Историческая местность в московском районе Якиманка, впервые упомянутая как село Кадашёво в духовной грамоте Ивана III (1504 год) ... Крупнейшая из слобод Замоскворечья... Традиционная московская топонимика возводит название слободы к кадь (бочка): кадаши - бондари, мастера по изготовлению бочек, кадушек и прочей деревянной утвари. Однако роль слободы в жизни города была существенно выше, чем могло бы обеспечить единственное ремесло: жители слободы промышляли торговлей, а с 1613 года здесь появилось значительное ткацкое производство.
Википедия/Храм Воскресения Христова в Кадашах
Первое упоминание о церкви Воскресения относится к 1493 году. В грамоте, адресованной сыновьям, московский воевода князь Иван Патрикеев скрупулёзно обозначил свои владения, указав, что принадлежало ему на тот момент село за рекою, за лугом, у Воскресения, а жили там его же, князя, крепостные крестьяне. В 1504 году великий князь Иван III говорит уже об этой местности как о селе Кадашёве.
* Кадищи - деревня в Смоленском районе Смоленской обл., расположена у реки Жереспея в лесном и болотистом массиве; в 5-6 км от села Аполье, церковь 1753 г. Показана на карте Шуберта 1832 г. - Кадища. На карте Стрельбицкого 1871 г. На Карте РККА N-36 (А) • 0.5 - 1 км. Смоленская область. Витебская область Беларуси 1923-41 гг. - поселение хуторского типа. На Топографические карты СССР N-36 (А) 1:100000. Смоленская обл. 1975-90 гг. - Кадищи.
* Кадищи - деревня в Селижаровском районе Тверской обл., расположена у крупного болота Ботвининский Мох в лесном и болотистом массиве. Показана на Карте Тверской губ. из атласа Вильбрехта 1800 г. На карте Шуберта 1832 г.; на Карте Менде Тверской губ. 1853 г., 8 дворов, у крупного болота, ближайшая церковь в прим. 5 км в с. Хитецы. На Карте РККА Валдайской возвыш. • 2 км 1931-41 гг. у болота Ботвининский Мох.
* Кадищи - деревня в Гаврилов-Ямском районе Ярославской обл., расположена у речки Решетиха; в 4 км с. Никола-Пенье, церковь. Показана на ПГМ Ярославского уезда Ярославской губ. 1796 г. - Кадищева. На Карте Менде Ярославской губ. 1857 г. - Кадищева. На Карте РККА O-37 (Г) N-37 (Б, север) • 1 км. Владимирская, Ивановская, Ярославская обл. 1935-41 - Кадищо, 36 дворов.
* Кадушино - деревня в Михайловском районе Рязанской обл., расположена у небольшого озера на болотистой местности в истоке реки Проня; в 3-х км с. Лужки, церковь, упом. с 1676 г. Показана на N-37 карты СССР. Москва, Калуга, Тула, Рязань, Орел, Липецк, Тамбов 1970-90 гг. Показана на Подробной Российской Империи и близлежащих заграничных владений 1801 г. - Кадушкино. На карте Шуберта 1832 г., 40 дворов - Кадушкина. На Карте Менде Рязанской губ. 1850 г., 35 дворов, у озера в истоке р. Проня - Кадушкина. На Карте РККА N-37 (Г) • 1 км. Липецкая, Тамбовская и Рязанская обл. 1935-41 гг.
* Кадыш (башк. Ҡаҙыш; в башк. языке значение топонима не найдено) - деревня в Белорецком районе Башкортостана. Расположена у подножья горного хребта (902 м) с которого стекает водный поток Кадыш (в верховье, дл. 14 км, приток р. Белой), горная и лесная местность. Находится на единственной дороге, по которой осуществлялись связи в XVIII-XIX вв. между уральскими металлургическими заводами, в 17 км на восток от г. Белорецка. Белорецкий железный завод осн. в 1762 г., рабочие - покупные крестьяне из центр. обл. России и башкиры.
Деревня показана на Генеральной карте Оренбургского Края 1854 г. На Карте земли Оренбургского, Уральского и Башкирского казачьих войск 1858 г. На Карте золотых приисков Оренбургской губ. 1901 г. На Карте Стрельбицкого издания 1919-1921. Восток. На N-40 карты СССР. Уфа, Златоуст, Магнитогорск 1970-90 гг. Ближайшая церковь в г. Белорецк (постр. в 1883 г.), при храме был источник вода которого считалась "святой" и лечебной; в соседних селах на старых картах отмечены мечети.
Википедия/ Кадыш: "Название происходит от названия речки Ҡаҙыш". Скорее всего, топоним Кадыш указывает на питьевой источник, который был сакрализирован, ивр. КАДИШ святой.
