* Варфоломеевка - село в Яковлевском районе Приморского края на реке Арсеньевка в горно-таежной местности. Показана на Карте части Приморской обл. с показанием маршрутов экспедиции 1913 г. В. Л. Комарова и др. Местность начала заселятся русскими с 1910 г., коренной малочисленный народ нанайцы (стар. гольды). На Схематической карте Никольск-Уссурийкого уезда 1917 г. На Карте Приморской обл. 1920 г. На Карте РККА Приморья и Хабаровского края, пятикилометровка 1939-41 гг.
* Варфоломеевка - село в Александрово-Гайском районе Саратовской обл., осн. в 1910 г. (?) у реки Малый Узень. Показано на Геологической карте Новоузенского уезда 1908 г. На Почвенной карте Новоузенского уезда 1908 г. На Карте уездов Самарской губернии издания губернского земства 1912 г. г. Варфоломеевский. На Немецкой военной карте времен Великой Отечественной Войны. Поволжье и Ставрополье 1930-41 гг. - Варфоломеевка.
* Варфоломеево (Ильинское) - деревня в Ленинском районе Тульской обл. в лесном массиве у реки Упка. Показана на Плане Генерального Межевания уездов Тульской губ. 1776-97 гг. - с. Ильинское, Варфоломеево тожъ. На Подробной карте Российской Империи ... 1801 г. - Ильинское, церковь. На карте Шуберта 1832 г. - Варфоломеево, 21 двор, церковь. На карте Стрельбицкого 1971 г. На Трехверстовке Тульской области. Военно-топограф. карте 1874 г.
Краеведение: "Исторически населённый пункт назывался также село Ильинское, однако это название вышло из употребления во втор. пол. XIX века, так как село стали именовать по расположенному в нём церковному приходу. В документах XVIII в. также встречается название Вахромеево. Время возникновение прихода, а равно этимология происхождение его названия не известны. Церковь в честь пророка Илии 1794 г.".
* Бартоломеевский - хутор в Саратовском районе Саратовской обл. Показан на Трехверстовке Саратовской обл. Военно-топограф. карте 1868 г. и на карте Стрельбицкого 1871 г. - Хутор. На Карте РККА юга России, двухкилометровка 1932-41 гг. - Бартоломеевский. На Административной карте Саратовской обл. 1939 г.
2) Апостол Варфоломей, общие сведения
а) ЭСБЕ/Варфоломей
Варфоломей - "сын Толмая", или Птоломея, один из 12 апостолов Христа. О жизни и деятельности его почти ничего не известно. Некоторые исследователи, как, напр., Фаррар, отождествляют его с Нафанаилом из Каны Галилейской, тем "истинным израильтянином, в котором, по слову Христа, "нет лукавства" (Иоан. I, 47). По свидетельству Евсевия, Варфоломей проповедовал христианство в Индии, по другим - в Аравии и Армении, где он и потерпел мученическую смерть через распятие вниз годовой. Память его чтится 11-го июня и 25-го августа.A. Л.
Варфоломей [арам. bar talmei; греч. Βαρθολομαῖος Vartholomaíos], ап. от 12 (см. ст. Апостолы) (пам. 22 апреля, 11 июня, 25 авг. и 30 июня - в Соборе 12 апостолов). В Новом Завете В. упоминается только в 4 списках 12 учеников Иисуса Христа (Мф 10. 3; Мк 3. 18; Лк 6. 14; Деян 1. 13). "Варфоломей", вероятно, является распространенным арам. патрономическим именем (отчеством) bar talmei - "сын Фалмая" (ср. LXX Нав 15. 14), или "сын Толомея" (ср.: Ios. Flav. Antiq. XX 5. 2). ...
* Почитание
Относительно местонахождения г. Альбана (Албанополь, Урбанополь) - места кончины и погребения В.- существуют разногласия. Традиционно этот город отождествляют с городом, существовавшим на территории совр. Баку. Азерб. археологи в ходе раскопок около Девичьей башни обнаружили остатки древнего храма, к-рый был отождествлен с базиликой, построенной на месте гибели В. В апр. 2003 г. К-польский Патриарх Варфоломей I посетил в Баку место предполагаемого погребения апостола. По др. версии, В. захоронен в пров. Зап. Азербайджан (ныне Иран), на этом месте в XIV в. был построен мон-рь Сурб Барфоломеос.
