Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Дума, думать - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  Чтоб память о понятых вещах была сильнее,
  то надобно чаще о них думать
  Я. П. Козельский. Философические предложения, сочиненные...
  сената секретарем Яковом Козельским в Санкт-Петербурге 1768 г.
  
  
  1) Существующая этимология
  
  Викисловарь
  
  * Дума. Корень: -дум-; окончание: -а. Значение: часть внутреннего мира человека, незавершённый продукт деятельности ума, возникающий независимо от воли человека в результате тяжёлого и медленного, обычно неоднократно возобновляемого осмысления чего-либо; мысль, размышление, раздумье.
  Этимология по Максу Фасмеру (ранее А.Г. Преображенский)
  Происходит от герм., ср. готск. 𐌳𐍉𐌼𐍃 (doms) "суждение", др.-исл. domr, дат. dom, англ. doom; ср. также: укр. дума "народная песня" (первонач. "рассказ"), болг. дума "слово", словацк. duma "раздумье, размышление, высокомерие", польск. duma "гордость". Неубедительно сближение слав. слова с дым, греч. θῡμός thymos "душа, мысль, дух", др.-инд. dhumas. Из слав. заимств. латышск. duoma "мысль, мнение".
  Альтернативная этимология Вайана: слав. duma - отглаг. образование от до-оумѣти, т. е. из *doúma. (???)
  
  * Думать. Корень: -дум-; суффикс: -а; глагольное окончание: -ть. Значение: осуществлять мыслительную деятельность, мысленно сосредотачиваться...
  Этимология по Максу Фасмеру
  Происходит от формы, родств. укр. думати, болг. думам "говорю", сербохорв. думати, думам "думать, мечтать", польск. dumać "задумываться, мечтать". Предположит. заимств. из готск. dōmjan "судить". (???)
  
  2) Применение термина в русском языке
  
  а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1977 г., вып. 4
  
  * Дума, ж. 1. Совет, совещание. (1096): "Стополкъ же и Володимеръ рекоста к нему [Олегу]: Да се ты ни на поганыя идеши с нама. ни на думу, тоть и ты зло мыслиши на наю". Ипат. лет. ...
  2. Совет из высших государственных чинов при князе, царе. "А что веллъ государь... Михаилъ Федоровичъ всеа Русии быти мне у себя, государя, въ думе", 1627 г.
  3. Совет, наставление. (1337): "Наважениемь дияволимь сташа простая чадь на архимандрита Есифа, а думой старого архимандрита Лаврентья". Новг. I лет.
  4. Ум, мыслительные способности. (1341): Сей же Олгердъ... ненавидяше пианства... и отъ сего великъ разумъ и смыслъ приобрете, и крепку думу стяжа. Ник. лет.
  5. Мысль, намерение, мнение. Кнзь великыи и митрополитъ удивлыпася, похвалиста думу его [Стефана]. Ж. Стеф. Перм. Епиф., 59. XV-XVI вв. с XV в.
  
  * Думати. 1. Совещаться, советоваться, совместно обсуждать что-л. (996): Бе бо Влодимеръ любя дружину и с ними думая о строи земленем и о ратехъ и (о) уставе земленем. Лавр, лет. ... 4. Думать, обдумывать, размышлять. Грамоту нашу тот [Стефан] намъ сотворилъ есть, единъ гадалъ, думалъ, составливал. Ж. Стеф. Перм. Епиф., 74 XV - XVI вв.
  
  б) Национальный корпус русского языка
  
  * Псковская 3-я летопись: Архивский 2-й список (1400-1650): "А преже сего Петръ Шереметев многажды пскович спрашивал и думы от нихь просил: что де у вас дума, скажите мнѣ; и у пскович думы не было никакие".
  * Слово о злых женах (1400-1500): "Дума женьска не тверда есть, аки храмъ непокровенъ".
  * Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе. 1697-1699 (1699): "Воистину и поляки делом своим во всем подобятца скотине, понеже не могут никакого государственнаго дела зделать без бою и без драки, и для того о всяких делех выезжают думать в поле, чтоб им пространно было без размышления побиватися и гинуть".
  * А. А. Григорьев. Великий трагик (1859): "Думаю только, что это дается только постоянством вдохновения, целостным, полным душевным слиянием с жизнию представляемого лица, ― вырабатывается долгою думою, но не придумывается, ибо дума поэта или артиста есть нечто вроде физиологического процесса, ― и наконец, захватывает всего человека!".
  