* Кадышёво - ныне урочище, ранее деревня Пензенской обл. Показана на Подробной карте Российской Империи и близлежащих заграничных владений 1801 г. - Архангельское Кадышева, церковь. На карте Шуберта 1832 г. Кадышево (Архангельское), церковь. На Трехверстовке Пензенской области. Военно-топографической карте 1870 г. - Кадышево, в истоке водного потока. На N-38 карты СССР. Пенза, Саранск 1970-90 гг.
* Кадышево - село в Карсунском районе Ульяновской обл., расположена на берегу реки Сура, к западу водный поток. Показана на Подробной карте Российской Империи и близлежащих заграничных владений 1801 г., Покровское тожь Кадышево, церковь. На карте Шуберта 1832 г. - Кадышево, 321 двор. На карте Стрельбицкого 1871 г., 35 дворов. На N-38 карты СССР. Пенза, Саранск 1970-90 гг.
Википедия/Кадышево: "Основано в первой половине XVII в. переселенцами из Арзамаса. В 1679 году, после возведения церкви Покрова Богородицы, стало назваться - "село Покровское". В 1685 году, село Покровское Кадышево тож, вотчинная земля боярина и дворецкого князя Василия Федоровича Одоевского".
* Кадышевка - деревня в Майнском районе Ульяновской обл., расположена на водном потоке (ключ) Космынка у массива леса. Показана на ПГМ Симбирского уезда Симбирской губ. 1808 г. подробно: Сельцо Копышовка, ручей без:, ключь безымянный через сельцо, овраг без:, т.е. местность еще не обозначена именами; церковь в соседнем селе. На карте Шуберта 1832 г. - Копышовка. На Карте Менде Симбирской губ. 1861 г. - Кадышевка; на карте Стрельбицкого 1871 г.
* Кадышевка (стар. Покровское Кадышевка) - село в Павловском районе Ульяновской обл., расположен на водном потоке Третий Избалык, в него впадают более 10 родников, один носит имя Бездонный (ежегодная температура родников 8-10 град., зимой парение), лесной и холмистый массив. Показано на карте Шуберта 1832 г. - Покровское Кадышевка, церковь (1709 г.), 176 дворов. На карте Стрельбицкого 1871 г. - Кадышевка, 12 дворов. На Топографической карте СССР N-38 (Г) 1:100000. Пензенская, Ульяновская и Саратовская обл. 1975-90 гг. Википедия/Кадышевка: "Село возникло на земле, отведенной пензенскому чиновнику Ивану Кадышёву в 1685 г." (???)
* Кадышево - деревня в Горномарийском районе Марий Эл, расположено у реки Мал. Юнга на пересеченной холмистой местности. Показана на ПГМ Козьмодемьянского уезда Казанской губ. 1792 г. у оврага Кадышев с водным потоком - Кодышева. На карте Шуберта 1832 - Кодишева, 23 двора. На O-38 карты СССР. Нижний Новгород (Горький), Йошкар-Ола, Чебоксары 1970-90 гг.
Википедия/Кадышево: "Официальное название указывает на имя первопоселенца "Кадыш", основавшего селение при этой речке - притоке р. Малая Юнга. ... В вотчинном архиве Спасо-Юнгинского монастыря в 1594 г. упоминалась "Кадышева дорога", а позднее - "Кадышево поле", "Кадышева поляна", "Кадышев овраг". В 1654 г. впервые названа "Кадышева деревня", вблизи которой имелись богатые "бортные ухожаи" с пчелиными роями, пашенные, сенокосные и лесные угодья. Эти земли оказались объектом колонизации и захвата Спасо-Юнгинского монастыря (осн. в 1625 г.)". Подробнее на сайте "Родная Вятка": https://rodnaya-vyatka.ru/places/114588
* Кадошкино - пгт. в Кадошкинском районе Мордовии, расположен в истоке водного потока Сивинь, осн. в 1935 г. Показан на карте Курская, Воронежская и Тамбовская области. БСАМ 1939 г. как жд/станция. На Карте РККА части Нижегородской, Пензенской, Саратовской областей и Мордовии • 5 км 1937-41 гг. жд/станция и деревня Кадошкино рядом.
* Кадышево - деревня в Лямбирском районе Мордовии, расположена у реки Бол. Атьма, водный поток. Показана на карте Стрельбицкого 1871 г. На N-38 карты СССР. Пенза, Саранск 1970-90 гг. Википедия: "Известна с 1869 года как казенная деревня из 27 дворов, название дано по фамилии бывших хозяев".
