например, алкать и лакать, лакомый, в древности алдия, алнии
Ф. И. Буслаев. Эпическая поэзия (1851)
Согласно толковым словарям термин обозначает процесс питья у животных, при котором жидкость захватывается (вбирается) языком. Происхождение слова не прослежено, единственная попытка как-то объяснить слово, предпринята в Этимологическом словаре (см. ниже) - явно несостоятельна.
Если мы интеллектуально немощны (пользуемся только одной системой мышления - светской) и не можем уразуметь систему терминологии прошлого (религиозного мировоззрения), то соответственно не способны объяснить прошлое и настоящее, и строить планы на будущее; светлого будущего не будет, а проблемы - прибудут.
1) Существующая этимология
а) Викисловарь
Корень: -лак-; суффикс: -а; глагольное окончание: -ть. Значение: пить, захватывая жидкость языком (о животных); разг. пить. Этимологии - нет.
б) Этимологический словарь Макса Фасмера
Лакать. I лакать •• [см. лока́ть. - Т.] II лакать лакнуть "жаждать", др.-русск. лакати, лачу, лакнути "алкать, жаждать", ст.-слав. лакати, наряду с алкати (см. примеры у Дильса, Aksl. Gr. I, 60), словен. lakati, чеш. lakati "манить, привлекать, прельщать". слвц. lakаt᾽, польск. laknac "алкать, страстно желать".
Сюда же Розвадовский (Qu. Gr. I, 423) и Педерсен (Kelt. Gr. I, 126) относят также ирл. оlс "плохой", лат. ulciscor "мщу", греч. ὀλέκω oléko "гублю", но ср. Вальде 847. Абсолютно не доказано родство с лат. аlo, -еrе "кормлю, питаю", вопреки Ляпунову (ИОРЯС 31, 31 и сл.). Ср. лакомый. (???)
в) Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. 2004; "Общеслав. Возникло из *olkati после изменения начального ol перед согласным в ла (ср. ладья (1)}}), того же корня что алкать, <<лакомый, лит. álkti "чувствовать голод". (???)
2) Применения термина в русском языке
Словарь русского языка XI-XVII вв. М., Академия Наук, 1981
* Лакати, локати. Лакать. "И рече гь к Гедеону. Весь инже лочет языком своим от воды, якож(е ) лочет пёс... И бысть число ... локавших языком .т. мужей. Суд. 7:5-6. Библ. Генд. 1499 г.".
* Лакание. Действие по глаголу лакати. "Пьсьмь лаканиемь". Георг. Ам. XIV-XV вв.
3) Библейский образ/лакать, лизать
а) Лакание
* Книга Судей 7:5-6: 5. "Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать (ивр. Л.К.К.) воду языком своим, как лакает (ивр. Л.К.К.) пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить".
6. "И было число лакавших (ивр. Л.К.К.) ртом своим с руки триста человек; весь же остальной народ наклонялся на колени свои пить воду".
7. "И сказал Господь Гедеону: тремя стами лакавших (ивр. הַֽמֲלַקְקִים, ХАМАЛАКЕКИМ, от Л.К.К.) Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши, а весь народ пусть идет, каждый в свое место".
б) Лизание
3-я Царств 21:19: "и скажи ему: "так говорит Господь: ты убил, и еще вступаешь в наследство?" и скажи ему: "так говорит Господь: на том месте, где псы лизали (ивр. Л.К.К.) кровь Навуфея, псы будут лизать (ивр. Л.К.К.) и твою кровь".
в) Библейский сюжет о Гедеоне
Гедеон, библейский персонаж Ветхого Завета, один из судей израильских, время деятельности - XI век до н. э.
В тексте (Суд. 6) сказано, что "Сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет" (речь видимо об идолопоклонстве). Кочевники опустошали области к Западу от Иордана, к Гидеону является Ангел Господень и повелевает ему уничтожить жертвенник Ваала и воздвигнуть жертвенник Богу Яхве, что тот и выполнил, надеясь на помощь Бога.
При очередном набеге кочевников Гедеон собирает войско и призывает на помощь отряды соседних колен. Однако Господь посчитал, что "народа с тобою слишком много" (могущество Бога не будет явным), и предложил сократить войско.
Для отбора избранных Господь проводит тест, Гедеон выводит войско (10 000) к воде и наблюдает за тем, как воины пьют воду, "лакавших" воду оказалось 300 человек, остальные "наклоняли (преклоняли) колена", "лакавшие" (пившие воду лежа на животе, не преклоняющиеся ни перед чем) и составили войско, которое обратило в бегство мидианитов.
4) Терминология иврита
а) Питьё
* Человек. Процесс поглощения жидкости через рот, при этом процессе пользуется двумя способами: применяет искусственные ёмкости - стакан, или пьёт из ладоней сложенных ковшиком (ёмкость); вода выпивается залпом, проглатывается без пролития.
* Животные. Собаки имеют длинный и широкий язык, изгибая его - образуют емкость (черпачок), при погружении в воду "ковшик" забирает некоторое количество воды и отправляет её в пасть; процесс этот происходит "медленно", порциями, "понемногу".
Язык у кошек шероховатый, с капиллярными выступами (терка), вода задерживается на этих выступах и отправляется в пасть, кошка - "тихо" лижет воду.
Исаия 8:6: "за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо (ивр. АТ), и восхищается Рецином и сыном Ремалииным".
Таким образом, мы нашли в Библии образ процесса "лакания" (питья воды животными) и термин его обозначающий, очевидно, что этот библейский образ и термин иврита вошел в сознание средневекового человека (позаимствован) и стал общепонятным сигналом, словом-понятием.
В ряде европейских языков он был оформлен в понятие "лизать" по модели термина иврита Л.К.К: англ., итал., норв., фран., швед. - lick лизать; англ. deLICacy лакомство (деликатес); гол. - likken (лизать), lekkernij - лакомство; нем. - lecken (лизать).
Транслитерация, передача термина сакрального иврита другими алфавитами.