которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий
народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое,
и будешь ты в благословение...
И пошел Аврам, как сказал ему Господь...
Бытие 12:1,2,4
"Вход" в национальную ономастическую систему целесообразно начинать с изучения связи господствующей идеологической (религиозной) доктриной и существующей топонимикой. Основа процесса складывания национальной территории - называние, дача имени в интересах какой-либо социальной общности, а проще говоря, присвоение территории группой людей через имя-символ.
Процесс называния выражен в формуле: топоним - знак освоенной земли, земля - документ, где собственность коллектива людей записана в религиозно-географической номенклатуре (роспись имен); согласно иудеохристианской традиции землю распределяет между обществами Бог.
В средние века феодальные государства в Европе формируются на теоретическом морально-этическом и социальном фундаменте иудейской религиозно-философской доктрины. Так сложилось исторически, другие религиозные системы не смогли понятно объяснить устройство и всё многообразие мира, отношения между людьми, народами в немногих именах и терминах.
1) Топонимика
Просматривая списки населенных пунктов в России, Украины и Белоруссии постоянно сталкиваешься с библейскими именами и терминами, причем территориально масштабы их использования значительны. Еврейские имена и термины встречаются в каждой области, часто одним именем названо несколько сел или деревень в разных её районах.
В ходе постоянных войн и социальных революций ряд существовавших поселений были уничтожены и не восстановлены, значительная часть населенных пунктов была переименована. Связи между прошлым и настоящим во многом утеряны, сведения, публикуемые в статье - неполные, любой читатель может дополнить эту статью имеющимися у него данными.
Укажем лишь некоторые поселения, по которым есть исторические сведения.
а) Абрамово - 3 деревни в Белоруссии; 25 деревень и сел в России.
* Абрамово (на карте 1937 г. довольно крупная деревня со школой) - Гатчинский р-н Ленинградской области. Сожжена немцами во время Великой Отечественной войны, не восстанавливалась, на карте 1915 г. показана как Пустошь Абрамово.
* Абрамово - деревня Тихвинского р-на Ленинградской обл., известна с XIX века.
* Абрамово - деревня Сергиево-Посадского р-на Московской обл., есть данные за XIX век.
* Абрамово - деревня Большесельского р-на Ярославской области, указана на плане межевания 1792 г.
б) Абрамцево: 5 деревень и сел в России. Абрамцево - село Сергиево-Посадского р-на Московской области; XVII в.
в) Абрамовка: 2 деревни в Белоруссии (XVIII, XIX вв.); 14 сел и деревень в России, 1 малая река; 2 села на Украине. Абрамовка - деревня в Орехово-Зуевском р-не Московской области; XVII-XVIII в.
г) Абрамково: 1 поселок и 4 деревни в России. Абраменки - 2 деревни, Россия.
д) Абрамова Гора - 1 деревня; Абрамов Клин, ранее деревня (сожжена немцами), ныне урочище.
е) Абрамовщина: 5 деревень в Белоруссии и 1 малая река; 1 деревня в России.
* Абрамовщина-1 (Абрамовец, Аврамова до 1850), деревня в Сморгонском р-не Гродненской обл., обозначена на карте 1551 г.
ж) Абрамы - 2 села в Белоруссии. Абрамовское - 2 деревни и село в России. Абрамиха - 1 деревня, Россия. Абрамов - 2 деревни, Россия.
з) Авраамовский, Авраамовка, хутор, село, Россия; Аврамовка - 3 села, Украина.
Всего - более 80 топонимов.
* Примечание: Справочник по истории административно-территориального деления Ленинградской области (1917-1969 гг.)/ Сост Дубин А. С., Лебедева П. Г. Л. 1969.// ЛОГАВ. Т. V. С. 1978.; https://classif.spb.ru/sprav/np_lo/Aa-Av.htm
В Ленинградской области в указанный период было 43 топонима с корнем Абрам (Авраам).
2) Аврам, Абрамово и подобные топонимы в древних письменных источниках. Национальный корпус русского языка
* Купчая троицкого чернеца Мины на купленную в м-рь осьмину рассола в Севастьяновской варнице, у Соли Галицкой (1429-1431): "А грамоту писал Аврам попов сын Иванов".
* Житие Герасима Болдинского (1585-1590): "Бѣ же близ езера того монастырская весь (деревня), Абрамово зовомо".
* Житие Герасима Болдинского (1585-1590): "И абие пойде гром той изо озера вниз по рѣчке той, яже течет сквозь езеро то Абрамовское". Прим. В современной топонимике Абрамовское озеро находим в Бурятии (могильники бронзового и средних веков, сакральное место???).
* Сотная из писцовых книг Василия Агалина и подьячего Степана Федорова на Варзужскую волость (1575.05.06): "Левинскои дан Грише Швецу; место дворовое Аврамово Аврамовское дано Собинке Сорокину; место дворовое Федосеевское дано Марьице Иванове внуке Марьина".
* Устюжский летописный свод (Архангелогородский летописец) (1500-1525): "Философ же сказа ему все изначала, како Бытия речет, и показа ему судище господне, как Авраам Асафу".
3) Существующая этимология, Абрам, Аврам, Авраам
а) Этимологический словарь Макса Фасмера
Абрам, имя собств., соответствует церк. Авраам. Последнее прямо из греч. 'Αβραάμ 'Avraám, а первое, ввиду наличия б, отражает влияние западных языков.
б) Википедия
* Абрам - имя, наиболее распространённое среди евреев. Усечённая форма древнееврейского имени Авраам (ивр. אברהם) (народная форма крестильного имени Авраам), в свою очередь вероятно ведущего происхождение от предполагаемого древнесемитского имени Аврам. ...
