Посем же возлюбиши Господа Бога твоего от всея душа своея
и от всея крепости своея, и подвигни вся твоя дела и обычая,
и нравы угодная творити по заповЪди его, паки же искреняго
си возлюби, всякаго человека, по образу Божию созданна,
рекше всякаго християнина; страхъ Божий всегда имей в сердцы
своемъ и память смертную, всегда волю Божию творити, и по
заповедемъ его ходи
Домострой (1500-1560, Страх Божий)
1) Топонимика
* Елдино - деревня в Опочецком районе Псковской области (Глубоковская волость) в лесном и болотистом массиве у озера Березовское. Показана на Геометрической карте Псковского наместничества 1786 г. На Карте Псковской губернии из атласа Вильбрехта 1800 г. (Далее на 70 лет пропадает с карт). Вновь показана на Трехверстовке Псковской обл. Военно-топограф. карте 1870 г., 1 двор. На Карте РККА O-35 (Г). Псковская обл. Латвия, Эстония, Витебская обл. Беларуси 1916-37 гг. На O-35 карты СССР. Псков, Рига, Таллин 1970 г.
* Елдино - деревня в Опочецком районе Псковской области (Звонская волость) при слиянии реки Черница с рекой Великая. Показана на Геометрической карте Псковского наместничества 1786 г. - две деревни Едино через реку. (Далее исчезают с карт). Появляется на Трехверстовке Псковской обл. Военно-топограф. карте 1870 г. - Эльдино, 3 двора. На Карте РККА O-35 (Г). Псковская обл. Латвия, Эстония, Витеб. обл. Беларуси 1916-37 гг. - Эльдино. На O-35 карты СССР. Псков, Рига, Таллин 1970 г.
* Елдино - деревня в Конаковском районе Тверской обл. в лесном и болотистом массиве на реке Дойбица. Показана на Геометрической карте Московской губ. 1797 г. - Елзина. На Подробной карте Российской Империи 1816 г. - Елзина. На карте Шуберта 1832 г. - Елдина. На Карте Шуберта Московской губ. 1860 г. - Елгина. На карте Стрельбицкого 1871 г. - Ельгина. На Карте Московской губ. 1928 г. ГУРККА - Елгино. На Карте РККА Валдайской возвышенности, двухкилометровка 1931-41 гг. - Елдино. На O-37 карты СССР. Ярославль, Кострома, Владимир, Иваново, Вологда 1970 г. - Елдино.
Краеведение, Источник: Счётчиков К. И. Корчевская старина. Вып. 6. - М., 2008: "В клинских писцовых книгах 1624-25 годов упоминается пустошь Елдино, входившая в вотчину московского Архангельского собора. На этой пустоши позже возникла деревня. После 1764 года вотчина стала принадлежать ведомству Коллегии экономии... По сведениям конца XVIII века деревня Елдино состояла из 10 дворов и 114 жителей...".
* Елдушино (первоначально Елдунина, 1871 г.) - деревня в Осинском городском округе Пермского края на остром мысу высоты 210.9, на повороте русла реки Пизьма под острым углом, изв. с 1800 г. Показана на карте Стрельбицкого 1871 г. - Елдунина. На Карта Стрельбицкого издания 1919-1921. Восток - Елдухина. На O-40 карты СССР. Пермь 1970 г. - Елдушино.
* Елдыгино - деревня в Локнянском районе Псковской обл. в лесном и болотистом массиве на реке Ловать при впадении реки Локня. Показана на Геометрической карте Псковского наместничества 1786 г. - Елдыгина. На карте Шуберта 1832 г. На Карте Холмского уезда 1838 г. - Ельды. На карте Псковская губ. в атласе Ильина 1871 г. - Елдыгина. На Трехверстовке Псковской обл. Военно-топограф. карте 1870 г. На Карте РККА O-36 (В). Новгородская, Псковская и Тверская обл. 1923-41 гг. На O-36 карты СССР. Санкт-Петербург (Ленинград), Великий Новгород, Тверь 1970 г.
* Ельдигино (изначально Елдегино) - село в составе городского округа Пушкинский Московской обл. в лесном массиве на реке Вязь. Показано на Карте Кусова уездов земли Московской губ. в XVIII в., 1770 г. На ПГМ Богородского уезда Московской губ. 1792 г. - Елдигино, церковь. На карте Шуберта 1832 г. - Елдагино, 22 двора. На карте Стрельбицкого 1871 г. - Ельдигина. На Москва и окрестности на карте 1931 г. института геодезии и картографии ГГУ-ВСНХ-СССР. На O-37 карты СССР. Ярославль, Кострома, Владимир, Иваново, Вологда 1970 г.
