Совокупность разных методов прорицания (предсказание будущего) называют - гаданием; ритуал познания прошлого и будущего. В основе явления лежит вера в какую-либо сверхъестественную сущность, которая якобы имеет информацию о будущих (прошедших) событиях.
Условия жизнедеятельности людей меняются быстро, особенно в сферах войны, политики, экономики и торговли, человек не успевает психологически подстраиваться к новой реальности и строить планы по организации своей жизни. При общей неопределенности и отсутствия стабильности в средневековом обществе, предсказания будущего давало человеку психологическую уверенность и надежду в благополучном исходе предстоящего дела.
1) Существующая этимология
а) Викисловарь
Корень: -гад-; суффикс: -а; глагольное окончание: -ть. Значение: суеверно пытаться узнать будущее по приметам, картам и другим предполагаемым источникам тайных знаний; строить предположения, пытаться мысленно или интуитивно прийти к пониманию или знанию чего-то.
Этимология по Максу Фасмеру (праслав. - вставка Викисловаря)
Происходит от праслав., от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. гадати, русск. гадать, укр. гада́ти, белор. гада́ць, болг. га́дкам "предполагаю", словенск. gádati, gȃdam "допытываться", чешск. hádati, словацк. hádať, польск. gadać "говорить, беседовать". Возм., родственно лит. godóti "стараться, думать", godẽlė "мысль, дума", godýti "находить чутьем, соображать", латышск. gùods "честь". Более правдоподобно сравнение слав. слов с др.-исл. gáta "предположение, подозрение, загадка", geta "речь, предположение, вера", возм., также готск. bigitan "достигать, находить", нов.-в.-нем. vergessen "забывать", алб. genj, gjënj "нахожу", gjëndem "меня находят", греч. χανδάνω chandáno "хватаю", аор. ἔχαδον échadon, буд. Χείσομαι keísomai, лат. prehendō "хватаю", praeda "добыча" (из *praiheda). (???)
б) Этимологический словарь русского языка Семёнова
Древнерусское - гадати (догадываться, строить предположения, предсказывать). Старославянское - оугождати (иметь суждение, думать, мыслить). Слово появилось в русском языке задолго до возникновения письменности (до XI в.). По некоторым предположениям, образовано от древнеиндийского gata (говорит, вещает, пророчит), geta (речь, предположение, вера). Существует мнение о более древнем происхождении слова: от латинского - prehendo, praeda (хватаю, добыча). Слова с аналогичной индоевропейской основой встречаются в литовском (godoti - "стараться, думать") и древнеисландском (gata - "предположение, подозрение") языках. Уже в XII-XIII вв. слово "гадать" использовалось в значении "узнавать будущее и прошлое". Одновременно с этим появилось образование "гадания" - "различные способы, позволяющие предсказывать события будущего и узнавать о загадках прошлого". (???)
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1977; http://vk.com/doc-23433303_131890930
* Гадание. 1. То, что содержит тайный, сокровенный смысл′, иносказание′, загадка. Блаженъ еси, Иосифе, съвръщителю божию таиньству и пророчьскыхъ гадании разрушителю. Кир. Тур. XIII, 425. XII в. Сего послушавъ мудрый премудрее будеть... разумеет же притчя и темно слово, гланиа же премудрыхъ и гаданиа. (Притч. I, 5-6) Библ. Генн. 1499 г. И глагола имъ Самсонъ: слышите гадание: что, ядомое изыде отъ ядущаго и отъ крепкаго сладкое? ВМЧ, XVI в.
2. Толкование, объяснение. Толкование воспросовъ простыхъ или гадание дела. Риторика, 382. 1631 г. Разчитаютъ гаданиемъ рожение месяцу... гаданиемъ исчитаютъ добрыя часы и злыя. Пять поуч., 99. XVI I в. 3. Предположение, мнение. (1216): Оже бы, по моему гаданию, лучши былъ миръ взяти и дати старишиньство Костянътину. Новг . IV лет., 189. 4. Ворожба, гадание. Которое еллинское идольское неистовство не превзыдоша нечестии своими... ворожениемъ же и птичнымъ гаданиемъ. М. Гр. III, 129. XVI в.
* Гадати. 1. Узнавать по каким-л. признакам (нечто тайное, скрытое)′, догадываться о чем-либо.
* Гадательство, с. 1. Гадание, ворожба. Только де онъ того [порчи] не делывалъ и по нихъ [по костям] никакого гадательства не чинивалъ. Д. Иос. Колом., 74. 1675 г.
б) Национальный корпус русского языка
* Протопоп Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное (1672-1675): "И заставил иноземца шаманит[ь], сирѣчь гадат[ь], удасться ли им поход и з добычаю ли будутъ домой".
