Зло и добро являются главными категориями этики, на них человек ориентируется в своей жизнедеятельности. В ценностном смысле их различают по знаку, добро (творение) - положительно, а зло (разрушение) - отрицательно, и по общей практике не отвечает интересам человека. В человеческом сознании добро и зло - мерило, определяет уровень морального состояния и направленность людей.
В иудаизме с древнейших времен выделяли: праведника (добра больше), среднего человека (добро и зло уравновешены), злодея (зло преобладает) и оценивали людей (и государства) по совокупным результатам деятельности.
Философия, веками изучая проблему, состояние добра и зла в мире, пришла к выводу, что добро и зло познаются только в единстве. Для того чтобы познать добро - надо узнать зло, добро получает значимость в противоположность злу и утверждается как противостояние злу (еврейская традиция).
В иудаизме существует устойчивое воззрение, что при истолковании какой-либо проблемы или противоречия (сколько людей - столько мнений), надо последовательно "опускаться к Сиону"; т. е. опираться на первоисточники, которые Бог передал Моисею на горе Сион. Попробуем и мы пройти в данном исследовании "путь к Сиону", или, говоря современным языком философии, применим метод дедукции - логический вывод частных положений из общей мысли.
1) Дискуссия на сайте: http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=12778.0
Тема: Понятие зла в иудаизме (Прочитано 7915 раз), 24. 1. 2007-27.2. 2007
Автор Владимирович. "Уважаемые, иудеи! Разъясните, пожалуйста, как в иудаизме рассматриваются категории добра и зла? Что есть добро и что есть зло? Существует ли зло реально? Являются ли добро и зло противоположностями? Откуда пошло зло? Ну и т.д. Спрашиваю, потому что не могу понять в православии такое определение, что зло - это искажение добра. Поэтому интересно услышать понимание этих категорий в других религиях, а в частности в иудаизме".
Участники этого форума не смоги объяснить автору Владимировичу "простым языком" содержание категорий добра и зла, и отослали его к книге "Даат твунот" Раби Моше-Хаим бар Яаков-Хай Луцато (Рамхаль; 1707-1747 гг., раввин, философ и каббалист, автор книг по каббале и еврейской этике). Точное перенаправление интересующегося проблемой человека к соответствующему историческому источнику факт замечательный, он показывает уровень развития общества (знают, что и где "лежит").
Так, как нашей целью является установление первоначального смысла (содержание понятия, выделение существенных признаков) и связь понятия с графикой (написанием) русского термина "зло", а в книге "Даат твунот" тема обсуждается, то мы приводим ниже фрагменты из этой книги.
1) Понимание проблемы добра и зла в иудаизме XVIII века
а) Рамхаль. Даат твунот (Познание мудрости). Автор перевода - Л. Саврасов http://machanaim.org/philosof/d-tvunot/daat-t3.htm
Гл. 4. Раскрытие единства Всевышнего - основа Творения
"38. Сказал разум: Теперь нам необходимо понять смысл несовершенства, заложенного в Творении, и зла, которое находим в нем. Само их наличие не соответствует совершенству Создателя, и именно об это противоречие спотыкались злодеи, упомянутые выше, каждый согласно своей природе. Ведь совершенному Создателю, несомненно, следовало создать только добро. ...
Когда мы говорим, что Святой, благословен Он, един, то подразумеваем, что нет никого, кроме Него, нет противоположности Ему и нет препятствий Ему, т.е. отрицаем все упомянутые выше ложные концепции. Следовательно, для раскрытия единства недостаточно подтверждения положительных качеств Всевышнего, но необходимо также отвергнуть все, что противоречит Ему. ...
Оно (единство) определяется через отрицание, то есть единство - это отсутствие других. Таким образом, определения других достоинств (Бога) - это подтверждение добра как такового, а определение единства - это отрицание зла (т.е. отрицание силы, независимой от Творца или тем более противостоящей Ему). ...
И если бы Адам был тверд в вере своей, и не поддался соблазну дурного начала, а наоборот, укрепился в вере, то постиг бы единство Всевышнего, поскольку уже видел и представлял себе зло, и понял в мудрости своей, что всякое зло было создано Всевышним ради Его же славы. И достаточно ему было укрепиться в вере, не нарушив слова Всевышнего до наступления субботы, - и тогда, как открыли нам мудрецы, Всевышний свершил бы за один день то, что теперь вершит в течение шести тысяч лет. Тогда Творец показал бы человеку на деле, что его вера в единство - истина, уничтожив в одно мгновение все зло мира".
