Еврейский философ-рационалист XII века Маймонид (Рамбам) в своём трактате "Путеводитель растерянных" изложил этимологию и варианты истолкования часто используемых в библейских произведениях понятий. Он считал, что неправильная интерпретация слов (в простонародном уразумении) приводит к ложному истолкованию положений Библии. Что привлекло его в рядовом понятии "восседать" не ясно, тем не менее, он обратил на это слово внимание и дал ему философскую интерпретацию. Воспользуемся и мы рассуждением знаменитого еврейского ученого (ему виднее), перевернувшим в своё время мышление средневекового человека и направившего его по рациональному пути в отличие от предшествующего - мистического.
Маймонид пишет в гл. 11: "Первичное значение этого слова (ЙШИВ ישיב) в нашем языке - "восседание": "Эли, священник восседал на сидении" (1 Сам. 1:9). И поскольку сидящий человек находится в наиболее устойчивом и надежном из возможных для него положений, соответствующее слово используется в переносном смысле для обозначения всякого надежного и устойчивого положения, не подверженного изменениям. Так говорит [пророк], обещая Иерусалиму, что тот будет обладать неизменным пребыванием и устойчивостью, находясь при этом на высшей ступени: "И возвысится он, и будет восседать на своём месте" (Зах.14:10)".
* "Тот, кто восседает (Й.Ш.В.) на небесах" (Пс. 2:4);
* "Бог воцарился над народами, Бог воссел на святом престоле Своём" (Пс. 46:9) и др.
Маймонид считает: "В большинстве таких случаев ["восседание"] связывают с небесами, ибо небо есть то, в чем нет изменений и преобразований"... "Это означает, что во время перемен в состоянии [сущности] земного мира и их разрушения, у Него, Превознесенного, нет изменений в отношении к ним".
3) Обобщение и вывод
Мысль философа ясна, понятие "восседать" применяется в смысле устойчивого и надежного, незыблемого и не изменяемого положения, такое положение занимает только Бог. Наиболее приближенное к нему в земном мире - положение правителей, светских, духовных и судей, по идее они должны исполнять Законы Бога, сидя на "престоле". Все остальное земное население не пользуется правом применения термина "восседание", он может быть применен только в ироническом смысле, для характеристики человека стремящегося к власти.
4) Значения термина
* Википедия
Понятие не истолковано, этимологии нет; словарь Макса Фасмера - статьи нет.
* Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.
Восседать несов., устар. Торжественно, важно сидеть на почетном месте.
* Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой
восседать; несов. (устар. и ирон.). Важно, торжественно сидеть. Восседать на троне. Восседать на председательском месте.
* Толковый словарь В.И.Даля
Восседать на чем, сидеть; воссесть за что, сесть, усесться; говор. о торжественном сидении, заседании, председательстве, о сидении на вышине или на знатном месте; и т.д.
* Английский словарь
Восседать - SIT (шутливо); иврит - ШЕТ שֵׁת зад, седалище.
* Французский словарь. Восседать на троне - troner.
* Немецкий словарь. Восседать - thronen
* Итальянский словарь. Восседать (шутливо) - troneggiare
Наше истолкование приобретает соответствующее слову-понятию значение; восседать во главе собрания людей (на почетном месте) согласно закону или в качестве признанного всеми авторитета (мудреца, судьи, священника).
+ Источник
Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
+ ЕЭБЕ, ст. Алфавит сравнительный. При транслитерации еврейских имен и терминов на русский язык, еврейская буква "Ш-С" (шин-син) передавалась часто как русская буква "С" (Шаул - Саул).
б) Сидеть
В древнерусской литературе (Повесть временных лет) употребляется терминология: "съдяху, съдят, съдло":
* "Они же съдяху в перегъбъх въ великихъ сустугахъ гордящееся" (Повести Древней Руси, с. 42).
* "Съдят варязи".
ивр. ШЕТ שֵת седалище; СААД סַעַד поддержка, поддерживать, опираться.
Сидеть - находится в позе, когда нижняя часть туловища опирается на какую-либо опору, поверхность, а верхняя находится в вертикальном положении.
* "Съдло"; СЕД+Л+О = СААД סַעַד поддержка, поддерживать, опираться + Л לְ принадлежность. Седло служит как опора для удерживания всадника на коне, оно сцеплено ремнями с лошадью; часть гласных была изменена.
Таким образом, исходя из трактовки Маймонида очевидно, что понятия "восседать" и "сидеть" образованы от разных корней иврита, их смысл описывает разные явления действительности. В первом случае - председательствовать (сидеть в торжественной обстановке), оно применимо к Богу и монарху. Во втором случае термин указывает на опору, которая поддерживает тело, сидеть - опираться на что-либо. Термины "восседать, сидеть" образованы согласно библейским образам и терминологии.