народов, возьмутся за полу Иудея, и будут говорить:
мы пойдем с тобой, ибо мы слышали, что с вами - Бог
Захария 8:23
1) Топонимика
а) В России более 70 населенных пунктов (сел, деревень, поселков) в различных областях, носящих имя Захарово/а; 20 деревень - Захарино; 7 деревень - Захаркино; 3 деревни - Захаровцы. В каждой области есть подобные топонимы: в Московской области - 10 деревень, Нижегородской - 6, в Костромской - 5, в Тверской - 10, в Ярославской - 6 деревень, Вологодской - 9 деревень. Цепочка имен Захарово-Захарино-Захаркино протянулась от Архангельска до Белгорода, от Калуги до Забайкальского края. Есть подобные топонимы и на Украине и в Белоруссии.
* Приведем некоторые топонимы, история которых хоть как-то известна. Захарово - село, Чернянский р-н, Белгородской области, основано в 1770 г., по преданию названо по имени первого поселенца Захара (?). Захарово - село, Селивановский р-н, Владимирской области, упоминается с 1628 г. Захарово - деревня, Гусь-Хрустальный р-н, Владимирской области, отмечена на карте XVIII века. Захарово (Захарова) - деревня в Износковском р-не Калужской области, известна с XVIII века. Захарово - деревня в Одинцовском р-не Московской области, упоминается с 1568 г. и т.д.
б) Мужское имя
Мужское имя Захар распространено в России и за рубежом, его носители - простые люди и родовитые дворяне, деятели науки, религии, культуры и искусства, военные. Очевидно, что столь широкое использование русского варианта еврейского имени Захария (Зехарья) связано с идеологической (религиозной) системой, что никто не отрицает, однако и не афишируют. * Викисловарь. Захарий. Корень: -Захарий-. Значение: имя собственное. Этимология - нет. Известно библейское имя, ивр. Захария זְכַרְיָה - помнящий Яхве (Бога), которое существует во всех европейских языках.
* Библейские деятели
Захария - царь Израильский, VIII в. до н.э.
Захария - один из двенадцати малых пророков, V в. до н.э.
Священник Захария (из рода Аарона) - отец Иоанна Крестителя.
* Хазария Захария - хазарский каган, правивший в IX веке (упоминается в источниках в 860-861 гг.).
* Русь
Захария - преподобный Киево-печерский, XI век.
Захария (Чет) - костромской боярин, основатель Ипатьевского монастыря в Костроме (вторая половина XIII века).
Захария Михайлович (ум. 1335) - новгородский посадник.
2) Применение топонима и имени в древнерусской литературе. Национальный корпус русского языка
а) Топонимика
* Деловая грамота Ю. Б. и Ф. Б. Перепечиных-Посульщиковых на их вотчину в Суздальском у., село Дроздово, Китовский угол и Шепелевские и Кореневские деревни (1519-1520): "А мне ся, Федору, достало Китовской угол: (д) Китово, (д) Балакирево, (д) Изройкино, (д) Алексеево, (д) Иваново, (д) Лазарцово, (д) Кожевникове, (д) Жучково, (д) Дроздовичи, (д) Захарово...".
* Закладная кабала Григория Михайлова сына Головина с сыном Семеном Константину Яковлеву сыну Кривцовского на д. Захарово с почч. в Клинском у. в 200 рублях сроком на год. ок. 1543 г. мая 9: "А в тех денгах заложили есмя ему свою отчину деревню Захарово да три починки, починок Детенышов, да починок Кашкин, да починок Оксенков, на выходнике за рост пахати, с лесом, и с луги, и з болоты, и со всем угодьем, что к тем землям изстари потягло".
* Писцовая выпись Ивана Федоровича Хидырщикова на вотчину Чудова монастыря с. Филипповское с дд. и рыбными ловлями в Борисоглебском ст. и с. Ермолино с дд. в Конюцком ст. Переславского у (1543): "(Дрв) Захарово на тои ж речке: (в) Тренька, (в) Ивашко Дудины, (в) Олешка Козлов, (в) Теренка Мыльник, (в) Захарко Малеев, (в) Федько Нестеров, да д. пуст".
