М. В. Ломоносов. Ода на день брачного сочетания...
государя великого князя Петра Феодоровича и
государыни великия княгини Екатерины Алексеевны 1745 года (1745)
1) Существующая этимология
а) Викисловарь
Корень: -брак-. Корень: -бр-; суффиксы: -а-к. Значение: семейный союз двух (или более) супругов; супружеские отношения.
Этимология
Из ст.-слав. бракъ "женитьба", образованного с помощью суффикса -к (как, например, слово "знак") от глагола "брати" - "брать". Связь слова "брак" с этим глаголом подтверждается выражением "брать замуж" диалектное "браться" - "жениться", украинское "побралися" - "женились". Глагол "брати" (первоначально имевший значение "нести") в применении к женитьбе означает "схватить", "похитить". Дело в том, что основу брака у древних славян составляло похищение девушки из другого рода или племени. Время появления слова "брак" оспаривается. Старославянское слово "брак" уже означало обряд "взятия замуж", а потом и само замужество, т.е. супружество. ... (???)
б) Этимологический словарь Макса Фасмера
Брак II. "бракосочетание, супружество", стар. также "празднество", укр. брак, ст.-слав, бракъ gamos (Супр.), болг. брак. Слово не является народным ни в русск., ни в укр. (Бернекер 1, 81). Болг. брак, сербохорв. брак "женитьба, свадьба" также рассматриваются как заимств. из цслав. на основании их истории; см. Ланг, LF 43, 404 и сл., который предполагает вместе с Соболевским (AfslPh 33, 611) то же самое и для вост.-слав.
Они считают исходной формой праслав. *borkъ; ср. беру, подобно знак: знаю; см. также Бернекер 1, там же, где приводится браться "вступать в брак". Точно так же и Гуйер (LF 40, 304), связывая это слово с греч., лат. fero, пытается реконструировать древнее знач. "умыкание". Напротив, Траутман (GGA, 1911, стр. 245 и сл.) предполагает праслав. *brakъ - нулевую ступень по отношению к ступени редукции *bьrati. (???)
в) Историко-этимологический словарь современного русского языка. П.Я. Черных, М., 1999 г.
В этимологическом отношении слова "брак" неясное. В русском языке оно, по-видимому, из старославянского, с др. болг. -ра- вместо -оро-. Его старшее значение - "брак освященный церковью". Но происхождение южнославянского "брак" от этого не становится яснее.
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1975, вып. 1; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_1.pdf
Термин "брак" зафиксирован в XII-XIII вв., использовался в летописях, переводной литературе и в актах; "брачити" (брачиши) - выдавать замуж, отмечен с XI века; "брачный" с XII века.
б) Национальный корпус русского языка
* Новгородская Карамзинская летопись. Первая выборка (1400-1450): "А радимичи, и вятици, и северяне единь обычаи имуть: живяху в лесех, якоже и всякыи зверь, ядуще все нечисто, срамословие в них пред родители, и племяни не стыдятся, браци не бываху в них, но игрища межи селы; и схожахуся на игрища и на вся бесовъскаа плясаниа, и ту умыкаху себ; жены, с неюже кто свечався, и имяхут же и по две и по три жены".
* Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича (1390-1450): "Сему же бывшу лет 16, и приведоша ему на брак княгиню Овдотью от земля Суждалскыя, дщерь великого князя Дмитрия Костянтиновича и матере великые княгини Анны".
* Поучение [ростовского и ярославского] архиепископа [Феодосия Бывальцева] новопоставленному попу или настоятелю монастыря (1454): "Аще будеть на браце или в пиру позоры каковы, отходи прежде видениа, на тът брак не ходи, ни к двоеженец или треженець, или муж жену пустит, или жена мужа пустит без вины, или в племяни поимутся, никако же не ходи".
* Иван Грозный. Ответ Яну Роките (1570): "Азъ бо тя вопрашивал въ томъ, како держите девство, и брак, и блуд, и ты не по тому писалъ".
* И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему... (1718-1725): "5. Еще бо Мартин Лютор не родился, а православнии христиане то знали, еже брак честен. ... Еще бо и прежде апостолова послания, Сам Господь Бог объявил нам, яко брак честен, ибо, во время плотскаго Своего бытия на земли, в Кане Галилейстем на браке был, и обедал тамо, и, видя недостаток вину, первое чудо сотворил на том торжестве брачном и силу Свою Божию объявил: простую воду в вино претворил (Иоан. гл. 2, стих 7)".
3) Обобщение и вывод
Мы выяснили, что термин "брак" и производные использовались в русской литературе примерно с XI века, исследователи отмечают, что этимология слова неясна, представленная этимология терминов "брак" = "беру" мало убедительна, не соответствует действительности.
Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и терминологией, т.к. половые отношения между мужчиной и женщиной (как и другие) в древнерусском обществе регулировались на основе библейской религиозной идеи и права.
