Человеческая Глупость (каждый знаком с ней по личному опыту) исследовалась с древнейших времен. В данной статье автор не пытается дополнить древних философов и литераторов, столько написано о Глупости, что Глупо лезть со своими сентенциями (мнением). Мы попытаемся всего лишь установить ТЕХНИЧЕСКУЮ (этимологическую) связь между термином "глуп" и всеми видимой приметой глупца - делает (говорит) не так и не то, нанося при этом вред конкретному человеку и обществу.
Для обоснования этимологии необходим опорный материал, мы возьмем его у гуманиста, доктора богословия Эразма Роттердамского (1469-1536), написавшего замечательную сатиру "Похвала глупости" (1509) и из статьи казненного в 1945 году нацистами немецкого пастора Дитриха Бонхёффера.
"Глупость до такой степени угодна всевышнему, что ради нее одной отпускаются все прегрешения, меж тем как ни один мудрец этого не удостоен. Вот почему люди, хотя грешат с полным пониманием того, что делают, но, умоляя о прощении, ищут покровительства Глупости и пользуются ею как отговоркой. Так, Аарон, сколько помнится, в Книге Чисел, просит у Моисея помилования, говоря: "Господин мой, не поставь нам в грех, что мы поступили глупо и согрешили". Так и Саул оправдывается перед Давидом: "Безумно поступал я и очень много погрешал". Да и сам Давид взывает к господу: "Ныне молю тебя, господи, прости грех раба твоего, ибо весьма неразумно поступил я"".
* О праведниках в конце книги, гл. LXVII
"Эта малая капля трижды блаженной Глупости достается на земле лишь немногим. Они уподобляются безумцам, говорят несвязно, не обычными человеческими словами, но издавая звуки, лишенные смысла, и строят какие-то удивительные гримасы. Они то веселы, то печальны, то льют слезы, то смеются, то вздыхают и вообще постоянно пребывают вне себя. Очнувшись, они говорят, что сами не Знают, где были -- в теле своем или вне тела, бодрствовали или спали; они не помнят, что слышали, что видели, что говорили, что делали, все случившееся представляется им как бы в дымке тумана или сновидения. Одно они знают твердо: беспамятствуя и, безумствуя, они были счастливы. Поэтому они скорбят о том, что снова образумились, и ничего другого не желают, как вечно страдать подобного рода сумасшествием. Таково скудное предвкушение вечного блаженства".
* Выделим мысль Эразма Роттердамского о праведниках - "Они уподобляются безумцам, говорят несвязно, не обычными человеческими словами, но издавая звуки, лишенные смысла, и строят какие-то удивительные гримасы".
2) Дитрих Бонхёффер (1906-1945), немецкий лютеранский пастор, теолог, участник заговора против Гитлера. "Вопросы философии", 1989, N 10. "О глупости"; http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bogoslov/Artic...
* "Против глупости мы беззащитны. Здесь ничего не добиться ни протестами, ни силой; доводы не помогают; фактам, противоречащим собственному суждению, просто не верят - в подобных случаях глупец даже превращается в критика, а если факты неопровержимы, их просто отвергают как ничего не значащую случайность. При этом глупец, в отличие от злодея, абсолютно доволен собой; и даже становится опасен, если в раздражении, которому легко поддается, он переходит в нападение. Здесь причина того, что к глупому человеку подходишь с большей осторожностью, чем к злому. И ни в коем случае нельзя пытаться переубедить глупца разумными доводами, это безнадежно и опасно".
* "Глупость не столько интеллектуальный, сколько человеческий недостаток. Есть люди чрезвычайно сообразительные и, тем не менее, глупые, но есть и тяжелодумы, которых можно назвать как угодно, но только не глупцами".
* "При этом не только создается впечатление, что глупость - прирожденный недостаток, сколько приходишь к выводу, что в определенных ситуациях люди оглупляются или дают себя оглуплять. Мы наблюдаем далее, что замкнутые и одинокие люди подвержены этому недостатку реже, чем склонные к общительности (или обреченные на нее) люди и группы людей. Поэтому глупость представляется скорее социологической, чем психологической проблемой".