Итак, в понимании философа XVIII века Моше-Хаима Луцато зло создано, чтобы раскрыть единство Бога (Бог - один, и нет других богов, одна идеологическая программа развития). Соответственно Законы Бога, заложенные в программном документе Библии должны исполняться неукоснительно (без отклонений) во всей жизнедеятельности человека, это и есть "механизм" работающий на создание добра. При появлении других идеологических программ в жизнедеятельности людей, общество становится противоречивым, возникает хаос в общественно-политическом сознании. Разобщенность и идеологическое противостояние людей приводит к конфликтам между социальными, религиозными и национальными группами, к войнам и различным кризисам.
Добро и зло. Этический характер еврейского монотеизма связан с утверждением изначального примата добра над ЗЛОм. В книге Бытия каждый из актов творения сопровождается оценкой: "И увидел Бог, что это хорошо" (Быт. 1:4, 10, 12. 18, 21, 25); "И увидел Бог все, что Он создал, и вот весьма хорошо" (Быт. 1:31). Добро утверждается в качестве атрибута творения. Содержащиеся в Библии принципы еврейской этики основаны на четком различении добра и зла как соблюдения и нарушения Божьих предписаний.
2) Существующая этимология и применение термина "зло" в русском языке
Этимология декларируется по Максу Фасмеру (с вставками)
(Происходит от праслав., от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., - вставка неизвестного автора) ст.-слав. зълъ, зъла, зъло (др.-греч. poni̱ros, kakos), русск. зло, злой, укр. злий, болг. зъл, нареч. зле, сербохорв. зао, зла, зло, словенск. zǝl, zla, чешск., словацк. zly, польск. złу, в.-луж., н.-луж. złу "злой". Родственно лит. atzulas, atzulus "черствый, бесчеловечный", įzulus "надоедливый, наглый, грубый", авест. zurah-, ср. р. "несправедливость", нов.-перс. zur "фальшивый, ложь"; с другим чередованием: лит. zvalus "проворный", zvilavo - 3. л. ед. ч. прош. вр. "кланялся", латышск. zvelt, zvel̨u, zvelu "катать, наклонять", др.-инд. hvarati, hvalati "идет кривыми путями, петляет, спотыкается, падает", авест. zbaraiti - то же, осет. æwzær "плохой". (этимология???)
б) Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1979
Зло (зъло), 1015. 1. Все плохое, дурное, вредное. "Блаженному же Борису идущу к брату своему, ничтоже зла помышляша...". Архан. Лет. "Зло бо ино ничтоже есть, но отшествие от добра ...". XVI в. Дамаскин. 2. Противозаконный поступок: грех, вина. 1097. II Вероотступничество. 3. Несчастье, беда, напасть, пагуба. 1202., и т.д.
в) Национальный корпус русского языка
Тайная Тайных (1470-1550), перевод с учетом еврейской версии, близка к древнерусскому варианту: "Зло и добро речется на четверо: 1-е бо―нѣсть никто, развеи Бога; 2-е бо―и не сотворено, и нѣсть его; 3-е бо―добро его; 4-е―зло есть".
г) Обобщение и вывод
Комментарий Викисловаря к термину "зло" явно неудачен, вывод о праславянском происхождении ничем не подтвержден (не знаем и славянского языка). Показаны территории, где применяется термин, однако вот уже более 1000 лет на них господствует иудеохристианство. Совершенно не понятна связь с "др.-инд. hvarati, hvalati "идет кривыми путями, петляет, спотыкается, падает", авест. zbaraiti" - другие понятия и термины.
Примеры применения термина "зло" в древних источниках приводят нас к выводу, что любое "зло" понималось, как результат деятельности людей и связано с нарушением Законов (повелений) Бога, документально оформленных в Книгах Библии. Природа не знает зла, зло - это идеальная конструкция, отражение социального бытия в сознании мыслящего человека.
Вывод
Нам остаётся провести сравнение основных Законов Бога (образы), данных Моисею на горе Сион и выявить термин иврита, который соответствовал бы содержанию (основным признакам), графике и фонетике русского термина "ЗЛО".
3) Десять Заповедей, библейские образы
Десять Заповедей (Исход 20) называют также Заветом (ивр. БРИТ, букв. союз), они не выделены в отдельную главу, к некоторым прилагается уточнение, в главе также описывается момент получения Заповедей. Большинство Заповедей (предписаний Бога) содержат императивы (волеизъявление, повеление), некоторые из них положительные, но в основном - отрицательные. Они требуют от человека не выполнять совершенно конкретное действие: не делай кумиров, не кради, не убивай и т.д.