  3) Обобщение и вывод
  
  а) Термин фиксируется в ранней русской литературе, исследователи выводят его из готского языка (doms). Готы (II-VIII вв.) первыми из германских племен приняли христианство арианского толка (более близкое к иудаизму). Готская Библия- переводной литературный памятник на германском языке (IV в., перевод Ульфилы), до нашего времени дошли небольшие (8 рукописей, VI в.) фрагменты.
  Современный готский словарь переводит термин как: doms - слава, известность, dumbs - немой; fraþjan - думать. Макс Фасмер не указывает источники, Преображенский ссылается на Миклошича: "считал заимствование с XIII века, из герм.: готского doms мнение, суждение". См. А.Г. Преображенский, Этимологический словарь русского языка, 1914 г. http://imwerden.de/pdf/preobrazhensky_etimologihesky_slovar_tom1_1914.pdf
  
  Этимологии русского термина "дума" - нет, есть лишь гипотетическое мнение некоторых исследователей не подтвержденное фактами (текстами) или логико-историческим суждением.
  Откуда, каким образом, когда слово было создано или заимствовано? Исследующий слово должен объяснить, что он понимает под ним, лишь в ходе объяснения читатель может оценить (понять мысль), является ли данная интерпретация истиной или ложной.
  
  б) Философия декларирует, что процесс познания начинается с постановки вопросов, который человек задаёт сам себе и старается найти на них ответ - почему, зачем, для чего, отчего, какова цель, причина и т.д.? Такова программа заложенная природой в психофизиологическую организацию человека; ему ведь надо координировать положение своего тела по отношению к другим предметам и явлениям природы - осознано, включив ум, внимание и память.
  Думает человек всегда, если находится в сознании - молча; см. скульптуру О. Родена "Мыслитель". Иврит - ДУМИА דוּמִיָּה молчание, тишина.
  Для того чтобы думать правильно, не нанося последующей деятельностью ущерб природе и обществу, люди создали программы воспитания и обучения. На протяжении последних двух тысячелетий Европа формировалась как общество иудеохристианское, где процессы осознания действительности и мышления протекали в рамках законов установленных еврейским Богом. Единственная организация, которая внедряла в массы иудейскую доктрину развития в Европе - иудеохристианская Церковь.
  
  Вывод
  Целесообразно установить связь термина с библейскими образами и терминологией.
  
  4) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Терминология
  
  Приведем термин в форму, приближенную к грамматике иврита и выделим корень, прочитаем термин наоборот - ДУМА = АМУД. Уберём гласные (иврит - язык согласных букв, традиция) - АМУД = М.Д., у нас сразу же выявляется соответствующий корень иврита МАДДА, в письме - М+Д+аин (не произносится).
  
  * ДУМА = АМУД = М.Д. = МАДУА = מַדּוּעֶ почему?, отчего?; (постановка философской проблемы).
  * ДУМА = АМУД = М.Д., МАДДА = מַדָּע знание, познание, разум, мысль.
  
  б) Источник
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H4093&k=2K...
  Hомер Стронга: H4093. Оригинал: מַדָּע. Произношение: мадда‛ мадда‛. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H3045 - 1. знание, наука; 2. мысли.
  См. стронг ивр. 4093, МАДДА; https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=http://biblehub.com/hebrew/4093.htm&prev=search
  
  Скорее всего, термин, связан с поздним (средневековым) понятием иврита, образованным от корня МАДДА, М.Д. - МУДА (наоборот ДАУМ).
  Ивр. МУДА מוּדָע (наоборот ДАУМ) сознаваемый, сознаваемое; образует понятия: подсознание, осознано, сознательно, воспринятый сознанием; знакомый, известный.
  
  Источники
  Словари: Еврейско-русский словарь, М. Дрор, 2000 г.; Иврит-русский словарь, Ф. Л. Шапиро, 1963; Еврейский и халдейский словарь к книгам Ветхого Завета, О.Н. Штейнберг, Вильно, 1878 г.; http://greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_243.htm
  
  Еврейский термин МУДА выводит нас на понятие "сознаваемое": т.е. процесс переработки информации об окружающей действительности, увязывание этой информации с предыдущим опытом и приобретенными знаниями, нахождение определенного решения для последующей деятельности.
  
  б) Библейский образ
  
  * 2 Паралипоменон 1: 10,11, 12: "то ныне дай мне премудрость и знание (МАДДА), чтобы я умел выходить пред народом сим и входить, ибо кто может управлять сим народом Твоим великим?".
  * Екклезиаст 10:20: "Даже и в мыслях (МАДДА) твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая - пересказать речь твою".
  * Даниил 1:4: "отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки (МАДДА), и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому".
  
  Таким образом, ясно, что русский термин "дума" является библейским заимствованием, транслитерацией (передача слова другим алфавитом) слова-понятия и образа.
  
  Кишинев, 5.10.2016 г.
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"