* Кадышево - поселок в Касимовском районе Рязанской обл., расположен у лесного массива у г. Касимов к востоку. Показан на карте Шуберта 1832 г. - Кадышева. На Карте Менде Рязанской губ. 1850 г. - отсутствует. Показан на Карте РККА N-37 (Б, юг) • 1 км. Рязанская обл. 1935-41 гг. На N-37 карты СССР. Москва, Калуга, Тула, Рязань, Орел, Липецк, Тамбов 1970-90 гг.
Деревня Кадышево... не существует; https://62info.ru/history/node/12622
Происхождение названия населенного пункта на сегодняшний день неизвестно. Вероятнее всего, в его основе лежит фамилия или прозвище первопоселенца либо владельца. Но документов, подтверждающих эту версию, найти пока не удалось. ... Кадыш - бочарь, обручник, бондарь.(???)
* Кадышёво - городской округ Казань Татарстан, ранее село, расположен на реке Солонка, притоке Казанки у Кадышевского леса. Показана на Французской карте окрестностей Казани 1729 г. - Kadychevo. На Геометрической карте Казанской губ. 1796 г. На карте Шуберта 1832 г., 112 дворов; на карте Стрельбицкого 1871 г. На Военно-Топографической карте Казанской губ. 1880 г., 104 двора. На Карте РККА Казани и окрестностей 1939 г. показана церковь (1871 г.), 189 дворов.
+ Википедия: "Существовало ещё в период Казанского ханства. Название произошло предположительно от тюркского имени Кадыш". (???)
Первое упоминание о нем как о дворцовом селе Куркадыш отмечено в дозорных писцовых Казанских книгах от 1566 года. В 1565 году было передано во владение князьям Ю.Засецкому и П.А. Булгакову, позже вновь ...в состав дворцовых владений".
+ Седмиозе́рная Богоро́дицкая пу́стынь; Богородичная Седмиезерная пустынь - православный мужской монастырь Казанской епархии Русской ... к северу от Казани, в пригородном посёлке Семиозёрка, в 6 км к северу от села Кадышево. Основан в 1613 (1615, 1627 открыт) г. иноком Евфимием, переселившимся из Великого Устюга и принёсшим сюда икону Божьей Матери, которая впоследствии получила название Седмиезерной (прославилась в 1654 году спасением от моровой язвы). В память событий 1654 года был установлен ежегодный крестный ход 25 июня (по ст. стилю) из Седмиозерной пустыни в Казань. В 1668 г. возведен каменный Смоленский собор, богатый монастырь в Казанской епархии. Недалеко от монастыря находятся два святых источника: Ближний (1 км) и Дальний.
"Крестный ход из Седмиозерки в Казань спас город от моровой язвы, которая пошла на убыль (а 2 года спустя, после повторного принесения иконы в Казань, совсем прекратилась). ... С тех пор вот уже 350 лет этот образ покровом Божией Матери осеняет и Казань, и всю епархию. Видимое всем знамение явилось тогда же: "когда обошли с иконою вокруг города, тогда стала как бы некая преграда от гнева Божия. Ибо за городом собрались мрачные тучи, а над городом светло сияли лучи солнечные"".
* Кадышево - село в Тетюшском районе Татарстана, расположено на водном потоке Керзейтлей, родник истекает из крупного массива леса, изв. с 1700 г., была церковь. Показано на Карте Симбирского наместничества из атласа Горного Училища 1792 г. На ПГМ Симбирского уезда Симбирской губ. 1808 г. у оврага с водным потоком. На Карте Менде Симбирской губ. 1861 г.
* Новое Кадышево и Старое Кадышево - села в Ельниковском районе Мордовии, расположены у поймы реки Мокша, через реку - Старое Кадышево. Показаны на Карте Нижегородской губ. 1800 г.; рядом село Покровское (Кабаново, Аксеево), церковь. На карте Шуберта 1832 г. (Новое), 38 дворов. На карте Стрельбицкого 1871 г. (Новое), 5 дворов. На N-38 карты СССР. Пенза, Саранск 1970-90 гг. В "Списке населённых мест Пензенской губернии за 1869" Ново-Кадышево казенное село из 49 дворов Краснослободского уезда.
** Гидронимы
Кадыш (башк. Ҡаҙыш) - река в России, протекает по территории Башкортостана, приток реки Белая, длина 14 км.
2) Термин в истории и в старорусских актах
а) ЭСБЕ/Кадеш; http://www.vehi.net/brokgauz/
Кадеш, сирийские города - имя многих древних сирийских городов (в переводе значит "святой"). К. на Оронте - самый важный из них: центр северной Сирии, первостепенный стратегический и торговый пункт, столица отдельного царства, принявшего на себя гегемонию в союзе против фараона Тутмоса III (XV в.), разбившего коалицию при Мегиддо ...
