2) Применение термина в русском языке. Национальный корпус русского языка
* Изборник (1076 г.): "любяштиимъ ю · припахнѹвъши бо въ мало времѧ члв҃кѹ · яко бѹря вѣтрьняя".
* История Иудейской войны Иосифа Флавия (перевод ок 1260 г.):"и помысли огнемъ зажещи и палающю пламени . въста буря от сѣвера страшна, и възврати огнь на римляны".
* Новгородская Карамзинская летопись. Вторая выборка (1400-1450): "Того же лѣта бысть буря силна в Ростовѣ, церкви 4 из основаниа выверже, а съ иных верхи
срывало, июля 6".
* Никоновская летопись (1425-1506 гг.) (1526-1530): "Сильная же она буря многими церквами поколеба и камеными, храмы же многи во градѣ Москвѣ ободра и верхи смета, а градные забрала размета и разнесе, а по селомъ и по властемъ многiе церкви, изъ основанiа взимаа, изверже далече и отнесе, такоже и храми[ны] многiе разоривъ, размета; а лѣсы старые и боры и раменiа и дубы великiе ис коренiа исторже, а у иныхъ верхи слома, другихъ же до половины, инѣхъ же до трети и по самой корень, аще которiи велми толсти бѣша".
3) Обобщение и вывод
а) Лингвисты XIX-XX вв. не смогли связать древнерусский термин "буря" в связи с его графикой и фонетикой (т. е. определить этимологию); установлен лишь перечень территорий, где применялось это слово-понятие.
Часть из них в средние века (860 гг.) относилась к Великоморавской державе, где просветители Кирилл и Мефодий осуществляли свою миссионерскую деятельность по распространению церковнославянского языка богослужения. Позже их ученики изгнанные из Моравии, организовали церковнославянские литературные школы в Охриде (Сербия) и Преславле (Болгария).
б) Срезневский, Измаил Иванович (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам, с. 110; https://dlib.rsl.ru/viewer/01004012018#?page=110
У И.И. Стрезневского в "Материалах..." термины "буря" представлены в формах: "бУря", где русская У (древнее написание буквы УК) пишется как буква Аин иврита - У; также "боура, боуроу и боуря". Мы можем сделать вывод, что подобный термин иврита мог содержать букву Аин (произношение Аин утеряно, 0 звука, передаёт звуки огласовок: А, Е, О, У).
в) Буря - очень сильный ветер (сильное волнение на море), возникающий по разным причинам. Скорость приземного ветра (на высоте 6-12 м.) при буре от 15-25 м/с и до 75-88 км/ч (9-11 баллов), сопровождается переносом песка пыли или снега, а в случае жестокой бури и разрушением строений, падением деревьев.
Любой предмет (дерево, строение) имеет определенную "парусность", воспринимает кинетическую (двигать, шевелить) энергию ветра. Набегающий поток воздуха создаёт подъёмную силу, в результате чего обычно верхняя часть строения (крыша) становится КРЫЛОМ, её срывает с креплений (ПОДНИМАЕТ) и отбрасывает на некоторое расстояние. При сильной буре и в современных строениях потоком воздуха сносит крыши, в средневековое время абсолютное большинство жилищ были деревянными, строили без гвоздей (металл дорог), крыши были деревянными.
* Бельский летописец (1630-1635):
"Того же году летом была буря велика велми, а взошла та буря з западныя страны из Литвы, и в литовских городех в Озерищах и на Невле город и хоромы посламала без остатков. А в Луцком и Торопецком уезде лес ломило большой и малой, и с коренья и попере[к], и храмы божыя и хоромы розносило до падошвы. А поперег шириною ломило тою бурею версты на две и на три и больши, не пропустила никакова дерева не ломя".
Вывод
По данным исторических источников мы можем сделать вывод, что термин "буря" обозначает природное явление при котором предметы обладающие площадью (парусностью): заборы, крыши строений, деревья - ПОДНИМАЮТСЯ под воздействием набегающего потока воздуха и переносятся на некоторое расстояние.
При этом происходит разрушение строений и поломка (лесоповал) деревьев. В библейском иврите нам необходимо искать подобные термины и образы, буря в древнем мире считалась "божьим наказанием" за людские грехи.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корень - БУРЯ = Б+УР+Я, появляется корень иврита УР поднимать.
Общий вид
русск. БУРЯ = Б+УР+Я = иврит Б как, в виде + УР עוּר поднимать, пошевелить, качнуться (или ОРЕР עוֹרֵר поднимать от УР) + ЙА краткое написание имени Бога, Господь; т. е. Господь поднимает.
б) Источник
* См. стронг иврита УР, ОРЕР; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/5782.html
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 345.
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H5782&k=1S...
Hомер Стронга: H5782. Оригинал: עור. Произношение: ‛ур. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень [скорее идентично с H5783 through the idea женский род opening the eyes] - A(qal): пробуждаться, ободряться, возбуждаться. B(ni): быть возбуждённым, подниматься. C(pi): пробуждать, поднимать (от сна), возбуждать, поднимать. E(hi): пробуждать, поднимать (от сна), возбуждать, тревожить, поднимать (оружие). G(hith): пробуждаться, возбуждаться, раздражаться, восставать.
в) Библейский образ
* Иеремия 25:32: "Так говорит Господь Саваоф: вот, бедствие пойдет от народа к народу, и большой вихрь поднимется (ЙЕОР от УР) от краев земли".
* Иеремия 6:22: "Так говорит Господь: вот, идет народ от страны северной, и народ великий поднимается (ЙЕОР от УР) от краев земли".
* Иеремия 51:1: "Так говорит Господь: подниму (МЕИР форма от УР) Я против Вавилона, против жителей Лев-Кама́я[+], гибельный ветер!
Таким образом, можно утверждать - термин церковнославянского языка БУРЯ был создан искусственно в результате соединения приставки Б и библейского корня УР.
Древний автор (хорошо знавший иврит) описал наблюдаемое природное явление, когда сильный поток воздуха срывает предметы и отбрасывает их на некоторое расстояние.
Данный историко-лингвистический факт мы можем отнести к религиозной и культурной деятельности иудеохристианской Церкви. Только Церковь обладала властью, финансовыми ресурсами, подготовленными профессиональными кадрами (богословы, монахи переводчики, священниками) и ставила перед собой главную задачу - донести до каждого христианина Слово Бога. Других организаций, способных создать язык история не находит.