Наибольшую пользу человеку принесло одомашнивание дикого быка (тура) - предка современных коров и быков, тур водился в Европе, Северной Африке, Малой Азии и на Кавказе, последний экземпляр был убит в Польше в 1627 году. Дикий тур опасное и непредсказуемое животное с высоким уровнем тревожности (агрессивности), силён, подвижен и легок в движении; князь Владимир Мономах (1053-1125) сообщает: "Тура два меташа меня на розех и с конем" (Поучения) - ТОРА (арам.) бык.
Всё вышесказанное относится и к домашнему быку, если его приводят в ярость, в Талмуде определены специальными юридическими терминами виды ущерба, наносимые этим животным человеку: КЭРЭН (рог) и ШОР (бык); бык, убивший человека, должен был забит камнями (законоучители считали, что он представляет опасность для других людей), очевидно, что случаи нанесения вреда человеку были часты (Исх. 21:29). В библейских текстах для обозначения БЫКА или ВОЛА пользовались более широкими терминами - ШОР (Исх. 21:28) и ПАР (Исх. 29:10).
В результате длительного искусственного отбора и приручения у крупного рогатого скота (КРС) были выработаны характеристики нужные человеку: снижен уровень тревожности, выработана неприхотливость в корме, выносливость, спокойствие, поведение КРС можно контролировать и т.д. Основной тягловой силой в земледелии стали ВОЛЫ, их использовали на пахоте (до 10 часов беспрерывной работы), а также для перевозки грузов (в 15 раз больше своего веса, со скоростью 4-5 км/час). Вол - кастрированный самец КРС, используется в сельском хозяйстве как мясное и рабочее животное, благодаря отсутствию половых желез и низкому содержанию половых гормонов волы не испытывают влечения к самкам и ведут себя спокойно.
В плуг или телегу ВОЛЫ запрягаются при помощи ЯРМА (этимология термина неизвестна), деревянного хомута для упряжки, каждая вилка ярма надевалась на затылок животного, и закреплялись тесёмками под шеей, дышло повозки вставляется в верхнюю маленькую вилку и закрепляется петлёй, которая оттягивается назад и скользит по дышлу.
1) Существующая этимология
а) Словарь русского языка XI-XVII в. М., Академия Наук, М., 1976
ВОЛЪ, Вол, бык; "Ту лъпше ми ВОЛЪ БУР вести в домъ свои, нъже зла жена поняти. Слово Даниила Заточника XVII-XII вв.": термин упоминается в торговых и деловых документах (цены на скот) в XVI-XVII вв.
Этот сюжет интересен тем, что здесь употреблен еврейский термин БУР невежа, неграмотный, пустоголовый, т.е. летописец приравнивает злую жену к ВОЛУ ПУСТОГОЛОВОМУ. "Нет бура (бур безграмотный и невоспитанный человек; буквально: невозделанный), боящегося греха" (Мишна. Абот.2:6[5]); кстати, этот термин в древнерусском языке до сих пор не объяснен (комментируют от другого термина, БУР - сверло).
б) Национальный корпус русского языка
Хроника Константина Манассии (1370-1650)
Хроника Манассии в списке, попала на Русь не позднее нач. XVI в.: "И бысть первъе ВОЛ чръдний невпражен, в покоръ бысть силным орачем и земляными браздами мучитися осужден бысть". Древний летописец указывает на основное предназначение и понимание ВОЛА как тяглового животного для вспашки земли. При раскопках курганов радимичей (бассейн реки Сож, приток Днепра) найдены женские подвески (украшения) на которых изображена голова БЫКА, находки датируют XI-XII вв.; последний раз радимичи упоминаются в летописях под 1169 год.
в) Викисловарь
Значение - сельскохозяйственное животное, кастрированный бык.
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от др.-русск. волъ, ст.-слав. волъ (др.-греч. vous). Ср.: укр. вiл, вола, болг. вол, сербохорв. во (род. п. вола, словенск. vol (род. п. vola, чешск. vul, словацк. vol, польск. wol, в.-луж., н.-луж. wol. Старая основа на -u; отсюда ст.-слав., др.-русск. волоуи, прилаг. Согласно Мейе, Вальде, связано чередованием с великий, т. е. "крупная скотина" в отличие от греч. milon "мелкий скот", ирл. mil, родственных русск. малый, др.-в.-нем. smal "узкий". (???)
г) В других словарях аналогично.
2) Обобщения и выводы
Константин Багрянородный (905-959). Об управлении империей, гл. 2.
"[Знай], что и росы озабочены тем, чтобы иметь мир с пачинакитами. Ведь они покупают у них коров, коней, овец и от этого живут легче и сытнее, поскольку ни одного из упомянутых выше животных в Росии не водилось".
В русской исторической науке высказывается мнение, что сведения императора Константина VII об отсутствия скотоводства у россов - неверными (мол, купцы дали неточную информацию), однако конкретных фактов разведения КРС на ранних этапах формирования Киевской Руси (IX-X вв.) исследователи не приводит.
Не удалось также найти в исторической литературе и искусстве раннего периода сведений и изображений БЫКА или ВОЛА пашущего, как мы уже отмечали, образы БЫКА на территории Руси фиксируются с XII века. Упоминание Прокопия Кесарийского (VI в.) о славянах Европы, которые приносят быков в жертву Перуну, скорее всего, носило локальный характер (культ какого-либо племени в Карпатах или на Дунае).