* Сотная с книг письма Романа Игнатьевича Образцова на дворы Рожд. монастыря во Владимире и монастырские вотчины в Опольском, Боголюбовском, Клековском, Ильмехоцком стт. и Яслицкой, Славцовской, Колпской, Санницкой и Медушской волл. Владимирского у (1544.05.20): "Клековском стану в старом и на поле, и на Высокой реке деревни Рожественого манастыря, что из Володимеря: (дрв) Парфеньево и Захарово...".
* Закладная кабала Офимьи Степановой дочери, вдовы Гневаша Никитича Лихарева, с сыном Семеном старцу Сп.-Генн. пустыни Вассиану на дд. Фоминское, Захарово, Васильево и поч. Нечайков в Андомской вол. Костромского у. в 300 рублях (1551): "А в тех денгах заложили есмя ему свою вотчину, мужа своего благословенья Гневаша Никитича, в Костромском уезде в Андомской волости деревню Фоминское, а в ней церковь Дмитрей Прилутцкий вологотцкий чюдотворец, да деревню Захарово...".
* Данная Авдотьи Григорьевой дочери Кафтырева, вдовы Федора Федорова сына Нелюбова Чмутова, с детьми Шарапом, Адашем, Федором и Путятой старцу Сп.-Генн. пустыни Геннадию на четверть с. Григорьевское и пуст. Захарово в Осецком ст. Костромского у. (1553-1554): "Григорьевъского да пустошь Захарово со всем в Костромском уезде в Осецком стану, и что х той четверти селца да пустоши Захаровскые иста[ри] потягло, куды плуг, топоры, косы ходили исстари".
* Сотная с книг письма кн. Ивана Борисовича Ромодановского и Ивана Ивановича Пушкина и книг письма Услюма Ивановича Данилова и Ивана Ивановича Пушкина на вотчины Чудова монастыря сц. Ермолино с дд. в Конюцком ст. и с. Филипповское с дд. в Марининской вол. в Борисоглебском ст. Переславского у (1562.10.13): "(Дрв) Захарово на тои ж речке: (в) Тренька Дудин, (в) Данько Иванов, (в) Данько Дудин, (в) Ганя Фатьянов, (в) Иванко Захаров, (в) Иванко Иванов, (в) Олеша Яковлев, (в) Якуш Мосеев", и т.д.
б) Личные имена
* Господину отцу моему, митрополиту Зосиме всеа Руси, сын твой, архиепископ Великого Новагорода и Пьскова владыка Генадей челом бьет, 1490 г. Да жалуюсь тебе, своему отцу, на Захара на черньца на стригольника: лает ми, господине, безпрестани уже третий год, на четвертой год настало, а посылает грамоты в мою архиепископью и к черньцом и к попом семисоборским, а что по московской земли, то числа нет; а пишет в своих грамотах: "послал, деи, есми по всем городом на еретика грамоты"; ино, господине, все велено терпети, опрочи еретика, а яз не еретик; ныне пакы моему старцу Ионе прислал на мене с лайбою с великою, и яз с тое грамоты список тебе, своему господину отцу, послал, и ты без меня пожаловал оборонил от того Захара стригольника.
Прим. стригольник - член религиозного движения на Руси XIV-XV вв., отвергали церковную иерархию, продажу церковных должностей.
* Купчая Александра Десятильнича на треть пожни Лукинской в Бежец. у., купленную у Онис. Головкина (1420-1440): "А на то послуси: Василей Пазуха, да Ондрей Корякин, да Онаниа Огафидов. А грамоту писал Захар Олюхин".
* Леонтий Племянник. Данная Леонтия Племянника Тр.-Сергиеву м-рю на пуст. Иварисовскую, в вол. Воре Москов. У. (1430-1450): "А на то послусии: Захар Голцов, да Семен Булычев".
* Боярская книга 1658 года (1658): "Савин Костянтинов сын Дурной. Захар Иванов сын Ротисловской".
