1) Вель, левый приток реки Вага, длина 223 км, основное направление течения - на восток, сильно петляет, истекает по лесному и болотистому региону. Дно песчано-каменистое, разливается до двух километров, берега низкие, весной глубины значительные, летом мелеет.
Ранее по реке происходил сплав леса, судоходства нет.
Википедия - этимология На языке коми, "вель" - "довольно, порядочно". Шведский исследователь Г. Ёхансон предлагает перевод с санскрита - "граница, предел, речной берег".
Прим. автора статьи. Какой санскрит в лесах и болотах на севере Руси в XII веке???
2) Город Вельск Старинный город в Архангельской обл. на реке Вага, при впадении в неё реки Вель (дл. 223 км). Упоминается в 1137 г. в уставе новгородского князя Святослава Ольговича как пункт сбора Церковной дани, в летописи 1397 года упоминается как волость Вель, известен "владычень волостель Исая".
Позже Вельский погост (1397, админ.-террит. единица, центральное поселение с церковью); а при Иване Грозном (с 1550) именовался Вельским посадом (торгово-промышленная часть города за стеной).
См. карту 1792 г., Вологодское наместничество, Вельский уезд *https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0a/Map_of_Vologda_Namestnichestvo_1792_%28small_atlas%29.jpg
3) Применение гидронима и топонима в старорусских актах и литературе
а) Устав новгородского князя Святослава Ольговича о Церковной десятине 1137 г.: https://lawbook.online/gosudarstva-prava/ustav-no...
Устав князя Святослава представляет собой законодательный акт, регулирующий отчисления в пользу новгородской епископии от судебных доходов князя.
"4. Урадил есьмь аз святей Софии и написал Никола князь Новгородскый Святослав: в Онеге на Валдутове погосте два сорочька, на Тудорове погосте два сорочька, ... у Вели два, ...".
Примечание
Словарь русского языка XI-XVII вв. Сорокъ - единица счета, равная четырём десяткам; товарно-денежная единица, единица счета пушнины (сорок соболей - набор на шубу); церковно-административный округ.
б) Национальный корпус русского язык
Никоновская летопись (1362-1424 гг.) (1526-1530): "И срѣте ихъ владычень (наместник посланный Владыкой, территория управляемая Владыкой (архиепископом)) волостель Исая съ В[е]ли, рекъ имъ тако: "господа воеводы Новогородцкиа, наѣхалъ великого князя боаринъ Андрѣй с" Ываномъ съ Никитинымъ и з Двиняны на святѣй Софѣи волости, на Вель, на самъ Великъ день; святыя Софии волость повоеваша, а на головахъ окупъ поимаша; а отъ великого князя приѣхалъ въ заставу на Двину князь Федоръ Ростовскей городка блюсти и судити и пошлины имати Новогородцкиа; а Двинскиа воеводы Иванъ и Конанъ съ своими другы волости Новогородцкиа и бояръ Новогородцкихъ подѣлиша себѣ по чястемъ".
в) Духовная грамота великого князя Московского Ивана III Васильевича, 1504 г.: http://www.portal-slovo.ru/history/44706.php
Да сына же своего Василья благословляю своею отчиною, ваеликим княженьем Новогородским, даю ему Великии Новгород со всем, с пятью пятинами, с волостьми, и с погосты, и с путми, и з селы, и со всеми пошлинами, и з городы: Ивангород, Яма город, Копорья город, Орешек город, Ладога город, Деман город, Куръгород, Порхов город, Высокои город, Кошкин город, Руса город. ... Да сыну же своему Василью даю Заволотцкую землю всю Онего, и Каргополе, и все Поонежье, и Двину, и Вагу, и Кокшенгу, и Велскои погост, и Колмогоры, и всю Двинскую и Заволотцкую землю.
4) Обобщение и вывод
Из исторической информации следует, что до начала XVIII века бассейн реки Вель был малонаселенным, местное "коренное" население не выявлено, заселялся новгородцами. Основное занятие населения рубка и сплав леса, смолокурение, охота (пушнина) и рыболовство.
Известно, что эти земли принадлежали первоначально Великому Новгороду, Церковь, имела на реке свою земельную долю (два сорочька, две территории), изымалась церковная десятина. В документах указан: "ихъ владычень (наместник посланный Владыкой, территория управляемая Владыкой (архиепископом)) волостель Исая".
Осуществлял ли ВОЛОСТИТЕЛЬ (правитель волости) власть на всей территории или только над частью её неизвестно, однако другой информации нет, следовательно, мы можем опираться на этот исторический факт.
