Происходит от праслав. *golsъ, от кот. в числе прочего произошли (вставка Викисловаря): ст.-слав. гласъ (др.-греч. φωνή foní), русск. голос, укр. го́лос, белор. голас, болг. глас, сербохорв. гла̑с, словенск. glas, чешск. hlas, польск. głos, в.-луж. hłós, н.-луж. głos. Образование на -so аналогично лит. gar̃sas "звук", др.-инд. भाषा (bhāṣā) "речь, язык", лит. bal̃sas "голос": bìl̃ti "заговорить"; ср. к. голого́лить. Ср. осет. ɣalas "голос", далее, др.-исл. kalla "кричать, говорить", ирл. gall (*galno-) "знаменитый", кимрск. galw "звать, призывать". (??? статистика, этимологии нет)
* Голос. Корень: -голос-. Значение: звуки, которые человек или животное издает с помощью горловых связок. Этимология по Максу Фасмеру, см. выше.
* Гласный. Корень: -глас-; суффикс: -н; окончание: -ый. Значение: лингв. образуемый при свободном прохождении воздуха через полость рта (о звуках речи). Этимология, см. выше.
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв. АН СССР, М., 1977; http://vk.com/doc-23433303_131890930
* Гласъ, м. 1. Голос; звук. Вьсехъ бо [птиц] гласи бяху различьни и щьбьтаху седяще друга къ друзе. (Сказ. Агапия) Усп. сб., 468. XII-XIII вв. ... Гласъ вопиющаго въ пустыни - о напрасном призыве к чему-л. Як о же есть писано въ книзе словесъ Исаиа пророка, глаголюща: гласъ вопиющаго в пустыни, уготовайте путь господень. ВМЧ, Окт. 4-18, 1168. XVI в. 2. Изречение, высказывание (произнесенное вслух), слова. "Гнь (Господень) гласъ въспоминаше", (Ж. Феодос. Нест.) Усп. сб., 88. XII-XIII вв. 3. Язык, речь. "Обычно же есть еврейскому гласу ибо множствомъ нарицати небеса". ВМЧ, Дек. 1-5, 178. XVI в.
* Гласити. 1. Издавать звуки. Враны гласить кра-кра. (Ж. Афан.) Усп. сб., 42. XII-XIII вв.
* Гласный, прил. 1. Обладающий голосом, звучащий. Кую пакость творять гусли глуми и ини съсуди гласьнии. Златостр., 49. XII в. 2. Гласный (о буквах, обозначающих гласные звуки). Дасиею нарицает в грамматице запятую, пишемую над гласными писмены, еже есть над сими: а, ё, и, оу, ю, ... Алф. х, 59. XVII в.
* Глашати. 1. То же, что гласити (в знач.) 1. ... 2. Возглашать, восклицать. На нбесьхъ (небесах) ликуеши съ англы... блжне, и глашаеши съ ними радостино: стъ стъ стъ. Мин. ноябрь, 344. 1097 г.
* Глашение. Звучание, звук. И бысть одесну его вражение на Иерслма, яко обьставити острогъ, яко отвести уста с воплемъ и възвышити гласъ, съ глашениемъ трубныимъ. (Иезек. XXI, 22) Библ. Генн. 1499 г.
б) Национальный корпус русского языка
* Из Диоптры Филиппа Пустынника. Разговор души и плоти (1300-1400): "Яже в тебѣ ни вѣтий, ни любомудрець, ни земовѣрьник пакы, но ниже волхвъ враг,―никтоже знает та, дондеже приимеши от мене шестострунная уста и къ голосу подобному органскыя моя уды: горло же и душник, гортань же и языкъ, зубы и устны с ними,―и глас вершиши".
* Пискаревский летописец (1600-1650): "И после де того промеж ими учал быти смех и один де из них изо всех голос толст, против его говорили все встрешно".
3) Обобщение и вывод
* По современным научным представлениям язык участвует в процессе членораздельной речи, наряду с глоткой, гортанью, легкими и т.д. При выдохе голосовые связки вибрируют и образуют звук - так возникают гласные звуки; согласные образуются при помощи языка, нёба и губ, но и гортань может являться местом формирования согласных.
Древние авторы полагали, что язык участвует в процессе возникновения звука, речи: "горло же и душник, гортань же и языкъ, зубы и устны с ними, ―и глас вершиши", "язычное орудие", "биющее воздух языком".
