* Галахово - село в Екатериновском районе Саратовской области, расположено на главной дороге района, у реки Белгаз. Показана на Специальной карте Западной части России Шуберта 1832 г.; на Специальной Карте Европейской России Стрельбицкого 1871 г.; на Военно-дорожной карте Европейской России 1888 г. как уже второстепенная (рокада, объездная), параллельная главной дороге.
* Галахово - деревня в Ржевском районе Тверской области, расположена на старой главной дороге, ведущей из г. Ржева; показана на Специальной карте Западной части России Шуберта 1832 г.
* Галахово - деревня в Ростовском районе Ярославской области, расположена на возвышенном рельефе в лесной и болотистой местности, на краю болота (глубже 2 м) и озера; на карте 1975 года отмечена мелиорация. Показана на Специальной карте Западной части России Шуберта 1832 г.; на Карте Ростовского уезда Ярославской губернии авторства Титова 1885 г. местная грунтовая дорога, единственный путь через этот глухой район.
* Старая и Новая Галаховка - деревни в Кадомском районе Рязанской области; у главного пути на местности, старые данные найти не удалось.
2) Топонимика XIX века по спискам населенных мест Российской Империи 1859 г.; http://maps.litera-ru.ru/spiski.php?filter=%C3%E0...
Галахово - Тарусский уезд Калужской губернии по сведениям 1859 года.
Галахово - Зубцовский уезд Тверской губернии по сведениям 1859 года.
Галахова - Ржевский уезд Тверской губернии по сведениям 1859 года.
Галахово - Ростовский уезд Ярославская губерния по сведениям 1859 года.
Галахово - Гороховецкий уезд Владимирской губернии по сведениям 1859 года.
Галаховых - Сапожковский уезд Рязанской губернии по сведениям 1859 года.
3) Термин "галаха" в истолковании русских лингвистов
а) Толковый словарь Владимира Даля: "Галаха ж. костр. пиво, полпиво, брага; слово офенское. Галах м. растение Oenanthe Phellandrium, гирча, пустырник, пустосел, раздулка, малый вех, водяное кропило". (???)
б) Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910: "Галаха. Часть талмуда - догматическая и юридическая".
в) С.Б. Веселовский. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии, М., 1974; http://www.pseudology.org/state/Onomastikon2.pdf
Галаховы: кн. Петр Владимирович Галах Бычков-Ростовский [см. Бычек], 1500 г.; Нефед Галахов, 1537 г., Кострома; Андрей и Иван Афанасьевичи Галаховы, 1597 г., Рязань Галах - пустырник, трава.
4) Национальный кодекс русского языка
* М. Н. Волконский. Журнал жизни и службы князя Михаила Никитича Волконского (1752): "3 ― Шел 20 верст до деревни Галахово".
* От наших южных корреспондентов. Арест убийц (1911.12.03) // "Одесский листок", 1911: "Арестован землевладелец колонии Александрфельд Шульц по обвинению в убийстве в 1902 году колониста Галаха скелет которого обнаружен при рытье старого колодца".
* Д. А. Фурманов. Чапаев (1923): "Понял это Яшка Галах ― один из лучших, храбрейших ординарцев".
5) Обобщение и вывод
а) Топоним ГАЛАХОВО отмечен в письменных источниках 1752 г., очевидно, что поселения с таким именем существовали и ранее, однако письменных документов найти не удалось. Фамилии Галах, Галахов зарегистрированы с начала XV века. Термин ГАЛАХА зафиксирован в Толковом словаре В. Даля: "Галаха ж. костр. пиво, полпиво, брага; слово ОФЕНСКОЕ", т.е. употребляющееся в среде бродячих торговцев ОФЕНЕЙ; в других словарях слово найти не удалось.
б) ЭСБЕ/Галаха "Галаха (הלכה). - 1) Понятие. ... Совокупность всех устных норм, как религиозно-ритуальных, так и правовых, равно как каждая норма в отдельности, издавна обозначаются термином "ГАЛАХА". Ввиду авторитетности, которою пользовались Тора и остальные библейские книги, с очень раннего времени делались попытки обосновать устно переданную правовую или религиозную норму посредством толкования (см. Интерпретация) и экзегетики Св. Писания.
Этимология. - Если допустить, что "галаха" означает то же, что "обычай", "обычная, ходячая норма", то можно свести это слово к глаголу "haloch" (הלך), "ходить", "идти". Все, что удерживается путем обычая, что благодаря ему продолжает жить и передаваться из поколения в поколение, - все это называется Галахой. На арамейском языке это слово означает "право", также "обычное право", право, вошедшее в жизнь благодаря преданию и народному обычаю".
