Кемские поселения впервые упоминаются в XIV веке, в 1450 г. эти земли, принадлежали посаднице Новгорода Марфе Борецкой (второй муж новгородский посадник Исаак Борецкий (интересное имя у новгородского боярина)), и "были пожалованы" ею Соловецкому монастырю. С XII века титул "посадник" высшая выборная должность в Новгородской земле, после реформы 1354 года назначались пожизненно шесть посадников, а в 1471 их число доведено до восемнадцати.
Первоначально Марфа (политическая деятельность в 1471-1478) отказала Соловецкому монастырю в праве ловли рыбы. Проблема носила политический характер, монастырь был форпостом Московского княжества, а Марфа-посадница выступала как неформальный лидер новгородской оппозиции Москве. После двух походов московского великого князя Ивана III и разгрома Новгорода (1471, 1478) земли Марфы были конфискованы, а сама она вскоре умерла в ссылке при неизвестных обстоятельствах. Историки установили, что "дарственные" грамоты, выданные монастырю Марфой-посадницей - сфальсифицированы.
С середины 16 в. Кемь - посад Соловецкого монастыря, в составе Кольского уезда, с 1764 г. в составе Архангельской губернии. В 1563 г. здесь возникли торговые базы иноземных купцов, в 1571 г. возведено деревянное укрепление, в конце XVI - начале XVII вв. Кемь пострадала от польско-шведской интервенции. В 1657 г. по указу царя Алексея Михайловича Соловецкий монастырь в Кеми, на Лепоострове, выстроил новую деревянную крепость с двухъярусными стенами и 6 башнями, в 1658 г. её гарнизон отбил попытку шведских войск вторгнуться в пределы Карельского поморья.
2) География и этимология
* См. фото; http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/22/...
* См. карту; http://www.infobps.ru/goroda_rus/kem.htm
* См. Подробная карта Российской Империи и близлежащих заграничных владений. Северная часть. 1816 г.; http://www.etomesto.ru/map-atlas_1816_nord/
а) Подобные гидронимы
* Река Кемь Вологодской обл., вытекает из Кемского озера и впадает в оз. Белое.
* Река Кемь Красноярского края, западный приток, неподалеку от впадения в Енисей два озера - Монастырское (скит и монастырь с 1642 г.) и Плотбищенское.
* Река Кеми-Йока, Финляндия, впадает в Балтийское море, протекает через озеро Кемиярве.
Все показанные гидронимы имеют географическое, логическое общее: западное направление течения, протекают через озера или истоки из озер, впадают в моря.
б) Гидроним Кемь
Исследователи признают, что надежной этимологии нет. Версия: "гидроним, по мнению ученых, образован древним термином "кем", "хем" - "большая река", который предположительно имеет индоевропейское происхождение и распространён на значительной части Евразии от р. Кемийоки на севере Финляндии до Улуг-Хем (Енисей) и др. на Туве". (???)
В этой версии не названы: источники, носители, литература, идеология. "Индоевропейское происхождение" - лингвистическая гипотеза (уловка), когда языковеды не могут (или не хотят, иврит фактически исключен из группы языков истолкования) дать рациональное объяснение имени, то прибегают к "индоевропейской" гипотезе.
в) Город и река Кемь
Город расположен на р. Кемь, близ впадения её в Белое море (западное побережье), река судоходна от моря до города для небольших судов, за начало Кеми принимают её исток из озера Нижнее Куйто, верхнее течение в Финляндии, где река называется Писта. Протекает через ряд озёр, в частности, между озёрами Хапъярви и Юлиярви носит название Ешанйоки, собственно продолжение русла реки через ряд озер условно, выделен общий озерно-речной бассейн; в древности все эти реки (как видно из названий) осмысливали как разные. Бассейн реки представляет собой труднопроходимый заболоченный, озерно-речной край, река истекает с севера на юг в верховьях, основная часть русла с запада на восток. В средние века основное занятие населения - рыболовство (сельдь, треска), добыча пушного зверя и жемчуга.
г) Соловецкий монастырь
На восток от устья реки Кемь в 60 км в Белом море на Соловецком архипелаге (6 больших и около 100 малых островов, высота 26-86 м, песчано-каменистая почва) расположен Соловецкий монастырь. Возник в 1420-1430-е годы, крупнейший землевладелец государства; с XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой. В монастырь дважды попадали молнии, в 1485 и в 1538, он выгорал дотла, после второго пожара было решено ставить каменные храмы.
* Мнение краеведов; http://solovki.ca/general_03/03_01.php
"В этот год (1589) английский путешественник Корнелиус Дутс составил одну из первых карт Белого моря, нанеся архипелаг в виде нескольких островов и пометив их словом "SOULOFKI". Скорее всего, расспросив местное население о названии островов, англичанин четко употребил в названии "Соловки" не английский корень "solo", а корень "soul" - душа... Удивительно точное интуитивное определение".