Краеведение: "Селом Елдегино в XVI веке владел Юрий Шеин, который, скорее всего, получил его от родоначальников Шеиных и Тучковых ... Село Елдегино с деревянной церковью Покрова Пресвятой Богородицы еще в 1589 году числилось как подмосковная вотчина княжны Фетиньи ...".
2) Библия и земельные отношения в России XVI-XVIII в.
а) Библейский образ
* Левит 25:2-6: "объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню; шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли".
* Левит 25:23: "Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня".
б) Национальный корпус русского языка
* И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему... (1718-1725): "Повелел Господь шесть лет землю пахать и сеяти, а седмое лето пахать не повелел, и собою израсшаго хлеба жать не повелел, но повелел та оставити пришелцам и дивию зверю (3 Моис., глава 258)".
* В. К. Тредиаковский. Ода XVIII. Парафразис вторыя песни Моисеевы : "Вонми, о! небо, и реку..." (1752)
Бог - истинны его дела
И все пути его, суд правый...
* Михаил (Бурдуков), архиепископ Иркутский. Минея. Ноябрь. 26 ноября: Святителя Иннокентия, епископа Иркутскаго, чудотворца (1829) [изд. 2002]; "И процветет, и возвеселится пустыня Иорданова, и слава Ливанова дадеся ей, и честь Кармилова, и узрят людие мои славу Господню и высоту Божию. Укрепитеся, руце ослабленныя и колена разслабленная, утешитеся, малодушнии умом, укрепитеся, не бойтеся: се Бог наш суд воздает и воздаст, Той приидет и спасет нас".
в) Петр Смирнов. Русская сельская община: происхождение,основные функции и ценности; http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/k3-2014...
"По мнению крестьян, земля - "божья", поэтому любой родившийся на ней человек (в рамках общины) имеет право на свою, причем равную со всеми, долю земли и всех ее богатств, которыми владеет "мир" (община)... Тем самым, как с точки зрения божьей, так и людской справедливости отдельный человек мог быть лишь владельцем земли, но не ее полным и безраздельным собственником. Высшим распорядителем земли оставался "мир" ...
Во-первых, особенно значимыми оказывались люди, отвечающие нравственному идеалу крестьян, носители праведности или даже святости ... Непременным условием праведности являлась вера. Судили же о вере человека по посещениям церкви, соблюдению постов и обрядов, по хождениям на богомолья, чтению ежедневных молитв, но особенно по соблюдению нравственных норм в целом. "Креста на тебе нет" - говорили тому, кто совершил недостойный поступок. Напротив, "живет по-божески", "живет по-христиански" - говорили о людях милосердных и совестливых. Молодежь приучали к посещенью церкви. За этим следила не только семья, но и вся община в целом".
г) Православная энциклопедия/Земля обетованная;
https://www.pravenc.ru/text/199717.html
Осуждение высших слоев общества - тема начальных глав Книги прор. Исаии. "Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф" (Ис 3. 13-15). "Горе" провозглашается неправедным судьям, нарушающим права "малосильных" (Ис 10. 2)".
д) Библейская топонимика и имена
* ЕЭБЕ/Бет-Эль; "Бет-Эль (Вефиль), בית אל - древнеханаанейский город (Иош., 8, 17; 12, 16), называвшийся первоначально Лузом, לוז (см. Быт., 28, 19; 35, 6; Иош., 18, 13; Суд., 1, 23) и получивший название "Бет-Эль" - "дом Божий" лишь после того, как Якову явились во сне ангелы Божии (Быт., 28, 17, 19; ср. 35, 15)".
* ЕЭБЕ/Имена личные: "В огромном большинстве случаев подобные сложные И. имеют религиозное значение, состоя в связи с названиями Божества יהוה, или Эль. Имя Бога принимает здесь форму либо Ио - יה, или Иего - יהו (в начале слова), либо Ия, יה, или Иагу, יהו (в конце его); так, напр., Ионатан то же, что Эльнатан ("Господь дал"), а Иоезер ("Господь помощь") то же, что Элиезер ("Бог мой помощь")".
