Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Алмаз - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Зри сие слово
  Словарь Академии Российской 1789
  
  
  Единичные алмазы попали в Европу в VI-V вв. до н.э. из Индии, исключительное физическое свойство минерала - ТВЕРДОСТЬ, КРЕПКИЙ (свойство быть твердым) камень, по шкале Мооса - 10, наивысшая твердость. Со временем разобрались, что твердость камня различна в разных направлениях граней кристалла, в результате чего стала возможна его обработка.
  Свойства алмаза породили массу легенд, камень считался талисманом полководцев и монархов, редкие алмазы находились в собственности аристократов и использовались в церемониальных и ритуальных целях, передавались по наследству как символ власти.
  Материальная основа ценности камня (наивысшая среди предметов) - чрезвычайная редкость минерала, твердость, соответственно долговечность (не нужно расходов на содержание), определили высокую стоимость - сконцентрировали БОГАТСТВО в маленьком предмете, превратив алмаз в "вечную валюту" аристократов древнего мира.
  
  Алмаз как объект обработки долго сопротивлялся камнерезам, первые сведения о шлифовании камня историки относят к 1375 г. (Нюренберг), затем есть данные о парижском шлифовальщике Германе от 1407 г.; фламандец Людвиг ванн Беркен из Брюгге (сер. XV в.) создал новый шлифовальный станок и ускорил процесс обработки камня, позже научились огранивать (придавать форму) и распиливать алмазы.
  В начале XVIII века добыча алмазов в Индии сократилась, в 1729 г. алмазы нашли в Бразилии, в 1886 г. в Южной Африке, в 1907 - 1920 гг. в Конго, Гвинее, Анголе и др. странах Африки; в 50-х годах XX в. в России, в 1978 - в Канаде и в Австралии.
  Если мы подводим читателя к мысли о семитском происхождении термина АЛМАЗ, то необходимо указать и на роль евреев в развитии ювелирного искусства, специальный ювелирный термин не может возникнуть в "народе", который не занимается обработкой и продажей драгоценных камней.
  
  1) Краткая история развития еврейского ювелирного дела
  
  Через Израиль (перекресток Африка-Азия) проходили важнейшие торговые пути древнего мира между Египтом и Месопотамией и др. странами, наряду с обычными товарами по ним транспортировались также предметы ювелирного искусства, которые пользовались постоянным спросом в среде высшей власти, что способствовало раннему знакомству евреев с ювелирным делом.
  Одно из древнейших упоминаний драгоценных камней имеется в Библии, наперсник (нагрудник) Первосвященника (Исх. 28:15-21) был украшен 12 камнями (по числу колен). Цвет камней не упоминается, поэтому определить их принадлежность к определенным минералам невозможно; считают, что во втором ряду камней находился алмаз (в Библии и Талмуде употребляют термины - "яхалом" и "шамир").
  
  В ходе общественного разделения труда, античного и средневекового иудеохристианского переустройства европейского общества, в еврейской среде выделились группа торговцев драгоценными камнями и ремесленников-ювелиров; в средневековье и в Новом времени еврейские торговцы и ювелиры обслуживают практически все потребности монархов в предметах ювелирного искусства.
  Роль драгоценных камней в политике была значительна, вспомним темную историю с алмазным ожерельем (стоим. 100 млн. $ по современным цен.) королевы Марии-Антуанетты (супруга короля Луи XVI), случившуюся в ночь, накануне Французской революции 1789 года и вызвавшее массовое недовольство парижан.
  
  а) Электронная еврейская энциклопедия. Ювелирное искусство
  
  "В 18 в. еврейское ювелирное дело было тесно связано с еврейской торговлей драгоценными камнями, центром которой были Амстердам и Гамбург. В 1749 г. среди вернувшихся в Прагу евреев было восемь мастеров золотых дел, а в 1830 г. в городе было уже 55 мастеров.
  В Силезии еврейские ювелиры работали с середины 18 в., в остальной Германии - лишь с середины 19 в.
  Еврейские ювелиры были также в Польше и Литве; в 1664 г. Хирш Желенович получил официальный титул королевского мастера золотых дел. В 17-18 вв. среди еврейских ремесленных цехов Кракова самым богатым считался цех ювелиров. ...
  