а) Исход 20:2-5, 7-10, 13-17
* 2. Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.
* 3. Не (ивр. ЛО) будет у тебя иных богов, кроме Меня.
* 4. Не (ивр. ЛО) делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
* 5. Не (ивр. ЛО) поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня.
* 7. Не (ивр. ЛО) произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
* 8.9.10. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не (ивр. ЛО) делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих.
13. Не (ивр. ЛО) убивай.
14. Не (ивр. ЛО) прелюбодействуй.
15. Не (ивр. ЛО) кради.
16. Не (ивр. ЛО) отзывайся о ближнем своём ложным свидетельством.
17. Не (ивр. ЛО) желай дома ближнего твоего; не (ивр.ЛО) желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
б) Социально-политическое положение в период Исхода
Согласно современным представлениям в хронологии Библии руководитель Исхода Моисей жил в 1350-1230 гг. до н.э., Исход датируют ориентировочно 1270 г. до н. э; переход евреев через Иордан относят к 1230 г., а эпоху Судей или предгосударственный период к 1200-1025 годам.
Фараон Рамсес II (1301-1235) проводил завоевательную политику, но потерпел в 1296 г. военную неудачу. В 1280 г. между Египтом и Хеттской державой был заключен договор о мире, по которому Египет получил часть Сирии, Палестину и Финикию, в указанные регионы были направлены египетские переселенцы, а назначенная египетская администрация организует эксплуатацию этих земель. Археология подтверждает смену материальных культур в период с середины XIII века, развитую культуру Ханаана сменила - примитивная, не строящая домов и укреплений, не пользовавшаяся предметами роскоши; её отождествляют с завоеванием израильтянами Ханаана. Из дошедшего до нас папируса Харриса известно, что в XIII-XII вв. Египет был опустошен междоусобными войнами, Сирия и Палестина были потеряны; восстановить порядок смогли при фараоне Рамсесе III (1198-1166), правление последующих восьми царей было неудачным, в середине XI века как единое государство, Египет перестал существовать.
Итак, Десять Заповедей обрисовывают нам социально-политическую ситуацию древнего общества в Египте и на Синайском п-ове на рубеже 2-1 тыс. до н.э., очевидно, что положение было критическим. Если окружающая общественная среда непрерывно давит на вашу жизнь отрицательно и не оставляет надежд на выживание, то из числа угнетаемых необходимо появляются люди, которые создают новую программу развития общества и могут объединить население в борьбе за существование.
Новый союз на Синае стал возможным через декларацию отрицания (ивр. ЛО - нет) египетской модели развития общества. Исходным положением была идея сплоченности различных групп людей на платформе абсолютного авторитета - Единого Бога и категорического отрицания других богов. Когда Бог довел отрицательные повеления (не делай) до людей, а Моисей в ходе борьбы (изменения общественного сознания) внедрил их в практику жизни, со старыми египетскими культами было покончено, появились предпосылки для создания государственности.
4) Терминология иврита
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень - ЗЛО (ЗЪЛО) = З+ЛО, ЗЪ+ЛО.
Общий вид
церковнославянский ЗЛО (ЗЪЛО) = З+ЛО = иврит ЗЕ זֶה это, который + ЛО לֹא нет, не; категорический императив - отрицание - не делай!
а) Викисловарь (иврит)
* "ЛО לֹא нет, не; в древних текстах негативные императивы состоят из לא и глагола в будущем времени", например - не делай!
* Арам. ЛАВ לָאו запрет, категорическое нет!
* Справка
Повелительное наклонение (лат. modus imperativus; также императи́в) - форма наклонения, выражающая волеизъявления (приказ, просьбу или совет). Например: иди, пойдём, говорите.
б) Рав Адин Штейнзальц. Введение в Талмуд. Израильский институт талмудических публикаций, 1993, с. 248.
"לָאו (ЛАВ) - не. Рабочий термин в Талмуде, обозначает заповеди Торы типа "не делай" (מִצְוַת לֹא תַּעֲשֶׂה)". Отрицательная заповедь (дословно, "заповедь - НЕ делай!").
в) В церковнославянском языке; Тайная Тайных, 1470-1550: "Зане же зло, не идетъ с небеси толико по дѣйству нашему".
Таким образом, Десять Заповедей написанные в отрицательных выражениях (ивр. ЛО не делай), являются алгоритмом жизнедеятельности христианина, инструкцией описывающей какие деяния ему запрещены Богом. Соответственно, смыслом русского понятия "З+ЛО" служит перечень отрицательных поступков приведенных в Заповедях, это действие - зло, запрещено!