3) Обобщения и вывод
Поселения Елдино, Елдушино, Елдыгино и Ельдигино зафиксированы на картах конца XVIII в. Средствами русского языка объяснить топонимы невозможно, какие-либо исторические данные, кроме указанных, не обнаружены.
Вывод
Целесообразно рассмотреть топонимы в связи с библейской терминологией, образами и земельными отношениями в обществе XVII-XVIII вв., "связать" топонимы с оригинальным еврейским текстом.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Логика топонимов
+ Согласно библейским текстам "земля" принадлежала Богу, который осуществлял контроль за моральной жизнью людей. Если люди вели себя недостойно - Господь осуществлял суд, выносил приговор и восстанавливал справедливость, насылал на территорию стихийные бедствия, болезни и войны. В случаях когда люди покаялись в совершенных прегрешениях - отменял постановление о бедствиях.
* Бытие 18:20, 32: "И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма". "Авраам сказал: да не прогневается Владыка (Господь), что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять (в Содоме)? Он сказал: не истреблю ради десяти".
* Иона 3:10: "И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел".
б) Терминология библейского иврита
ЕЛ אֵל Бог; ДИН, ДУН דִּין, דּוּן суд, устанавливать справедливость, закон, справедливость; ДЕАГА דְּאָגָה боятся, страшиться, пугаться. "Удивительным" образом термины Библии входят в состав топонимов: ЕЛ+ДИН+О, ЕЛ+ДУН+ИНА (позднее ЕЛДУШИНО), ЕЛ+ДЫГ+ИНО.
Общий вид топонимов
* ЕЛДИНО = ЕЛ+ДИН+О русск. окончание = ЕЛ אֵל Бог + ДИН דִּין суд, решение, закон, устанавливать справедливость; Бог решит, установит справедливость (если ты будешь ходить по Моим путям), справедливость. Т.е. - Бог справедлив; богобоязненность.
* ЕЛДУНИНА = ЕЛ+ДУН+ИНА русск. окон., 1871 г. (позднее 1919 г. - ЕЛДУХИНО, 1970 г. - ЕЛДУШИНО) = ЕЛ אֵל Бог + ДУН (от ДИН) דּוּן суд, производить суд, устанавливать справедливость; т.е. - Бог справедлив; богобоязненность.
* ЕЛДЫГИНО (ЕЛЬДИГИНО) = ЕЛ+ДЫГ+ИНО русск. оконч. = ЕЛ אֵל Бог + ДЕАГА דְּאָגָה боятся, страшиться, пугаться; т.е. Страх Божий (побойся Бога), богобоязненность.
в) Источник
+ Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
+ Штейнберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; ЕЛ, с. 25; ДААГ, с. 95; ДИН, ДУН, с. 101.
г) Библейский образ
* Бытие 14:22: "Аврам ответил: "Я клянусь, воздев руку к Господу (ЙАХВЕ), Богу (ЕЛ) Вышнему, Создателю неба и земли".
* Исаия 46:9: "Вспомните, что было прежде, в древности. Я - Бог (ЕЛ), и другого нет, Я - Бог (ЕЛОХИМ), и нет подобного Мне".
* Захария 3:7: "так говорит Господь Саваоф: если ты будешь ходить по Моим путям и если будешь на страже Моей, то будешь судить (ДИН) дом Мой и наблюдать за дворами Моими. Я дам тебе ходить между сими, стоящими здесь".
* Иов 36:31: "Так Он судит (ЙАДИН форма от ДИН) народы, в изобилии дарует им пищу".
* Иезекииль 4:16: "Он сказал мне: "Человек! Я лишу Иерусалим хлеба! Будут есть они по краюшке хлеба, дрожа от страха (ДЕАГА страх), по глотку воды будут пить, объятые ужасом".
* Иисус Навин 22:24: "Но нет, мы построили его по другой причине. Мы боимся (ДЕАГА), что в будущем ваши потомки скажут нашим потомкам: "Что вам до Господа, Бога (ЕЛОХЕИ) израильтян"".
Таким образом в топонимы: Елдино, Елдыгино, Елдунина сообщают о богобоязненности населения деревень - Бог справедлив; имей Страх Божий. Скорее всего, земельные участки принадлежали монастырям и церквям (погостам). Возможно и другое истолкование топонимов, связанное с наследственным земельным владением, однако исторических источников обнаружить не удалось или они недоступны.