* "При внимательном рассмотрении оказывается, что любое мощное усиление внешней власти (будь то политической или религиозной) поражает значительную часть людей глупостью. Создается впечатление, что это прямо-таки социологический и психологический закон. Власть одних нуждается в глупости других. Процесс заключается не во внезапной деградации или отмирании некоторых (скажем, интеллектуальных) человеческих задатков, а в том, что личность, подавленная зрелищем всесокрушающей власти, лишается внутренней самостоятельности и (более или менее бессознательно) отрекается от поиска собственной позиции в создающейся ситуации. Глупость часто сопровождается упрямством, но это не должно вводить в заблуждение относительно ее несамостоятельности. Общаясь с таким человеком, просто-таки чувствуешь, что говоришь не с ним самим, не с его личностью, а с овладевшими им лозунгами и призывами".
3) Существующая этимология
Викисловарь. Глупый
Корень: глуп; окончание - ый. Значение: обладающий слабым умом, не способный к сложным рассуждениям и правильным выводам: свидетельствующий о глупости, нелогичный, необдуманный, порождённый слабым умом.
Этимология по Максу Фасмеру (праслав. - вставка Викисловаря)
Происходит от праслав. *glu-pъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. глѹпыи, ст.-слав. глѹпъ, русск. глупый, укр. глупий, болг. глуп, глупав, сербохорв. глуп, глупа, словенск. glup "глухой, глупый", чешск. hloupy, словацк. hlupy, польск. glupi, в.-луж. hlupy, нж.-луж. glupy. Вероятно, родственно - при наличии различных расширителей корня - др.-исл. glopr "идиот", далее, возм., с глум, глухой. Заимствование из герм. невероятно. Ср. также разнообразные знач.: русск. диал. глупой "неспелый (плод)", тотемск., чешск. диал. hlupit "затенять", uhlupit "испортить". Ср. еще белор. диал., слуцк. самая глупась "полночь". Отрембский указывает на родство слав. слов с лит. glusas "глупый". (этимология???, скорее статистика)
* Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов (2007): "Праслав *glu-pъ, предположительно, имеет общий исходный корень с *glu-хъ (русск. глухой)". (???)
4) Применение термина в русском (церковнославянском) языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв. Академия Наук СССР, М., 1977
* ГЛУПЕЦЪ, м. Глупец. Мнози... сыщутся и начнут быти въ крылосехъ, по ихъ разуму, гораздые певцы... На таковыхъ бы глупцовъ былъ изв′етъ, аки волы ревутъ другъ предъ другомъ. Беседа Вал. 2 , 15. XVI в. Слушай гораздо, глупецъ. Ав. Кн. обл., 624. 1679 г.
* ГЛУПОСТЬ, ж. Глупость, неразумие. Царь же, напився отъ окаянныхъ со "сдадостнымъ ласканиемъ смешаннаго, смертоноснаго яду, и самъ лукавства, паче же глупости наполнився, похваляетъ сов^тъ. Курб . Ист., 262. XVII в. со XV I в. Окаяненъ же и безуменъ оттекаетъ отъ веры Христовы... и прилепляется бйсомъ молодой вере, глупостию младенческою одержимъ. Ав. Кн. толк., 505. 1677 г.
* ГЛУПЫЙ, прил. 2. Неразумный, бессмысленный. И советы вашими [царства и народы] ко глупому концу приведенны естя. Курб Пис., 376. XVIIв.со XVIв.
* ГЛУПЬЕМЪ, нареч. По-глупому. Но Матора въ произнесенныхъ словахъ запирался... [Помета]: Отписать, что глупьемъ роспросить не уме&Т,ъ,.. [воевода]. АМГ I, 167. 1621 г.
