Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Гороховец на Клязьме - топоним, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  1) Общие сведения
  
  Город Гороховец Владимировской обл. расположен на правом берегу реки Клязьма неподалёку от её впадения в Оку, высота центра 80 м, расстояние до Владимира 157 км. Упоминается под 1239 г. в Лаврентьевской летописи (1377 г.) как опорный пункт на востоке Владимиро-Суздальского княжества, который был сожжён монголо-татарами: "На зиму взяша Татарове Мордовьскую землю и Муром пожгоша и по Клязме воеваша и град стъıӕ Бц҃а (святой Богородицы) Гороховець пожгоша а сами идоша в станъ своӕ".
  В конце XIV-нач. XV вв. город Гороховец в составе Московского княжества, был разорён польско-литовскими войсками, в XVII веке отстроен заново, вотчина патриарха Никона.
  * См. топографическую карту; http://varvar.ru/top/o-38/o-38-134.html
  * См. видео; Гороховец, автор Юрий Петров; https://www.youtube.com/watch?v=H_fXueHrazI
  
  2) История
  
  а) Река Клязьма (дл. 686 км) - основная водная военно-торговая магистраль во Владимиро-Суздальском княжестве XII-XIII вв., исток в Московской обл., устье в районе Гороховца, течет преимущественно с запада на восток, с небольшим отклонением к северу. Центр Владимиро-Суздальского княжества г. Владимир расположен в среднем течении реки Клязьма, Гороховец в её нижнем течении, неподалеку от впадения в Оку - прямая водная дорога в Волжскую Булгарию.
  * См. река Клязьма на карте Владимировской области;
  http://www.raster maps.com/images/maps/rastr/russia/atlas/large_detailed_topographical_map_of_Vladimir_region.jpg
  
  б) Летописи и археологические данные содержат незначительную информацию о торговых отношениях между Владимиро-Суздальским княжеством и Волжской Булгарией, а вот военно-политическое противостояние фиксируется довольно часто. Как булгары, так и русские князья часто совершали военные походы на соседей с целями расширения территории или простого грабежа.
  Скорее всего, Гороховец являлся сторожевым, таможенным и транзитным пунктом на юго-восточной границе Владимиро-Суздальского княжества - обеспечивал передвижение войск (военный путь). Сплошные леса, болота, отдаленность и опасности военной и пограничной жизни не привлекали людей в этот район. В устье Клязьмы находился городок Бережец, указан в летописном "Списке русских городов дальних и ближних" как один из залесских городов. Основание сторожевой крепости в устье Клязьмы связывают с походом волжских булгар на Суздаль в 1107 году, который они совершили по рекам Волга-Ока-Клязьма-Нерль, не встретив ни одного укреплённого пункта. Ясно, что в первой половине XII века город Гороховец ещё не существовал.
  
  * Походы булгар: Суздаль в 1107 г., Ярославль в 1152, Рязань - 1209, далекий Устюг - 1219.
  * Походы русских: 1120 г., Юрий Долгорукий "ходи на Болгары и взя полон мног и полк их победи".
  Позже известны походы на булгар в 1164, 1172, 1183, 1220 гг.; по итогам последнего был заключен мирный договор, а в 1229 г. договор был продлён.
  В 1223 году на Булгарию напали монгольские отряды, которые удалось остановить, в 1229 году началось новое наступление монголов, на просьбы о помощи русские князья ответили отказом, союзниками булгар стали половцы и башкиры. Война длилась 14 лет и в 1236 году монголы окончательно захватили Волжскую Булгарию.
  
  * Крупные войсковые группы в условиях сплошной (малоизученной) лесной и болотистой местности в бассейне реки Клязьма могли передвигаться по реке (по льду) или вдоль реки по натоптанным тропам, река служила ориентиром.
  Для обеспечения беспрепятственного передвижения войск устраивали опорные пункты, одним из которых видимо был и Гороховец, возникший около середины XII века. Выше по течению - Ярополч-Залесский (1138-1238, разрушен монголами), Стародуб на Клязьме (XII-XVI вв., уничтожен поляками); Погост (городище XII-XIII вв.); Боголюбово (1175).
  
  3) Национальный корпус русского языка
  * Н. М. Карамзин. История государства Российского: Том 4 (1808-1820): "Покорив окрестности Дона и Волги, толпы Батыевы вторично явились на границах России; завоевали мордовскую землю, Муром и Гороховец, принадлежавший владимирскому храму Богоматери".
  * Понемногу о многом // "Знание - сила", 2006: "Само название "Гороховец" не имеет отношения к гороху, а произошло от двух слов ― "гора" и "ховаться". То есть "Гороховец" ― это "город, спрятанный под горой"".
  
  4) Существующая этимология
  Топоним выводят как уменьшительное производное от ойконима Горохов, в основе прозвищное имя Горох или просто "горох". Эта и другие версии: от князей Гороховских, конец гор, спрятанный под горой, не отражают историческую и топографическую действительность. Маловероятно, чтобы имя "города Богородицы" вывели из с/хозяйственного растения или из прозвища какого-то деятеля; гор нет, есть холмы высотой 80 м. над урезом воды (береговой линией), которые не скрывают город на местности, хорошо виден с реки
  * С.Б. Веселовский, Онамастикон..., М., 1974: "Горох, Гороховы: Редька, Капуста и Горох Андреевичи Семичевы, помещики, 1582 г., Новгород; Гороховы, XVI в. и позже, Арзамас и Мещера. Горошковы, бояре, XV в., Новгород".
  
