Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Вода, влага - термины, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  Но пар (ВЕЕД) поднимался с земли,
  и орошал все лице земли
  Бытие 2:6
  
  Вода - фундаментальное понятие нашего бытия, одно из самых распространенных веществ, гидросфера занимает 71% поверхности Земли. Человек на 65 % состоит из воды, жидкости, которая может находиться в газообразном (пар) и твердом виде (лед, снег, иней), смысл понятия в связи с его графикой не определен.
  Водой занимается гидрология (гр. учение о воде) - отрасль физической географии, которая изучает гидрологический цикл, или - круговорот воды в природе, воды, и их взаимодействие с атмосферой и литосферой, а также процессы (испарение, замерзание и т. п.), исследует влияние человека на круговорот воды, управление водными объектами и водным режимом территорий.
  
  1) Гидрология в истории
  
  Организаторами политико-экономической и культурно-языковедческой деятельности в XIII в. до н.э. в семитской культуре выступали Храмы (организации жречества), крупные самостоятельные хозяйственные субъекты. Жречество было заинтересовано в создании простого письма (системы учета) и имело для его совершенствования (создание терминологии и литературного языка) всё необходимое: высокообразованные кадры писцов, связи с другими культовыми центрами, аппарат образования и воспитания, а главное - идеологию, власть над обществом.
  Книга Бытия, где был осмыслен процесс возникновения Земли и материи (огонь, вода, земля, воздух), была написана по историко-теологическим представлениям, в ходе колонизации Ханаана - Моисеем (его книжниками) ок. сер. XIII в. до н.э.
  
  Древние цивилизации формировались вдоль крупных рек, с развитием знания о природе и организации общества, люди переходят на качественно новый этап развития - управление природой. По отношению к гидрологии (воде) управленческая деятельность заключалась в строительстве ирригационных каналов, дамб, плотин и водохранилищ. Наиболее ранние (легендарные) свидетельства о гидрологических работах мы находим в Египте, фараон раннего царства Менес (ок. 3000 г. до н.э.) построил канал и создал искусственное озеро; многие гидрологические сооружения древности имеют гигантский характер.
  
  Обширная сеть подземных гидрологических сооружений (каналов, бассейнов) была создана в древнем Израиле, на западной окраине Иерусалима сохранился туннель, построенный ок. 700 г. до н.э. - "Силоамская купель", по нему вода поступала в город из источника Геон. У греков гидротехнические сооружения появились в результате заимствования восточных образцов и не носили значительных масштабов. Римляне практически на всей территории империи строили крупные гидротехнические сооружения: акведуки, каналы, озёра, бани, работали с большими объёмами воды.
  
  2) Вода в философии
  
  Философское осмысление сущности воды, началось на Востоке, крупные гидротехнические сооружения Египта и Месопотамии соседствовали с сухим климатом Израиля, где орошение полей во многом зависит от росы (капли) - т.е. был различный опытный материал для определения гидрологических закономерностей, который зарегистрирован в первых главах Книги Бытия.
  
  а) Греки
  В греческих философских школах долгое время выдвигались противоречивые теории о значении основных элементов вещества (вода, земля, огонь, воздух): Фалес утверждал, что первооснова сущего - вода, которая составляет материальную основу всех вещей, Гераклит говорил об огне, Анаксимен о воздухе и т.д.
  
  Ко времени Аристотеля уже сложилось представление о воде как об агрегатном веществе, находящемся в трех физических состояниях: жидком (вода), газообразном (пар) и твердом (лёд). Аристотель описал процессы круговорота воды в природе, хотя мысли его выражены не четко; он считал, что происхождение рек и источников зависит от выпадения дождей и просачивания воды, подземным сгущением "воздуха" и превращением его в воду, а также сгущением паров неизвестного происхождения.
  
  б) Рим
  
  По невнятной греческой философии язвительно прошелся римский философ-атомист Лукреций Кар (I в. до н.э.) в своей поэме "О природе вещей", критикуя Гераклита, Эмпедокла и Анаксагора.
  
  "Не сомневаюсь я в том, что учения тёмные греков
  ясно в латинских стихах изложить затруднительно будет:
  главное, к новым словам прибегать мне нередко придется
  при нищете языка и наличии новых понятий" (Вступление).
  
