Исследователи отмечают, что любому "естественному" языку недостаёт разумности, слово (единица языка) перегружено лишними буквами, подчас конструкцией из 2-3 букв обозначают один звук (франц., немец.). Много омонимов - одинаковых по звучанию и написанию, но разных по значению слов, например в русском: коса-прическа, коса-инструмент, коса-отмель; синонимов - разные по звучанию, но одинаковых по значению терминов. С древнейших времен человек наряду с умением манипулировать орудиями, формировал способность - манипулировать знаками-словами, вводя искусственные элементы, за счет чего собственно и происходило развитие мышления, непрерывное пополнение запаса понятий.
Значительную роль в развитии человеческого интеллекта сыграла иудеохристианская религия, заложив основы процедурных знаний - о действиях, планах, процессах и инструкциях. Они превращались в понятную всем команду, в отличие от декларативных знаний языческого мира - описание фактов и явлений, которые невозможно преобразовать в команду. Вспомним Скрижали Моисея: "не имей других богов, не убий, не укради, не возжелай дома ближнего, и т.д.". Этот алгоритм (Программа) закреплен в сознании человечества как последовательность команд, которыми необходимо пользоваться в деятельности по простой философской причине - выживания рода человеческого. Делай - не делай.
Масса терминов (миллионы) в европейских языках были заимствованы из Святого Писания и послужили моделями для образования европейских понятий, библейский алгоритм вводился в общественное сознание через составное понятие, образованное из нескольких корней иврита.
1) Этимология и примеры употребления термина в русском языке
а) Повесть временных лет под 945 г. (далее ПВЛ)
* "Ольга же бяше в Киевѣ съ сыномъ своимъ дѣтьском Святославомъ, и кормилець бѣ его Асмудъ, и воевода бѣ Свинделдъ, - то же отець Мьстишинъ".
* "В лѣто 6454. Ольга съ сыномъ Святославомъ събра вои многы и храбры, и иде на Деревьскую землю. И изыдоша древляне противу. И снемъшемася обѣма полкома наскупь, суну копьемъ Святославъ на деревляны, и копье летѣвъ сквози уши коневи и удари в ногы коневи, бѣ бо велми дѣтескъ. И рече Свенгелдъ и Асмудъ: "Князь уже почалъ, потягнемъ, дружино, по князи"".
б) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М, 1980
* Кормилец (кръмильць), 1. Воспитатель, дядька (945): Ольга же бъ в Киевъ с сыном своим Святославом, бъ бо мал еще, и кормилец у него тогда бъ именем Ясмуд, воевода. Арханг. лет., 23 (1152): Володимера же не пусти кормилець его, зане млад бъ в то время. Лаврент. лет. 2. Тот, кто кормит животных. 3. Благодетель.
в) Словарь Академии Российской 1789 г.; "Кормилецъ. В старинном употреблении означало дядьку, пестуна".
г) Викисловарь: "Корень: -корм-; суффиксы: -и-л-ец-. Значение и этимология - нет".
д) Словарь В. Даля: "Кормилец, кормовец м. кормилица ж. кто кормит кого, дает пропитание, насущный хлеб; благодетель, милостивец, покровитель, добродей: ласкательный привет старшему, по летам и по другим отношениям".
2) Культурное и языковое пространство
Сложилась общая тенденция связывать ранний период Руси со славянами и варягами, с обществами более низкого культурного уровня. Славяне и варяги - традиционные общества, где все воспроизводится в рамках традиции, традиция господствует над культурой, общества развиваются медленно. Русь - открытое общество (многонациональное), где создаётся новая культура и язык, в первую очередь элитарная, имеющая международные связи.
* Авторы труда "Хазарско-еврейские документы X века", Норман Голб и Омельян Прицак, не смогли оторваться от узаконенного штампа в языкознании и переводят проблему формирования русского государства в иранское (?), тюрко-болгарское русло: "Можно спорить о том, мог ли хазарский язык использоваться какое-то время для официальных целей после завоевания (Русью). Однако немыслимо, что правители Руси могли читать еврейские тексты" (с. 64).
