Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Вина - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  Аще бы ти кая вина была до него,
  то обличил бы еси его пред нами
  и упрѣвъ его створилъ ему еси то,
  а нынѣ, коя его вина, яви нам
  Московский лицевой свод (1560-1570)
  
   ***
  Он не человек, чтобы мне с Ним тягаться
  (ивр. ЕЕНЕНУ отвечать, от АНА, ИНА),
  чтобы вместе нам идти на суд
  Иов 9:32
  
  
  Вина - то, за что человеку нужно давать ответ, обязанность отвечать за поступки и их последствия. Так устроено общество, независимо от воли человека, он несёт ответственность перед Богом и людьми, будь то действие или бездействие, высказанное слово или безмолвие.
  
  1) Существующая этимология и трактовки термина
  
  а) Викисловарь. Вина
  
  Корень: -вин-; окончание: -а. Значение: ответственность за совершение предосудительного деяния, причастность к совершению преступления; в твор. п., в знач. сказуемого, часто с гл. быть, стать причина чего-либо.
  Этимология по Максу Фасмеру (сокращена)
  Происходит от праслав. *?, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. вина (греч. αἰτία, ἀφορμή aitía, aformí̱), русск., укр. вина́, болг. вина́, чешск., словацк. vina, в.-луж., н.-луж., польск. wina. Родственно лит. vaina "ошибка", латышск. vaĩna "вина", atvainuo^t "извинять", а также, возм., лат. vindex "мститель", "назначающий пеню". Далее, предположительно, родственно война, во́ин, др.-инд. vḗti "преследует, стремится". (???)
  
  б) Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
  Вина (culpa, Schuld, culpabilite) составляет необходимое условие ответственности, как гражданской, так и уголовной, за недозволенные деяния. Она заключается в внутреннем отношении дееспособного субъекта к совершаемому им деянию. В. образует так называемый внутренний состав деяния, за которое субъект или виновник подлежит ответственности. ...
  По различию понятия ответственности, различается и понятие вины. Самому широкому понятию ответственности - нравственной - соответствует и самое широкое понятие вины - нравственной; более узким является понятие юридической вины. Последняя, в свою очередь, может быть виною уголовною или гражданскою.
  
  в) Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004
  Вина Общеслав. Образовано с помощью суф. -на от той же основы, что и ст.-сл. възвить "добыча, война", воин. (???)
  
  2) Применение термина в русском языке
  
  а) Словарь русского языка XI-XVII вв. Академия Наук СССР, М., 1975; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_2.pdf
  
  Вина. 1. Причина, основание. "Вьсему ли греху и блуду убо вина есть диаволъ, та того ны есть вина потязати. Избор. Свят. 1076 г.".
  2. Проступок, провинность, грех. "Слышавъ о братъ яко в тьмьнице есть вины не ведяши". Патер. Син. 1136 г. Смертная вина - преступление за которым следует казнь. 1606 г. Вину принести - прийти с повинной. 1608 г. Сыскать вину - раскрыть преступление. 1653 г.
  3. Обвинение (1160 г.). 4. Наказание, возмездие, осуждение. XVII в.
  5. То, что взимается в качестве возмещения ущерба. Правда русская, XII-XV вв. 6. Пошлина, повинность, обязательство. Новг. V лет. Под 907 г.
  
  б) Национальный корпус русского языка
  
  * Докончание великого князя московского Василия Васильевича с великим князем тверским Борисом Александровичем. Грамота в. кн. Бориса Александровича в. кн. Василию Васильевичу (1456): "А выведет изъ волости, а перед волостелем не поставит, в том ему вина".
  * Тайная Тайных (1470-1550): "А про то же уимайся проливати крови, зан же се есть вина, достойна Господеви, ведящему тайну, а ты будешь чинити подлуг рвения ока твоего".
  * Иван Грозный. Первое послание Ивана Грозного Курбскому (1564): "Понеже бо есть вина и главизна всѣмъ дѣломъ вашего злобеснаго умышления, понеже с попомъ положисте совѣтъ, дабы азъ словомъ былъ государь, а вы б с попомъ дѣломъ".
  