Термин Галаха арамейского происхождения (существительное от корня הלך, `ходить`, которому было придано значение `принятый путь`, `закон`). ...
г) Термин "галах" в истолковании средневекового еврейского философа Маймонида (Моше бен Маймон 1135-1204); См. "Морэ Невухим" (Путеводитель растеряных); http://www.machanaim.org/philosof/in_more.htm; Гл. 24, http://www.machanaim.org/philosof/more_nev/moref_...
ГАЛАХ ("ходьба", "ход") также относится к ряду слов, обозначающих определенные типы движения одушевленных существ. "А Иаков пошел () путем своим". ... Выражение ("ход") употребляется метафорически также и в значении следования стезею добродетели, что никоим образом не является телесным движением. И говорится: "...и будешь ходить путями Его"; "За Господом Богом вашим идите..."; "Дом Иакова, идите; мы пойдем во свете Господнем".
Вывод
Целесообразно рассмотреть топоним и термин в связи библейской терминологией и образами, сознание и мышление средневекового русского человека было религиозным.
6) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем топоним в форму, близкую грамматике иврита, и выделим корень - ГАЛАХОВО = ГАЛАХ + ОВО (русское окончание); у нас появляется библейский и талмудический термин ГАЛАХА. Образует множество значений в иврите: ходить, идти, расхаживать, бродить, путник, странник, течение, образ, способ; подорожная пошлина и т.д.
* См. стронг ивр. 1980 ГАЛАХ идти, ходить; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/01980....
* См. Синодальный перевод стронга 1980;
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно 1878 г., с. 114-115.
в) Библейский образ
* Аввакум 3:6: "Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути (ивр. ГАЛИХА от ГАЛАХ) Его вечные".
* Иов 6:18,19: "Уклоняют они направление путей своих, заходят в пустыню и теряются; смотрят на них дороги Фемайские, надеются на них пути (ивр. ГАЛИХА) Савейские". * Ездра 4:13: "Да будет же известно царю, что если этот город будет построен и стены восстановлены, то ни подати, ни налога, ни пошлины (ивр. ГАЛАХ, знаки огласовок другие) не будут давать, и царской казне сделан будет ущерб".
* Ездра 4:20: "и что были в Иерусалиме цари могущественные и владевшие всем заречьем, и им давали подать, налоги и пошлины (ивр. ГАЛАХ)".
* Ездра 7:24: "И даем вам знать, чтобы ни на кого из священников или левитов, певцов, привратников, нефинеев и служащих при этом доме Божием, не налагать ни подати, ни налога, ни пошлины (ивр. ГАЛАХ).
Таким образом, используя библейскую терминологию и образы, мы нашли два варианта истолкования необъяснимого в русском языке топонима ГАЛАХ+ОВО.
* Основное толкование ГАЛАХА = путь (дорога).
* Вариант, ГАЛАХА - дорожная пошлина.
Поселения Галахово находятся на путях, ведущих в торговые центры районов, вполне вероятно, что в них существовали налоговые органы - "мыта". Любое государство базируется на ИДЕОЛОГИИ (религии) и налоговой СИСТЕМЕ, в русском государстве помимо прямых налогов, взимались и косвенные (на товары и услуги). Например, при перевозе товаров через реку взимался "перевоз", за проезд через городские заставы взимался "мыт", подорожная пошлина и т.д.
На собранные финансовые средства (пошлины) власти обеспечивали безопасность проезда, строили дороги, мосты и переправы. Надо отметить, что дорожная сеть в России всегда была очень слабо обустроенной (гигантское пространство, средств не хватало); власть всегда осуществляет контроль над движением товаров (таможенный) и людей (полицейский), как на границе, так и на внутренней территории.
ЭСБЕ/Мыто
Мыто - государственная пошлина с торговли, взимавшаяся при провозе товаров через заставы, отменёно Торговым уставом 1653 года. В XIII веке сухое мыто повсюду называется мыто, но потом (особенно с конца XV века) проезжая пошлина с товарных возов нередко называется просто пошлиной с возов и саней, поддужным, полозовым. При обратном проезде мыто взимался только с возов излишних против первоначального числа их. Водяное мыто, за небольшими исключениями, соразмерялось с величиной судов. Порожние суда не платили пошлины. ...