Кадыш, крестьянин, 1545 г., Новгород; Темеш [см. Темеш] Кадышев, казак, 1533 г.; Тимофей Васильевич с братьями, 1587 г., Тула; Кадышев Иван Михайлович, 1613 г., Арзамас. Кадыш - кадаш, бочар, бондарь. (???)
в) Национальный корпус русского языка
* Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича (1553-1555): "Того же мѣсяца 29 прислали к великому князю ис Казани Кадыш князь да Чюра Нарыковъ сына боярского Галичянина Васку Давыдова сына Бортенева с тѣм, чтобы государь послал х Казани рать...".
* Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича (1553-1555): "И какъ пришел ис Казани великого государя посланникъ Митька Скобельцынъ, а с ним вмѣсте пришел к великому государю Ивану Васильевичю всеа Руси на Москву от Сафа-Кирѣя царя человѣкъ его Чюра Кадышев з грамотою; а писал в грамоте, что часа того посылает к великому государю своего большего посла доброго своего человѣка".
3) Обобщение и вывод
а) Топоним Кадышево и фамилия Кадыш зафиксированы в старорусских актах с XVI в., поселения показаны на картах кон. XVIII в. Большинство деревень расположены в истоках водных потоков, собственно - родников, ключей (выход подземных вод на поверхность). Согласно христианской традиции родники освящались, в России общеизвестных Святых родников (ключей) более 60.
Топонимика Кадищи, Кадашево и подобная распространена в бассейне реки Волга, Волжский торговый путь - древнейший. На Волге было основано первое государственное объединение в России - Хазарский каганат (VII-XI вв.), где государственным языком был иврит, а религией - иудаизм.
б) Что освящает церковь? (кратко)
Освящение, освящать - обряд, которым люди или вещи отделяются для святых целей (посвящаются на служение Богу). Освящаются предметы и вещи, имеющие сакральную значимость и посвященные Богу, а благословляются те, что имеют употребление в обычной повседневной жизни. Церковь Словом Божиим, молитвой и священнодействиями освящает человека и все чем человек пользуется на земле: воду, воздух, землю, различные предметы необходимые для существования и благополучия.
* Церковь освящает воду, чтобы возвратить ей природную чистоту, низвести на нее благодать Святого Духа и благославление небесное к освящению душ и телес всех, кто ею пользуется и отогнанию всех видимых и невидимых врагов.
Числа 20:11-13: "И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его. И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему. Это вода Меривы, у которой вошли в распрю сыны Израилевы с Господом, и Он явил им святость Свою".
* Освящение храма. После закладки фундамента совершает "чин на основание храма", на месте закладки храма пологается металлическая доска с надписью, в честь какого праздника или святого освящен храм... При освящении храма освящаются и все принадлежности его...
* Освяще́ние дома совершается по особому чину, содержащему молитвословия, направленные на призвание на дом и живущих в нем благословения Божия. При этом на стены наносится изображение креста, они помазуются освященным елеем, и все жилище окропляется святой водой. Из Втор 20:5 известно об Освящении вновь построенных домов, а Неемия освятил восстановленные стены и ворота Иерусалима (Неем 12:27-43).
в) Топонимика России, Украины и Белоруссии
Термин "святой" в различных вариантах входит в состав более 50 топонимов в России, Белоруссии и Украины. Святых озер в России более 16, на Украине и в Белорусскии - 26; в России более 60 широко известных Святых родников и ключей.
Кадеш или Кадеш (на классическом иврите Еврейский: КАДЕШ קָדֵשׁ, от корня К.Д.Ш. קדש "святой") - это топоним, который несколько раз встречается в еврейской Библии, описывая место или места, расположенные к югу от, или на южной границе Ханаана и Иудейского царства. ... Кадеш был главным местом стоянки израильтян во время их странствий по пустыне Цин (Второзаконие 1:46), а также местом, откуда израильтяне шпионы были отправлены в Ханаан (Числа 13: 1-26). Первая неудачная попытка захватить Ханаан была предпринята из Кадеша (Числа 14: 40-45 ). Моисей ударил по скале, из которой текла вода в Кадесе (Числа 20:11 ). Мириам (Числа 20: 1 ) и Аарон (Числа 20: 22-29 ) оба умерли и были похоронены недалеко от места, названного Кадеш. Моисей отправил послов к царю Едома из Кадеша (Числа 20:14 ) с просьбой разрешить израильтянам использовать Царскую дорогу , проходящее через его территорию...
