М. Е. Салтыков-Щедрин. Современная идиллия (1877-1883)
Бивень - большой клык у хоботных млекопитающих (слон, ископаемый мамонт), у индийских слонов длина бивней достигает 1,6 м, вес до 25 кг, у африканских слонов самый крупный из бивней достигал длины 4,1 м при весе 148 кг. Также бивнями называют видоизменённые передние зубы "морских единорогов" - нарвалов, и клыки моржей.
1) История возникновения понятия "бивень", этимология и характеристика
а) Этимология
Этимология термина не разработана, преобладает гипотеза о происхождении термина от глагола "бивать", согласно выполняемой ими функции, как и когда термин сформировался в русском языке неизвестно. Русский человек вплоть до Нового времени не видел слонов и был знаком с этим животным по редким описаниям из переводной греческой и богослужебной литературы: "Еще же Соломон створи слонов престол из великих зуб". Хрон. Г. Амартола, XIII-XIV вв. (Словарь русского языка XI-XVII вв.).
Поиск происхождения термина "бивень" по словарям результатов не дал, абсолютное большинство словарей слово не комментируют, или ограничиваются сообщением словаря Д.Н. Ушакова, 1935 г.: "Бивни, бивней, ед. бивень, бивня, муж. Два сильно развитых крепких зуба, иногда громадного размера, у некоторых млекопитающих (преим. самцов). Бивень кабана, слона".
* Словари Российской Академии Наук 1789 и 1847 гг. термина "бивень" не знают. Как научный термин, слово зарегистрировано в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, 1890 г., зафиксировано в литературе в 1915 г. в рассказе В. Хлебникова "Ка".
б) История находок мамонта
Находки бивней мамонта стали частым явлением во время освоения Сибири, в XVI-XIX вв. землепроходцы встречали останки мамонта вымытых водой из слоёв вечной мерзлоты. В 1799 году у устья реки Лена нашли сохранившийся целый труп мамонта, в 1806 г. ученым Российской Академии наук удалось собрать полный скелет этого древнего животного.
* В. Н. Татищев. Сказание о звере мамонте (1730): "Сказание о звере мамонте, о котором обыватели сибирские сказуют, якобы живут под землею, сих о том доказательствы и других о том различные мнения ...
Другия мнят быть особному на земли зверю, приемля за основание Иева главы 40 стих 10, где сказует о звере бемуте (бегемоте), утверждая последующим: 1) имя бемут и мамонт великой разности не имеют и якобы от прошествия многих лет древнее его имя неправильным изречением пременилось; 2) о действии рогов и силе мнят, якобы в некотором переводе Иев ясно рогами, а не тайным удом назвал; 3) понеже живет в пустых и болотистых местах, того ради видеть его никто не может; 4) в таковых болотах кости их по умертвии далеко в землю углубиться могут, а когда те болота стоком воды к реке или обыкновенным парением осушатся, то над ними останется сухая земля; сему мнению наиболее шведские пленники, служа святому писанию, последовали, невзирая, что там оприкладно сказуется, как о том многие и толковники мнят".
* Отметим, что в иврите есть термин МАМУТА מַמוּתָה мамонт. А. И. Тургенев. Дневники (1825-1826): "Окаменелости и остатки выкопанных из земли животных, между коими и сибирский мамут".
"крупный, вымерший вид лохматого слона, обитающий в северных широтах", 1706 г., с русск. mammot′, вероятно, из остякского, финно-угорского языка северной России (ср. финский maa"земля"). Поскольку останки были выкопаны из земли, считалось, что животное пустило корни, как крот".
* Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), ст. Мамонт
"По Миддендорфу за последние 200 лет из Сибири вывозились ежегодно не менее 100 пар бивней мамонта. В 1887-93 гг. на ярмарке в Якутске продавалось ежегодно 1100-1700 пд. мамонтовых бивней, по цене 24-37 руб. за пуд, на сумму 30 000-55 500 руб"; "в 1888 г. было добыто в Колымском округе 1500 пд., в 1889 г. -950 пд., а в 1891 г. из Якутской области было вывезено только около 700 пд. На месте "рог" в 3 пд. продается за 10-30 р.".
В XIX веке частые находки бивней мамонта в Сибири обусловили необходимость особого термина, он оформиться как малоизвестный специальный термин в среде специалистов, торгового, косторезного и ювелирного дела - потребителей этого сырья. Из бивней изготовляли предметы, которые находили спрос у высшей знати; в народных говорах, в среде добытчиков мамонтовой кости, бивень обозначали терминами - клык, зуб, рог (ЭСБЭ).
в) Характеристика "бивня"
Все исследователи, косторезы и пользователи бивней слона или мамонта указывают на их значительную твердость (соответственно долговечность) и приравнивают обработку бивней к обработке камня.
Выводы
Этимология - отсутствует, в древнерусском языке слово не зафиксировано, вплоть до конца XIX века словари термин не комментируют; целесообразно обратиться к справочнику всех времен и народов - терминологии Библии.
2) Добыча, обработка и применение слоновой кости в истории
а) Во время с/х и строительных работ люди находили окаменевшие останки древнейших животных. Кости и бивни мамонтов были известны давно, встречались часто в отложениях ледниковой эпохи Европы и Сибири (в России по берегу океана и на реках). Естественно, что при обнаружении гигантских костей вымерших животных христиане сообщали о находке местным священникам, которые по-разному интерпретировали эти находки и нередко в божественно-легендарном смысле (создавали легенды о драконах), есть случаи, когда кости мамонта почитали как "мощи" святых.
