И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну (1718-1725)
Хищное млекопитающее семейства псовых, вместе с койотом и шакалом составляет небольшой род волков (Canis). Биологи считают волка прямым предком домашней собаки, которая обычно рассматривается как его подвид. Существуют разные теории одомашнивания волка, согласно первой - инициатива одомашнивания принадлежала человеку, по второй - волк сам начал осваивать новую экологическую нишу вблизи стоянок первобытного человека, где были пищевые отходы, т.е. происходило его "самоодомашнивание".
* Словарь Академии Российской от 1789 г.
Волкъ. "Зверь лютый, хищный, плотоядный, снаружи похож на большую собаку; шерстью серожелтоватый с чернью, череп и рыло толще в сравнении с собакой, полено (хвост) пушистое, прямое".
По общему мнению исследователей стаи волков терроризировали сельское население вплоть до XVIII века, отношения между волком и человеком всегда были "напряженными" вследствие постоянной угрозы создаваемой хищником для жизни человека и домашних животных. Угроза нападений волков сократилась в XIX веке в связи с широким дорожным строительством, увеличением численности населения и сведением лесов.
В публикациях на "волчью" тему есть и другие взгляды на этого хищника, некоторые исследователи считают, что "волчья проблема" преувеличена, и волки на людей не нападают. По этому поводу в 80-х годах прошла дискуссия в прессе, в т.ч. норвежской, где "Друзья волков" обвинили советских зоологов в некомпетентности.
1) Существующая этимология
а) Викисловарь
Волк. Корень - волк. Значение - сравнительно крупное хищное пушистое млекопитающее семейства псовых.
Этимология по Максу Фасмеру
От праслав. формы *vьlkъ, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. вълкъ, ст.-слав. влькъ (Зогр., Супр.), русск. волк, укр. вовк, болг. вълк, сербохорв. вук, словенск. voɫk, чешск., словацк. vlk, польск. wilk, в.-луж. wjelk, н.-луж. welk. Праслав. *vьlkъ восходит к праиндоевр. *wlqwos/*lukwos; исконнородственно лит. vil̃kas, латышск. vìlks, др.-инд. vŕkas, авест. vǝhrka-, готск. wulfs, алб. ulk, греч. lýkos λύκος, лат. lupus (заимств. из сабинск.). Первонач. знач. "растерзывающий", сюда же волоку. Недостоверно предположение о корне *vel- "буланый, серо-желтый". (???)
б) Этимологический словарь. Семенов А.В.
Древнерусское - вълкъ. Старославянское - влъкъ. Общеславянское - vъlkъ. Слово "волк" заимствовано из старославянского (куда, в свою очередь, пришло из общеславянского) в XI в. и означает "хищное животное, родственное собаке". Первоисточником является индоевропейская основа с лексическим значением "тащить". Отсюда следует, что древнее славянское слово переводится как "тот, кто таскает" (например, домашний скот). Слова с похожим звучанием и семантическим наполнением встречаются в литовском (vilkas - "волк"), немецком (Wolf), готском (wulfs). (???)
2) Волк в Ветхом и Новом Завете
Животный мир Израиля библейскую эпоху был богат и разнообразен, виды крупных животных описаны точно и подробно, упоминаются лев (арие, левия, шахал, гур - символ колена Иуды), волк (ЗЕЭВ - символ колена Биньямина) и шакал (тан).
* Исайя 65:25: "Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь"; следовательно, волк рассматривался как источник "зла и вреда".
Волк считался мерзким животным за хищность, жестокость и дикий нрав; приносил большой ущерб стаду, уничтожал овец больше, чем мог их съесть. В национальной символике мы находим образ волка и у евреев, и у других народов, например, у тюрок и римлян (волчица вскормила Ромула и Рема), которые выводили своё происхождение от волка.
3) Термин в русском языке
а) В русском летописании (XII в.) сложившийся библейский образ волка соотнесен с характеристикой князя Игоря Рюриковича (914-945). В 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим материальным содержанием, отправился к древлянам и обложил их непосильной данью, искусственно создав угрозу голода. В Повести временных лет под 945 год описана эта ситуация: "Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит".