* Проповедь. В "Деяниях ап. Андрея" рассказывается о миссионерском путешествии В. вдоль Черноморского побережья. Из "Индии" В. отправился в Парфию, затем в Вел. Армению. На Арташатском холме он встретился с апостолом от 70 Иудой Фаддеем (ср.: Euseb. Hist. eccl. I 13; Армянская Церковь почитает его как первого просветителя Армении). В. обратил в христианство сестру арм. царя Вогухи и мн. вельмож; по приказу царя Санатрука (Астиага) его распяли вниз головой, заживо содрали кожу и обезглавили.
* Апокрифы. С именем ап. В. связан ряд апокрифических произведений. "Евангелие апостола Варфоломея" (или "Вопросы Варфоломея"). Оригинал написан по-гречески и датируется III в. по Р. Х. ...
* Иконография. Обычно В. изображался в античных одеждах, со свитком в руках; черные короткие волосы, небольшая, иногда раздвоенная борода подчеркивали средний возраст, сближавший В. с др. апостолами, напр. с Иаковом Старшим или Варнавой. ...
В России: икона из Десятинного мон-ря в Вел. Новгороде, нач. XIII в., фрески на своде под хорами собора св. Димитрия во Владимире, кон. XII в.). ...
В рус. искусстве позднего средневековья известны и единоличные изображения В. в деисусном чине в ряду апостолов, напр. в иконостасе ц. Рождества Богородицы в Голутвине (ок. 1691, работы Т. Филатьева и др., ГТГ), а также образы деяний В. и его сподвижника, ап. Филиппа, напр. хождения и мученичества В. на иконе "Ап. Филипп и сщмч. Ипатий с житием", написанной в 1670 г. для Ипатьевского мон-ря в Костроме (ГТГ). В поздних изводах композиции "Рождество Христово" присутствовало изображение В. под смоковницей, связанное с текстом Евангелия от Иоанна.
3) Имя Варфоломей в актах старорусского языка и литературы. Национальный корпус русского языка
* Инок Дионисий Корякин. Данная "инока" Дионисия [Корякина] снохе Мавре Корякиной и ее внуку Димитрию, на Узменские пожни, в Бежец. Верхе (1440-1447): "А на то послуси: отец мой духовный архимандрит Иона, да Юрий Степановичь. А грамоту писал Варфоломей чернець. А данаа с печатью".
* Правая грамота (с докладом ц. Ивану Васильевичу) суда нижегородского воеводы кн. Семена Ивановича Гундорова иг. Дудина монастыря Макарию по тяжбе между дудинскими старцами Елисеем, Серапионом, монастырскими крестьянами и нижегородскими детьми боярскими. Включает более ранние документы (1555):
"Лета 7062-го, по цареве грамоте и государя великого князя, архангелской протопоп Семион з братьею, поп Емельян, да поп Варфоломей, да поп Григорей, да поп Иван сказали по священству: Слухом есмя, государь, слышели, кое приезжали на монастырьскую деревню на Черньцово селище Матфей да Михайло да Ондрей Скорятины, да Роман Клинцов, да Олексей Плакса и крестьян, государь, из деревни выбили, ограбя; и явка нам, государь, была".
* П. А. Флоренский. Имена (1926)
Одним из таких же знаменательных имен, и притом проявившихся в истории с отрицательной стороны, издавна было имя Варфоломей. ...
Варфоломей, по-еврейски Бар-Тол-май, переводится обычно чрез сын дерзновения. ...
Разумеется, всякое имя, как и всякая способность, сама по себе, есть благо и дар Божий, а следовательно ― залог некоторого духовного преуспеяния, и в этом смысле Варфоломей ― указывает на дерзновенный духовный порыв. ...
Поэтому в низшем плане имя Варфоломей почти что равносильно беззаконник, наглец и т. д. ...
Можно сказать, дар этого имени слишком высок и труден для среднего человека, и когда Варфоломей не может вознести свое дерзновение до высоты Апостола Варфоломея или Преподобного Сергия, он не остается заурядным смертным, но свои энергии направляет в сторону прямо противоположную. ...
Чувствуется, в названии "Варфоломеевская ночь" предательское избиение сопоставлено не с памятью апостола, а с именем "Варфоломей"....
