Я. П. Козельский. Философические предложения, сочиненные...
сената секретарем Яковом Козельским в Санкт-Петербурге 1768 г.
1) Существующая этимология
Викисловарь
* Дума. Корень: -дум-; окончание: -а. Значение: часть внутреннего мира человека, незавершённый продукт деятельности ума, возникающий независимо от воли человека в результате тяжёлого и медленного, обычно неоднократно возобновляемого осмысления чего-либо; мысль, размышление, раздумье.
Этимология по Максу Фасмеру (ранее А.Г. Преображенский)
Происходит от герм., ср. готск. 𐌳𐍉𐌼𐍃 (doms) "суждение", др.-исл. domr, дат. dom, англ. doom; ср. также: укр. дума "народная песня" (первонач. "рассказ"), болг. дума "слово", словацк. duma "раздумье, размышление, высокомерие", польск. duma "гордость". Неубедительно сближение слав. слова с дым, греч. θῡμός thymos "душа, мысль, дух", др.-инд. dhumas. Из слав. заимств. латышск. duoma "мысль, мнение".
Альтернативная этимология Вайана: слав. duma - отглаг. образование от до-оумѣти, т. е. из *doúma. (???)
Происходит от формы, родств. укр. думати, болг. думам "говорю", сербохорв. думати, думам "думать, мечтать", польск. dumać "задумываться, мечтать". Предположит. заимств. из готск. dōmjan "судить". (???)
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1977 г., вып. 4
* Дума, ж. 1. Совет, совещание. (1096): "Стополкъ же и Володимеръ рекоста к нему [Олегу]: Да се ты ни на поганыя идеши с нама. ни на думу, тоть и ты зло мыслиши на наю". Ипат. лет. ...
2. Совет из высших государственных чинов при князе, царе. "А что веллъ государь... Михаилъ Федоровичъ всеа Русии быти мне у себя, государя, въ думе", 1627 г.
3. Совет, наставление. (1337): "Наважениемь дияволимь сташа простая чадь на архимандрита Есифа, а думой старого архимандрита Лаврентья". Новг. I лет.
4. Ум, мыслительные способности. (1341): Сей же Олгердъ... ненавидяше пианства... и отъ сего великъ разумъ и смыслъ приобрете, и крепку думу стяжа. Ник. лет.
5. Мысль, намерение, мнение. Кнзь великыи и митрополитъ удивлыпася, похвалиста думу его [Стефана]. Ж. Стеф. Перм. Епиф., 59. XV-XVI вв. с XV в.
* Думати. 1. Совещаться, советоваться, совместно обсуждать что-л. (996): Бе бо Влодимеръ любя дружину и с ними думая о строи земленем и о ратехъ и (о) уставе земленем. Лавр, лет. ... 4. Думать, обдумывать, размышлять. Грамоту нашу тот [Стефан] намъ сотворилъ есть, единъ гадалъ, думалъ, составливал. Ж. Стеф. Перм. Епиф., 74 XV - XVI вв.
б) Национальный корпус русского языка
* Псковская 3-я летопись: Архивский 2-й список (1400-1650): "А преже сего Петръ Шереметев многажды пскович спрашивал и думы от нихь просил: что де у вас дума, скажите мнѣ; и у пскович думы не было никакие".
* Слово о злых женах (1400-1500): "Дума женьска не тверда есть, аки храмъ непокровенъ".
* Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе. 1697-1699 (1699): "Воистину и поляки делом своим во всем подобятца скотине, понеже не могут никакого государственнаго дела зделать без бою и без драки, и для того о всяких делех выезжают думать в поле, чтоб им пространно было без размышления побиватися и гинуть".
* А. А. Григорьев. Великий трагик (1859): "Думаю только, что это дается только постоянством вдохновения, целостным, полным душевным слиянием с жизнию представляемого лица, ― вырабатывается долгою думою, но не придумывается, ибо дума поэта или артиста есть нечто вроде физиологического процесса, ― и наконец, захватывает всего человека!".
3) Обобщение и вывод
а) Термин фиксируется в ранней русской литературе, исследователи выводят его из готского языка (doms). Готы (II-VIII вв.) первыми из германских племен приняли христианство арианского толка (более близкое к иудаизму). Готская Библия- переводной литературный памятник на германском языке (IV в., перевод Ульфилы), до нашего времени дошли небольшие (8 рукописей, VI в.) фрагменты.
Современный готский словарь переводит термин как: doms - слава, известность, dumbs - немой; fraþjan - думать. Макс Фасмер не указывает источники, Преображенский ссылается на Миклошича: "считал заимствование с XIII века, из герм.: готского doms мнение, суждение". См. А.Г. Преображенский, Этимологический словарь русского языка, 1914 г. http://imwerden.de/pdf/preobrazhensky_etimologihesky_slovar_tom1_1914.pdf
Этимологии русского термина "дума" - нет, есть лишь гипотетическое мнение некоторых исследователей не подтвержденное фактами (текстами) или логико-историческим суждением.
Откуда, каким образом, когда слово было создано или заимствовано? Исследующий слово должен объяснить, что он понимает под ним, лишь в ходе объяснения читатель может оценить (понять мысль), является ли данная интерпретация истиной или ложной.
б) Философия декларирует, что процесс познания начинается с постановки вопросов, который человек задаёт сам себе и старается найти на них ответ - почему, зачем, для чего, отчего, какова цель, причина и т.д.? Такова программа заложенная природой в психофизиологическую организацию человека; ему ведь надо координировать положение своего тела по отношению к другим предметам и явлениям природы - осознано, включив ум, внимание и память.
Думает человек всегда, если находится в сознании - молча; см. скульптуру О. Родена "Мыслитель". Иврит - ДУМИА דוּמִיָּה молчание, тишина.
Для того чтобы думать правильно, не нанося последующей деятельностью ущерб природе и обществу, люди создали программы воспитания и обучения. На протяжении последних двух тысячелетий Европа формировалась как общество иудеохристианское, где процессы осознания действительности и мышления протекали в рамках законов установленных еврейским Богом. Единственная организация, которая внедряла в массы иудейскую доктрину развития в Европе - иудеохристианская Церковь.
Вывод
Целесообразно установить связь термина с библейскими образами и терминологией.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем термин в форму, приближенную к грамматике иврита и выделим корень, прочитаем термин наоборот - ДУМА = АМУД. Уберём гласные (иврит - язык согласных букв, традиция) - АМУД = М.Д., у нас сразу же выявляется соответствующий корень иврита МАДДА, в письме - М+Д+аин (не произносится).
Словари: Еврейско-русский словарь, М. Дрор, 2000 г.; Иврит-русский словарь, Ф. Л. Шапиро, 1963; Еврейский и халдейский словарь к книгам Ветхого Завета, О.Н. Штейнберг, Вильно, 1878 г.; http://greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_243.htm
Еврейский термин МУДА выводит нас на понятие "сознаваемое": т.е. процесс переработки информации об окружающей действительности, увязывание этой информации с предыдущим опытом и приобретенными знаниями, нахождение определенного решения для последующей деятельности.
б) Библейский образ
* 2 Паралипоменон 1: 10,11, 12: "то ныне дай мне премудрость и знание (МАДДА), чтобы я умел выходить пред народом сим и входить, ибо кто может управлять сим народом Твоим великим?".
* Екклезиаст 10:20: "Даже и в мыслях (МАДДА) твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая - пересказать речь твою".
* Даниил 1:4: "отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки (МАДДА), и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому".
Таким образом, ясно, что русский термин "дума" является библейским заимствованием, транслитерацией (передача слова другим алфавитом) слова-понятия и образа.