Измайлово и производные - 44 населенных пунктов в центральных областях, в Сибири и в Приморском крае.
* Измайлиха село Красноармейского р-на Приморский края на реке Измайлиха, фиксируется на Топографической карте СССР • 5 км. 1984 г., на более ранних картах не заселенный район. Река Измайлиха обозначена на карте Приморья и Хабаровского края 1939 г.
* Измайлово - деревня, Талдомский р-он, Московская обл., на Карте Шуберта 1832 г. Измайлова.
* Измайлово - деревня, Дмитриевский р-он Московской обл., изв. с 1767 г.
* Измайлово - деревня Переславский район, Ярославская обл., показана на карте Шуберта 1832 г.
* Измайлово (до 1942 Троицкое) - п.г.т, Ленинский р-он Московская обл., на Карте РККА Московской обл. • 1 км., 1942 г. - свхз. Измайлово; на картах 1941 г. - Свхз.; церковь XVII века.
* Измайлово - пгт, Барышский район, Ульяновская обл., на Карте Шуберта 1832 г. - Измайловка.
* Измайлово - дрв., Бавлинский р-он, Татарст., на Карте Самарской губ. 1867 Рихтера, Измайлова.
* Измайлово деревня Троснянский район, Орловская обл., показана на Немецкой военной карте второй мировой войны. Европейская часть СССР. Трехкилометровка. 1941 г., как отделившаяся часть села Обыденки - Обыденки Исмайловк(а).
* Измайлово (а) - дрв., Некрасовский р-он, Ярославская обл., показана на карте Шуберта 1832 г.
* Измайлово - село, Милославский район, Рязанская обл., показано на Карте Шуберта 1832 г.
* Измайлово (а) - деревня, Селижаровский район, Тверская обл., показана на Карте Менде 1853 г.
* Измайлово - деревня, Торжокский район, Тверская обл., показана на Карте Шуберта 1832 г.
* Измайлово (Полувежи) - село, Новосильский р-он, Орловская обл., на Карте Шуберта 1832 г.
* Измайлово (Филистово) - дрв., Маревский р-он, Новгородская обл., на Карте Шуберта 1832 г., и т.д.
* Исмаилово (а) - деревня, Туймазинский р-он Башкирия, показана на Карте Стрельбицкого. Восток Европейской части России 1871 г.
*Исмайлово - пгт., Дюртюлинский р-он Башкирия, показан на Карте Стрельбицкого. Восток Европейской части России 1871 г.
2) Топонимика XIX века по Спискам населенных мест Российской Империи
Измаилов починок - Касимовский уезд Рязанской губернии по сведениям 1859 г.
Измаиловка - деревня Ряжский уезд Рязанской губернии по сведениям 1859 г.
Измаилово - деревня Рязанский уезд Рязанской губернии по сведениям 1859 г
Измаилово - деревня Скопинский уезд Рязанской губернии по сведениям 1859 г.
Измаильское - Весьегонский уезд Тверской губернии по сведениям 1859 г.
Измайлово - Крапивенский уезд Тульской губернии по сведениям 1857 г.
Измайлово - Новосильский уезд Тульской губернии по сведениям 1857 г.
Измайлово - Тверской уезд Тверской губернии по сведениям 1859 г.
Измайлово - Калязинский уезд Тверской губернии по сведениям 1859 г.
Измайлово - Осташковский уезд Тверской губернии по сведениям 1859 г.
Измайлово - Переславский уезд Владимирской губернии по сведениям 1859 г.
Измайлово - Московский уезд Московской губернии 1862 г.
Измайлово - Вяземский уезд Смоленской губернии по сведениям 1859 г.
Измайлово (2) - Новоторжский уезд Тверской губернии по сведениям 1859 г.
Измайлово (2) - Ярославский уезд Ярославская губерния по сведениям 1859 г.
Измайлово (2) - Даниловский уезд Ярославская губерния по сведениям 1859 г.
Измайлово (2) - Шуйский уезд Владимирской губернии по сведениям 1859 г.
Измайлово (2) - Дмитровский уезд Московской губернии 1862 г.
Покровское Измайлово - Одесский уезд Херсонской губернии 1868 г.
3) Существующая этимология
Исмаил. Электронная еврейская энциклопедия
Исмаил (יִשְׁמָעֵאל, Ишмаэль - `слышит Бог`), первенец Авраама, рожденный египтянкой Агарью, рабыней Сарры, когда отцу было 86 лет. ... Согласно Библии, от Исмаила произошла группа кочевых племен יִשְׁמְעֵאלִים (ишмеэлим) - исмаильтян (ср. Быт. 37:25; Пс. 83:7 и др.). Областью обитания этих племен был, по-видимому, южный Ханаан. Библия описывает исмаильтян как кочевников пустыни, разводящих верблюдов и промышляющих караванной торговлей и разбоем (Быт. 16:12; 37:25; I Хр. 27:30).