б) Национальный корпус русского языка
* О причинах гибели царств (1600-1610): "Тогды волк, отнявъши собе страх и боязнь, всю животину не токмо до сытости своеи, но еще по воле своеи шарпал и ел и не токмо животину, но и самых пастыреи".
* Заговор от супостатов (1625-1650): "31} были б оне тма темная, был бы у них воловей язык, тетерин бы ус и ум, сера заеца переполох, бегали б от меня, аки серые заецы и овцы, а яз бы гонялся за ними, аки серый волк, и угрыз бы их за заднюю ногу".
4) Обобщение и вывод
Мы выяснили, что волк относится к семейству псовых, или собачьих, или волчьих (лат. Canidae) - семейство млекопитающих отряда хищных. Термин фиксируется в раннем русском летописании, богослужебных документах и светских актах, распространенная древнерусская фамилия и прозвище.
Термин В.Л.К. (К.Л.В.), вероятно первоначально (мы можем только предполагать, источников нет) характеризовал в русском языке всё семейство псовых (диких и одичавших собак было достаточно много), без разделения на подвиды, с развитием литературного языка произошло выделение понятия пёс и собака.
* Словарь русского языка XI-XVII века. АН СССР, М., 1975
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_2.pdf
а) Песъ (пьсъ) и песь. Собака, пёс. Несть добро отяти хлеба чадом и поврещи и псомъ (Матф. 15:26) Остромирово евангелие, 1057; в еврейском тексте Матф. 15:26 применено слово "келев" (собака, пес).
б) Волкъ (вълкъ, влъкъ), Повесть временных лет под 945 (как считают исследователи, П.В.Л. была написана в начале XII века, сохранилась в списках XIV в.).
в) Собака. "И псари деи мои с собакими в их деревни едят полничати" (Документ 1475 г.).
Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейской лексикой и образами, тем более что исследователи не используют сакральный иврит для объяснение имен и терминов в "национальных" языках.
5) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике еврейского языка, прочитаем его наоборот (как в иврите) - ВОЛК (др. ВЪЛКЪ или ВЛЪКЪ) = КЛОВ или Ъ+КЛЪВ, Ъ+КЪЛВ. Очевидно, что общим корнем будет буквосочетание - К.Л.В. У нас моментально выявляется рациональный (логика и здравый смысл) термин иврита КЕЛЕВ, писался без огласовок - К.Л.В.
* Пояснение, Ъ. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
"Источником праславянского гласного звука Ъ чаще всего является индоевропейское краткое И (ср. санскр. snusha, sunus, старослав. снъха, сынъ, русск. сноха, сынъ) реже неударное О (ср. русск. гоню, гонъ, старослав. гънати), в немногих случаях Ъ возникло на месте праславянского Ь (перед сочетанием л + согласный, ср., напр. праслав. и древнерусск. вълкъ из еще более древнего *вьлкъ / литовск. vilkas)". Таким образом, лингвисты уже в XIX веке отметили, что русская буква ЕР (Ъ) выражала звук И или О; т.е. вълкъ = волки (волко).
б) Источник
Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
Hомер Стронга: H3611. Оригинал: כֶּלֶב. Произношение: кхэлэб. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от не употребляемого корня means. to yelp, или else to attack - пёс, собака.
в) Библейский образ
* Собака (КЕЛЕВ, ВЕЛЕК, В.Л.К.) упоминается в Ветхом Завете, 1 Цар. 17:43: "И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкой? разве я собака (келев)?". Термин собака (келев) применяется 32 раза в 31 стихе Библии, в значении: собака, языческое жертвоприношение, имеет также значение - мужчина проститутка.
* В Новом Завете (текст на иврите): Матфей 15:26: "не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам (келев)". Собак в иудаизме считали нечистыми животными, их было разрешено использовать только для охраны стад, в домах не держали.
Таким образом, русский термин "волк" (В.Л.К.=К.Л.В.) очевидно, образован из корня иврита К.Л.В. методом транслитерации - перевод знаков одного алфавита на другой, отличный; основой послужил библейский образ.