Очевидно, что император Константин VII был прав, скот Русь не разводила, а покупала у печенегов и хазар, на занятия в области земледелия и скотоводства у начального русского общества просто не было сил, времени и желания. Его социальная база - военно-торговая и колонизационная деятельность, в целом земледелие занимало небольшие площади (слабая заселенность), приток дешевого хлеба и скота видно шел из регионов Волги и Дона (Хазарский каганат); местное сельхозпроизводство удовлетворяло необходимую прожиточную потребность семьи в продуктах питания.
Россам был свойственен городской характер жизни, а в городском обществе деревня, село - объект эксплуатации (дань), а не равноправный элемент общества; на Руси село всегда беззащитно, существование его всегда проблематично, на грани голода и разорения. Жители сел в основном пленники "посаженные" на землю и категория лиц обращенных в рабство - челядь, в IX-X вв. челядь - объект купли и продажи, с XI в. зависимое от феодала население (ивр. ЦЭЛ кров, тень, защита + ЙАД рука; под защитой, в тени, под покровительством князя).
Вывод
Таким образом, этимология Макса Фасмера - маловероятна, она не объясняет понятие, а лишь перечисляет регионы, где термин употребляется. Если предмет не производится на месте, а являлся региональным товаром, то и термин его обозначающий, должен иметь общий региональный смысл, хорошо понятный всем участникам торговых отношений. В исторический период "Руси начальной" в регионе Днепр-Волга господствовал Хазарский каганат, где официальной идеологией был иудаизм, письменным деловым языком - иврит, следовательно, только в иудейской идеологической системе надо и рассматривать термин "вол".
3) Характеристика вола
а) Вол - крупное животное, масса тела достигает 1000 кг, однако и отдельные породы лошадей достигают этого веса, а из диких животных лось и олень имеют вес под 400-600 кг - размеры вола не являются основной характеристикой.
б) Вол - мясная порода скота; не основная характеристика животного.
в) Вол - тягловое животное, предназначенное для проведения земледельческих работ и перевозки грузов. Очевидно, что эта характеристика является - ОСНОВНОЙ, следовательно, нам надо рассматривать термин в системе земледельческого производства.
ВОЛ и БЫК различаются по своему назначению, бык - производит потомство, вол - не производит потомство; вола можно запрячь в ярмо и с его помощью производить земледельческие работы, на быке не попашешь, высокий уровень тревожности (агрессивности) - непредсказуемое поведение.
4) Обобщение и вывод
В зоониме ВОЛ должна содержаться информация о земледельческой ТЕХНОЛОГИИ, об изделии, с помощью которого ВОЛ - "покор; бысть силным орачем и земляными браздами мучитися осужден бысть" (Константин Манассия).
Связку ПЛУГ-ВОЛ, ТЕЛЕГА-ВОЛ (все термины еврейские) соединяет - ЯРМО, для измерения площадей в Библии употребляется выражение ЦЕМЕД упряжка, пара или площадь, распахиваемая ярмом (парой) волов в продолжение дня (акр, по ЕЭБЕ). "И пало от этого первого поражения, нанесенного Ионафаном и оруженосцем его, около двадцати человек, на половине поля, обрабатываемого парою волов в день (ЦМД)" (1 Цар. 14:14).
Вывод
Мы выделили ТЕХНОЛОГИЮ, изделие, при помощи которого ВОЛ мог эксплуатироваться, вспахивать землю или перевозить груз в телеге - ЯРМО, нам остаётся связать еврейский термин ЯРМО и понятие ВОЛ в единую структуру (слово).
5) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корень - ВОЛ = В + ОЛ (оль).
Общий вид
В + ОЛ = иврит - Б-В предлог, в, внутри, как, в виде - читается Б, пишется В + ОЛ עֹל иго, ярмо, бремя, обуза; термин ОЛ (ь) - ярмо, употребляется в книгах Библии 19 раз.
б) Источник
Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
Hомер Стронга: H5923. Оригинал: עֹל. Произношение: ‛оль ‛оль. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H5953 - ярмо, иго.
в) Библейский образ
* Осия 10:11: "Ефрем - обученная телица, привычная к молотьбе, и Я Сам возложу ярмо (ивр. ОЛ) на тучную шею его; на Ефреме будут верхом ездить, Иуда будет пахать, Иаков будет боронить".
* Исаия 10:27: "И будет в тот день: снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо (ивр. ОЛ) его--с шеи твоей; и распадется ярмо от тука".
В Библии ЯРМО часто служит символом угнетения, пророк Иеремия появлялся на людях с ярмом на шее, что символизировало будущее господство Вавилона. Народ достигнет независимости, когда скинет враждебное ЯРМО (Быт. 27:40; "когда воспротивишься и свергнешь иго) или когда ЯРМО будет снято с него (Ис. 14:25; "и спадет с них ярмо его").
Апостол Павел предостерегает христиан против преклонения "под чужое ярмо с неверными" (2Кор. 6:14, на еврейском языке), что совершенно логично, две идеологии не могут сосуществовать на одном социальном пространстве.
Таким образом, изучив образный мир Библии, мы приходим к выводу, что русский термин ВОЛ образован от корня иврита ОЛ - ярмо, иначе и быть не может, в одной системе идеологии терминология "национального" языка должна соответствовать лексике и образному миру Библии.