б) Национальный корпус русского языка
* Домострой (1500-1560): "А которой человекъ глуп и грубъ и невѣжда, и небреженъ, а и есть у нево платенко, государьско жалованье или своими труды здѣлано, да беречи не умѣет,...".
* В. Н. Татищев. Разговор дву приятелей о пользе науки и училищах (1733): "А чтоб мог быть в мире человек, которой бы как глуп или злонравен ни был, а бога быть не верил, того верить неможно".
* Я. П. Козельский. Философические предложения, сочиненные надворным советником и правительствующего сената секретарем Яковом Козельским в Санкт-Петербурге 1768 года (1768): "Когда какой человек, внимая речь или вещь, не понимает ее, то он глуп; а ежели не понимает ее потому, что внимать ленится и действительно не внимает, то в таком случае нельзя еще его по справедливости назвать глупым".
Примечание: Я.П. Козельський (1729-1794) - русский философ-просветитель, инженер-капитан артиллерии Преображенского полка, статский советник, член Малороссийской коллегии.
5) Обобщение и выводы
* Термины "глуп, глупец, глупость" в литературном русском языке применялся с XVI века в следующих значениях: "внимая речь или вещь, не понимает её"; "запирается в словах"; "советы ваши к глупому концу приводят"; "глупостью младенческой одержим", "аки волы ревут".
* Эразм Роттердамский указывает: "говорят несвязно, не обычными человеческими словами, но издавая звуки, лишенные смысла".
* Теолог Д. Бонхеффер полагал: "что личность, подавленная зрелищем всесокрушающей власти, лишается внутренней самостоятельности и (более или менее бессознательно) отрекается от поиска собственной позиции в создающейся ситуации". "Став теперь безвольным орудием, глупец способен на любое зло и вместе с тем не в силах распознать его как зло. Здесь коренится опасность дьявольского употребления человека во зло, что может навсегда погубить его".
Вывод
"Красной нитью" проходит представление о том, что Глупость понятие "социологическое", а не психическое, т.е. её качественно-количественные показатели зависят от СИСТЕМЫ воспитания и обучения людей в обществе; глупый - человек не способен или не желает правильно оценивать окружающую действительность. Видимый, внешний признак - человек лишен самостоятельности в суждениях и делах, говорит и судит о действительности невнятно, невразумительно для окружающих его людей.
Целесообразно проверить термин на связь с библейскими образами и терминами, где приводится множество философских размышлений и житейских наставлений, в которых фиксируется слово-понятие "Глупость".
6) Образ Глупости в Библии
Понятие "Глупость" выражено разными терминами иврита, во многих стихах проявляется сочетание - уста (рот ивр. ПЭ) + Глупость, Глупый. Под устами (поэтический образ) понимается - речь, акт говорения.
* Екклесиаст 10:13: "начало слов из уст (ПЭ) его - глупость, а конец речи из уст его - безумие".
* Притчи 10:14: "Мудрые сберегают знание, но уста (ПЭ) глупого - близкая погибель".
* Притчи 14:3: "В устах (ПЭ) глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их".
* Притчи 15:2: "Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста (ПЭ) глупых изрыгают глупость".
* Притчи 15:14: "Сердце разумного ищет знания, уста (ПЭ) же глупых питаются глупостью".
* Притчи 18:6: "Уста глупого идут в ссору, и слова (ПЭ) его вызывают побои".
* Притчи 26:7: "Неровно поднимаются ноги у хромого, - и притча (ПЭ) в устах глупцов".
* Притчи 26:9: "Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах (ПЭ) глупцов", и т.д.
Итак, очевидно, что в библейских стихах термин Глупость и термин уста (ПЭ) соседствуют очень плотно.
7) Терминология иврита и библейские образы
а) Терминология
Из гнезда (группа слов имеющих один корень) "глуп, глуп+ость, глуп+ец" выделим русский корень, очевидно, что это корень - ГЛУП, его отмечает и Викисловарь.
