Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Босяк - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  В Петербурге его называют "вяземским
  кадетом", в Москве "золоторотцем", в
  Одессе "шарлатаном", в Харькове
  "раклом". В Киеве имя ему "босяк"
   А. Куприн
  
  
  1) Существующая этимология
  
  а) Викисловарь, босяк
  
  Корень: -бос-; суффикс: -як-. Значение - разг., пренебр. опустившийся, нищий человек из деклассированных слоёв общества. Этимология - нет.
  
  б) Словарь русских синонимов
  Оборванец, лохмотник, золоторотец; бич, хулиган, бездомный, вор, бродяга, преступник, люмпен, бомж.
  
  в) В толковых и этимологических словарях подобная интерпретация, в словаре Даля и Макса Фасмера термин не истолкован, в русских летописях найти слово не удалось.
  В "Ономастиконе" академика С.Б. Веселовского (1876-1952) упоминаются: "Босые - много лиц и несколько фамилий разного происхождения; Босые, московские гости, XVI-XVII вв.". Отметим, что комментаторы термина "босяк" не принимают связь понятий босяк = босой за основу в истолковании термина, во всех истолкованиях исходное положение - социальная иерархия.
  
  2) Обстоятельства возникновения термина
  
  А. Куприн в своём очерке (Босяк, 1895) указывает на место возникновения понятия - Киев (город славился своими нищими), и условия формирования "босяцкой" прослойки.
  
  "В публике почему-то укоренилось мнение, что среди босой команды влачат свое жалкое существование бывшие богатые помещики, гусарские офицеры, чуть ли даже не бывшие ученые, которых заставила так низко упасть слабость к спиртному. Без сомнения, эти слухи весьма преувеличены, однако в них есть доля правды: почти всегда между босяками есть пять-шесть человек, бывших когда-то учителями, армейскими капитанами, подающими надежды музыкантами... Но большинство членов босой команды все-таки составляется из пропившихся мастеров и подгородних крестьян, дошедших вследствие безработицы, лености или пьянства до ночлежного дома".
  
  Все крупные российские писатели конца XIX века отметили в своих произведениях появление новой социальной прослойки. В литературе появляется новый герой - босяк, человек, отвергнутый обществом, изгой, судьба которого никого не интересует. Такой герой изображается в произведениях М. Горького: "По костюму это был типичный босяк, по лицу - славянин" ("Коновалов"; "На дне"); у А. Чехова (Новая дача), босяки строят мост.
  
  Слово-понятие возникло после отмены крепостного права (1861-1883), в это время на российский рынок труда попала масса крестьян, лично свободных, но не имеющих средств для существования, на "выкуп" земли крестьяне были переведены с 1.1. 1883 года. В результате действий царского правительство (подобное повторилось при проведении "приватизации" после развала СССР), охранявшего интересы дворян и помещиков, сформировалась прослойка населения, которая жила за счет случайного заработка и благотворительности: бурлаки, грузчики в портах, временные сельскохозяйственные и строительные рабочие и большое число просто нищих людей.
  
  Куприн упоминает термин "золоторотцы", "Золотая рота" - первоначально неофициальное название Роты дворцовых гренадер (старые заслуженные солдаты, носили мундиры красно-золотых цветов), введена Николаем I в 1827 году. Позже это выражение приобрело переносный и бранный смысл и стало обозначать представителей городских низов и преступного мира. Термин стали применять к арестантским ротам при крепостях и вообще к арестантам, им обозначали деклассированные слои общества, опустившихся, обнищавших людей. Рядовой представитель "золотой роты" назывался "золоторотцем", В. А. Гиляровский (писатель, знаток жизни низов общества и преступного мира) считал, что термин имел общерусское распространение.
  
  Второй термин, употребленный А. Куприным - "ракла", словари указывают значение: мелкий воришка, молодой вор, некоторые авторы связывают слово с цыганским языком. Скорее всего, термин связан с ивритом (арамейским языком), цыгане также заимствовали понятия Библии, как и другие народы.
  