  В России евреи традиционно были мастерами ювелирного искусства. Еще в 17 в. в Москве, в Новомещанской слободе, заселенной ... почти исключительно выходцами из Литвы и Белоруссии, жили и работали многочисленные мастера серебряных и золотых дел из Вильно, Смоленска, Витебска, Минска, Шклова, Полоцка, Мстиславля, Могилева и других городов. Подавляющее большинство этих мастеров составляли евреи, обращенные в христианство.
  В крупных городах черты оседлости и Царства Польского евреям иногда принадлежали не только ювелирные мастерские, но и фабрики по производству золотых и серебряных изделий".
  
  "В средние века работа по золоту и серебру, как и другие еврейские ремесла, была распространена в странах Средиземноморья. Материалы из Каирской генизы показывают, что в 11-12 вв. это ремесло было хорошо оплачиваемым и в высшей степени профессиональным занятием евреев в Египте и в прилегающих к нему областях до Адена.
  В Ираке, Персии, Йемене и в странах Магриба среди ювелиров было много евреев. В арабских странах это положение сохранялось до нового времени. Так, в 1844 г. в Багдаде из 1607 семей еврейских ремесленников и торговцев 260 были заняты ювелирным делом".
  
  б) Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, ст. Ремесленники
  
  "Большинство евреев занято в портняжном деле, сапожном, а также ЮВЕЛИРНОМ. В Голландии евреи очень сильно представлены в шлифовании бриллиантов; в Амстердаме число евреев-шлифовщиков равно 60%".
  
  2) Существующая этимология
  
  а) Викисловарь
  Корень: -алмаз-. Значение - прозрачный твёрдый минерал, одна из аллотропных форм углерода, дорогой драгоценный камень.
  Этимология по Максу Фасмеру
  Происходит от тюркск., ср.: тел., тат., казахск., кирг., кыпч. almas - то же, тур. elmas, которое идет через арабск. из др.-греч. ἀδάμας adámas. Русск. алмаз - уже у Афанасия Никитина.
  
  б) Википедия
  Алма́з (от араб. almās, которое идёт через арабск. из др.-греч. ἀδάμας adámas - "несокрушимый").
  
  в) Викисловарь
  Древнегреческий ἀδάμας adámas (несокрушимый?). Значения - 1. сталь; 2. алмаз.Этимология (автор не известен):
  Происходит от ἀν- "не,без" + δαμάζω "укрощать, покорять", восходит к праиндоевр. *dem- "приручать, укрощать", откуда лат. domō "приручаю, покоряю", др.-в.-нем. zemmen "укрощать", англ. tame "приручать", санскр. dāmyati "укрощать" (???).
  
  г) Словарь русского языка XI-XVII вв. М., Академия Наук, 1975
  
  АЛМАЗЪ (ОЛМАЗЪ). "Алмазъ же родится в горе каменной", Х. Афан. Никит. 1472 г. "Аще воин тотъ камень олмазъ на лъвой стране носит или во оружии или во иных платияхъ тогда опасенъ бываетъ от своих супостатъ". Травн. Любеч. 1534 г.
  
  В конце XVI- нач. XVII в. появляются в документах упоминания алмазных изделий и "алмазных" торговцев и мастеров - АЛМАЗНИКЪ (купец), АЛМАЗЧИКЪ (ремесленник); "Словарь ..." приводит примеры: "золотой перстень с алмазом", "запона с алмазом", "золотые пуговицы... а в гнездах по алмазу", "алмазить" - шлифовать и резать драгоценные камни (Торг. книга, XVI-XVII); "перо золотое ... въ немъ 55 алмазов".
  Производится оценка возможностей сбыта драгоценных камней на Московском рынке: "Да торговые люди кадашевецъ Козьма Ивановъ, алмазчикъ Иван Кириловъ, смотря камени яхонта, сказали, что купцовъ на него въ Московскомъ государствъ не будет", 1695.
  
  д) Словарь Академии Российской 1789 г.
  
  АДАМАНТЪ. Греч. "Блестящий камень, между драгоценными первую степнь занимающий и ТВЕРДОСТЬЮ своей все камни превосходящий; назван он Адамантомъ, что значит НЕЛРЕОДОЛЪННЫЙ (так в тексте), по тому, что все прочие камни своей твердостью побеждает.
  Слово сие АДАМАНТЪ находится токмо в церковных книгах, а в общем употреблении камень сей АравитскимЪ словом называется АЛМАЗЪ. Зри сие слово".
  
  е) Словарь Академии Российской 1847
  
  Алмазъ. 1) Камень, занимающий между драгоценными первое место.
  