Русские князья знали и использовали иврит (другого письменного языка не было) в целях централизации территории и формирования единого религиозно-торгового языка на пути "из варяг, в греки". Приведенные в ПВЛ факты указывают на то, что Святослав, не признававший христианства ("А дружина моа смъятися начнуть"), обучался с детского возраста. Очевидно, что рядом с юным князем находился опытный учитель, трудно представить себе взрослого дядю с ложкой в руках кормящего Святослава (таков поздний русский смысл термина "кормилец"). "Кормилец" - это конечно воспитатель и учитель, и, судя по результатам деятельности ученика - Асмудъ был замечательным педагогом.
"Удивительным" образом имя Асмуд (ивр. Асмодей אַשְמְדַי) связано с еврейским эпосом, в русской исторической традиции трактуется как скандинавское и как распространенное не встречается.
"Асмодей - злой дух, глава демонов в вавилонской агаде (сказания). Агада передаёт, что Соломон использовал этого демона при строительстве Храма. Асмодей обладает даром предвиденья, он объясняет это так: "судить о людях и предметах надо по их действительным свойствам, а не потому, как они представляются глазам человека". Асмодей в легендах связанных с Соломоном, не является всецело зловредным духом разрушения, он низвергнут и более не страшен. Асмодей популярный объект народного юмора и иронии" (ЕЭБЕ, т. 3, с 298).
3) Дела исторические (930-946)
Надплеменное образование на Днепре - Русь, формируется по утверждению летописца в период 882 (захват Олегом Киева) по 904/11 (поход на Константинополь, точной даты нет), принятие христианства произошло в 988 году. Переход от обычного права к государственному и церковному законодательству не мог произойти на "пустом" месте, об этом говорит летописец: "и живяше Володимер по устройству отьню и дедню" - а кто отец и дед?
По мнению древнего летописца, Святослав (отец) и Игорь (дед) заложили библейскую модель жизни в древнерусское общество. Число евреев в Киеве к нач. XII в. возросло, в 1113 г. они уже играют большую хозяйственную и политическую роль - в 1117 г. русские летописи отмечают значительное переселение хазар и евреев в район Чернигова, в 1124 г. евреи населяют в Киеве уже целый квартал у "Жидовских ворот".
а) Кембриджский аноним, 945/9 гг.
Источники сообщают, что византийский император Роман I (правил в 920-45), привлек русские дружины для борьбы с хазарами, в 930 г. руссы захватили крымские владения Хазарии и Самкерц (Тмутаракань): "А Роман [злодей послал] также большие дары X-л-гу, царю Русии, и подстрекнул его на его (собственную) беду. И пришел он ночью к городу С-м-к-раю и взял его воровским способом, потому что не было там начальника, раб-Хашмоная". Хазарскими войсками командовал еврей-военачальник Песах, которому удалось отбить нападение и подчинить войско русов, анонимный автор пишет: "Тогда стали Русы подчинены власти казар".
Князь Игорь в 941 г. организовал поход на Константинополь, который закончился катастрофическим поражением русского войска, большая часть кораблей была сожжена "греческим огнем". Игорь бежит в Крым, к хазарам, где видимо, заручился их поддержкой. Вернувшись в Киев, он снова занимает княжеский престол (князя лишившегося войска обычно изгоняли), после этого поражения Русь 20 лет не воевала, пока не подросли "отроки". По существующей в то время практике отношений между сюзереном и вассалом, на подвассальную территорию высылались представители государства-победителя, которые контролировали деятельность побежденных вождей. Детей элиты на завоеванных территориях обычно отправляли ко двору монарха как заложников, где их воспитывали и обучали в духе преданности правителю. Сын кн. Игоря Святослав родился в 942 году, и к ребёнку (будущему князю) видимо был представлен хазарский опекун-военачальник, который в ПВЛ обозначен именем - Асмудъ.