  3) Обобщение и вывод
  
  * Этимологии термина "вина" Макс Фасмер не представляет, он приводит лишь перечень территорий (иудехристианских) где применялся термин. Историческая этимология как научная дисциплина начисто отрицает религиозное основание общеевропейской культуры, Бог Яхве есть, а Слова (языка) Бога - нет. Если нет теологического понимания предметов и явлений культуры, то слова-символы не породят никаких смыслов или приведут к ложным выводам; известно, что миропонимание вплоть до 1917 года было религиозным.
  Религиозное мировоззрение имеет выраженный прагматический (дело) характер, это алгоритм действия (план), что нужно сделать, для того, чтобы что-либо произошло, свершилось или было создано; описывает способы действия с вещами - вещи объект приложение воли, со стороны полезности или вреда.
  
  * Термин "вина" использовался в русском языке с самого раннего периода в переводах Библии, богослужебной литературе и в правовых актах. Очевидно, что выработка специального понятия связано с правовой практикой судебной системы Древней Руси, а она по большей части базировалась на Моисеевом законодательстве.
  См. Словарь русского языка XI-XIVвв.; http://old_russian.academic.ru/2234/вина
  
  Вывод
  Маловероятно происхождение термина из "славянского" языка в отсутствие развитой идеологии (религии), способной дать определение понятию. Оригинальных письменных источников славян обнаружить не удалось, церковнославянская письменность начинается с момента принятия на территориях иудеохристианства.
  Целесообразно рассмотреть понятие "вина" в связи с библейской терминологией и образами.
  
  4) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Терминология
  
  Приведем термин в форму, приближенную к грамматике иврита, и выделим корень - ВИНА = В+ИНА; у нас сразу же выявляется рациональный (логика и здравый смысл) термин еврейского языка - АНА, ИНА отвечать, давать ответ.
  
  Общий вид
  * ВИНА = В+ИНА = В (Б) как, в виде (слитный предлог, отвечает на вопрос где?, в чем?) + АНА עָנָה (также есть в арам.) отвечать, давать ответ, говорить в ответ, свидетельствовать; быть покорным, терпеть, страдать, быть униженным.
  * Однокорневой термин - ИНА עִנָּה притеснять, мучить (наказывать). Т.е. те деяния человека, за что он должен отвечать, подвергаться преследованию (наказанию), мучениям (пытка).
  
  б) Источник
  Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H6030
  Оригинал: ענה. Произношение: ‛ана. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): 1. отвечать, говорить в ответ, откликаться, свидетельствовать; 2. петь, шуметь, выть, вопить. B(ni): 1. отвечать; 2. получать ответ. E(hi): отвечать, внимать.
  
  в) Библейский образ
  
  * Иисус Навин 7:20: "В ответ (АНА) Иисусу Ахан сказал: точно, я согрешил пред Господом Богом Израилевым и сделал то и то".
  * Иов 9:3: "Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит (АНА) Ему ни на одно из тысячи".
  
  * Иов 20:3: "Упрек (обвинение), позорный для меня, выслушал я, и дух разумения моего ответит (АНА) за меня.
  * Иов 32:3: "а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать (МААНЭ, от АНА), а между тем обвиняли Иова".
  
  * Иов 9:15: "Хотя бы я и прав был, но не буду отвечать (АНА), а буду умолять Судию моего".
  * Плач Иремии 3:33: "Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает (ИНА) и огорчает сынов человеческих".
  * Второзаконие 22:24: "то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил (ИНА, его вина, ответственность) жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя".
  
  * 2 Царств 13:22: "Авессалом же не говорил с Амноном ни худого, ни хорошего; ибо возненавидел Авессалом Амнона за то, что он обесчестил (ИНА, его ответственность, вина) Фамарь, сестру его".
  
  Таким образом, русский термин "в+ина" является транслитерацией (передача слова другим алфавитом) глагола иврита АНА (ИНА) отвечать, давать ответ, подвергаться наказанию, мукам.
  
  Кишинев, 2015 г.
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"