Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Глуп, глупец, глупость - термин, этимолгия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  При внимательном рассмотрении оказывается,
  что любое мощное усиление внешней власти
  (будь то политической или религиозной) поражает
  значительную часть людей глупостью. ... Власть
  одних нуждается в глупости других...
  Пастор Дитрих Бонхёффер
  
  
  Человеческая Глупость (каждый знаком с ней по личному опыту) исследовалась с древнейших времен. В данной статье автор не пытается дополнить древних философов и литераторов, столько написано о Глупости, что Глупо лезть со своими сентенциями (мнением). Мы попытаемся всего лишь установить ТЕХНИЧЕСКУЮ (этимологическую) связь между термином "глуп" и всеми видимой приметой глупца - делает (говорит) не так и не то, нанося при этом вред конкретному человеку и обществу.
  Для обоснования этимологии необходим опорный материал, мы возьмем его у гуманиста, доктора богословия Эразма Роттердамского (1469-1536), написавшего замечательную сатиру "Похвала глупости" (1509) и из статьи казненного в 1945 году нацистами немецкого пастора Дитриха Бонхёффера.
  
  1) Эразм. "Похвала глупости" (несколько цитат) http://lib.ru/FILOSOF/ERAZM/pohwala.txt
  * Глава LXV
  "Глупость до такой степени угодна всевышнему, что ради нее одной отпускаются все прегрешения, меж тем как ни один мудрец этого не удостоен. Вот почему люди, хотя грешат с полным пониманием того, что делают, но, умоляя о прощении, ищут покровительства Глупости и пользуются ею как отговоркой. Так, Аарон, сколько помнится, в Книге Чисел, просит у Моисея помилования, говоря: "Господин мой, не поставь нам в грех, что мы поступили глупо и согрешили". Так и Саул оправдывается перед Давидом: "Безумно поступал я и очень много погрешал". Да и сам Давид взывает к господу: "Ныне молю тебя, господи, прости грех раба твоего, ибо весьма неразумно поступил я"".
  * О праведниках в конце книги, гл. LXVII
  "Эта малая капля трижды блаженной Глупости достается на земле лишь немногим. Они уподобляются безумцам, говорят несвязно, не обычными человеческими словами, но издавая звуки, лишенные смысла, и строят какие-то удивительные гримасы. Они то веселы, то печальны, то льют слезы, то смеются, то вздыхают и вообще постоянно пребывают вне себя. Очнувшись, они говорят, что сами не Знают, где были -- в теле своем или вне тела, бодрствовали или спали; они не помнят, что слышали, что видели, что говорили, что делали, все случившееся представляется им как бы в дымке тумана или сновидения. Одно они знают твердо: беспамятствуя и, безумствуя, они были счастливы. Поэтому они скорбят о том, что снова образумились, и ничего другого не желают, как вечно страдать подобного рода сумасшествием. Таково скудное предвкушение вечного блаженства".
  * Выделим мысль Эразма Роттердамского о праведниках - "Они уподобляются безумцам, говорят несвязно, не обычными человеческими словами, но издавая звуки, лишенные смысла, и строят какие-то удивительные гримасы".
  
  2) Дитрих Бонхёффер (1906-1945), немецкий лютеранский пастор, теолог, участник заговора против Гитлера. "Вопросы философии", 1989, N 10. "О глупости"; http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bogoslov/Artic...
  