4) Применение имени, фамилии и топонима в старорусских актах.
а) Национальный корпус русского языка
* Новгородская Карамзинская летопись. Первая выборка (1400-1450): "И поимши Сарра Агарь, вдасть ю мужу своему; и влѣзъ Аврамь къ Агарѣ, зачатъ и роди сына Агарь, и прозва и Аврам Измаиломъ, и Аврам бѣ лѣт 86, егда родися Измаил".
* Разрядная книга 1475-1598 гг. Разряды 1512-1598 гг. (1512-1598): "князю из нагаи выбегали полоненики Карп Горлов с товарищи и сказывали, что Исмаил мурза, Ахтотар мурза и иные мурзы Волгу перевезлися со многими людьми, а ждати им, перелезши Волгу, Исупа князя; а Исупу князю с теми со всеми людьми быти на царевы и великого князя украины".
* Посольская книга по связям Московского государства с Ногайской Ордой. Книга 5-я. 1557-1561 гг. (1557-1561): "Прислал ко царю и великому князю с Резани Яков Измаилов нагаиских гонцов: Исмаилева княжово гонца Теньку да Белек Булат мирзина гонца Арслана да Аисы мирзина гонца Кудаша".
* Полюбовная разъезжая Василия Елисеева сына Курапова, человека Михаила Никитича Юрьева, и старца Чудова монастыря Вассиана Торжнева юрьевской земле с. Измайлово и д. Брюхово с чудовской землей с. Черкизово с дд. Соболево и Хоругино в Московском у (1596.06.24)
"1} Лета 7104-го июня в 24 день Михаило Никитич Юрьев велел розъехати свою вотчиную землю села Измаилова да деревни Брюховои с монастырскою вотчиную Олексея чюдотворца Чюдова монастыря у архимарита Пахнутья з братьею межи и грани по старине села Черкизова да деревни Соболевои, да деревни Хоругинои, велел учинить и розъехати полюбовно".
* Г. Александров. Московские храмы. Тихвинская, что в селе Алексеевском, церковь // Журнал Московской Патриархии, No 10, 1945: "Так, в Дворцовых Разрядах за 1674 г. можно прочесть: "Декабря в 7 день ходил великий государь из села Преображенского с государынею царицею и с государи царевичи и с государыни царевны в село Измайлово тешиться и всякого строения смотреть: и кушанье раннее было у великого государя в селе Измайлове"".
* Т. М. Богословский. Московские святыни. Иерусалимская икона Божией Матери. Очерк // Журнал Московской Патриархии, No 03, 1945: "Впервые Измайлово упоминается в "Писцовых книгах" за 1571―1574 годы, а также значится в приходной книге Патриаршего приказа за 1640 год".
* Иван Голиков. Историческое изображение жизни и всѣхъ дѣлъ знаменитаго генерала Российскаго Патрика Гордона, извѣстнаго у насъ подъ именемъ Петра Ивановича Гордона (1800): "Съ симъ прошениемъ поѣхалъ онъ 29 Ноября въ село Измайлово, въ которомъ имѣли тогда пребывание старший Царь съ Царевною".
б) Лейб-гвардии Измайловский полк - пехотный полк Русской императорской гвардии. С 1813 года входил в состав 1-й гвардейской пехотной дивизии. По старшинству являлся третьим пехотным полком русской гвардии и обязан своим основанием императрице Анне Иоанновне. Полк сформирован в Москве 22 сентября 1730 года.
в) С.Б. Веселовский. Ономастикон..., М., 1974 г.: "Измайлов Иван Иванович Инка, воевода рязанских князей, 1493 г.".
г) Деятели христианства
* Мануил, Савел и Исмаил (ум. 17 июня 362) - христианские мученики, память в Православной церкви совершается 17 июня (по юлианскому календарю).
* Измаил, епископ сарский или сарайский, в 1296 г. был на съезде князей во Владимире, где, вместе с владимирским владыкой Симеоном, явился примирителем великого князя Андрея, князя московского Даниила Александровича и других, рассорившихся из-за волостей и готовившихся начать вооруженную борьбу. В 1312 г. митрополит Петр, за какое-то преступление, лишил его сана. Полн. собр. рус. лет. I, 228; IV, 45; V, 202; VII, 181, 186; X, 178.