3) Обобщение и вывод
Интерпретация в любой науке один из методов исследования, она исходит из фактов или из того, что считается фактом. Главное объяснить эти факты, выявить их отношение и связь с другими фактами, и дать оценку. Топоним - слово-понятие, фрагмент прошлого, в нём в сжатом виде заключены социальные нормы и духовные ценности прошедших веков. Исходя из приведенных исторических фактов ясно, что имя Захар закрепилось в русском языке в XI веке, в XV веке фиксируются поселения носящие имя Захарово и подобные.
а) Средневековая топонимическая традиция
Связь имени первого жителя с названием поселения в ранней топонимике не прослеживается, нет конкретных описанных фактов, все данные носят легендарный характер. Известно, что свои прозвища и фамилии основная масса населения получала от названия населенного пункта (XV-XVII вв.), в том числе и дворянство. Это явление описал молдавский господарь и ученый Дм. Кантемир: "в Молдавии почти нет знатных родов, кои бы не производили своего наименования от села, каковое первый основатель рода получил от господаря в качестве дара, так, позже Кантемиры были названы Силистинами от названия деревни, Раковицы от Ракова, Урекиешти - от Уреке" (Описание Молдавии, с.132).
б) Библейская топонимика
Усвоение библейской терминологии и образов происходило в результате беспрерывного (векового) обучения и воспитания населения проводимого Церковью (ежедневная молитва, проповедь, праздники). Христианин, принимая участие в церковном действии (на протяжении всей жизни) сталкивался со словами-понятиями древнееврейского языка, многократное повторение имен и терминов приводило к запоминанию. Естественно, что священнослужители и монахи разъясняли прихожанам содержание имени при крещении ребенка или при освящении территории поселения.
Современная история трактует развитие народов как самобытное явление, этот тезис уже оспаривается самим фактом принятия чуждой для Европы веры - иудеохристианства, наднациональной идеологической доктрины.
Кто ему (народу) даст право что-либо называть? Ведь это всегда приоритет (право) священника, князя, жреца; элитарная культура всегда на ступеньку выше крестьянской, простонародной культуры. Элита, перехватывая торговый путь (территорию) и создавая на нем инфраструктуру, формирует общепонятное имя, фиксирует его в документах, передает по наследству.
Крестьянин может назвать рядом находящийся источник, высоту, урочище - но это никого не будет интересовать. Поменяв место жительства в связи с войной, пожаром, эпидемией или с истощением земли, община в третьем поколении забудет этот микротопоним, так как в нем нет жизненной необходимости. Село могли назвать в честь святого, апостолов, но не по имени крестьянина, маловероятно, чтобы священник освятил это поселение; действовала библейская заповедь: "не возведи себе кумира". Со временем (в имперский период) древнееврейские термины превращались в русские термины, имена, фамилии и топонимы (обмирщение термина), которые употребляли в устной или письменной речи автоматически, часто не задумываясь об их значении (содержании).
Вывод
Целесообразно истолковывать топоним Захарово в связи с библейской терминологией и образами.
* Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г. http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_123.h... http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_124.h...
* См. стронг иврита 2142, ЗАХАР https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=e...
* См. стронг иврита 2148, ЗАХАРИЯ, 43 упоминания в Библии https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=e...
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H2142&k=Zd...
Hомер Стронга: H2142. Оригинал: זכר. Произношение: закхар. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): помнить, вспоминать, упоминать. B(ni): быть упомянутым, быть в памяти. E(hi): напоминать, припоминать, упоминать, вспоминать, признавать. (см. стронг: H2143-H2148)
в) Библейский образ (232 случая применения в Библии)
* Бытие 9:15: "и Я вспомню (ЗАХАРТИ, от ЗАХАР) завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти".
* Исход 13:3: "И сказал Моисей народу: помните (ЗАХОР, от ЗАХАР) сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного".
Таким образом, связав многочисленные русские топонимы имеющие корень З.Х.Р.-ЗАХАР с библейским ивритом, мы можем утверждать, что топонимы ЗАХАРОВО и подобные имеют этическое, религиозно-наставническое содержание - ПОМНИ БОГА или ПОМНЯЩИЙ БОГА. Имена и топонимы связаны с культурной и религиозной деятельностью Русской Православной Церкви.