б) Хронология ПВЛ
"В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу".
Игорь женился на Ольге в 903 году, в это время в обычае были ранние браки, девочек выдавали замуж в 13-14 лет, следовательно, Ольга родилась примерно в 890 году, а сына Святослава родила в 942 году (т.е. в 52 года), что маловероятно. Русские князья имели по несколько жен, брак с дочерью племенного вождя закреплял за наследниками династические права на территорию, за счет чего происходило расширение государства. Скорее всего, князь Игорь имел несколько жен (жизнь женщины в средневековье была коротка), возможно, возвращение его на киевский престол в 941 году было связано династическим браком с хазарской принцессой или со знатной еврейкой. Даты поражения русского войска (941) и год рождения кн. Святослава (942) совпадают; Асмуд очевидно был послом хазар и одновременно наставником (учителем) Святослава.
в) Подобные ситуации в истории
* С.А. Плетнева. Хазары
+ "Хазарский каган Ибузир Гляван обещал помощь экс-императору (Юстиан II, 695 г.) и даже выдал за него замуж дочь, которую крестили и нарекли именем Феодора".
+ "Венгры помогали хазарам "во всех войнах", а хазарский каган отдал венгерскому воеводе в жены знатную хазарку".
* Болгарский царь Иван Александр (1331-1371), был женат на тырновской еврейке Саре, принявшей христианство и провозглашенной болгарской царицей, их сын Иван Шишман (1371-1395) стал болгарским царем.
4) Обобщение и вывод
Имя Асмуд употребляется в ранних русских летописях дважды, как воспитатель и наставник князя Святослава и как воевода. Святослав в повести выведен как жестокий языческий князь, он воюет с христианами (византийцами и болгарами (христианство с 865 г.)). Поэтому и выбран христианским летописцем еврейский демон (ироническое выражение, очевидно бытовавшее во время летописца, обобщенный образ) для показа результатов "влияния" иудаизма и зависимости Руси от еврейско-хазарского государства.
Вывод
Из исторических фактов ясно, что Хазарский каганат (иудаизм, иврит) в Крыму и Причерноморье в указанный период занимал доминирующее положение. Киевская Русь только начинала формироваться как государство, древний термин "кормилец" должен быть связан логически, лексически и исторически с терминологией иврита.
5) Терминология иврита и образы иудаизма
а) Терминология
Приведем термин "кормилец" в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корни - КОР+МИЛЕЦ или КОР+МИЛ+ЕЦ. У нас сразу же выявляются корни иврита соответствующие смыслу термина.
+ Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H7121&k=2T...
Hомер Стронга: H7121. Оригинал: קרא. Произношение: кара′. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень [скорее идентично с H7122 through the idea женский род accosting a person met] - A(qal): 1. звать, призывать; 2. кричать, провозглашать; 3. читать вслух; 4. называть, нарекать, давать имя. B(ni): 1. быть названным; 2. быть призванным, быть созванным; 3. быть зачитанным вслух. D(pu): быть призванным, быть названным.
+ См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
* Даниил 5:8: "И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать (ивр. К.Р.) написанного и объяснить царю значения его".
* Бытие 42:23: "А того не знали они, что Иосиф понимает; ибо между ними был переводчик (ивр. МЕЛИЦ)".
* 2 Пар. 32:31: "Только при послах (ивр. МЕЛИЦ) царей Вавилонских, которые присылали к нему спросить о знамении, бывшем на земле, оставил его Бог, чтоб испытать его и открыть все, что у него на сердце".
Таким образом, у нас появляется смысл древнего русского термина "кор+милец" употребленного по отношению к Асмуду, наставнику кн. Святослава - это знаток Библии, переводчик и одновременно представитель (посол) Хазарского каганата при молодом князе. Составной термин из двух корней библейского иврита - транслитерация, передача корней средствами другого алфавита.