5) Обобщение и вывод
Имя Измаил (Исмаил) зафиксировано в старорусских источниках с конца XIII века. Измайлов - распространенная фамилия в среде служивого дворянства и грамотного сословия (дьяки, писцы), редко простые крестьяне. Топонимика Измайлово отмечена в источниках с XVI века.
* Моше бен Маймон (Маймонид 1135-1204) - выдающийся еврейский философ, богослов, врач. Автор философского трактата "Путеводитель растерянных", 1191 г.; в русской литературе - Моисей Египетский. В этом труде он разъясняет смысл ряда терминов и выражений Ветхого Завета.
"Путеводитель...", Глава 45. ШАМА слышать; http://www.machanaim.org/philosof/more_nev/moref_...
"ШАМА - многозначное выражение. Бывает, оно имеет значение "слышать", бывает - "слушаться". В значении "слышать": "да не слышится () оно из уст ваших"; "И услышали () весть в доме фараона". Таких примеров много.
Подобно этому, широко распространено также употребление слова в смысле послушания: "...но они не послушали Моисея"; "Когда же они послушают и будут служить [Богу]?"; "А вас ли мы будем слушать?"; "...и не послушает слов твоих".
Бывает также, что значение этого слова - знание и ведение: "народ, язык которого ты не воспримешь ()", что означает: "ты не будешь понимать его речи".
И всякий раз, когда используется выражение (слушание) по отношению к Богу, если внешний смысл текста указывает на первое значение, то это [выражение] представляет собой оборот речи, подразумевающий "постижение", то есть третье из перечисленных значений. "И услышал Господь"; "ибо услышал Он ропот ваш", - все это означает постижение и знание.
Если же внешний смысл текста указывает на второе значение, то оно является оборотом речи, в котором говорится либо о том, что Он, Превознесенный, отвечает на зов молящегося, либо о том, что Он не отвечает на его зов: "услышу ( ) вопль его"; "Я услышу, ибо Я милосерден"; "Приклони, Господи, ухо Твое и услышь"; "но Господь не услышал голоса вашего и не внял вам"; "и сколько бы вы ни молились, Я не слышу"; "Ибо Я не внемлю" - подобные примеры многочисленны".
Вывод
Имя составлено из двух корней библейского иврита - ШАМА слышать, слух + ЕЛ Бог (образ, Бог всё слышит), заимствовано христианами и мусульманами из лексикона Ветхого Завета.
6) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Составное теофорное имя, христианство - ИЗМАИЛ, ислам - ИСМАИЛ = ивр. ИШМАЕЛ = ИШМА+ЕЛ = форма от ивр. корня ШАМА שָׁמַע слышать (слух, понимать, быть послушным и т.д.) + ЕЛ אֵל Бог; т.е. Бог слышит (всё).
б) Источник
* Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г., с. 199; https://drive.google.com/file/d/0B0xaohzDe6Mxdk43...
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H3458&k=1...
Hомер Стронга: H3458. Оригинал: יִשְׂמָעאל. Произношение: йишма‛э′ль. Часть речи: Имя собственное мужского рода. Этимология: от H8085 и H410 - Ишмаил, Измаил.
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H8085. Оригинал: שָׁמַע . Произношение: шама‛. Часть речи: Этимология: примитивный корень - A(qal): 1. слышать, слушать; 2. слушаться, внимать. B(ni): 1. быть услышанным; 2. быть или становиться послушным. C(pi): созывать. E(hi): 1. давать услышать или послушать; 2. объявлять, провозглашать; 3. созывать.
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H410&k=2J...
* Исход 23:13: "Соблюдайте все, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится (ивр. ЙИШАМА, от ШАМА) оно из уст твоих".
* Притчи 15:29: "Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит (ивр. ЙИШМА, от ШАМА)".
* Бытие 48:3: "И сказал Иаков Иосифу: Бог (ивр. ЕЛ) Всемогущий явился мне в Лузе, в земле Ханаанской, и благословил меня".
Таким образом, русское имя Измаил, тюркское Исмаил, топонимы Измайлово, Исмайлово и их производные, на христианском и исламском религиозном пространстве, являются транслитерацией еврейского имени ИШМАЕЛ Бог слышит.
Имя, топонимы - предостережение верующему (не богохульствуй) и надежду, на то, что неправедные действия будут "услышаны Богом" и обидчик подвергнется Божественному наказанию - сакральный оберег.
Третья заповедь: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно". Распространение этих имен и топонимов связано с культурно-религиозной деятельностью деятелей православного и мусульманского духовенства.