  * "Против глупости мы беззащитны. Здесь ничего не добиться ни протестами, ни силой; доводы не помогают; фактам, противоречащим собственному суждению, просто не верят - в подобных случаях глупец даже превращается в критика, а если факты неопровержимы, их просто отвергают как ничего не значащую случайность. При этом глупец, в отличие от злодея, абсолютно доволен собой; и даже становится опасен, если в раздражении, которому легко поддается, он переходит в нападение. Здесь причина того, что к глупому человеку подходишь с большей осторожностью, чем к злому. И ни в коем случае нельзя пытаться переубедить глупца разумными доводами, это безнадежно и опасно".
  * "Глупость не столько интеллектуальный, сколько человеческий недостаток. Есть люди чрезвычайно сообразительные и, тем не менее, глупые, но есть и тяжелодумы, которых можно назвать как угодно, но только не глупцами".
  * "При этом не только создается впечатление, что глупость - прирожденный недостаток, сколько приходишь к выводу, что в определенных ситуациях люди оглупляются или дают себя оглуплять. Мы наблюдаем далее, что замкнутые и одинокие люди подвержены этому недостатку реже, чем склонные к общительности (или обреченные на нее) люди и группы людей. Поэтому глупость представляется скорее социологической, чем психологической проблемой".
  * "При внимательном рассмотрении оказывается, что любое мощное усиление внешней власти (будь то политической или религиозной) поражает значительную часть людей глупостью. Создается впечатление, что это прямо-таки социологический и психологический закон. Власть одних нуждается в глупости других. Процесс заключается не во внезапной деградации или отмирании некоторых (скажем, интеллектуальных) человеческих задатков, а в том, что личность, подавленная зрелищем всесокрушающей власти, лишается внутренней самостоятельности и (более или менее бессознательно) отрекается от поиска собственной позиции в создающейся ситуации. Глупость часто сопровождается упрямством, но это не должно вводить в заблуждение относительно ее несамостоятельности. Общаясь с таким человеком, просто-таки чувствуешь, что говоришь не с ним самим, не с его личностью, а с овладевшими им лозунгами и призывами".
  
  3) Существующая этимология
  
  Викисловарь. Глупый
  Корень: глуп; окончание - ый. Значение: обладающий слабым умом, не способный к сложным рассуждениям и правильным выводам: свидетельствующий о глупости, нелогичный, необдуманный, порождённый слабым умом.
  Этимология по Максу Фасмеру (праслав. - вставка Викисловаря)
  Происходит от праслав. *glu-pъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. глѹпыи, ст.-слав. глѹпъ, русск. глупый, укр. глупий, болг. глуп, глупав, сербохорв. глуп, глупа, словенск. glup "глухой, глупый", чешск. hloupy, словацк. hlupy, польск. glupi, в.-луж. hlupy, нж.-луж. glupy. Вероятно, родственно - при наличии различных расширителей корня - др.-исл. glopr "идиот", далее, возм., с глум, глухой. Заимствование из герм. невероятно. Ср. также разнообразные знач.: русск. диал. глупой "неспелый (плод)", тотемск., чешск. диал. hlupit "затенять", uhlupit "испортить". Ср. еще белор. диал., слуцк. самая глупась "полночь". Отрембский указывает на родство слав. слов с лит. glusas "глупый". (этимология???, скорее статистика)
  
  * Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов (2007): "Праслав *glu-pъ, предположительно, имеет общий исходный корень с *glu-хъ (русск. глухой)". (???)
  
  4) Применение термина в русском (церковнославянском) языке
  
  а) Словарь русского языка XI-XVII вв. Академия Наук СССР, М., 1977
  * ГЛУПЕЦЪ, м. Глупец. Мнози... сыщутся и начнут быти въ крылосехъ, по ихъ разуму, гораздые певцы... На таковыхъ бы глупцовъ былъ изв′етъ, аки волы ревутъ другъ предъ другомъ. Беседа Вал. 2 , 15. XVI в. Слушай гораздо, глупецъ. Ав. Кн. обл., 624. 1679 г.
  * ГЛУПОСТЬ, ж. Глупость, неразумие. Царь же, напився отъ окаянныхъ со "сдадостнымъ ласканиемъ смешаннаго, смертоноснаго яду, и самъ лукавства, паче же глупости наполнився, похваляетъ сов^тъ. Курб . Ист., 262. XVII в. со XV I в. Окаяненъ же и безуменъ оттекаетъ отъ веры Христовы... и прилепляется бйсомъ молодой вере, глупостию младенческою одержимъ. Ав. Кн. толк., 505. 1677 г.
  * ГЛУПЫЙ, прил. 2. Неразумный, бессмысленный. И советы вашими [царства и народы] ко глупому концу приведенны естя. Курб Пис., 376. XVIIв.со XVIв.
  * ГЛУПЬЕМЪ, нареч. По-глупому. Но Матора въ произнесенныхъ словахъ запирался... [Помета]: Отписать, что глупьемъ роспросить не уме&Т,ъ,.. [воевода]. АМГ I, 167. 1621 г.
  
