Злыдни, у малоруссов демоническое существо, враждебное человеку, его недоля, бида. З. отличаются от пассивной доли (см. Доля пассивная): последняя только не содействует благосостоянию человека, первые приносят ему несчастие. В некоторых местностях (Переяславский у.) народ представляет себе З. в образе невидимых стариков-нищих: где они поселятся, там вечно будет бедность. Сказку о З., с указанием вариантов, см. в ст. М. К. Васильева, в "Этнографич. Обозрении", 1892 г., ? 4. (фольклор???)
2) Применение термина в русском языке
а) Национальный корпус русского языка
* Л. Н. Толстой. Записи, ? 8-15, 1879 г. (1879): "Злыдни все не переделаешь. Из злыдней не выдерешься".
* Н. С. Лесков. Жемчужное ожерелье (1880): "Есть такая пословица: "Кто думает три дни, тот выберет злыдни".
* 6. Э. Г. Багрицкий. Трактир: "Всем неудачникам хвала и слава!.." (1926)
А на чужбине, известно,
Люди ― злыдни вполне,
И заскучал наш мальчишка
В чужедальней стране...
б) Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1979
* Злыдни - плутовство, обман. "Время переходчиво, да злыдни вобщие", XVII-XVIII вв.
* Злыденник (7). "Дано на оброк... пустых дворов задворки... злыденнику Давыдову, оброку полтина. Новгор.лав. кн. 1583 г.".
в) Материалы для словаря древнерусского языка. Труд И. И. Срезневского. Санкт-Петербург, 1893.
* Зълѣ=злѣ=зле - дурно, XI-XIV вв.; бедственно, 1250 г.; жестоко, XI в.
* Зълѣдь=злѣдь - злоба; сборник поучений Мусина Пушкина XIV в.
3) Обобщение и вывод
Термины "злыдни, злыденник" зафиксирован в старорусских актах примерно с конца XVI века, этимологии нет. Содержание (смысл) понятия выводят из фольклорного, сказочного материала XIX вв.
Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и лексиконом иврита.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Общий вид
русск. ЗЛЫДНИ = ЗЛ+ЫД+НИ = ивр. ЗЕ זֶה это + Л לְ предлог, указывает на принадлежность; цель движения + ЕЙД אֵיד бедствие, гибель, беда, несчастие + НА נָע движущийся, скиталец (форма от НУА) ; т.е. злыдни - это движение к бедствию, гибели, беде, несчастью.
б) Библейский образ
* Втор. 32:35: "ибо близок день погибели их (ивр. ЕЙДА)".
* 2 Цар. 22:19: "Они восстали на меня в день бедствия (ивр. ЕЙД) моего; но Господь был опорой для меня".
* Иов 18:12: "Истощиться от голода сила его, и гибель (ивр. ЕЙД) готова".
* Притчи 27:10: "Не покидай друга твоего и друга отца твоего, и в дом брата твоего не ходи в день несчастья (ивр. ЕЙД) твоего".
в) Источник
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H343. Оригинал: אֵיד. Произношение: эйд. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от так же, как H181 (в смысле bending down) - бедствие, гибель, беда, несчастье.
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H5128. Оригинал: נוע. Произношение: нуа‛. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): 1. трястись, колебаться, дрожать; 2. быть изгнанником или бродягой, скитаться. B(ni): быть потрясённым или встряхиваемым. E(hi): 1. трясти, шатать; 2. делать скитальцем, заставлять идти или скитаться.
Таким образом, "злыдни" - социальная и хозяйственная неустроенность человека в обществе; существует и сегодня: войны, неурожай, стихийные бедствия, недостаточность ресурсов природы.
"Время переходчиво, да злыдни вобщие", XVII век.
В книгах Библии прослеживается центральная идея - воспитание у людей способности УПРАВЛЯТЬ СОБЫТИЯМИ (бытием вещей, процессами в обществе и природе), термин ивр. ЕИД употребляется в указанных выше значениях в Библии 22 раза.
Философская доктрина - деятельность Бога (пример для подражания) и его повеления (Заповеди), охватывают всю полноту жизни и предназначены для организации образа жизни людей. В общественных отношениях комбинации заповедей и постановлений могут предупредить неправильное поведение человека в различных обстоятельствах. Иудаизм обобщил и довел количество этих предписаний до 613, из которых 365 (число дней в году) являются запретительными, а 248 - разрешительными.
Особое место занимает Первая и Вторая Заповеди, прямо направленные против языческого (многообразного) понимания духовного мира: "Я Господь Бог твой, ... Не сотвори себе кумира". В наше время модно говорить о национальном разнообразии окружающего мира, однако многочисленные "народы" не создали свои программы РАЗВИТИЯ цивилизации, а заимствовали еврейскую доктрину.