  Текст этого стиха показывает на механизм образования новых специальных понятий в латинском языке.
  Собственно этнические римляне философии уделяли мало внимания, из 32 известных философов I до н.э.-III вв. н.э., римлян всего несколько человек, в основном "римские" философы это этнические греки, еврей, галл и выходцы из Северной Африки (финикийцы и евреи предположительно).
  
  Лукреций Кар пытается осмыслить "круговорот воды в природе":
  
  "Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет;
  Видеть, однако, нельзя, как влага на нём оседает,
  Да и не видно того, как она исчезает от зноя.
  Значит, дробиться вода на такие мельчайшие части,
  Что недоступны они совершенно для нашего глаза" (О существовании атомов).
  
  Римский философ Луций Анней Сенека (I в.) проблеме гидрологии уделил внимание в работе "Вопросы природы" (63 г.). О происхождении вод Сенека высказывался в духе Аристотеля: земля содержит влагу, которая выжимается на поверхность; под влиянием мрака и давления воздух под землёй превращается в воду; земля в глубине и сама превращается в воду.
  
  Этими представлениями пользовались вплоть до начала эпохи феодализма, когда вышла 20 томная энциклопедия епископа Исидора Севильского (Исаак, 570-636, этнический еврей) - "Этимология" (Начала).
  Исидор (покровитель Интернета у католиков) пишет, что: "Дожди называются так потому, что они текут... Они поднимаются в виде испарений с земли и с моря, возносятся вверх и оттуда каплями падают на землю, где их нагревает солнце и заставляет сгущаться сильный ветер".
  В главах 12 и 13 Исидор говорит о воде как о наиболее могущественном элементе в природе, впервые употребляет понятие "Средиземное море", утверждает, что под землёй находится огромная бездна, где берут начало все источники и реки; современная наука определила, что примерно 98% жидкой пресной воды сосредоточено под землей.
  
  Исследователи считают, что свои воззрения Исидор заимствовал у Платона (Тартар, подземное хранилище вод) или в Библии (Екклез. 1:7) - "Все реки текут в море, но море не переполняется; к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь" (Азит К. Бисвас. Человек и вода. Л., 1975).
  Ясно, что осмысление людьми понятий гидрологии шло как в философии, так и в теологии, учитывая преобладание теологии над философией (философия служанка богословия) и схожесть идей философии и Библии во времена формирования европейских языков, мы можем предположить, что "водная" терминология является библейским заимствованием.
  
  3) Существующая этимология
  
  а) Словарь русского языка XI-XVII вв. М., Академия Наук, 1975
  Вода. 1. Естественная влага. Огнь поляшть вода угасит. Изб. Святос. 1076 г. ...
  Осмысливалась вода живая (животная) - колодезная или проточная. Види же Лот землю содомскую, красиЪшую паче всея земли, воды имеющие животные. Пал. ист. XV-XII вв., и т.д.
  Влага. 1. Жидкость. 2. Влажность, сырость; термин отмечен с 1076 г. в Изб. Святос.
  
  б) Викисловарь
  Корень: -вод-; окончание: -а. Значение - общее прототипическое значение - влага.
  Этимология (автор не указан, Фасмер?)
  От праслав. формы *vodā, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. и ст.-слав. вода (греч. ύδωρ, ýdo̱r), русск., укр. вода, белор. вада, болг. вода, сербск. вода, чешск.,
  словацк. voda, польск. woda и др.; восходит к праиндоевр. *wodor (*wedor, *uder), от корня *wed- с тем же значением. (???)
  
  в) Этимологический словарь Макса Фасмера
  Ближайшая этимология: Сюда же Водка, укр., блр. Вода, др.-русск., ст.-слав. вода ὕδωρ ýdor (Супр.), болг. Вода, сербохорв. во?да, словен. voda, чеш. voda, слвц. voda, польск. woda, в.-луж., н.-луж. woda. Древние ступени чередования представлены в Ведро, Выдра. Дальнейшая этимология: Родственно лит. vanduo~, род. п. vanden~s, жем. unduo, д.-в.-н. waҐҐar "вода", гот. wat?, греч. ýdor,ýdato, арм. get "река", фриг. B du, др.-инд. udakaґm, uda-, udaґn - "вода", unaґtti "бить ключом", "орошать", ?dman - ср. р. "поток", алб. uj "вода"; носовой согласный в лат. unda "волна" и лит. vanduo~ вторичного происхождения. (???)
  
