Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Деревня - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  1) Существующая этимология
  
  а) Викисловарь
  Корень: -дерев-; суффикс: -н; окончание: -я. Значение: сравнительно небольшое крестьянское поселение, сельское население и т.д.
  Этимология (автор не известен)
  Происходит от неустановленной формы; по версии Фасмера, *дьрвьня (*дьрвьна) первонач. "пашня", затем "крестьянский двор или хутор с участком земли", наконец, "селение"; также сравнивают русск. слово с лит. dirvà "пашня, нива", dirvónas "пашня, оставленная под луг", латышск. druva "пашня" и далее с русск. деру́. Ср. русск. ро́здерть ж., дор "корчевье, новь". Из вост.-слав. заимств.польск. derewnia "деревня" (XVI-XVII в.). Фасмер считает ошибочным сближение с дерево, Л. Куркина и Н. Шведова считают его обоснованным. (???)
  
  б) Этимологический словарь Макса Фасмера
  Деревня, диал., также в знач. "пашня", арханг. (Подв.), др.-русск. пашетъ деревню (Домостр. Заб. 59); съ деревни и со всякого угодья дани... (Домостр. К. 59).
  Первонач. *дьрвьня /*дьрвьна (см. Обнорский, ИОРЯС 30, 483 и сл.) "пашня", затем "крестьянский двор или хутор с участком земли", наконец, "селение". О знач. см. (перечень авторов) ... которые относят русск. слово к лит. dirvà "пашня, нива", dirvónas "пашня, оставленная под луг", лтш. druva "пашня" и далее к русск. деру́. Ср. русск. ро́здерть ж., дор "корчевье, новь", о котором см. (перечень авторов)...
  Без достаточного основания эта этимология оспаривается Ягичем (AfslPh 7, 484). Необходимо отделить от названных выше слов др.-инд. dū́rvā "род проса", ср.-нж.-н. terwe, голл. tarwe "пшеница", англ. tare "сорняк", вопреки Бернекеру (там же), Уленбеку (Aind. Wb. 128); ср. Перссон 780; Эндзелин, там же. Неприемлемо, далее, сближение с де́рево, вопреки Миклошичу (перечень авторов) ... Из вост.-слав. заимств. - польск. derewnia "деревня", XVI - XVII вв., (перечень авторов)... (???)
  
  в) ЭСБЕ
  Деревня, (древнерусск. деревьня, от корня дар, драти - пахать лесную новину) - первоначально означало место, очищаемое от леса и зарослей для нивы, а потом происшедшее таким образом пахотное поле. В XVI в. Деревней назывался участок земли с одним двором (причем говорилось жить на деревне, а не в деревне), а также незначительная группа дворов с известным количеством пашни, сенокоса и леса. В результате получилось современное значение слова Деревня: небольшое крестьянское поселение без церкви. ... На севере России Деревня является родовой общиной, послужившей первоначальной формой землевладения. Ср. Ефименко, "Исследования народной жизни" (M. 1884).
  
  2) Применение термина в русском языке
  а) Словарь русского языка XI-XVIIвв. АН СССР, М., 1977: http://vk.com/doc-23433303_131890930
  
  * Деревенский, прил. к деревня {в знач. 2). Выделити Матфею Иванову шестая часть... изъ деревеньской земле изъ болшего двора и малыхъ селець. Гр. Новг . и Псков., 179. XV в.
  *Деревенщикъ, м. Тот, кто расчищает землю под пашню и селится на этом месте. Пожаловал есми Высоцкого села старосту и всехъ крестьянъ, селчанъ и деревеныциковъ. АИ I, 198. 1536 г.
  * Деревнишка, ж. и Деревнишко, е., уменъш.-уничиж. от деревня. Дал монастырю... деревнишко Оеницъкую. (Жал. гр. кн. Андр.) РИБ II , 12. 1397 - 1432 гг.
  * Деревня, ж. 1. Поселение в один или несколько дворов с прилегающими к нему угодьями. И зажгоша болонье около града, и възвратишася въ манастырь и въжгоша Стефановъ манастырь, и деревне. (Поуч. Влад. Мон.) Лавр, лет., 232.
  2. Расчищенное под пахоту место, пашня, угодье. А хто наездом деревню пашет, и ему болше трех годов не пахати наездом: любо скупать, либо спродавати с суда и з жеребия; и огород ему по своей выте ставить. Суд. Фед. Ив. (пр.), 402. 1589 г. Деревню ставити - построить временное или постоянное жилье, поселиться на расчищенном под пахоту месте. Той ж Иван поставил деревню себе на речке. Пов. Псков. Печ. м., 547. XV I в.
  
