Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Верзила, верзило - термин и топонимы, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  Я вот видал, как рисуют ― Давид всегда маленький,
  а Голиаф страшный сравнительно с ним верзило
  А. Ф. Писемский. Масоны (1880)
  
  
  Голиаф (ивр. Гальят) - огромный филистимлянский воин, потомок великанов-Рефаимов в Ветхом Завете.
  Основное значение термина "верзило" - уподобление рослого, высокого человека какому-то объекту окружающей действительности имеющему значительную высоту. Духовный мир средневекового человека формировался на осмыслении библейских образов живой и неживой природы, над формирования иудеохристианского общественного сознания постоянно работала единственная идеологическая организация в средневековье - церковь. Наша задача - выявить этот неизвестный нам пока объект уподобления в библейских источниках, найти поэтический образ "высоты".
  
  В теории иудеохристианства человек создан "по подобию Божьему", по замыслу Бога он владычествует над растительным и животным миром и существует в этом живом мире. Очевидно, что термин "верзила/о" является - сравнением, эта логическая операция позволяет найти сходство или различие между объектами. Человека сравнивают (уподобляют) с определенным объектом действительности, с помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов.
  
  1) Топонимика
  
  * Село Верзилово, Ступинский р-н, Московской обл., краеведение: "в 1577 году упоминается как сельцо Верзилова, принадлежащее Олександру Верзилову". Показано на Карте Кусова уездов земли Московской губ. в XVIII в., 1770 г
  * Село Верзилово Каширский р-н, Московской области. Показано на Карте Каширского уезда 1833 г.
  
  2) Существующая этимология
  
  а) Викисловарь
  Корень: -верзил-; окончание: -а. Значение: разг. очень высокий человек. Этимология - нет.
  
  б) Этимологический словарь М. Фасмера
  Верзила. Ближайшая этимология: Скорее всего, связано с Верзать (Mi. EW 386) "вязать"; ср. нем. langer Strick "дылда", букв. "длинная веревка". Неправильно сближение с нов.-в.-н. Riese, д.-в.-н. riso "великан" (Преобр. 1,75), или тем более сопоставление Агреля (Zur bslav. Lautg. 5 и сл.) с Верх. (???)
  
  в) Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. 2004.
  Верзила. Искон. Суф. образование от верзить "бестолково, неуклюже делать что-либо" (в говорах употребляется). Первоначальное значение - "неуклюжий человек". (???)
  
  3) Применение термина в русском языке
  
  а) С. Б. Веселовский. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии, М., 1974: "Верзило, Верзиловы: Верзило, крестьянин, 1499 г., Владимир; Верзиловы, помещики, XVI в., Коломна и Арзамас Ср. селение Верзилово на р. Каширке в бывшем Коломенском уезде. Верзила - долговязый, худой человек высокого роста".
  
  б) Словарь Академии Российской 1847 г.: "Верзило, верзилище. Великорослый, неуклюжий человек".
  
  в) Словарь Владимира Даля
  * Верзить и верзти южн. говорить или делать что продолжительно, но беспутно, бестолково; || врать, лгать, бредить, городить пустяки. Что ты верзешь? Что тебе верзится? грезится, бредится. Везякать южн. болтать, калякать.
  * Верзила об. рослый, но неуклюжий человек; оглобля, верста, коломенская верста, долговязый, долгай, жердяй. Верзни м. мн. влад. арх. летние лапти из шелюги или бересты; берестяники, шелюжники. Верзать пск. искажен. ёрзать. Верзея? ж. пролом, разгороженное место в околице, в загороди.
  
  г) Национальный корпус русского языка (НКРЯ, 1800-2012 гг.)
  График частоты употребления термина "верзила" фиксирует слово с 1826 года, пики в 1895, 1965, 1994, далее резкое падение графика вплоть до уровня 1826 г. в 2013 году. Термин употребляется редко, людей имеющих рост выше стандартного (160-180 см) мало, археологи находят в средневековых захоронениях лишь единичные экземпляры скелетов выше двух метров.
  
  * Выпись из писцовых книг П. Г. Заболотского (возможно Заболоцкий П.Г. деятель в правление Великого князя Ивана III, боярин?) на митрополичьи владения в Опольском и Боголюбском станах, Владимирского у. (1497-1499): "Поздяк, в. (выселки) Верзило, в. Иванко".
  * Г.И. Успенский. Власть земли (1882): "Видим, ведут чуть не на цепях ― эдакая верзила, сажень (2,13 м) вверх да полторы вдоль".
  
  4) Обобщение и выводы
  
  а) Период фиксирования термина
  
  Значение термина "верзила" - очень высокий человек, слово принадлежит только русскому языку. В древних актах термин "верзило" фиксируется с XV-XVI вв., в литературе "верзила" с 1826 года, "верзило" с 1877 г. Очевидно, что термин существовал в древнерусском языке примерно с начала XV века (время объединения русских земель вокруг Москвы).
  
  б) Комментарии
  Из представленного исторического и лингвистического материала ясно, что значение "рослый, неуклюжий человек" взято из Словаря Академии Российской 1847 г., затем отмечается у В. Даля (1863-1866). Макс Фасмер комментирует термин как "связано с Верзать, "вязать"", что лишено логики - разные явления действительности; "вязать" - действие, верзила - высокий человек.
  
  в) По всей Библии "красной нитью" проходит уподобление человека - представителям животного мира и растений. Грешник сравнивается с хищником (лев), безбожник с сорняком, праведник с культурным растением: виноградником, оливой, пальмой. Образ дерева представляет собою один из древнейших, "архетипических", символов человеческой культуры - "Древо познания", "Древо жизни", повторяется много раз в мировой литературе. Признаки дерева - корни, ветви, плод и др. часто употребляются для характеристики отдельных сторон жизнедеятельности человека: "Дуб - дубом (бран.) - как круглый дурак. Стоит дуб - дубом, ничего не отвечает"; стройная девушка уподобляется берёзе, а дуб и ясень - юноше.
  