4) Библейские образы, половые отношения мужчины и женщины в Библии и Талмуде
а) Библия
* Бытие 1:27, 28: "И сотворил (Б.Р., БАРА) Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил (Б.Р.) его; мужчину и женщину сотворил (Б.Р.) их". "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
* Бытие 2:24: "Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть".
* Бытие 4:1: "Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа".
Посредством полового акта мужчина и женщина ТВОРЯТ новую жизнь, становятся в этом смысле подобными Богу. Мужское семя содержит наследственную информацию, которая передается от отца потомству, мать наполняет зародыш плотью, превращая его в живого человека. Имя первой женщины Хава (Ева) от слова "хая" - "дающая жизнь".
* Иезекииль 36:11: "И умножу на вас людей и скот, и они будут плодиться и размножаться, и заселю вас, как было в прежние времена ваши, и буду благотворить вам больше, нежели в прежние времена ваши, и узнаете, что Я Господь".
б) ЕЭБЕ/Брак (Талмуд)
"По учению Талмуда, браки устраиваются самим небом. Одна матрона спросила р. Иосе бен-Халафта: "Во сколько дней Бог создал мир?" - "В шесть". - "Но чем же Он занимается с того времени доныне?".
"Бог, - ответил тот, - сидит и устраивает браки: дочь того-то назначается тому-то" - "Но разве это большое искусство? ведь я тоже могу это сделать и у меня есть много рабов и много рабынь, и я всех их в одну минуту сочетаю браком". - "Тебе это кажется легким делом, а для Бога это такое же чудо, как рассечение Чермного моря, происшедшее при исходе евреев из Египта".
Когда р. Иосе ушел, она взяла 1000 рабов и 1000 рабынь, расставила их попарно, говоря: "Ты возьми эту, а эта пусть выходит замуж за того", - и сочетала их всех в одну ночь. На следующий день она пришла и увидела - у одного череп размозжен, у другого глаз выколот, у третьего нога сломана. Она спросила их, что с ними? Тут все, расплакались; один сказал: "Я не хочу этой", а та сказала: "Я не желаю этого" (Бер. р., LXVIII. 4). За сорок дней до сформирования зародыша Бат-Кол (голос с небес, возвещающий волю Бога) назначает ему спутницу жизни (Сота, 2а; Санг., 22а; ср. Моэд К. 18б)".
Господь, создавая первую человеческую пару, предусмотрел способность её к воспроизводству себе подобных людей. Для чего? Вероятно, необходимо было обеспечить материально существование человеческого рода в пространстве и времени - выживаемость вида.
в) "Обладайте землёй, владычествуйте над рыбами, птицами, и над всяким животным" - задачи второго плана. Они могут быть решены лишь только при достаточном количестве людей для "обладания и господства" над землей и животными, так как физические и духовные силы отдельного человека ограничены. Деятельность человека в сообществе себе подобных безгранично расширяет возможности человечества.
*** Главнейшая программа Бога, поставленная перед человеком - "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю"!!! И действительно, акт ТВОРЕНИЯ (зачатия и рождения) нового человека возможен лишь при совместных усилиях мужчины и женщины, другие способы родить ребенка природой (Богом) не предусмотрены. Половой инстинкт, заложенный природой в людей - основа выживаемости рода человеческого, порождая (творя) новую жизнь люди становятся "подобны Богу", Творцу человека.
5) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Мы подошли к пониманию смысла термина, который выражает общественное явление - БРАК, союз мужчины и женщины, их совместная половая жизнь, необходима лишь для зачатия и рождения новой человеческой жизни. Осталось только совместить библейский образ Творения человека с терминологией иврита.
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень - БРАКЪ = Б.Р.А.+КЪ.
У нас сразу же выявляется корень иврита БАРА создавать, творить; БОРЕ Творец, Создатель.
Общий вид
Русск. БРАКЪ = Б.Р.А. + К = ивр. Б.Р., БАРА בָּרָא создать, творить; Создатель, Творец + К как, подобие, соответствие, сходство. В БРАКЕ мужчина и женщина - Творцы, они создают нового человека, и по этому деянию подобны Богу (по образу и подобию).
б) Библейский образ
* Бытие 1:27: "Бог сотворил (ивр. ЙИВРА форма от БАРА) человека, образ Свой, Божий образ Он сотворил (БАРА), мужчину и женщину сотворил".
* Екклесиаст 12:1: "И помни Создателя (ивр. БОРЕАХА, от БАРА) твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в них!".
в) Источник
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
Hомер Стронга: H1254. Оригинал: בּרא. Произношение: бара′. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): творить, сотворить, создавать
Таким образом, используя терминологию иврита и библейские образы мы "вышли" на понимание русского термина БРАК, совместное проживание мужчины и женщины всегда имеет целью зачатие ребенка. Этимологию лингвистов XIX-XX вв. надо признать неудовлетворительной, сознание и мышление человека и общества в целом вплоть до 1917 г. было религиозным.