  б) Куды коса ходила, куды топор ходил и соха
  http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?env=alpha&mode=mid_rus&text=lexform&sort=gr_created&lang=ru&mycorp=&mysent=&mysize=&mysentsize=&mydocsize=&dpp=&spp=&spd=&req=%E4%E5%F0%E5%E2%ED%FF&p=1
  
  Согласно административным актам, выдержки из которых опубликованы в Национальном корпусе русского языка (см. деревня), земельные отношения строго контролировались владельцем земли: князем, боярином, монастырём. В актах, как правило (с отдельными отступлениями), прослеживается административная иерархия, группа деревень подчинялась - селу, где был административный аппарат (более крупная единица поселения, имеющая церковь, приход). Деревни выводились из села, часть населения которого занимало неосвоенные или заброшенные территории. Рабочей силы для заселения не хватало, поэтому первым жителям деревень давали льготы, обычно на пять лет освобождали их от всех (или части) налогов. Корчевка леса и расчистка территории под пашню были самыми трудоёмкими процессами в процессе выведения деревень.
  
  3) Обобщение и вывод
  
  Этимологам не удаётся объяснить слово в связи с его графикой и фонетикой, наиболее распространена версия "дар, драти - пахать лесную новину". Очевидно, что термин составлен из нескольких корней, которые должны указывать на элементы природной и социальной действительности. Какова действительность во время формирования слова-понятия?
  
  а) Деревня - дочернее поселение
  Мы выяснили, что деревни выводили из уже освоенного (материнского) поселения - села, где существовал административный аппарат (староста, церковный приход), через который решались все хозяйственные вопросы, в т.ч. и обеспечение переселенцев всем необходимым инвентарём и тягловыми животными. При естественном увеличении населения села (семьи были многодетными) возникала необходимость в освоении новых пахотных земель, следовательно, в термине должно быть указание на администратора - общину, церковный приход.
  б) Деревня - жильё, пристанище
  Осваивая новую территорию, семья должна где-то жить, устроить свой быт, выстроить дом и подсобные помещения для скота. Расчистка территории под пашню (корчевание) явление длительное, занимает несколько лет и требует значительных физических усилий человека и тягловых животных. Соответственно в термине должно быть указание на жильё.
  в) Леса
  В начале средних веков территория Европы - сплошные леса, и в этот же период начинается процесс сведения лесов в связи с всё расширяющей хозяйственной деятельностью человека. Считают, что лесистость в Киевской Руси приблизительно составляла 50%, а пашня 8%, в XVI-XIX вв. в связи с подсечной системой земледелия лесистость снизилась до 33%, а в южных регионах до 15%.
  Европейская цивилизация вплоть до XVII-XVIII вв. была скорее "деревянной", а не "железной"; лес обеспечивал большинство потребностей человека в пище (охота, ягоды, грибы), жилье и топливе, в сырье для продуктов ремесла и т.д.
  Формируется представление о третьем элементе термина "деревня" - лес, деревня находилась в лесу, а население деревни первоначально занималось освобождением территории от леса, под пашню.
  
