Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Wismar, Висмар, Вишемир - топоним, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Господь сохранит тебя от всякого зла;
  сохранит душу твою...
  Господь будет охранять выхождение твоё
  и вхождение твоё отныне и вовек
   Псалом 120:7,8
  
  
  
  Просматривая материалы, описывающие немецкий город и порт Висмар, встречаешь замечания туристов - "очень мало исторических сведений, нет этимологии топонима", и действительно история города до XIII века представлена в литературе очень слабо.
  
  Археологи недавно нашли неподалёку поселение бодричей Мекленбург-Рерик (имя условно), этот крупный славянский центр существовал с 700 года. Причин "молчания" истории очевидно несколько, параллельно с христианизацией проводилась германская ассимиляция славян, у местных славянских племен (бодричей и др.) отсутствовала система образования и традиция письменности. Дошедшие до нас славянские имена и термины переданы немецкими хронистами в уже иудеохристианской, латинизированной (не значит, что латинской, к еврейскому корню добавляли латинское окончание) форме.
  
  В связи с формированием княжества Мекленбург, куда территориально входил Висмар, "засветился" один интересный автор - Ибрагим ибн Якуб ал Исраэли ал ат-Тартуши (912-966), путешественник и автор путевых записок, еврей по происхождению, о чем собственно и говорит его имя (израильтянин).
  Жил в испанской Тортосе, находился в тесном контакте с мусульманскими правителями Кордовы, и в 965/966 прибыл в составе преследовавшего политические и торговые цели посольства кордовского халифа ко двору Оттона I в Магдебург. Посетил полабские славянские земли и двор князя Накона в области ободритов. О "короле" ободритов Наконе известно от Видукинда, Титмара и Адама Бременского, в хрониках он представлен основателем княжеской династии ободритов, которая управляла до середины XII века.
  
  Затем Ибрагим ибн Якуб двинулся через территорию лужицких сербов в Прагу, потом в Польшу (Краков), после возвращения он составил описание своего путешествия, которое дошло до нас в переработке испанского географа аль-Бакри (этот автор нигде не бывал, но имел доступ к документам) в его "Книги королевств и путешествий" (1068).
  На Ибрагима ибн Якуб ал Исраэли ссылаются почти все последующие авторы. Для нас важно, что процесс германской колонизации был связан с присутствием еврейского населения в Саксонии и Богемии, евреи были здесь, путешествовали, описывали местность, составляли географические труды, и соответственно вбрасывали в научную терминологию того времени понятия иврита.
  
  1) Существующая этимология
  
  Город Висмар (в XVII в. на гравюрах Wismaria) расположен на самом юге Мекленбургского залива в удобной бухте, возник как поселение полабских славян. Некоторые исследователи считают, что он имел "славянское" название - Вишемир (уже теплее). Другие исследователи истолковывают имя Висмар от названия пруда "aqua Wissemara", третьи указывают на датское имя, применяемое с 1150 года в многочисленных датских документах Vismar Havn - Vismar ПОРТ. Толковые и этимологические словари не разъясняют смысл топонима - нет имени WISMAR в европейских языках, немецкий язык топоним не объясняет.
  
  2) История
  
  Во второй пол. VIII - нач. IX в. славянское поселение Рерик, оно же Велиград-Мекленбург было ближайшей к границам Франкской империи балтийской гаванью (важность обусловлена торговлей янтарём и мехами), Любек не приобрел еще влияния, а Ольденбург оказался в стороне от магистральных путей.
  До Мекленбурга-Рерика сравнительно быстро можно было добраться по прямому пути из Кёльна через Шезлу-Ленцен или Бардовик (два упомянутых в 805 г. пункта пограничной торговли между франками и славянами).
  Кроме того, у Рерика (Мекленбурга) на Балтику выходил торговый путь, который вел с юга на север из Подунавья через Прагу-Галле-Магдебург-Шверин. Это был обустроенный (с мостами, что редкость) путь на всей протяженности, впервые описан в 965 г. Ибрагимом ибн Якубом; Рерик - центр ободритов, в конце VIII - начале IX в. союзных франкам.
  