  б) Национальный корпус русского языка
  
  * Домострой (1500-1560): "А которой человекъ глуп и грубъ и невѣжда, и небреженъ, а и есть у нево платенко, государьско жалованье или своими труды здѣлано, да беречи не умѣет,...".
  * В. Н. Татищев. Разговор дву приятелей о пользе науки и училищах (1733): "А чтоб мог быть в мире человек, которой бы как глуп или злонравен ни был, а бога быть не верил, того верить неможно".
  * Я. П. Козельский. Философические предложения, сочиненные надворным советником и правительствующего сената секретарем Яковом Козельским в Санкт-Петербурге 1768 года (1768): "Когда какой человек, внимая речь или вещь, не понимает ее, то он глуп; а ежели не понимает ее потому, что внимать ленится и действительно не внимает, то в таком случае нельзя еще его по справедливости назвать глупым".
  Примечание: Я.П. Козельський (1729-1794) - русский философ-просветитель, инженер-капитан артиллерии Преображенского полка, статский советник, член Малороссийской коллегии.
  
  5) Обобщение и выводы
  
  * Термины "глуп, глупец, глупость" в литературном русском языке применялся с XVI века в следующих значениях: "внимая речь или вещь, не понимает её"; "запирается в словах"; "советы ваши к глупому концу приводят"; "глупостью младенческой одержим", "аки волы ревут".
  * Эразм Роттердамский указывает: "говорят несвязно, не обычными человеческими словами, но издавая звуки, лишенные смысла".
  * Теолог Д. Бонхеффер полагал: "что личность, подавленная зрелищем всесокрушающей власти, лишается внутренней самостоятельности и (более или менее бессознательно) отрекается от поиска собственной позиции в создающейся ситуации". "Став теперь безвольным орудием, глупец способен на любое зло и вместе с тем не в силах распознать его как зло. Здесь коренится опасность дьявольского употребления человека во зло, что может навсегда погубить его".
  
  Вывод
  "Красной нитью" проходит представление о том, что Глупость понятие "социологическое", а не психическое, т.е. её качественно-количественные показатели зависят от СИСТЕМЫ воспитания и обучения людей в обществе; глупый - человек не способен или не желает правильно оценивать окружающую действительность. Видимый, внешний признак - человек лишен самостоятельности в суждениях и делах, говорит и судит о действительности невнятно, невразумительно для окружающих его людей.
  Целесообразно проверить термин на связь с библейскими образами и терминами, где приводится множество философских размышлений и житейских наставлений, в которых фиксируется слово-понятие "Глупость".
  
  6) Образ Глупости в Библии
  
  Понятие "Глупость" выражено разными терминами иврита, во многих стихах проявляется сочетание - уста (рот ивр. ПЭ) + Глупость, Глупый. Под устами (поэтический образ) понимается - речь, акт говорения.
  
  * Екклесиаст 10:13: "начало слов из уст (ПЭ) его - глупость, а конец речи из уст его - безумие".
  * Притчи 10:14: "Мудрые сберегают знание, но уста (ПЭ) глупого - близкая погибель".
  * Притчи 14:3: "В устах (ПЭ) глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их".
  * Притчи 15:2: "Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста (ПЭ) глупых изрыгают глупость".
  * Притчи 15:14: "Сердце разумного ищет знания, уста (ПЭ) же глупых питаются глупостью".
  * Притчи 18:6: "Уста глупого идут в ссору, и слова (ПЭ) его вызывают побои".
  * Притчи 26:7: "Неровно поднимаются ноги у хромого, - и притча (ПЭ) в устах глупцов".
  * Притчи 26:9: "Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах (ПЭ) глупцов", и т.д.
  
  Итак, очевидно, что в библейских стихах термин Глупость и термин уста (ПЭ) соседствуют очень плотно.
  
  7) Терминология иврита и библейские образы
  
  а) Терминология
  
  Из гнезда (группа слов имеющих один корень) "глуп, глуп+ость, глуп+ец" выделим русский корень, очевидно, что это корень - ГЛУП, его отмечает и Викисловарь.
  Приведем выделенный русский корень в форму приближенную к грамматике иврита, прочитаем термин наоборот (как в иврите) и выделим еврейские корни - ГЛУП = наоборот ПУЛГ = П+УЛГ. Сразу же проявляется еврейский термин - Пэ פֶּה рот, уста (устная речь), который мы выделили в библейских текстах в связке с термином "Глупость" (см. выше).לְשׁוֹן жаргон, невнятная речь.
  