Приведем выделенный русский корень в форму приближенную к грамматике иврита, прочитаем термин наоборот (как в иврите) и выделим еврейские корни - ГЛУП = наоборот ПУЛГ = П+УЛГ. Сразу же проявляется еврейский термин - Пэ פֶּה рот, уста (устная речь), который мы выделили в библейских текстах в связке с термином "Глупость" (см. выше).לְשׁוֹן жаргон, невнятная речь.
+Пояснение
* Иврит и русский язык имеют разную графику (знаки), произношение некоторых букв еврейского алфавита было утеряно, кроме того иврит - письмо без огласовок (гласных букв). К утерянному произношению относится и буква АИН, она у нас первая в слове ИЛЛЕГ: "аин ע, произносимое как придыхание, среднее между spiritus asper и lenis, в русской транскрипции ничем не отмечается" (ЕЭБЕ, ст. Алфавит сравнительный).
* При транслитерации (передача букв другим алфавитом) терминов и имен иврита на русский язык буква иврита АИН (У) не выражалась знаком, такое мнение высказывает Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Однако в практике дешифровки терминов часты случаи, когда еврейская буква АИН "ע" очевидно, передавалась как русская буква "У". Графика буквы АИН иврита и русской буквы "У" в древнем уставном письме - одинакова = "У".
* Википедия, буква "У". "В произношении буква У соответствует гласному звуку [у],... Кроме того, произношение "ГУЛЯЕТ" между [у] и [Ы] в суффиксах слов вроде воробушек/воробышек или солнышко/солнушко".
Итак, мы имеем дело с передачей термина иврита ИЛЛЕГ (говорящий невнятно) русскими буквами. Термин иврита ИЛЛЕГ "сфотографировали" и перевели в русский язык без огласовок; так как оно было написано в тексте - АИН (У) + ЛАМЕД (Л) + ГИМЕЛ (Г) = У.Л.Г. Сдвоенная согласная "ЛЛ" в кириллических алфавитах не встречается, одну букву Л удалили, в результате получилось русское - У.Л.Г. связь с языком Бога была сохранена.
++ Общий вид
русск. ГЛУ+П = прочитано наоборот П+У.Л.Г. = ивр. Пэ פֶּה рот, уста (устная речь) + У.Л.Г. (ИЛЕГ) עִלֵּג говорящий невнятно, косноязычный; т.е. человек неясно излагающий свои мысли устно (устами).
б) Источник
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
Hомер Стронга: H5926. Оригинал: עִלּג. Произношение: ‛иллэг. Часть речи: Прилагательное. Этимология: от не употребляемого корня, обозначающего stutter - заика, косноязычный.
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
Исаия 32:4: "И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные (ИЛЛГИМ, множ. от ИЛЛЕГ) будут говорить ясно".
8) Производные термины от корня "глуп"
* ГЛУ+П+ЕЦ - тот, кто сделал или сказал глупость; других вариантов словари не предлагают. Г.Л.У. (ИЛЕГ) עִלֵּג говорящий невнятно + ПЭ פֶּה рот, уста + ЕЦА עֵצָה совет, мысль; т.е. тот, кто невнятно высказывает мысли.
Талмуд объясняет понятие "глупец" - тот, кто учится, но не преуспевает, в его голове царит хаос, он не в состоянии использовать полученные знания.
* ГЛУ+ПОСТЬ (синонимы идиотизм, слабоумие) - умственная ограниченность, неспособность к здравому рассуждению; природная основа - психическое заболевание или травма, первый признак - невнятная речь; социальная основа - неразвитость мышления в результате некачественного образования или его отсутствия (нет адекватного понимания окружающей действительности).
Таким образом, русский термин ГЛУ+П и его производные "глупость", "глупец" составное слово, образовано на основе библейской терминологии и образов. Представляют собой новое слово-понятие, целостную совокупность суждений, т.е. мысли, в которой утверждается социальная характеристика человека. Маловероятно, что термин возник в "народной" среде; слишком сложная работа, выявляется религиозная философия и терминология.