* С. У. Ремезов. Ремезовская летопись по Мировичеву списку (1690-1700): "Слышавъ же се Кучюмъ и приятъ трезубъ и челобитье в[з]емъ чесно и оскорбѣ, зело печаленъ бысть и посла во вся предѣлы своя собрати вся живущия подданные по градомъ своимъ, сам же с волхвы нача гадати, что хощетъ надъ нами быти; и уразумѣша вси, яко воинъ Еръмакъ князь не поедетъ в Русь, но будетъ къ намъ вскорѣ и разхититъ всехъ".
* Ф. И. Буслаев. Эпическая поэзия (1851): "Наши предки чувствовали в слове "гадать" соединение двух понятий: мыслить и говорить, что очевидно из толкования неудобь -познаваемым речам, в котором, между прочим, объясняется: "гадание ― съкръвен глагол", то есть сокровенное слово, не только мысль вообще, но и таинственное изречение, а также ворожба, потому что гадать значит и ворожить, а вместе и изрекать непонятные слова ― загадывать.
3) Обобщение и вывод
* Термин "гадать" и его производные, применялись в переводах Библии, богослужебных текстах и светских актах. Церковь, на протяжении всей своей истории, вела идеологическую борьбу с магией и оккультными обрядами исходя из библейской заповеди: "Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это..." (Второзаконие 18:10-14).
* Интересен график применения термина в Национальном корпусе...(НКРЯ, русская литература 1800-2010 гг.), в процентах. Статистика показывает, что ГАДАНИЕ вплоть до 70 годов XX века находилось под идеологическим контролем, первоначально Церкви, затем Коммунистической партии. 1800 - 14%; 1804 - 0%; в дальнейшем использование термина не превышает 10% до 1967 года.
С 1968 по 1983 рост до 20%, затем падение к 2000 г. до 10%, далее совершенно невероятный рост применения термина в литературе - с 2001 года и по настоящее время - до 95%.
Опасное явление в развитии общественного сознания, увод рационального мышления из материалистического проблематичного настоящего в мифологическое будущее.
Ох, и дурят нашего брата мистикой - сие возможно только при наличии целой книжной индустрии по теме!
Вывод
Маловероятно, чтобы термин, связанный с идеологической борьбой христианства против чуждых культов мог происходить из "праславянского" языка, как утверждает Викисловарь, мы не знаем и славянского. Славянские культы известны только по нескольким коротким описаниям из уже христианских или мусульманских письменных источников. Целесообразно рассмотреть термин в связи с сакральным языком иудеохристианства - ивритом. Термин идеологии необходимо рассматривать в связи с СИСТЕМОЙ этой идеологии.
4) Терминология иврита и библейский образ
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни - ГАДАТЬ = ГАД+АТЬ; или ГА+ДАТЬ.
Появляются два термина иврита имеющих формальную (графическую) связь с русским словом "гадать".
Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
Hомер Стронга: H1409. Оригинал: גד. Произношение: гад. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H1464 (в смысле distributing) - 1. удача; 2. Гад (божество).
+ Библейский образ
* Бытие 30:11, Вестминстерский кодекс (дословно): "Сказала Лия какая удача (ГАД) пришла, счастье (ГАД), и назвало его Гад (счастье)".
* Исаия 65:11: "А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, приготовляете трапезу для Гада (бог счастья) и растворяете полную чашу для Мени".
Лексикон по стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
Hомер Стронга: H1847. Оригинал: דַּעַת. Произношение: да‛ат. Часть речи: Существительное. Этимология: от H3045 - (по)знание, ведение, умение, разумение.
+ Библейский образ
* Иеремия 3:15: "И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием (ДЕА) и благоразумием".
* Исаия 58:2: "Каждый день они взывают ко Мне, хотят постичь (ДААТ) Мои пути - словно народ, что поступает по правде, не забывает законов Бога своего. Просят они у Меня справедливых решений, хотят, чтобы Бог был ближе".
Таким образом, мы выделили два библейских понятия ГАД (счастье, удача) и Х(г)АДААТ (знание, познание, понимание) подобных по смыслу, графике и фонетике русскому слову-понятию ГАДАТЬ. Какое из них принять за основу?
Скорее всего - ХАДААТ (ГАДААТ) от ДАА, ДААТ הַדַעַת знание, познание, мудрость, влияние, понимание. Человек обращается к ГАДАНИЮ (гадалке, предсказателю) с просьбой получить знание, понимание БУДУЩЕГО, а оно может быть как положительным, так и негативным, не так ли?