4) Обобщение и вывод
Апостол Варфоломей на культурной территории России зафиксирован с XII в., имя и фамилия распространены в среде духовенства (епископы, священники, монахи), реже у дворянского сословия и крестьян.
Святой Сергей Радонежский (1322-1392) при крещении получил имя Варфоломей в честь апостола. Смысл имени объясняют по-разному. До 1917 г. известна только Варфоломеевская церковь при 3-й Императорской мужской гимназии в Казани.
Вывод
Целесообразно рассмотреть имя в связи образами и терминологией Ветхого Завета.
5) Терминология иврита
а) Новый Завет по-еврейски и по-русски; The society for distributing Hebrew scriptures
Richard Clay Ltd/ Bungay/ Suffolk 25/M/11/89
Матфей 10:3: "Варфоломей - ивр. Бар Талмай בַּר תַלְמַי".
б) Библейские термины и образы
* ивр. ТЕЛЕМ תֶּלֶם борозда, терраса, берег, гребень, межа.
Hомер Стронга: H8525. Оригинал: תֶּלֶם. Произношение: тэлэм. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от не употребляемого корня, обозначающего accumulate - борозда, межа.
Иов 39:10: "Привяжешь ли такого быка к сохе (ТЕЛЕМ, вариант перевода - борозде), чтобы вспахал он для тебя долину (ивр. ЕМЕК)?".
Осия 10:4: "Их речи - пустые слова: заключая договор, клянутся ложно. Но справедливость прорастет, как полынь на бороздах (ТАЛМЕЙ) поля".
* ивр. ТАЛМАЙ תַלְמַי собственное имя
* ЕЭБЕ/Талмай
Талмай Фалмай (תלמי; в Септ. Θολμεί, Θολομαί Tholmeí, Tholomaí). - 1) Сын или потомок Анака (см. Анаким, Рефаим). Критики полагают, что Т. есть название клана первобытных жителей города Хеброна, завоеванного Калебом. Некоторые считают его арамейского происхождения (תלם по-самаритянски значит "брат", что напоминает название другого гиганта, брата T., אחימן).
- 2) Сын Аммигуда (или по тексту - Аммихура), царь арамейской страны Гешур. Дочь его, Мааха, была одною из жен Давида и матерью Авессалома (см.). По убиении Амнона (см.) Авессалом нашел убежище y T., y которого жил три года (II Сам., 3, 3; 13, 37; I Хрон., 3, 2). В талмудической литературе תלמי, как имя египетских царей, соответствует греч. Птолемей.
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H8526. Оригинал: תַּלְמַי. Произношение: талмай. Часть речи: Имя собственное мужского рода. Этимология: от H8525 - Фалмай.
Навин 15:14: "Калев отобрал этот город у трех анакимов - Шеша́я, Ахима́на и Талма́я (ивр. Талмай), потомков Анака".
Судей 1:10: "Сыны Иуды напали на ханаанеев, живших в Хевро́не (раньше Хеврон назывался Кирьят-Арба́), и убили Шеша́я, Ахима́на и Талма́я".
Итак, собственное евр., арамейское имя ТАЛМАЙ существовало задолго до БАР ТАЛМАЯ- Варфоломея, I в. н.э., в период правления царя Давида (1035-965 до н.э.).
Общий вид
БАР ТАЛМАЙ, ВАР + ФОЛОМЕЙ = ивр.БАР ТАЛМАЙ בַּר תַלְמַי = ивр., арам. БАР בַּר сын + ТАЛМАЙ תַלְמַי борозда = сын борозды, т.е. земледелец, пахарь.
Таким образом, на русском религиозном пространстве апостол Варфоломей был известен преимущественно в среде духовного сословия.
Возможно это связано с религиозной борьбой между православием и католицизмом, с событиями Варфоломеевской ночи - массовым убийством гугенотов во Франции, устроенном католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня Святого Варфоломея (осквернили убийством День Святого). В Париже в этот день погибло около трёх тысяч человек, а по всей Франции в погромах было убито около 30 тысяч гугенотов.
Появление в XVIII-XIX вв. населенных пунктов Варфоломеево и подобных связано с культурно-просветительской и религиозной деятельностью Русской Православной Церкви, увековечила имя Апостола Варфоломея в топонимах.