  4) Обобщение и вывод
  Мы выстроили философию термина - ДЕРЕВНЯ (искусственная природа, созданная руками человека) = ОБЩИНА + ПОСЕЛЕНИЕ + ЛЕС; т.е. дочернее поселение какой-либо материнской общины, выведенное в лес (с целью корчевки леса под пашню). Теперь необходимо определиться с языком этого слова-понятия, представленные в национальных языках версии истолкования явно неудовлетворительны.
  Исследователи считают, что термин "село" обозначал крупное поселение, в котором была церковь, приход - церковный округ, имеющий свой храм. Церковь имела юридические права, регистрировала гражданское состояние, делала нотариальные заверения, организовывала благотворительность и оказывала помощь прихожанам.
  На территории Европы иудеохристианство (католичество, православие, позже протестантизм) было основным религиозным учением, допускалось присутствие иудаизма под контролем христианства; других религиозных доктрин в средневековье история не находит. Иудеохристианство использовало основные документы иудаизма (Ветхий Завет), собственно начальное христианство I-II вв. н.э. (Новый Завет) - секта иудаизма.
  
  Вывод
  Целесообразно рассмотреть термин в связи с лексиконом сакрального языка иудехристианства и иудаизма - иврит и библейскими образами. Образ - наилучший способ обнаружить смысл термина.
  
  5) Терминология иврита и библейский образ
  
  Основные понятия, которые должны необходимо входить в состав термина ДЕРЕВНЯ - ОБЩИНА + ПОСЕЛЕНИЕ + ЛЕС.
  
  а) Терминология
  Приведем слово в форму приближенную к грамматике иврита, прочитаем его наоборот, как в иврите, и выделим корни - ДЕРЕВНЯ = я+НВ+ЕР+ЕД.
  Общий вид
  ДЕРЕВНЯ = наоборот я+НВ+ЕР+ЕД = иврит НАВЕ (Н.В.) נָוֶה жилище, пристанище + ЙААР (Й.Р.) יַעַר лес, бор, заросли + ЕДА (ЕД) עֵדָה община, группа, собрание; закон, старинный обычай; т.е. жилище общины в лесу или лесное жильё группы людей.
  
  б) Источник
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому;https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H5116&k=Ag...
  Hомер Стронга: H5116. Оригинал: נָוֶה. Произношение: навэ нава. Часть речи: Этимология: от H5115 - 1. пастбище, пажить; 2. загон, стойло, овчарня; 3. жилище, обитель; прил. обитающий, живущий; 4. красивая, симпатичная.
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H3293&k=Ne...
  Hомер Стронга: H3293. Оригинал: יַעַר. Произношение: йа‛ар. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от не употребляемого корня, вероятно обозначающего thicken with verdure - 1. лес, деревья, роща, дубрава; 2. мёд, вытекающий из сот.
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H5712&k=Oz...
  Оригинал: עדָה. Произношение: ‛эда. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: от H5707 in the original sense женский род fixture - собрание, общество, группа, скопище, сонм, рой, стадо, дом, семья;Синонимы: H168 (אֹהל‎), H4150 (מוֹעד‎), H5712 (עדָה‎).
  
  б) Библейский образ
  * Притчи 3:33: "Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище (НАВЕ) благочестивых Он благословляет".
  * Иисус Навин 17:15: "Иисус сказал им: если ты многолюден, то пойди в леса (ЙААР) и там, в земле Ферезеев и Рефаимов, расчисти себе место, если гора Ефремова для тебя тесна".
  * Исход 34:31: "И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества (ЕДА), и разговаривал Моисей с ними".
  
  Таким образом, у нас формируется составное слово-понятие ДЕРЕВНЯ = наоборот я+НВ+ЕР+ЕД: общинное жилище в лесу, или лесное жилище общины; что соответствует выдвинутой гипотезе, природной и социальной действительности. Транслитерация библейских терминов на русский язык, передача терминов иврита церковнославянским алфавитом.
  
  Кишинев, 2016 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"