* Терминология "глас, гласный" зафиксирована в источниках с XI-XII вв., широко использовалась в переводах Библии, богослужебных и светских текстах, что явно указывает на заимствование. Маловероятна связь сугубо христианского термина с гипотетическим "праславянским" языком (Викисловарь). Не мог литургический (служебный) термин связанный с Божеством, быть заимствованным из языческого племенного лексикона. Светская наука рассматривает термин в связи с профанным (мирским), однако исследования национальной лексики показывают, что в основе национального профанного всегда находится святое - библейский образ и термин.
Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и лексикой, тем более что такие исследования не проводились, по крайней мере, о них ничего не известно.
4) Библейский образ
Из примеров использования слов в древнем русском языке ясно, что термины "глас-гласный" применялись для обозначения работы голосового аппарата человека или животного; звуков, издаваемых человеком (животным) при говорении (мычании, блеяние, щебетании). Посмотрим, как работу языка (возникновение гласа) описывали древние авторы Библии.
* Исход 11:7: "у всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком (ЛАШОН) своим, дабы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами".
* Иисус Навин 10:21: "весь народ возвратился в стан к Иисусу в Макед с миром, и никто на сынов Израилевых не пошевелил языком (ЛАШОН) своим.
* Иов 33:2: "Вот, я открываю уста мои, язык (ЛАШОН) мой говорит в гортани моей".
* Исаия 57:4: "Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык (ЛАШОН)? не дети ли вы преступления, семя лжи".
* Иов 37:2: "Слушайте, слушайте голос Его и гром (ХЕГЕ), исходящий из уст Его".
* Иов 27:4: "не скажут уста мои неправды, и язык (ЛАШОН) мой не произнесет (ЙЕХГЕ, от ХАГА) лжи!".
По представлениям людей средневековья основанных на образах Библии (другие массовые источники неизвестны), "глас" - продукт голосового аппарата, в т.ч. и языка - звуки речи, получаются в результате передвижения языка во рту. Человека лишённого языка назвали безгласным, немым (лишенным способности говорить, издавать членораздельные звуки); следовательно, в форме слова должны содержаться понятия: язык и то, что он производит - звук, речь.
5) Терминология иврита
Приведем термин в форму, приближенную к грамматике иврита и выделим корень - ГЛАСНЫЙ = Г + ЛАСН+ЫЙ, у нас моментально выявляются два соответствующих корня иврита.
При транслитерации (передача слова другим алфавитом) на русский язык первая буква иврита he (звук средний Х-Г) в слове Хеге не передавалась (не читалась).
ЕЭБЕ (1908-13), ст. Алфавит сравнительный: "he, ה (= лат. h, греч. spiritusasper) по-русски большей частью не произносится: ()Авель (לבה), ()Осия (עשוה), Авра()ам (םהדבא), Син()едрион (ן׳ודהנס), или, ассимилируясь с гласным звуком, выражается буквою И (= греч. η (эта), происходящим от евр. ח (хетт)), например: Ииуй (אוהי = אוחי), Иису(с) (עשוהי = עשוחי). Подобно ח (хет), и ה (he) в конце слова выражается через Й: Моисей (השמ). Впрочем, ה иногда выражается через Г (h): Гиллель (ללה), Гегай (ינה)".
Итак, еврейский термин ХЕГЕ, ХАГА звук, произносить - в русском языке приобрёл форму - Г.
б) ЛАСН = ЛАШОН לָשׁוֹן язык, языковый, речь.
* Справка. ЕЭБЕ, ст. Алфавит сравнительный
Буква иврита син-шин (С-Ш, ש) передавалась русской буквой С или З.
ГЛАСНЫЙ = Г + ЛАСН+ЫЙ = ХАГА (ГАГА) הָגָה произносить, изрекать, звук + ЛАШОН לָשׁוֹן язык + И י сокращенное написание имени Бога в древних текстах; звук, речь языка Бога.
Очевидно составной термин, сформирован на образах и терминах Библии. Термин "ГЛАС" является сокращением от слова ГЛАСНЫЙ, фиксируются в одно время, имеют одно содержание.
Таким образом, мы получили ясное представление о русском термине "глас, голос, гласный" = звук (речь) языка Бога.
Данная интерпретация соответствует действительности: религиозной организации общества, дошедших до нас правилам интерпретации еврейских терминов, формой слова (совокупностью согласных и гласных), а также библейским образам.