  4) Обобщения и выводы
  
  Этимологи выводят термин "вода" из праславянского языка. Откуда такая убежденность, мы ведь не знаем ни праславянского, ни славянского языков, эти племенные общности были бесписьменными? Данная этимология не имеет под собой исторического, лингвистического, теологического и социального основания.
  Совершенно не учитывается влияние сакрального языка иудеохристианства - иврита и религиозное мировоззрение средневекового человека; церковная организация присутствовала в каждом населенном пункте (священники - пропагандисты слова Божьего).
  
  Вывод
  Целесообразно рассмотреть термин "вода" в связи с терминологией иврита и библейскими образами (философией иудаизма).
  
  5) Терминология иврита и библейские образы
  
  а) Вода
  
  Ранние греческие философы искали начала всего в земле, огне, воздухе и в воде. Авторы Бытия осмысливают Сотворение в тех же категориях - " И создал Бог твердь (атмосфера, небо); и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью (1:7); "Но пар (ЕД пар, поток) поднимался с земли и орошал все лице (поверхность) земли" (2:6).
  
  В оригинальном тексте Торы термин "пар" выражен сочетанием ВЕЕД וְאֵד - и пар (водяной пар, вода); пар - газ, в условиях, когда он может находиться в равновесии с тем же веществом в конденсированном состоянии. Насыщенный пар находится в термодинамическом равновесии с жидкостью, при изменениях температуры окружающей среды вода испаряется или водяной пар превращается в воду, лед, снег.
  
  Общий вид
  русск. ВОДА = ивр. ВЕЕД וְאֵד - и пар (выделен признак испаряемости); вода, вод+ы (Ы=Е+И) = ивр. В וְ и + ЕД אֵד пар, туман, газ, родник, подземный ручей чистой воды; ИДА אִדָּה испарение, выпаривание.
  Скорее всего, при формировании слово "вода" термин иврита прочитали без огласовок - ивр. ואד = В. АЛЕФ (0 звука, утерян). Д. = В.Д. = ВАДА, ВОДА.
  
  * Источник
  Лексикон по Стронгу и Дворецкому;https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H108. Оригинал: אד. Произношение: эд. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от так же, как H181 - 1. пар, испарение, туман; 2. родник, подземный ручей свежей воды.
  * Бытие 2:6: "Лишь поток (ВЕЕД), что поднимался из недр, орошал землю".
  * Иов 36:27: "Он собирает водяные капли, что сгущаются в дождевые струи (ЛЕЕДО поток).
  
  Очевидно, что круговорот воды в природе был знаком древним еврейским мыслителям, в терминологии иврита выделено агрегатное состояние "пар, поток" - воды; фазы одного и того же вещества, переходы между которыми сопровождаются скачкообразными изменениями ряда физических свойств (плотность, энтропия (гр. превращение)). Наличие нескольких агрегатных состояний обусловлено различием в тепловом движении молекул и их взаимодействием.
  
  б) Влага
  
  Влага, влажность - содержание воды в телах, количество воды, отнесённое к единице массы сухой части, жизнедеятельность организмов возможна в определенных границах влаги и относительной влажности атмосферы. Этимологи выводят термин из "праславянского" без всяких логических и исторических оснований, подобно термину "вода".
  
  * русск. ВЛАГА = В+ЛАГА = ивр. В внутри, в виде, как + ЛЕАХ (или ЛАХ) לֵחַ влажность, сочность, жизненная сила, сырой. ЛЕХА לֵחָה мокрота; ЛУХЛАХ לֻחְלַח увлажнять, отсыреть, становиться влажным.
  
  * Библейский образ
  Числа 6:3: "то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых (ЛАХИМ, множ. число от ЛАХ) , ни сушеных виноградных ягод".
  
  * Справка по транслитерации. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, ст. Алфавит сравнительный
  "Буква ХЕТ ח = ch (от него происходят греч. η, лат. h, слав. И), в большинстве случаев не выражается в русской транскрипции никакой буквой;... однако встречается и как Х: Хеврон, Хорив, Нахор, Рахиль и т. д., и как Г: Сигон (ןוחיס)". Термин иврита "леах" очевидно читался как "леаг".
  
  Таким образом, фонетика и смыслы древнерусских понятий "вода и влага" совпадают с фонетикой иврита и библейскими образами (с учетом транслитерации, передачи слова другим алфавитом, графикой), что и означает - заимствование еврейской терминологии и библейских образов.
   Кишинев, 2013 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"