  РАК+ЛА = "рака" (Мф. 5:22): "кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону" (суду). В иврите РЕКА רֵקָא, РЕИКА רֵיקָא бездельник, пустой, негодный человек, безумный (гомосексуалист); невежда, некультурный + ЛА принадлежность.
  
  Это бранное слово, по-видимому, было в большом употреблении между евреями во времена Иисуса и считалось очень оскорбительным. Очевидно, что формирование новых терминов - процесс социальный, новое явление (предмет) вызывает появление нового идеального понятия - термина, основу для нового слова выбирают из господствующей идеологии, а она, как известно - иудеохристианская.
  
  3) Роль еврейства в развитии юга России
  
  Влияние еврейства на экономическую и культурную жизнь России после отмены крепостного права исследовано плохо, информация разбросана по многим малоизвестным работам или представлена в урезанном, общем виде. На юге Российской империи (в черте оседлости) евреи являлись важнейшим финансовым, торговым и ремесленно-промышленным элементом, о чем сообщают данные Всероссийской переписи 1897 г., 72,5 % "русских" купцов - евреи. В Киевском уезде еврейское население составляло в 1847 году 5476 чел.; в Киеве - 1411 (1862 г.), 3013 (1863), 13 803 (1874), 18 000 (1887, всего жителей 170 000). В Киевской губернии в городах проживало до 31, 6% евреев, в местечках 37,9%, в сельской местности - 3,1%; при общем населении в 3,5 мил. человек, евреев - полмиллиона (кон. XIX в). Основные занятия: торговля (50% - торговля с/х продуктами), изготовление одежды, извозный промысел, строительство и ремесло. Примерно 28% еврейского населения относилось к малообеспеченным слоям населения, многие из них жили за счет благотворительности и перебивались случайными заработками.
  
  К январю 1910 г., по данным городской полиции, в Киеве проживало 50.792 евреев (всего 468.702 жит.), реальное число евреев было всегда выше представленных цифр, так как город (экономический центр региона), привлекал массы неоседлых и незарегистрированных евреев. Существовавшее в то время законодательство, враждебное отношение христианского населения и властей, существенно ограничивало деятельность и свободу передвижения евреев на самом элементарном бытовом уровне. Тем не менее значительное увеличение еврейского населения во второй половине XIX века и его экономическое влияние на развитие России необходимо должно было привести к образованию новых слов-понятий. Мы привели эти очень краткие сведения лишь для того, чтобы читатель мог представить себе культурную и экономическую ситуацию того времени, появление новых терминов в языке всегда связано с изменениями, происходящими в экономической, политической и этнической жизни общества.
  
  4) Терминология иврита
  
  а) Терминология
  
  + БОС + ЯК = БАС, БУС, БОСЕС בּוֺסֵס ,בָּס ,בּוּס, растаптывать, уничтожать, разрушать, питать отвращение; низвергнуть, сразить; попирать, топтать, брезговать; ИТБОСЕС הִתְבּוֺסֵס валяться на земле; БАСА בָּסָה растаптывать, уничтожать.
  
  + БОС+ЯК = БАСАС בָּסַס питать отвращение, попирать, низвергнуть + ЙАКА (яка) יָקֵע вывихнуться; сдвигаться; ЙК יקע клеймить, уличать.
  
  б) Источник
  
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H947. Оригинал: בּוס. Произношение: бус. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): топтать, попирать (ногами). C(pi): топтать, попирать (ногами); перен. осквернять. F(ho): прич. попранный, затоптанный, попираемый. G(hith): прич. брошенный на попрание, шатающийся.
  
  в) Библейские образы
  
  * Захария 10:5: "И они будут, как герои, попирающие (бус) врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях".
  
  * Исаия 63:18 "Короткое время владел им народ святыни Твоей: враги наши попрали (бус) святилище Твое".
  
  Таким образом, русский термин "бос+як" очевидно составлено из двух понятий иврита, которые характеризуют положение членов социальной прослойки находящейся "на дне" бытия. Общий смысл - отторгнутый и сурово осуждаемый обществом за образ жизни человек, заклейменный позором в общественном мнении.
  
  Кишинев, 2012 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"