  Исследователи считают, что не позднее последних десятилетий VIII в. в Рерике возникает купеческая колония, господство датского флота на западной Балтике, подкрепленное существованием гавани викингов в Хедебю, вынуждало купцов Рерика платить торговые пошлины датскому конунгу Готтрику.
  В 808 г. Готтрик (Готфрид), напал на Рерик, посадил обитавших там КУПЦОВ на свои корабли и перевез их в Хедебю; отметим, что этническая принадлежность КУПЦОВ неизвестна, "законными" купцами в то время признавались - ЕВРЕИ и "другие". Франкские имперские анналы подробно рассказывают об этом эпизоде как ВАЖНОМ событии на Балтике, Рерик играл особую роль во франкской торговой и имперской политике; известны клады арабских монет IX века в области вокруг Мекленбурга-Рерика. Название "Мекленбург" впервые встречается в грамоте Оттона III, написанной в 995 году, крупные крепости (дерев.-земл. сооружения) бодричей находились в Шверине, Велиграде, Добине и Илове.
  
  С X века в христианство перешли многие представители бодричского дворянства, однако попытка саксов удержать контроль над землями с помощью возводимых крепостей и христианизации не увенчалась успехом из-за восстаний лютичей и бодричей в 983 и 990 годах. В 995 году бодричи потерпели поражение в битве на Раксе, около 1050 года князь Готшалк Венд и затем Генрих Любичский создали государственные союзы бодричей и вновь ввели христианство.
  
  После неудачи в первом Крестовом походе против славян 1147 года Генриху Льву удалось разрушить славянское государство в 1160 году после смерти князя бодричей Никлота, и с 1160 года владения славянских князей в Мекленбурге оказались в ленной зависимости у немцев (саксов).
  В 1167 году земли бодричей Terra Obodritorum (за исключением Шверинского графства) были возвращены сыну Никлота Прибиславу, принявшему христианство (1164) и признавшему себя вассалом Генриха Льва. В 1171 году он основал Доберанский монастырь, выделил средства на Шверинское епископство и сопровождал Генриха в Иерусалим в 1172 году; победитель выдвинул условие - построить монастырь для распространения и укрепления христианской веры.
  
  Доберанский монастырь (нем. Kloster Doberan) - первый монастырь, учреждённый в Мекленбурге, со временем превратился в важный духовный, политический и экономический центр.
  
  * DOBER+AN = ивр. ДАБАР דַּבָּר вождь, лидер, предводитель; ДИБЕР דִּבֵּר заповедь + АНА עָנָה исполнять просьбу, провозглашать, свидетельствовать; имя монастыря подсказывает, где искать СМЫСЛЫ топонимов. Мировоззрение человека (идеальное) должно образовывать связное целое, ЕДИНСТВО; однокорневое понятие - ДВАРИМ דְּבָרִים Второзаконие, пятая книга из Пятикнижия, слова; "повторный закон".
  
  В результате христианизации и немецкой колонизации X-XIV вв. славяне Померании были ассимилированы, а династия славянских феодалов Никлотингов (Никлотичей) переродилась в немецких феодалов - Мекленбургскую династию Великих князей и герцогов. Род мекленбургских правителей восходит по прямой к князьям славянского племени бодричей (ободритов) и берёт свои начала в "крепости" Мекленбург в одноимённой деревне недалеко от Висмара.
  
  3) Немецкая колонизация
  
  Первые исторические упоминания о Висмаре указывают на то, что он был основан между 1226 и 1229 годами как немецкий город. В 1241 году был образован Ганзейский Союз, который объединял немецкие города в вопросах мореходства, торговли, борьбы с конкурентами и защиты от морских пиратов. В 1259 Висмар был принят в Ганзейский Союз, в городе 70 раз проводились общие собрания Ганзы, с 1257 по 1358 г. резиденция князей Мекленбурга.
  
  С 1200 года в Мекленбург переселяются несколько десятков тысяч немецких поселенцев из Вестфалии, Нижней Саксонии, Фризии и Гольштейна. Начиная со второй половины XII века немецкие министериалы, придворные и управленцы получали лены с поручением колонизировать Мекленбург, установив в нём традиционный немецкий порядок. Крестьяне получали бесплатные земельные наделы в качестве ленов и переселялись с запада на восток, в районы с тяжёлыми почвами к северу от Северо-Бранденбургской возвышенности на практически безлюдные территории. После 1200 года началась колонизация влажных территорий на Мекленбургском озёрном плато, этап формирования в Мекленбурге немецкого территориального государства занял около двух с половиной столетий, до середины XV века.
  
  4) Обобщения и выводы
  
  Евреи в Висмаре фиксируются в источниках с XIII в., в 1266 упоминаются как КНЯЖЕСКИЕ ЧИНОВНИКИ, горожане относились к ним враждебно, пользуясь длительным отсутствием князя в 1290 году, изгнали еврейское население. Однако с 1303 года евреи опять появляются в городе, в 1350 еврейскому населению были предъявлены обычные для того времени обвинения в отравлении христиан, и община была изгнана.
  