  +Пояснение
  * Иврит и русский язык имеют разную графику (знаки), произношение некоторых букв еврейского алфавита было утеряно, кроме того иврит - письмо без огласовок (гласных букв). К утерянному произношению относится и буква АИН, она у нас первая в слове ИЛЛЕГ: "аин ע, произносимое как придыхание, среднее между spiritus asper и lenis, в русской транскрипции ничем не отмечается" (ЕЭБЕ, ст. Алфавит сравнительный).
  
  * При транслитерации (передача букв другим алфавитом) терминов и имен иврита на русский язык буква иврита АИН (У) не выражалась знаком, такое мнение высказывает Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Однако в практике дешифровки терминов часты случаи, когда еврейская буква АИН "ע" очевидно, передавалась как русская буква "У". Графика буквы АИН иврита и русской буквы "У" в древнем уставном письме - одинакова = "У".
  
  * Википедия, буква "У". "В произношении буква У соответствует гласному звуку [у],... Кроме того, произношение "ГУЛЯЕТ" между [у] и [Ы] в суффиксах слов вроде воробушек/воробышек или солнышко/солнушко".
  
  Итак, мы имеем дело с передачей термина иврита ИЛЛЕГ (говорящий невнятно) русскими буквами. Термин иврита ИЛЛЕГ "сфотографировали" и перевели в русский язык без огласовок; так как оно было написано в тексте - АИН (У) + ЛАМЕД (Л) + ГИМЕЛ (Г) = У.Л.Г. Сдвоенная согласная "ЛЛ" в кириллических алфавитах не встречается, одну букву Л удалили, в результате получилось русское - У.Л.Г. связь с языком Бога была сохранена.
  
  ++ Общий вид
  русск. ГЛУ+П = прочитано наоборот П+У.Л.Г. = ивр. Пэ פֶּה рот, уста (устная речь) + У.Л.Г. (ИЛЕГ) עִלֵּג говорящий невнятно, косноязычный; т.е. человек неясно излагающий свои мысли устно (устами).
  
  б) Источник
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H5926. Оригинал: עִלּג. Произношение: ‛иллэг. Часть речи: Прилагательное. Этимология: от не употребляемого корня, обозначающего stutter - заика, косноязычный.
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H6310. Оригинал: פֶּה. Произношение: пэ. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H6284 - 1. рот, уста, пасть, отверстие, устье, острие (меча).
  
   в) Библейский образ
  Исаия 32:4: "И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные (ИЛЛГИМ, множ. от ИЛЛЕГ) будут говорить ясно".
  
  8) Производные термины от корня "глуп"
  
  * ГЛУ+П+ЕЦ - тот, кто сделал или сказал глупость; других вариантов словари не предлагают. Г.Л.У. (ИЛЕГ) עִלֵּג говорящий невнятно + ПЭ פֶּה рот, уста + ЕЦА עֵצָה совет, мысль; т.е. тот, кто невнятно высказывает мысли.
  Талмуд объясняет понятие "глупец" - тот, кто учится, но не преуспевает, в его голове царит хаос, он не в состоянии использовать полученные знания.
  * ГЛУ+ПОСТЬ (синонимы идиотизм, слабоумие) - умственная ограниченность, неспособность к здравому рассуждению; природная основа - психическое заболевание или травма, первый признак - невнятная речь; социальная основа - неразвитость мышления в результате некачественного образования или его отсутствия (нет адекватного понимания окружающей действительности).
  ГЛУ+ПОСТЬ = Г.Л.У. (ИЛЕГ) עִלֵּג говорящий невнятно + ПУШАТ, ПАШУТ (ш-с) פָּשׁוּט простой, упрощать, бесхитростный.
  
  Таким образом, русский термин ГЛУ+П и его производные "глупость", "глупец" составное слово, образовано на основе библейской терминологии и образов. Представляют собой новое слово-понятие, целостную совокупность суждений, т.е. мысли, в которой утверждается социальная характеристика человека. Маловероятно, что термин возник в "народной" среде; слишком сложная работа, выявляется религиозная философия и терминология.
  
  Кишинев, 2014 г.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"