Затем территория отошла к Московскому государству, в 1504 г. принадлежала Великому Князю Ивану III Васильевичу.
Вывод
Гидроним Вель и топоним Вельск (Вельский) использовались в государственных документах, объяснить их терминологией русского языка не удаётся, целесообразно обратиться к сакральному языку общей идеологии иудеохристианства - ивриту.
Сознание и мышление людей в средние века было религиозным, многие библейские образы и термины вошли в русский язык. Средневековые акты указывают на Церковное владение, других данных найти не удалось.
Мы имеем логико-историческое и религиозное основание, гидроним Вель и более поздний топоним Вельск могли быть сформированы на библейской терминологии, так как территория или её часть находилась (принадлежала) Церкви. Топоним и гидроним ВЕЛЬ и ВЕЛЬ+СК должны иметь логико-лексическую связь с властью, высшая власть - Бог, т.е. содержать термин иврита Бог и дополнение к нему.
5) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем термины в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни - ВЕЛЬ, ВЕЛЬСК = В+ЕЛЬ, В+ЕЛЬ+СК. У нас моментально выявляется корни иврита ЕЛЬ Бог и прочитанный наоборот термин иврита КЕС престол.
Общий вид
* русск. ВЕЛЬ = иврит В בְ (слитный предлог) + ЕЛЬ אֵל Бог, сила, мощь, Всемогущий; т.е. территория принадлежит Церкви, Богу; феодальное землевладение.
* русск. ВЕЛЬСК = ивр. В בְ предлог, указывает на совокупность, в, внутри + ЕЛЬ אֵל Бог, сила, мощь, Всемогущий + С.К., прочитано наоборот - К.С. כֵּס престол (Божий); т.е. разновременные гидроним и топоним указывают на феодальное владение - территория принадлежит Церкви, Божьему Престолу; феодальное землевладение.
б) Источник
+ Штейнберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
+ Лексикон по Стронгу и Дворецкому: https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
+ Лексикон по Стронгу и Дворецкому: https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
Hомер Стронга: H3676. Оригинал: כּס. Произношение: кхэс. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: вероятно a contraction для H3678, but вероятно by erroneous transcription для H5251 - престол, трон.
в) Библейский образ
* Бытие 31:13: "Я Бог (ЕЛЬ) явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей".
* Исход 17:16: "Ибо, сказал он, рука на престоле (КЕС) Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род".
г) Библейская топонимическая традиция
* ЕЭБЕ, Эль, אל. - Имя Эль встречается, как обычное и общее обозначение Бога не только у евреев, но и у ассирийцев и финикийцев; как и в еврейском языке, оно встречается также в южно-арабских диалектах, арамейском, арабском и эфиопском языках в качестве ингредиента или части собственных имен. Это имя употребляется в единственном и множественном числе и применяется как к Господу Богу Израиля, так и к чужестранным богам.
* Вефи́ль (ивр. בֵּית אֵל, Бейт-Эль - букв. "дом Бога"; угарит. bt il, греч. Βαιθηλ, лат. Bethel) - один из главных городов Древнего Израиля, севернее Иерусалима, на границе территорий колен Вениамина и Ефрема. Согласно Библии (Быт. 28:19), название городу дал Иаков, которому там явился Бог; до этого город назывался Луз. Другой город под названием Вефиль, находившийся на юге Иудеи, упоминается в книге Иисуса Навина (Нав. 8:17 и Нав. 12:16), и предположительно был идентичен городу Бетуль или Бетуэль, где проживало племя Симеона.
* Библейская энциклопедия архимандрита Никифора
+ ЕЛАЛЕ, ЕЛЕАЛЕ (Бог велик, великий Бог; Чис 32:3, 37, Ис 15:4 и др.) - Ханаанский город близ Есевона, или Хесбона, как думают, настоящий Эль-А′аль - довольно большие развалины на холме, в расстоянии получаса пути от Хесбона к с.-в. на восточной стороне Иордана. Город был восстановлен и занят коленом Рувимовым.
+ ЕЛТЕКЕ, иначе ЕЛФЕКЕ (Бог страшен; Нав 19:44) - город на границах колена Данова; был отдан с своими предместьями левитам из сынов Каафовых (21:23) - факт необозначенный впрочем в 1Пар 6:66-69.
+ ЕЛФОЛАД (род или потомство Божие; Нав 15:30 - один из городов, доставшихся колену Симеонову; находился, вероятно, на границах колена Иудина, и потому упоминается в числе городов означенного колена.
Таким образом, гидроним Вель и топоним Вельск составлены по библейским топонимическим образцам, обозначают территории Церковных владений.