской и духовной власти.