С раннего средневековья слоновая кость широко использовалась в христианстве, из неё изготовляли кресты, иконки, епископские посохи, дарохранительницы, статуи святых и прочую церковную утварь, а также произведения искусства (барельефы) на темы Святого Писания.
Согласно старинным документам бивни высоко ценились в торговле (товар для знати), из них изготовляли различные бытовые и дорогостоящие предметы: гребни, рукоятки, кубки, шкатулки, барельефы, портреты, медали. В средние века во Франции, Германии, Нидерландах, Венгрии, Византии существовали корпорации (в Париже - 7) резчиков обрабатывающих слоновую кость. В России резчики по кости стали работать в Оружейной палате с XVII века, до этого времени выделывали простые бытовые предметы.
б) Традиция делать троны монархов частично или полностью из слоновой кости зародилась в древнем мире, в Греции и Италии найдены остатки таких тронов; из Библии известен трон из слоновой кости царя Соломона. Самым древним русским троном (Оружейная палата Кремля), считается трон царя Ивана IV Грозного. Исследователи полагают, что его привезла на Русь Софья Палеолог, бабка Грозного, как подарок на венчание князя Василия III и Елены Глинской, родителей Ивана IV. Каркас трона деревянный, украшен пластинами слоновой кости с изображением библейских сюжетов и мифологических животных.
* С древнейших времен евреи освоили обработку камня и ювелирное искусство, Библия упоминает: золотых и серебряных дел мастеров (Суд., 17, 4; Исаия, 40, 19), резчиков на камне (Исх., 28, 11, 21), каменотесов и медников (II Хрон., 24, 12).
В 3Цар.16:24 говорится, что царь Израиля Омри (ок. 875 г. до н. э.) построил город Шомрон (Самария) и сделал его царской резиденцией, где был построен богатый дворец царей Израиля, внутренние стены которого инкрустировались резьбой по слоновой кости.
"При раскопках обнаружили много обломков слоновой кости. На месте древней Самарии земля "буквально была усыпана ими". На крупных фрагментах сохранились части "изысканных рельефов работы финикийских мастеров". Так было удостоверено, что дворец и есть тот самый "дом из слоновой кости царя Ахава". Все эти фрагменты были остатками отделки дворцовых комнат и мебели. Пластинки из слоновой кости, найденные при раскопках Шомрона, выставлены в музее Рокфеллера в Иерусалиме".
* В Новое время, как сообщает ЕЭБЕ, ст. Ремесленники: "Большинство евреев занято в портняжном деле, сапожном, а также ювелирном. В Голландии евреи очень сильно представлены в шлифовании бриллиантов; в Амстердаме число евреев-шлифовщиков равно 60%".
Мы нашли логическое основание, термин "бивень" - обозначение твердого материала, нуждающегося в специальной обработке, сформировался в среде купцов торгующей слоновой (мамонтовой) костью, ювелиров и резчиков по кости.
Это сфера, в которой издавна было много евреев (христиан и иудеев), и если нам удастся подобрать соответствующий термин и образ в иврите и иудаизме, то наша гипотеза будет близка к научному факту.
3) Терминология иврита и библейский образ
а) Философия термина "бивень"
Бивень мамонта - дорогостоящий поделочный материал, ценность его заключается именно в долговечности и твердости (прочности), предмет обработки косторезов и ювелиров. Люди каменного века изготовляли из него различное оружие и орудия, путем отщепов, как и в обработке камня. В средневековый период и в Новое время добыча, и обработка бивней приняла значительные размеры, на международном рынке "московская слоновья кость" ценилась дорого.
Мы вышли на понимание смысла предмета нашего исследования, бивень оценивали косторезы и ювелиры, в ремесле которых возможность обработки камней, металлов и кости играла главную роль.
Термин "бивень" должен содержать в структуре слово-сигнал, который в сознании человека вызывал образ твердого предмета - понятие о твердом материале предмета из которого он состоит, указывать на его содержание, различали "твердую" и "мягкую" слоновью кость.
б) Терминология иврита
Бивень = б+ивень = ивр. Б בּ в виде + ЕВЕН אֶבֶן камень; корень Е.В.Н. אבן делать твердым как камень, превращать в камень; АВНИ אַבְנִי каменный, твердокаменный.
в) Источник
Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
Hомер Стронга: H68. Оригинал: אֶבֶן. Произношение: эбэн. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: от the корень H1129 through the meaning to build - 1. камень; 2. гиря, вес.
г) Библейские образы
В книгах Библии термин "евен" (камень) употребляется 126 раз, в том числе и как драгоценный камень.
* Притчи Соломона 17:8: "Подарок - драгоценный камень (евен) в глазах владеющего им: куда не обратиться он, успеет".
* Притчи Соломона 26:8: "Что влагающий драгоценный камень (евен) в пращу, то воздающий глупому честь".
Таким образом, русский термин "б+ивень" имеет значение - предмет из твердого как камень вещества, является понятием иврита. Сформировался как узкоспециальный термин в среде торговцев драгоценностями, ювелиров и резчиков по кости примерно в XVII-XVIII вв., в XIX в. получил распространение в литературе.