Современный казан (котел, синоним) - сосуд разных размеров из металла округлой (сферической) формы с высокими стенками, что позволяет использовать его не только на домашней кухне, но и в полевых условиях, на открытом огне костра. Главное преимущество казана: удобство (можно приготовить блюдо на значительное количество людей), пища варится (тушится) или нагревается быстрее и не пригорает; обычно казан-котел используют для варки мяса, супов, каш, плова, ухи и др. блюд.
Археологи находят в казаны в древних захоронения кочевников, обычно они изготовлены из листа меди (клепанные) или литые бронзовые, в более поздний период - металлические.
1) Казан (котёл) в истории, кратко по материалам археологии
М. Л. Швецов. Котлы из погребений средневековых кочевников
http://south-rus.narod.ru/shvetc.html
В работе обобщена информация по предметам найденных в захоронениях воинов в междуречье Днепр-Дон (Приазовье), которые датируют XII-XIII вв. Наряду с оружием, сбруей и др. предметами автор выделил казаны или котлы, как часто встречающийся предмет в могильниках имевших ритуальное значение (обеспечивал пищей покойника) - погребения с казанами.
"Наиболее ранние, близкие конструктивно к рассматриваемым нами казаны IV-V вв. Их находят в составе погребального инвентаря, ..., на территории Северного Причерноморья и Западной Европы. Известны они и на Кавказе в богатых аланских погребениях. В предшествующую хазарскую эпоху в степях Восточной Европы наибольшее распространение получают глиняные и железные котлы.
Отсутствие казанов в материалах раскопок памятников оседлых народов, примыкавших к кочевой степи, позволяет считать их находки у кочевников продуктом местного производства, тем более что находки близких и аналогичных сосудов в более раннюю эпоху могут говорить о преемственности позднекочевнических казанов от более ранних. В пользу нашего мнения о местном производстве казанов говорит и их распространение на территории, которая постоянно находилась под властью кочевников и даже была центром половецких группировок. ... мы можем, по-видимому, считать установку казанов в погребение социальным элементом погребального обряда "поздних кочевников" XII - начала XIII в. Захоронения с казанами принадлежали, вероятно, представителям родовой и племенной аристократии кочевого общества, а казаны, как и боевые наборные пояса, являлись атрибутами, подчеркивающими высокое социальное положение умерших".
2) Существующая этимология
а) Викисловарь
Казан. Корень: -казан-. Значение: большой чугунный или медный котёл для приготовления пищи. Этимология: происходит от тюркского, азерб. qazan, узб. qozon; казахск. қазан; кирг. казан; тур. Kazan, армянск. Ղազան. (???)
б) Википедия. Казан, этимология: "Слово "казан" - заимствование из тюркских языков, где оно стало суффиксным производным от слова "каз", которое можно перевести как "скрести, тереть", то есть "казан" буквально - "выскребанный" (сосуд)". (???)
в) Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964-1973
Каза́н "котел", укр. каза́н. Заимств. из тур., тат. kаzаn - то же; см. Мi. ТЕl. I, 331; ЕW 114; Бернекер 1, 496. (У В. Даля позаимствовал?). (???)
3) Применение в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1980 г.: http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_7.pdf
Казанъ. Большой котёл; "...и с казанов денег сыскать большим сыском", Д. Шакловит. 1690. "И вино, писал я, ситет(ь), на все кубы и казаны", XVII в.
б) Национальный корпус русского языка. Казан (в НКРЯ термин фиксируется с 1829 г.)
Сказка об Иване Белом (1760-1770): "И там висит е/ батко родной за ребро железним крюком, и под ним горит огон великой, а на том огне казан смоли кипит".
в) Библейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Котел. Этим словом в Синодальном переводе переданы различные евр. слова, обозначающие посуду в форме горшка, предназначенную для приготовления пищи (4Цар 4:38; Иов 41:12). Котлы находили применение и в храме (1Цар 2:14; 2Пар 35:13; Зах 14:20).
4) Обобщение и вывод
* Слово-понятие "казан" фиксируется в литературном русском языке с 1690 г., применялось редко; в переводах Библии и в светских актах использовали исключительно синоним "котёл". С середины XVII века формируется централизованный российский рынок, развивается внешняя торговля, что вызвало систематизацию товаров по определенным группам; исследователи определяют значение слова как - большой котёл. В памятниках русского языка XVI в. фиксируется омонимы: топонимы и гидронимы Казань (город), Казан (река), скорее всего корневая основа в топонимах другая, соответственно и значение имени иное.
* Археология выделила регион, где были найдены в захоронениях казаны (котлы) и определила, что они относятся к хазарскому периоду территории.
* Казан (котёл) - специальный сосуд для приготовления пищи, как правило, в полевых условиях и на группу людей (сопутствующий термин - котловое довольствие), предмет можно использовать только в этих узких целях. Следовательно, в слове должна быть заложена информация раскрывающая функцию - для чего предназначен предмет. Это могут быть термины: пища, питание, еда, давать пищу, кормиться, питаться, посуда, сосуд, варить и т.д.
Вывод
Три века территория междуречья Днепр-Волга - хазарская, язык иврит, религия иудаизм. У нас есть историческое и логическое основание для объяснения термина на основе сакрального лексикона.
5) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень - КАЗАН = КА+ЗАН; моментально выявляется термин ЗАН соответствующий содержанию слова.
* КАЗАН = КА+ЗАН = КА כָּ как, подобно, в качестве кого-либо + ЗАН זָן форма глагола от корня ЗУН זוּן кормить, давать пищу, питать (кормиться, питаться).
* Производные: ЗИНА זִינָה в различных значениях - питание; МАЗОН מָזוֹן пища, пропитание.
Термин объяснял функцию (предназначение) специального сосуда, с помощью которого готовилась пища для группы людей - давать (приготовить) пищу; использовать "казан" с другой целью - невозможно.
Источники
*См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_122.htm
* Даниил 4:9: "Листья его прекрасные, и плодов на нем множество, и пища (МАЗОН, от ЗУН, пища, пропитание) на нем для всех; под ним находили тень полевые звери, и в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть.
* Иеремия 5:8: "Это откормленные (ЙЗН, от ЗУН) кони: каждый из них ржет на жену другого".
Таким образом, используя терминологию иврита, мы выяснили содержание термина КА+ЗАН совместив святое (сакральный язык) с профанным (мирским) - питание основа жизнедеятельности любого организма. Слово, очевидно, принадлежит ивриту, совпадает графика, фонетика и содержание с библейской лексикой и образами. Транслитерация, передача слов-понятий иврита другим алфавитом.