  3) Обобщение и вывод
  
  * Древнегреческий термин adámas (алмаз, в новогреческом - Адам) и термин АЛМАЗ не имеют между собой фонетической и графической связи, следовательно, это два разных термина. Вся цепочка этимологий, построенная на греческом ADAMAS - неверна, содержание термина (смысл) "приручаю, покоряю, укрощаю" не имеет общего с понятием АЛМАЗ, основной характеристикой которого является ТВЕРДОСТЬ.
  
  * Арабский термин ALMASсуществует, но только как термин, обозначающий КОНКРЕТНЫЙ ПРЕДМЕТ (камень алмаз), его невозможно разложить на составные части; данный факт говорит, о том, что слово - заимствовано. Понятие ТВЕРДОСТЬ в арабском языке обозначено другим термином.
  
  * Термин АЛМАЗ отмечен в русском, украинском, белорусском, арабском, турецком, татарском языках, в других европейских языках употребляется термин ДИАМАНТ, что говорит об АРЕАЛЕ и ВРЕМЕНИ его распространения - русско-турецкое противостояние и войны XVI-XVII вв., начались с 1541 года и продолжились: в 1556, 1558, 1568-1570 (Астрахань), 1676-1681 и т.д.
  
  * Древние русские документы употребляют термин АЛМАЗ с 1534 года (текст Афанасия Никитина был внесен в Летописный свод в 1489 г.).
  
  * Основная характеристика АЛМАЗА - твердость, об этом сообщают прямо или косвенно практически все документы.
  
  Вывод
  Очевидно, что смысл термина АЛМАЗ надо искать в лексике общего религиозно-торгового языка имевшего распространение как в причерноморском, кавказском регионах, так и в Турции, им мог быть только один язык - ИВРИТ.
  
  4) Терминология иврита и библейские образы
  
  а) Терминология
  
  Приведем термин в форму близкую ивриту и выделим корни - АЛМАЗ = АЛ+МАЗ или АЛ+М+АЗ.
  
  а) АЛ+МАЗ = АЛ עַל над, СВЕРХ + МАОЗ מָעֺז твердыня.
  
  б) АЛ+М+АЗ = АЛ עַל над, СВЕРХ + М (МЕ, МИ) מ из-за, из, более чем + АЗ עַז сильный, крепкий (свойство быть твердым); ОЗ עֺז крепость, величие.
  
  б) Образы Библии
  
  * Исход 15:2: "Господь крепость (ОЗ) моя и слава моя".
  
  * 1 Цар. 2:10: "Господь будет судить концы земли и даст крепость (ОЗ) царю Своему".
  Судей 9:51: "Среди города была крепкая (АЗ) башня".
  
  * Притчи 18:19: "Озлобившийся брат неприступнее крепкого (АЗ) города, и ссоры подобны запорам замка".
  
  * Притчи 14:26: "В страхе перед Господом - надежда твердая (АЗ), и сынам Своим Он прибежище", и т.д. термины АЗ, ОЗ, МАОЗ широко применяются в библейских произведениях в указанных выше и других значениях.
  
  Таким образом, очевидно, что термин АЛМАЗ сформировался примерно в XV-XVI вв. В его структуре заложено два корня иврита - АЛ сверх и МАОЗ или АЗ, ОЗ крепость (свойство быть твердым), что при сложении приобретает смысл - СВЕРХКРЕПКИЙ (сверхтвердый).
  Термин характеризует редкий природный минерал со стороны возможности его обработки, что указывает на ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СРЕДУ (еврейские торговцы и ювелиры, аристократические круги) где обращался минерал (термин), малоизвестный до XVII-XVIIIвв., когда он вошел в язык документов власти, а затем и в словари.
  
  Система европейского средневекового образования и воспитания строилась на передаче от учителя (священника) ученику (прихожанину) ОБРАЗОВ Библии, образ передавался посредством СЛОВА-СИГНАЛА, который закреплялся в сознании путем многократного повторения и разъяснения (годичные циклы изучения Святого Писания).
  По окончанию обучения ИУДЕОХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЕ, ученик был способен воспринимать СЛОВА-СИГНАЛЫ, в своём сознании трансформировать их в ОБРАЗЫ и манипулировать ими, т.е. МЫСЛИТЬ в системе ИУДЕОХРИСТИАНСКОЙ идеологии.
  Когда мы говорим, что системы ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ сформировались в Европе в XVIII-XIX вв. мы имеем в виду только светское образование и не замечаем систему религиозного образования. На нём собственно и держится европейское миропонимание и общественный порядок до сего дня, при вводе в эту систему других идеологий (язычества) она обрушится, что мы и наблюдаем по последним событиям в Европе.
   Кишинев, 25. 12. 2015 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"