Отметим, что какой-либо признанной этимологи по топониму "Соловки" нет, все версии носят характер мистического озарения. Картография тогда только лишь начиналась, к этому времени на западе в общем виде знали прибрежную часть Кольского полуострова (внутренняя - белое пятно). Собственно картографирование этой территории началось во втор. пол. XVIII века, англичане приплыли на Соловки в 1589 году, во время возведения каменных крепостных стен (1584-1594), о чем нам и сообщает имя "SOULOFKI".
SOUL+OFK+I = ивр. СОЛЛА סוֺלְלָה насыпь, вал; или, скорее всего, СЕЛА סֶלָע скала, утес + АФЕК (ОФЕК) אפק укрепленное место, крепость; горизонт, кругозор + И אִי остров.
Топоним описывает архипелаг, множество мелких островков (кругом скалы), на одном из островов есть крепость, всё сугубо материально в интересах навигации (разведки, торговли), но на сакральном языке иврит.
У Адама Олеария (О русском государстве, об областях, реках и городах. 1656) - Soloffka. Подобный корень в топониме - Кафа (Феодосия), имя известно с IV в., сохранились развалины генуэзской крепости XV в. - пять башен и остатки стен.
Имя "Каффа" носят несколько городов упомянутых в Библии (И. Нав. 12:18). Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона сообщает (ст. Афек): "Афек (אפק; собственно - "укрепленное место", крепость) - название нескольких городов, весьма часто встречающееся в Библии. В эпоху филистейских войн два разных города носили название Афек".
Как и Кемь, Соловецкий монастырь представлял собой значимую приграничную крепость, с гарнизоном и артиллерией; в начале XVII века - 350 монахов, 600-700 послушников и крестьян. В XVI-XVII веках монастырь отбил несколько нападений шведов (в 1571, 1582 и 1611 годах). В годы Крымской войны (1854), монастырь был обстрелян английскими паровыми 60-пушечными фрегатами "Бриск" и "Миранда"; девятичасовый обстрел, не привел к серьёзным разрушениям (прочность стен и дальность, с которой приходилось вести обстрел - бухта Благополучия имеет сложный и опасный рельеф дна). Получив отпор со стороны 8 пушечной батареи на стенах и 2 -х пушечной батареи у стен, англичане вынуждены были удалиться.
3) Обобщение и вывод
а) Гидроним Кемь логически связан с реками, протекающими через озера или берущими своё начало в озерах; эти реки впадают в озера или моря; Кемь характеризует также направление - запад-восток или восток-запад.
б) На территориях где присутствует имя Кемь, фиксируется значительные монастыри и активная религиозная деятельность.
в) Имена
Исаак Борецкий - имя Исаак встречается в русской истории только с XVIII века; братья Веселовские Авраам, Исаак и Федор - евреи польского происхождения, крупнейшие дипломаты первой половины XVIII века. Случаев применения имени Исаак в русской аристократической среде в ранний период выделить не удалось.
Марфа - русское личное имя, восходящее к сирийскому (точнее к еврейскому) МАРТА מַרְתָּא - "госпожа, хозяйка". Имя известно из Нового Завета; так звали одну из сестёр праведного Лазаря, в доме которых останавливался Иисус Христос (Википедия); иврит МАРА, МАРАТ מָרָה госпожа.
Вывод
Разве в русском обществе пользовались разными именными системами, по иудейской давали имена только людям, а по саамской (или какой-либо другой) давали имена географическим объектам???
Очевидно, что и географические объекты также именовались терминами иврита, следовательно, надо искать подобные слова в лексике иудаизма (идеологии).
4) Терминология иврита и библейский образ
+ КЕМЬ = К + ЕМЬ = К כְּ подобие, принадлежность + ЙАМ יָם море, озеро, запад; ЙАМА יַמָּה озеро.
+ Источник
Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H3220. Оригинал: יָם. Произношение: йам. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от не употребляемого корня, обозначающего roar - 1. море, озеро; 2. запад.
+ Библейский образ
Термины иврита ЙАМ יָם море, запад, встречаются в библейских произведениях более 160 раз.
* Бытие 49:13: "Завулон будет жить на морском (ивр. ЙАМ) берегу, где корабли пристают. И граница его - у Сидона".
* Бытие 13:14: "Когда Лот и Аврам расстались, Господь сказал Авраму: "Оглянись! Посмотри отсюда на север и на юг, на восток и на запад (ивр. ЙАМ). и т.д.
Таким образом, в наименовании географических объектов на территории, прилегающей к Белому морю, использовали термины библейского иврита.
а) Гидроним Кемь - река, имеет значения (смысл): западная (текущая с запада на восток) или озерная (берущая своё начало в озере или впадающая в море).
б) Топоним Кемь - город, имеет значения: западный (находится на западном побережье Белого моря) или "приморский" - находится на морском берегу.
В Повести временных лет упоминается народ ЕМЬ, ЯМЬ (фин. HAME), данники Руси, жили во внутренней Финляндии в районе крупных озёр (т.е. озерные люди). В XI-XII вв. платили дань Новгороду, с XIII века - шведам, совместно с саамами и карелами сформировали финскую народность.