* У нас появилось логическое и историческое основание - топоним КАДАШЕВО и его производные связан с оригинальной (иврит) библейской терминологией и образами. С проведением церковью обряда освящения родника, домов (нового поселения) или церкви - ввод места (объекта) в культ Бога. Из актов эпохи Петра I известно, что строевые (корабельные) леса строго охранялись от вырубки, к этой работе была подключена и церковь. Лесной массив священником объявлялся Священным (заповедным), нарушителя запрета ожидало церковное наказание.
* Маловероятно, что топоним Кадашево связан с термином "кадаш" - бондарь, изготовитель кадок, как полагают исследователи. Быт на русском культурном пространстве вплоть до промышленной революции сер. XIX в. был "деревянным". Дома, транспортные средства, мебель, инструменты, большая часть столовой посуды: для воды, хранения продовольствия (чашки, миски, ковши, ведра, бадьи, кадки, бочки и др.) были изготовлены из дерева. Со столярным, бондарным и плотницким ремеслом был знаком каждый мужчина в деревне - обычное и обязательное ремесло в сельскохозяйственной деятельности. Церкви строили при помощи одного топора, пилы получили распространение в эпоху Петра I (Указ Петра I от 23 декабря 1701).
Целесообразно рассмотреть топонимику Кадищи-Кадышево и подобную в связи с библейскими образами и терминологией.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем топонимы в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корень.
КАДИЩИ, КАДЫШЕВО, КАДАШКИНО, КАДЫШ, КАДЫШЕВКА = КАДИЩ+И, КАДЫШ+ЕВО, КАДАШ+КИНО, КАДЫШ, КАДЫШ+ЕВКА. Очевидно, что общим корнем будет сочетание согласных знаков К.Д.Ш. (иврит язык согласных).
Корень К.Д.Ш. в иврите имеет следующие значения (смыслы):
* КАДАШ קָדַשׁ быть святым, освящаться, святиться, (про)являть святость, быть посвящённым или освящённым, святить, освящать, почитать святым, посвящать, быть освящённым, быть посвящённым, святить, освящать, почитать святым, посвящать, святиться, освящаться, (про)являть святость, посвящаться, вести себя свято (стронг 6942).
* КАДЕШ קָדֵשׁ священный, место в пустыне (стронг 6946).
Общий вид
русск. КАДЫШ, КАДЫШЕВО = КАДЫШ, КАДЫШ+ЕВО окончание = без гласных (ивр. язык согласных) - корень К.Д.Ш. = ивр. К.Д.Ш., КАДАШ קָדַשׁ быть святым, освящаться, почитать святым, посвящать и т.д.
Источник
Лексикон по Стронгу и Дврпецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
Hомер Стронга: H6942. Оригинал: קדשׂ. Произношение: кадаш. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): быть святым. B(ni): 1. освящаться, святиться,(про)являть святость; 2. быть посвящённым или освящённым. C(pi): святить, освящать, почитать святым, посвящать. D(pu): быть освящённым, быть посвящённым. E(hi): святить, освящать, почитать святым, посвящать. G(hith): святиться, освящаться, (про)являть святость, посвящаться, вести себя свято.
См. стронг иврита КАДЕШ; https://biblehub.com/hebrew/6946.htm
См. стронг иврита КАДАШ; https://biblehub.com/hebrew/6942.htm
См. стронг иврита КАДОШ; https://biblehub.com/hebrew/6918.htm
б) Библейский образ
* Числа 5:17: "и возьмет священник святой (КДОШИМ, множ. от КАДАШ) воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду".
* 4-я Царств 4:9: "И сказала она мужу своему: вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой (КАДОШ)".
* Бытие 2:3: "И благословил Бог седьмой день, и освятил (ЙЕКАДЕШ от КАДАШ) его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал".
* Неемия 3:1: "И встал Елияшив, великий священник, и братья его священники и построили Овечьи ворота: они освятили (КИДШУХУ от КАДАШ) их и вставили двери их, и от башни Меа освятили (КИДШУХУ) их до башни Хананела".
Таким образом, термин и топоним КАДАШ в волжских областях мог закрепиться с времен Хазарского каганата (гос. язык иврит, иудаизм). В топонимике КАДИЩИ-КАДЫШЕВО и подобной мы выделили библейский корень К.Д.Ш., который в общем смысле обозначает святость места или предмета (объекта), делает его священным, предназначает Богу.
Основное значение сакрализация водного источника - Святая вода. Могут быть Святыми также местные выдающиеся объекты, ориентиры: высота, холм, массив строевого леса. Конкретно предмет (объект) Святости надо уточнять в каждом поселении.