  Вывод
  Целесообразно уточнить в оригинальных библейских текстах образы уподобления человека объектам животного и растительного мира.
  
  5) Животный и растительный мир
  
  * В Библии упоминаются различные крупные животные, среди них самые высокие: лошадь (210 см), верблюд (210 см), львы (123 см), медведь (50-70 см). Представители животного мира отпадают в качестве объекта сравнения, они сильнее, мощнее, быстрее, однако по заданной нам характеристике - высоте, не преобладают значительно над человеком (160-180 см).
  * В ветхозаветные времена Ливан весь был покрыт лесами, на склонах гор, обращенных к морю, росли леса из дуба (высота 40-50 м), сирийского клена (6-10 м), лавра (2-20 м) и оливковых деревьев (4-12 м); начиная с высоты 1300 метров и выше, росли мощные кедровые леса. Кедры распространены в Средиземноморье, достигают высоты в 40-50 м., древесина высоко ценится и используется с древнейших времён, упоминается в Библии как один из материалов для строительства царских дворцов и Иерусалимского храма.
  Итак, мы выделили два самых высоких дерева зафиксированных в Библии - дуб и кедр, необходимо выяснить, как они представлены (описаны) в библейских произведениях.
  
  6) Образы дуба и кедра в Библии
  
  а) Дуб (ивр. Алон, ЕЛОН אַלּוֹן, также ЕЛА)
  
  Термин "дуб" употребляется во многих стихах Библии, обычно как просто дерево, ориентир (долина Дуба), указание на "дубраву", место захоронения и местонахождение языческого культа, и лагерную стоянку. Также как материал, из которого изготавливались весла и идолы.
  * Лишь в одном эпизоде указана "крепость" дуба: Амос 2:9: "А Я истребил перед лицем их Аморрея, которого высота была как высота кедра и который был крепок как дуб".
  * В эпизоде 2-я Царств 18:9 использован термин "большой" (ГАДОЛ): "И встретился Авессалом с рабами Давидовыми; он был на муле. Когда мул вбежал с ним под ветви большого дуба, то Авессалом запутался волосами своими в ветвях дуба и повис между небом и землею".
  
  Дуб в Библии представлен как дерево, имеющее твердую древесину и большие (великий) размеры, термин "высота" и подобные ему по отношению к дубу не употребляются.
  
  б) Кедр (ивр. ЕРЕЗ אֶרֶז)
  
  * 4-я Царств 19:23: "Чрез послов твоих ты порицал Господа и сказал: "со множеством колесниц моих я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил РОСЛЫЕ (КОМА высота) кедры (ЕРЕЗ) его, отличные кипарисы его, и пришел на самое крайнее пристанище его, в рощу сада его".
  * Песни Песней 5:15: "голени его - мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях; вид его подобен Ливану, величествен, как кедры.
  
  * Исаия 2:13: "и на все кедры (ЕРЕЗ) Ливанские, ВЫСОКИЕ (РОМ высота) и превозносящиеся, и на все дубы Васанские".
  * Исаия 37:24: "Чрез рабов твоих ты порицал Господа и сказал: "со множеством колесниц моих я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил РОСЛЫЕ (КОМА высота) кедры его, отличные кипарисы его".
  
  * Иезекииль 17:22: "Так говорит Господь Бог: и возьму Я с вершины ВЫСОКОГО (РОМ высота) кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль и посажу на высокой и величественной горе".
  * Иезекииль 31:3: "Вот, Ассур был кедр (ЕРЕЗ) на Ливане, с красивыми ветвями и тенистою листвою, и ВЫСОКИЙ ростом (КОМА высота); вершина его находилась среди толстых сучьев.
  * Амос 2:9: "А Я истребил перед лицем их Аморрея, которого высота была как ВЫСОТА (ГАВАХ стать высоким) кедра и который был крепок как дуб; Я истребил плод его вверху и корни его внизу".
  
  Из представленного материала ясно, что по отношению к кедру употреблялись термины: ВЫСОКИЙ, высокий РОСТОМ, РОСЛЫЙ, величественный, что соответствует содержанию русского понятия ВЕРЗИЛА. Нам осталось выявить корни иврита в термине (понятии о предмете), установить связь знаков и понятия.
  
  7) Терминология иврита
  
  Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни - ВЕРЗИЛА = В+ЕРЗ+ИЛА.
  
  русск. В+ЕРЗ+ИЛА = ивр. В как, в виде (слитный предлог) + ЕРЕЗ אֶרֶז кедр + ИЛАИ עִלָּאִי высший; АЛЬ עַל высь, высота (в различных значениях); ИЛИ עִלִּי верхний (от АЛА подниматься, взойти); т.е. человек высотой как библейский кедр.
  
  Источник
  Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H730. Оригинал: אֶרֶז. Произношение: эрэз. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H729 - кедр.
  
  Таким образом, мы нашли содержание (философию) русского термина "в+ерз+ила", он образован искусственным путем в результате транслитерации двух еврейских терминов на русский язык (перевод знаков с одного алфавита на другой).
  Составное слово, сформировано на основании образа самого высокого дерева запечатленного в Библии, уподобление высоты человеческого тела - высокому дереву, кедру. Данный факт говорить об отличном знании древнерусскими книжниками-монахами как еврейского языка (возможно этнических евреев), так и о классическом понимании сюжетов Ветхого Завета.
   Кишинев, 2014 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"