  5) Обобщение и вывод
  Этимология топонима Гороховец не определена, связь с "горохом" (растением) и именем человека (прозвищем) не просматривается на время его основания. В летописи фиксируется связь города с христианскими образами, с культом Богородицы - защитницы Руси - "град святой Богородицы". Река Клязьма в летописи - военная дорога: "На зиму взяша Татарове Мордовьскую землю и Муром пожгоша и по Клязме воеваша..."; т.е. монголы передвигались по льду реки. У нас вырисовывается ОБРАЗ города, как пограничного сторожевого пункта на важном водном военно-торговом пути. Следовательно, топоним мог содержать слова-понятия: дорога, путь, войско, конец (дороги) и им подобные, осталось выбрать язык топонима.
  Возникает разрыв между духовным (мировоззрение) и материальным миром человека, содержание имени нельзя объяснить мирским русским языком или объяснение будет выглядеть нелепо, не имея связи с действительностью, что является логическим противоречием. Сознание, мышление человека и его деятельность (искусственная природа, которую он создаёт в рамках учения) должны быть "увязаны" с идеологической программой, доктриной, законами и терминологией Божества существовавших на территории. Иначе вообще не понятно, как и в каком месте существует идеология иудеохристианства, если её образы и термины не внедрены в сознание и мышление масс.
  
  Вывод
  Целесообразно рассмотреть топоним в связи с терминологией сакрального иврита и библейскими образами. Исследователи в своих работах не используют терминологию иврита, несмотря на то, что регион Волги и Оки почти два века находился под контролем Хазарского каганата (булгары - вассалы хазар). Есть историческое, логическое, лексическое и теологическое основание - хазары иудеи, официальный язык - иврит.
  
  6) Терминология иврита и библейские образы
  
  а) Терминология Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни - ГОРОХОВЕЦ = Г+ОРОХ+ОВЕЦ. У нас сразу же выявляется соответствующий образу города корень иврита ОРАХ дорога, путь.
  
  Метод интерпретации
  * Г, буква he в иврите - га определительное, несет средний звук Г-Х, указывает, что предмет хорошо известен (см. ЕЭБЕ, Га определительное).
  * ОРОХ = ивр. ОРАХ אֹרַח дорога, путь.
  * ОВЕЦ = прочитанный наоборот термин иврита ЦАВА צָבָא (АВАЦ) войско, армия, ополчение, рать (ополчится, стекаться); обслуживать.
  
  Общий вид
  Г - определительный член, приставка + ОРОХ = ивр. ОРАХ אֹרַח дорога, путь + ОВЕЦ = ивр. ЦАВА, ЦОВЕ (АВАЦ) צָבָא армия, войско, рать, обслуживать = Г+ОРАХ+АВАЦ = ГОРОХОВЕЦ.
  Место на военной водной дороге, где собиралось ополчение из разных районов Владимиро-Суздальского княжества для проведения войсковой операции против соседей, в т.ч. и Волжской Булгарии.
  
  Нам ясна функция пограничного поселения Гороховец, его гарнизон должен был обеспечить условия для безопасного прибытия, сбора и развертывания войска на реке Клязьме. Для чего это нужно?
  1. Скрытность действий. Подготовка любой военной операции всегда проводится тайно, скрытно от наблюдения (разведки) противника, иначе противник отразит нападение.
  2. Внезапность, быстрота нападения. Малыми силами можно нанести поражение не изготовившемуся более сильному врагу. Противник лишается возможности вовремя собрать необходимые силы для отражения нападения и вывести материальные ценности из-под удара.
  Войсковые операции в средневековье не проводили без тщательной их подготовки. Дружина князя была малочисленна (250-400 чел. по сообщению источников), для осуществления дальнего похода собирали ополчение из подвластных племён и городов, которое надо было организовать, вооружить, кормить, одевать и обеспечить транспортом (гужевым, водным). Ополчение невозможно было собрать в войско в короткие сроки, для объединения частей на время похода назначали хорошо известные военачальникам места сбора, таким местом очевидно и был средневековый Гороховец.
  
  б) Источник
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H734. Оригинал: אֹרַח. Произношение: орах. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H732 - путь, дорога, стезя; перен. обычное явление.
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H6635. Оригинал: צָבָא. Произношение: цаба′ цэба′а (ЦАВА). Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H6633 - 1. армия, войско, воинство, ополчение; 2. служение, служба (военная или религиозная)
  * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, О.Н. Штейнберг, Вильно, 1878 г.; http://greeklatin.narod.ru/hebdict/index.htm
  
  в) Библейский образ
  * Книга Судей 5:6: "Во дни Самегара, сына Анафова, во дни Иаили, были пусты дороги (ОРАХ), и ходившие прежде путями прямыми ходили тогда окольными дорогами". * Числа 1:3: "от двадцати лет и выше, всех годных для войны (ЦАВА, служба) у Израиля, по ополчениям (ЦАВА) их исчислите их - ты и Аарон".
  
  Таким образом, филологическими средствами русского языка невозможно логически осмыслить и объяснить топоним Гороховец.
  Функция города, смысл (с какой целью, для чего он основан?), появляется только тогда, когда мы применяем для дешифровки топонима сакральный язык иудеохристианства - иврит.
  В ходе транслитерации двух еврейских терминов (передача слов другим алфавитом), изменились огласовки (гласные) и сохранились согласные (принадлежат Богу). В результате получилось новое уникальное понятие (топоним) в природе не имеющее значения, его невозможно спутать с другим термином, принадлежит только этому месту и связано с языком Бога.
   Кишинев, 3.10.2016 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"