  а) Топоним Висмар рационально (с позиции здравого смысла и логики) не объяснен.
  
  б) Возникновение поселения Wismar связано с немецкой колонизацией (1229), развитие связано с Ганзейским Союзом - борьба с пиратством, монопольная торговля; первоначально поселение, очевидно, имело функции СТОРОЖЕВОГО ПОСТА, между Любеком (осн. в XII в.) и Ростоком (нем. поселение в 1189).
  
  в) В период перерастания поселения в город источники фиксируют еврейское население, евреи - КНЯЖЕСКИЕ ЧИНОВНИКИ; колонизация невозможна без привлечения значительных финансовых средств, организованного кредита феодалам, ремесленникам и крестьянам и формирования финансово-налоговой системы - все это очевидно организовывали евреи.
  
  Вывод
  
  Основной идеологический процесс в регионе во время возникновения топонима Висмар - христианизация, в его рамках проходила колонизация - создавалось христианское СОЦИАЛЬНОЕ пространство, пространство Бога Яхве.
  Иудейское религиозное мировоззрение носит ПРАГМАТИЧЕСКИЙ характер (некоторые думают наоборот и приписывают иудаизму фантазии христианства), и выражает общественно-человеческие способы действий с объектами. Называние объектов должно быть связано с НОРМАТИВНОЙ БОЖЕСТВЕННОЙ лексикой, с религиозной традицией и соответствовать Божественному замыслу.
  
  5) Терминология иврита и библейский образ
  
  Приведем топоним в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень - WISMAR = WI+SMAR; у нас моментально вырисовывается корень иврита Ш.М.Р. имеющий общее значение "охранять, стража".
  
  Общий вид
  
  WI+SMAR = ВИ в виде, как + ШАМАР שָׁמֵר охранять, стеречь, нести охрану; ШОМЕР שׁוֺמֵר сторож, страж, часовой.
  
  См. стронг; https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=http://studybible.info/strongs/H8104&prev=search
  
  Автор Псалма 120:5 использует термин ШАМАР как имя Бога, указывающее на один из атрибутов Его: "Господь - хранитель твой".
  
  Таким образом, имя WISMAR, принадлежит терминологии иудаизма и означает в материальном плане - СТОРОЖЕВОЙ пост-таможню. В идеальном - ОБЕРЕГ, город который находится под охраной БОГА, Господь - СТРАЖ у него.
  
  6) Проблемы лексики
  
  Критики могут обратить своё внимание на несовпадение букв, например буквы S, которую мы толкуем как SCH (Ш), в немецкой грамматике буква S (с) иногда обозначает звук SCH (ш).
  Каждый язык в течение времени претерпевал существенные изменения, учебник "История немецкого языка" (Уфа, 2002) так пишет об изменениях в XIII веке; Ќ 16 Изменения в области консонантизма:
  "1.В области консонантизма изменения в средневерхненемецкий период не были столь значительными, как в области вокализма. Наиболее серьёзными следует считать изменения, касающиеся фонемы S. ... С 13 века германское шепелявое S становится [∫] (Ш) в сочетаниях sl, sm, sn, sw в начале слова. Орфографически это [∫] обозначается через sch... В древневерхненемецком имелось старое глухое S, общее для всех германских языков.
  
  В немецком языке IX века
  
  "Древненемецкий полугласный W скорее напоминал современное английское W, чем современное немецкое, и был близок к гласному U". Таким образом, никто не может поручиться, как ПРОИЗНОСИЛИ слово Wismar в XIII веке, его могли произносить как ВИСМАР, как ВИШМАР или УИСМАР.
  
  При транслитерации терминов (передача букв другим алфавитом) с иврита на европейские языки, часто еврейские буквы ШИН и СИН передавались как С (русс.); например, Ш = שּׁ = С: Сихем, Саул, Самсон, или = З: Сузы, Измаил; С = שׂ: Сара, Сеир, или З: Израиль; каких-либо правил не было до середины XIX века.
  
  Термин иврита ШАМАР (страж) употребляется в Книгах Библии в указанных и подобных значениях 249 раз, его наличие на европейском пространстве от Волги до Эльбы (река Самара, приток Волги, Днепра) свидетельствует о едином СМЫСЛОВОМ ПОЛЕ иудейской религиозной культуры.
  
  Эта культура - СОСТОЯЛАСЬ. Стоит ли модернизировать материалистические представления иудаизма о мире и человеке, в угоду фантастическим, эпосным и танцевально-музыкальным представлениям других культур, не сумевших объединить людей даже даже на областном уровне?
  
  Кишинев, 2012 г.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"