Наряду с другими библейскими именами традиционно используется русскими старообрядцами и некогда имело распространение в среде русского купечества. В русских источниках зафиксированы также формы: Абрамий, Аврам, Аврамий, Авраам, Авраамий. В различных формах это имя вошло во все языки стран, население которых исповедует иудаизм, христианство или ислам.
* Авраам
Личные имена Аврам и Авраам впервые встречаются в датируемых 3-2 тысячелетиями до н. э. месопотамских клинописных табличках, египетских текстах, а также в текстах, найденных в сирийской Эбле.
Этимология имени Аврам точно неизвестна. Возможно, оно означает "отец вознесён", "отец великолепен", и является формой раннесемитского собственного имени Ав(и)рам. Полученное Аврамом после заключения завета (Быт. 17:5) имя Авраам означает "отец множества" (народов). В отличие от имён Исаака, Иакова-Израиля и его сыновей, имя Авраама никогда не используется в Библии для обозначения местностей или колен. ...
В христианской традиции
Образ патриарха Авраама служит прототипом наивысшего благочестия и праведности, как в Ветхом, так и в Новом Завете. По мнению Иоанна Златоуста, Авраам был хранителем и учителем веры и нравственности своего народа среди окружающих его язычников.
См. книжная миниатюра Авраама в Киевской Псалтыри, 1379 г.
Мънога же лет(а) дароуи въсътяжавъшоумоу еу(ан)г(е)лие се. на оутешение мъногамъ д(у)шамъ кр(ь)стияньскамъ. да и емоу г(оспод)ь б(ог)ъ бл(агослове)ние с(вя)тыхъ Еванг(е)листъ. и иоана. матфеа. лоукы. марк(а). и с(вя)тыхъ прао(те)ць. Авраама. и исаака. и иякова. самомоу емоу. и подроужию его. феофане. и чядомъ ею. и подроужиемь чадъ ею. съдравьствоуите же мънога лет(а). съдрьжаще пороучение свое. Аминъ.
г) Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Авраам (первоначально Аврам) - ветхозаветный патриарх и родоначальник евр. народа, род. в г. Ур, в Северной Месопотамии, за 2040 л. д. Р. Х. ...Преследуемый за то своими языческими соотечественниками, Аврам на 75-м году жизни оставляет родину и переправляется через Евфрат в землю Ханаанскую, обетованную Богом ему и его потомству, отчего и был прозван Аврам га-иври, что значит "прибывший с той стороны реки", откуда и пошло слово еврей.
4) Обобщение и вывод
а) В древнерусской истории отмечены деятели:
* Новгородский мастер-литейщик Аврам, 1152 г. (Магдебурские врата в храме Святой Софии).
* Авраамий Смоленский ((1172/1150 - 1221/1224) русский православный святой, преподобный. В последние годы жизни был архимандритом монастыря святого Игнатия. По преданию был иконописцем (сообщается о написании им икон Страшный суд и мытарства). Жития Авраамия известны по спискам XVI-XVII веков.
* Авраамий Болгарский, Владимирский чудотворец ((ум.1229) купец из Волжской Булгарии, русский православный святой, мученик).
* Авраамий Трудолюбивый, вторая половина XIII - начало XIV, инок Киево-Печерского монастыря, святой Русской церкви, почитается в лике преподобных.
* Аврам (Авраам, Аврам Елеферьевич, Аврам Ольферьевич) - новгородский тысяцкий в 1323, 1327-1329, 1340, 1345, 1348 гг.
* Далее имя Авраам появляется в XVI веке: "поп Авраам Афонасьев сын" (1570 г.).
б) Сакральное имя Аврам, Авраам
Авраам первый из трёх патриархов, родоначальников еврейского народа. Библия выписывает образ Авраама как человека имевшего сакральную связь с божеством и праведного, таким он почитается и в христианстве.
Имя Аврам, Авраам фиксируется в русских переводных библейских произведениях с XI века, его первоначально носили деятели церкви, вплоть до конца XIV века в письменных источниках встречается редко. В XV веке им стали называть и простых людей, в актах отмечены служивые люди, носящие это имя.
С XVI века отмечается тенденция называния именами Абрам или Авраам малых населенных пунктов и других географических объектов.
В связи с церковными реформами патриарха Никона в 1650-1660 гг. (Раскол), имя Аврам, Авраам закрепилось в старообрядческой среде, скорее всего как форма протеста, старообрядцы боролись за сохранения старой церковной традиции.
в) Библейский образ
Бытие 17:4-8
Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.
Вывод
Отмеченные нами 80 топонимов в России, Украине и в Белоруссии были присвоены населенным пунктам непосредственно Церковью (естественно по согласованию с властью), организацией, которая освящает местность и называет её, вводит её в культ Бога.
Маловероятно распространенное истолкование современных этимологов - от "народа", первого поселенца, носящего имя Аврам.
Тиражирование известного по Библии имени или термина - распространение религиозно-философской системы, каноническая терминология необходимо вовлекает множество людей в единое культурное пространство, служит основой единения общества.
Метод Церковного воспитания и обучения - многократные повторения имени или термина, основа памяти, а соответственно и закрепление религиозной традиции, которую мы сегодня "скромно" называем национальной.
Таким образом, Аврам, Авраам имя сакральное, все его производные также сохраняют степень святости. Называя именем Авраам, населенные пункты, Церковь указывает на точку начала, исходную Программу которую Бог объявляет прародителю заключившего ЗАВЕТ с Богом, и ЗАВЕТ этот распространяется на ПОТОМКОВ Авраама.
* Источник
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878